Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ (ООД).




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения Российской Федерации»

 

Доц. А.Г.Козлов

Основы ухода за больными

после хирургической операции

(методические рекомендации

Для преподавателей)

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Марта 2013 года

Заведующий кафедрой

Проф.                     А.Б.Ларичев

 

Ярославль

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Научить студентов ухаживать за больными с постельным режимом после операции

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· основы патофизиологии послеоперационного периода;

· разновидности положений больного с постельным режимом;

· способы смены постельного и нательного белья у тяжелых больных;

· правила ухода за кожей больных о постельным режимом;

· возможные осложнения, связанные с недостаточным уходом за полостями рта и носа, глазами, ушами, способы их профилактики и лечения;

· правила гигиены выделений больных с постельным режимом;

· понятие раны, основы раневого процесса;

· возможные осложнения со стороны раны и методы их профилактики.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· придать больному в постели функционально выгодное положение;

· менять постельное и нательное белье у тяжелого больного;

· ухаживать за кожей больного и осуществлять профилактику пролежней;

· производить уход за полостью рта, носа, глазами и ушами у тяжелого больного;

· подать судно больному в кровать;

· вести наблюдение и уход за послеоперационной раной;

· ухаживать за дренажами раны.

ОСНАЩЕНИЕ

Принадлежности для ухода за больными, ситуационные задачи, тест.

ПЛАН-ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия Время (мин) Место отработки этапа Содержание самостоятельной работы
1. Организационный 5 Учебная комната  
2. Контроль исходного уровня знаний 25 Учебная комната Тест
3. Семинар 30 Учебная комната Ответы на вопросы, решение ситуационных задач.
4. Промежуточный итог 5 Учебная комната Выяснение возникающих вопросов.
5. Практическая часть 60 Учебная комната, помещения хирургического отделения Освоение практических навыков по уходу за больными после операции.
6. Заключительный контроль 20 Учебная комната Ситуационные задачи, тест
7. Общий итог 5 Учебная комната Самооценка

Воспитательное значение

В послеоперационном периоде пациент хирургического отделения наиболее уязвим для развития осложнений, и в то же время он наименее способен к самообслуживанию, выполнению норм личной гигиены. Все это накладывает большую ответственность на врача за организацию и осуществление ухода за пациентом в этот решающий для успеха всего хирургического лечения момент.

ТЕМЫ УИРС и НИРС

1. Комплексная профилактика нагноений послеоперационных ран.

2. Причины развития и профилактика восходящей уроинфекции.

3. Осложнения катетеризации сосудов и их профилактика.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

ü Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т. Уход за хирургическими больными: учебник. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. ––288 с.

ü Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –192 с.

ü Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными. «Уроки доброты»: учебное пособие для медицинских вузов. –М.: ГЭОТАР-Медиа. –2008. –416 с.

Дополнительная

ü Вебер В.Р. Основы сестринского дела: учебное пособие для медучилищ. –М.: Медицина. –2001. –496 с.

ü Венцел Р.П. Внутрибольничные инфекции (пер. с англ.) –М.: Медицина. –1990.

ü Общий уход за больными: учебное пособие /Под ред. В.Н.Ослопова и О.В.Богоявленской. –М.: ГЭОТАР-Медиа. –2006. –400 с.

ü Основы асептики и ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. В.И.Оскреткова. –Ростов-на-Дону: Феникс. –2007. –608 с.

ü Основы ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. А.А.Глухова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –288 с.

ü Садикова Н.Б. Тысяча советов медсестре по уходу за больными. –Минск: Современный литератор. –2002. –832 с.

ü Уход за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. Б.С.Суковатых. –М: МИА. –2007. –496 с.

ü Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. (пер. с венгер.) –Будапешт. –Издательство Академии наук Венгрии. –1988.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие о хирургической операции и о послеоперационном периоде.

2. Что такое функционально выгодное положение?

3. Что такое пролежни? Как осуществляется их профилактика?

4. Какие существуют способы смены постельного белья у тяжелых больных? Как часто она производится?

5. Какие правила соблюдают при смене нательного белья?

6. Как правильно обрабатывать полость рта у тяжелого больного?

7. Как осуществляется уход за глазами больного?

8. Как удалить серу, скопившуюся в наружном слуховом проходе?

9. Как подать больному судно?

10. Как производится подмывание больного в постели?

11. Какие осложнения возможны со стороны послеоперационной раны?

12. Как производится уход за чистой раной?

13. Правила ухода за гнойной раной.

14. Правила ухода за дренажами.

15. Как осуществляется уход за больными при вакуум-терапии?

16. Как осуществляется борьба с болью в послеоперационном периоде?

17. Какое положение конечности называется среднефизиологическим?

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. У больного Р. 62 лет, страдающего ожирением, ишемической болезнью сердца, недостаточностью кровообрашения и находящегося на постельном режиме после выполнения ампутации правого бедра в связи с сахарным диабетом возникло покраснение кожи в области крестца. Температура тела 37 градусов, имеется ощущение «мурашек» на пораженном участке кожи.

Какое осложнение возникло? Каковы возможные пути его развития? Какие факторы способствовали его развитию? Как осуществлять предупреждение усугубления процесса?

2. У больного Н 68 лет выполнено наложение гастростомы по поводу опухоли пищевода, полностью перекрывающей просвет. Питание в послеоперационном периоде осуществляется только через гастростому. Больной кахектичен, ослаблен, не способен к самообслуживанию. На четвертые сутки у больного отмечается припухлость в левой околоушной области, неприятный запах изо рта, покраснение десен.

Какие осложнения возникли? Что способствовало их возникновению? Как осуществлять их предупреждение? Как ухаживать за полостью рта данного больного после развития осложнения?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧИ

1. У больного наблюдается первая стадия развития пролежня (ишемии). Данная стадия обратима, при правильном осуществлении ухода произойдет полное восстановление структуры и фнккции пораженной кожи, при неправильном уходе будет наблюдаться омертвение кожи, а далее и глубжележащих тканей до костей. Развитию пролежня способствовали: постельный режим, неправильный уход за больным, ожирение, ишемическая болезнь сердца с недостаточностью кровообращения, сахарный диабет, ограничение движений в связи с болью и утратой нижней конечности.

Для профилактики углубления пролежня необходимо соблюдение следующих мероприятий: матрац, простыни под больным должны быть чистыми, тщательно расправленными, без складок, без крошек. Загрязненное, мокрое белье немедленно меняется. Каждые 2 часа больного поворачивают, изменяя его положение в кровати, при этом места возможного появления пролежней осматривают, протирают камфорным спиртом или другим дезинфицирующим средством, производят легкий массаж - поглаживание, похлопывание.

Под крестец больного подкладывают резиновый надувной круг, покрытый пеленкой, а под локти и пятки - ватно-марлевые круги. Более эффективно использование противопролежневого матраца, который состоит из множества надувных секций, давление воздуха в которых периодично волнообразно меняется, что также периодично волнообразно меняет давление на различные участки кожи, тем самым производя массаж, улучшая кровообращение кожи. При появлении поверхностных поражений кожи производят их обработку 5% раствором перманганата калия или спиртовым раствором бриллиантового зеленого.

2. У больного возникли воспаление десен (гингивит) и воспаление околоушной слюнной железы (паротит). Развитию осложнений способствовали: истощение больного, обезвоживание связанное с непроходимостью пищевода, ослабление больного, приведшее к невозможности самообслуживания, отсутствие нормального питания, приводящее к застою инфицированной слюны в околоушной железе, плохой уход за больным.

Тяжелые больные не могут самостоятельно чистить зубы, поэтому медсестра должна обработать больному полость рта. Для этого она поочередно с каждой стороны отводит шпателем щеку больному и протирает зубы и язык с помощью пинцета марлевым шариком, смоченным 5% раствором борной кислоты, или 2% раствором натрия гидрокарбоната, или слабым раствором пермамганата калия. После этого больной тщательно прополаскивает рот тем же раствором или просто теплой водой.

Если больной не в состоянии произвести полоскание, то ему выполняют орошение полости рта с помощью кружки Эсмарха, резиновой груши или шприца Жане. Больному придают полусидячее положение, грудь накрывают клеенкой, к подбородку подносят почкообразный лоток для оттекания промывной жидкости. Медсестра шпателем поочередно оттягивает правую, затем левую щеку, вводит наконечник и орошает полость рта, отмывая при этом струей жидкости частицы пищи, зубной налет и т.д.

У пациента с гингивитом лечебное орошение производится дезинфицирующими препаратами (2% р-р хлорамина, 0,1% р-р фурациллина, 2% р-р натрия гидрокарбоната, слабым р-ром калия перманганата). Можно делать аппликации путем накладывания стерильных марлевых салфеток, смоченных в дезинфицирующем растворе или болеутоляющем средстве на 3-5 минут. Процедуру повторяют несколько раз в день. При развитии паротита лечение назначается врачом, оно состоит в выполнении антибиотикотерапии, физиотерапии, а при нагноении – операции.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ (ООД).

Цель: познакомиться с общими принципами ухода за полостью рта у больных в послеоперационном периоде.

План:

· Развитию паротита способствует: истощение больного, обезвоживание, ослабление больного, приводящее к невозможности самообслуживания, отсутствие нормального питания, приводящее к застою инфицированной слюны в околоушной железе, плохой уход за больным.

· Тяжелые больные не могут самостоятельно чистить зубы, поэтому медсестра должна обработать больному полость рта. Для этого она поочередно с каждой стороны отводит шпателем щеку больному и протирает зубы и язык с помощью пинцета марлевым шариком, смоченным 5% раствором борной кислоты, или 2% раствором натрия гидрокарбоната, или слабым раствором пермамганата калия.

· После этого больной тщательно прополаскивает рот тем же раствором или просто теплой водой.

· Если больной не в состоянии произвести полоскание, то ему выполняют орошение полости рта с помощью кружки Эсмарха, резиновой груши или шприца Жане.

· Больному придают полусидячее положение, грудь накрывают клеенкой, к подбородку подносят почкообразный лоток для оттекания промывной жидкости.Медсестра шпателем поочередно оттягивает правую, затем левую щеку, вводит наконечник и орошает полость рта, отмывая при этом струей жидкости частицы пищи, зубной налет и т.д.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...