Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ориентировочная основа действия




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения Российской Федерации»

 

Проф. А.Б.Ларичев

Клиническая гигиена

и уход за больными

в операционном отделении

(методические рекомендации

Для преподавателей)

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Марта 2013 года

Заведующий кафедрой

Проф.                     А.Б.Ларичев

 

Ярославль

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Овладеть теоретическими и практическими основами клинической гигиены и ухода за больными в операционном отделении

Студент должен знать:

· структуру операционного блока и принцип его зональности;

· устройство, зоны и оснащение операционной;

· организацию работы операционного отделения;

· объем санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых в помещениях этого отделения;

· виды уборки операционного блока;

· особенности гигиены медицинского персонала отделения;

· особенности ухода за больными в операционном отделении;

· особенности ухода за больными в период выхода больного из наркоза и в ближайшее время после операции.

Студент должен уметь:

· соблюдать противоэпидемический режим работы в операционном отделении;

· соблюдать личную гигиену при работе в этом отделении;

· организовать уход за больными во время пребывания их в операционной;

· организовать уход за больными в период выхода больного из наркоза и в ближайшее время после операции.

ОСНАЩЕНИЕ

Нормативные документы, ситуационные задачи, тест.

ПЛАН проведения   I  ПРАКТИЧЕСКОго ЗАНЯТИя

Этап занятия Время (мин) Место отработки этапа Содержание работы
1. Организационный 5 Учебная комната  
2. Контроль исходного уровня знаний 25 Учебная комната Тест
3. Семинар 30 Учебная комната Ответы на вопросы, решение ситуационных задач.
4. Промежуточный итог 5 Учебная комната Выяснение возникающих вопросов.
5. Практическая часть 60 Учебная комната, оперблок Знакомство с работой  оперблока.
6. Заключительный контроль 20 Учебная комната Ситуационные задачи, тест
7. Общий итог 5 Учебная комната Самооценка

ПЛАН проведения   II  ПРАКТИЧЕСКОго ЗАНЯТИя

Этап занятия Время (мин) Место отработки этапа Содержание работы
1. Организационный 5 Учебная комната  
2. Контроль исходного уровня знаний 25 Учебная комната Тест
3. Семинар 30 Учебная комната Ответы на вопросы, решение ситуационных задач.
4. Промежуточный итог 5 Учебная комната Выяснение возникающих вопросов.
5. Практическая часть 60 Учебная комната, оперблок Освоения навыков по уходу за больными в оперблоке.
6. Заключительный контроль 20 Учебная комната Ситуационные задачи, тест
7. Общий итог 5 Учебная комната Самооценка

Воспитательное значение

В состав любого хирургического стационара входит операционный блок или соответствующее специализированное отделение, где выполняют оперативные вмешательства, без которых немыслима работа хирурга. Вся организация этого важнейшего подразделения подчинена созданию условий, позволяющих успешно провести операцию. Среди них на первом месте стоит соблюдение основного закона хирургии – асептики, т.е. всё, что соприкасается с раной должно быть стерильным, свободным от микробов и их вегетативных форм. Другим условием благополучного завершения оперативного пособия является обеспечение адекватного обезболивания. Именно поэтому операционный блок, по сути, есть центр священнодействия работников двух специальностей – хирургии и анестезиологии. Для реализации этих условий предусматривают мероприятия организационного и санитарно-гигиенического плана, которые составляют содержание клинической гигиены операционного блока.

ТЕМЫ УИРС и НИРС

1. Современные тенденции в планировке, оснащении и организации работы операционно-перевязочного блока.

2. Профилактика госпитальной инфекции в операционно-перевязочном блоке.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

ü Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т. Уход за хирургическими больными: учебник. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. ––288 с.

ü Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –192 с.

ü Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными. «Уроки доброты»: учебное пособие для медицинских вузов. –М.: ГЭОТАР-Медиа. –2008. –416 с.

Дополнительная

ü Вебер В.Р. Основы сестринского дела: учебное пособие для медучилищ. –М.: Медицина. –2001. –496 с.

ü Венцел Р.П. Внутрибольничные инфекции (пер. с англ.) –М.: Медицина. –1990.

ü Михельсон В.А., Маневич А.З. Основы реаниматологии и анестезиологии: учебник. –М.: Медицина, 1992. –368 с.

ü Общий уход за больными: учебное пособие /Под ред. В.Н.Ослопова и О.В.Богоявленской. –М.: ГЭОТАР-Медиа. –2006. –400 с.

ü Основы асептики и ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. В.И.Оскреткова. –Ростов-на-Дону: Феникс. –2007. –608 с.

ü Основы ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. А.А.Глухова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –288 с.

ü Садикова Н.Б. Тысяча советов медсестре по уходу за больными. –Минск: Современный литератор. –2002. –832 с.

ü Сборник нормативно-методических документов по санитарно-противоэпидемическому режиму в лечебно-профилактических учреждениях –Т.1. –М: Агар, 1996. –С.105-153; 209-259.

ü Тимофеев Н.С., Ханина А.Н., Тимофеев Н.Н. Руководство для младшего медицинского персонала операционно-перевязочного блока. –М: Медицина, 1983. –312 с.

ü Уход за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. Б.С.Суковатых. –М: МИА. –2007. –496 с.

ü Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. (пер. с венгер.) –Будапешт. –Издательство Академии наук Венгрии. –1988.

ü Общий уход за хирургическими больными. Учебное пособие/ Под ред. Е.М.Мохова, -Тверь, -1999, -136 с.

ü Уход за больными в хирургической клинике. Учебное пособие / А.Н.Беляев, С.А.Козлов и др. –Саранск, -Изд-во Мордовского ун-та, -2003, -136 с.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности размещения операционного блока?

2. В чём заключается суть принципа зональности устройства операционного отделения?

3. Каковы особенности обустройства операционной?

4. В чём состоит предназначение предоперационной, стерилизационной и автоклавной?

5. В чем заключаются особенности санитарно-гигиенического режима работы операционного отделения?

6. Какие виды влажной уборки проводят в операционной и их содержание?

7. В чем заключаются особенности гигиены медицинского персонала операционного отделения?

8. Каковы особенности ухода за больными в период их пребывания в операционной?

9. Каковы особенности ухода за больными в период выхода из наркоза и в ближайшее время после операции?

10. Какие осложнения со стороны дыхательной системы развиваются при выходе из наркоза и меры их профилактики?

11. Какие нарушения кровообращения возникают в ближайшее время после операции и меры их профилактики?

СИТУАЦИОННые ЗАДАЧи

1. Только что закончилась операция зашивание прободной язвы желудка, которую выполняли под общим обезболиванием. Наркоз прошёл без каких-либо особенностей.

Можно ли выводить больного из операционной и почему? Где должно проводится наблюдение за этим больным в ближайшее время после операции? Как надо транспортировать больного из операционной?

В первые сутки после операции у больного поднялась высокая температура, и определяются признаки дыхательной недостаточности (одышка, цианоз). При рентгенологическом исследовании лёгких обнаружены признаки ателектаза.

Что такое ателектаз? Какие факторы способствуют развитию ателектаза? Какие мероприятия, направленные на предупреждение развития ателектаза, возможно, не были выполнены? Чем опасно развитие ателектаза? Какие меры по уходу за больным надо предпринять для предупреждения этих опасностей?

2. Больному выполнена срединная лапаротомия по поводу деструктивного аппендицита, осложнённого разлитым перитонитом. При введении в наркоз возникла аспирация желудочного содержимого в дыхательные пути. Во время операции, других осложнений, связанных с проведением наркоза, не было.

Какие обстоятельства могли спровоцировать аспирацию? Какие осложнения возможны у этого больного в ближайшие дни после операции? Какие мероприятия по уходу надо проводить для предупреждения этих осложнений? Где должно проводится дальнейшее наблюдение?

На третий день после операции больной пожаловался на боль в области кубитальной вены, где стоит катетер, через который проводят инфузионную терапию.

О развитии какого осложнения можно думать? Что могло способствовать его возникновению? Чем опасно это осложнение? Какова в связи с этим дальнейшая тактика? Каким образом продолжать инфузионную терапию? Могут ли при этом возникнуть какие-либо осложнения? Что нужно предпринять для их предупреждения?

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧИ

1. Аспирация могла быть спровоцирована наличием содержимого в желудке, что может наблюдаться при сопутствующем перитониту парезе кишки даже при опорожнении желудка за некоторое время до операции. У больного возможно развитие ателектаза и пневмонии. Для предупреждения осложнений показана санация трахеобронхиального дерева, облегчение кашля, ранняя активизация, дыхательная гимнастика, ингаляции, применение бронхолитиков, общеукрепляющая терапия. Наблюдение за больным должно продолжаться в отделении реанимации и интенсивной терапии.

Следует думать о тромбофлебите кубитальной вены. Его развитию способствовало длительное стояние катетера (более 2 суток). Осложнение опасно развитием тромбэмболических осложнений и абсцедирования. Следует удалить катетер, наложить повязку с мазью на водорастворимой основе, применить противовоспалительную и физиотерапию. При необходимости инфузионной терапии следует установить катетер в другую вену. При постановке катетера в центральную вену может возникнуть ранение и тромбоз артерии, пневмоторакс, гемоторакс.

2. Выводить больного из операционной можно после выхода из наркоза, т.е. после восстановления рефлексов, мышечного тонуса и реакции на раздражители. За больным следует наблюдать в отделении реанимации и интенсивной терапии или в палатах послеоперационного наблюдения. Транспортировка из операционной допустима только на лежачей каталке.

Ателектаз – спадение легочной ткани из-за непроходимости вентилирующего бронха. Причиной может быть закупорка бронха желудочным содержимым, мокротой, опухолью, инородным телом. Для предупреждения ателектаза после ИВЛ следует тщательно санировать трахеобронхиальное дерево в т.ч. эндоскопически, выполнять санацию глотки и рта перед дезинтубацией, а также соблюдать правило пустого желудка перед операцией. Развитие ателектаза опасно его переходом в пневмонию. Для предупреждения этого показана эндоскопическая санация трахеобронхиального дерева.

Ориентировочная основа действия

Доставка больного из отделения на операционный стол

Доставке предшествует санитарно-гигиеническая обработка и премедикация

Этап Обоснование
Транспортировка лежа на каталке к операционной Самостоятельные перемещения больного после премедикации уменьшают ее седативный эффект.
Проверка качества санитарно-гигиенической подготовки: бритья операционного поля, опорожнения желудка. При необходимости - коррекция: бритье, постановка зонда. Желудок больного на операции должен быть пуст для избежания аспирации и регургитации желудочного содержимого в дыхательные пути с последующим развитием асфиксии или аспирационной пневмонии. Бритье волос уменьшает микробную обсемененность кожи в зоне разреза.
Раздевание больного, одевание стерильных бахил и операционного белья. Уменьшается количество микробов на больном.
Перекладывание больного в санпропускнике на каталку оперблока и дальнейшая транспортировка на ней. Колеса каталки из отделения больше загрязняются, что делает нежелательным их контакт с полом операционной
Транспортировка больного в операционную и перекладывание на операционный стол Самостоятельные перемещения больного после премедикации уменьшают ее седативный эффект.
Контроль наличия зубных протезов, шатающихся зубов, контактных линз. При необходимости их удаление. Отсутствие шатающихся зубов и зубных протезов исключает их попадание в верхние дыхательные пути. Отсутствие контактных линз делает возможным контроль роговичного рефлекса на операции, что необходимо для контроля наркоза.
Придание больному необходимого положения на столе и фиксация в данном положении к столу. Необходимо для лучшего доступа к патологическому очагу. Фиксация предупреждает смещение больного и связанные с ним осложнения (травмы, дезинтубация)

Если у больного в процессе транспортировки возникают вопросы, следует разъяснять ему понятным языком смысл происходящего.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 145.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...