Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Предмет, основные понятия и категории статистики.




I. Статистика как наука. Задачи статистики.

Термин «Статистика» произошел от латинских слов: stato – государство и status – положение вещей, политическое состояние.

Возникновение статистики было обусловлено общественными потребностями, т.е. необходимостью получения сведений о численности населения, его составе и имущественном положении. Эти данные использовались, прежде всего, при налогообложении и в военных целях.

Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к XXIII веку до нашей эры. В Древнем Риме проводились цензы (учеты) свободных граждан и их имущества.

Однако только к XVIII веку статистика оформилась как наука. К этому времени возникли 2 научные статистические школы (направления).

Первое направление возникло в Германии и известно как Государствоведение или описательная школа.

Её представители считали своей задачей описание достопримечательностей государства: территории, климата, населения, политического устройства, ведения хозяйства, торговли – без анализа закономерностей и взаимосвязей между ними.

Основоположником данной школы был немецкий ученый Герман Конринг (1606 – 1681). Он ввел преподавание учебной дисциплины «Государствоведение» в университетах Германии. Его последователь Готфрид Ахенваль (1719 – 1772) заменил название дисциплины на «Статистика».

Второе направление возникло в Англии под названием «Политическая арифметика».

Его представители: Джон Граунт (1620 –1674), Э. Галлей (1656 – 1742), Уильям Петти (1623 – 1687) заложили основы теории статистического счета, т.е. от описания явлений и процессов перешли к их измерению и исследованию.

У. Петти попытался оценить национальное богатство и национальный доход страны.

В начале XIX века возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое.

Основатель этого направления бельгийский статистик А. Кетле (1796 – 1874) обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев для познания общественных процессов, тем самым, положив начало использования теории вероятностей в статистических исследованиях.

В России развитию статистики способствовали труды земских статистиков XVIII, XIX веков: Ивана Кирилловича Кириллова (1689 – 1737), Василия Никитича Татищева (1686 – 1750), Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765), Карла Федоровича Герман (1767 – 1838), Радищева, Герцена, Огарева и других.

В настоящее время статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин:

1. Теория статистики.

Это наука о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально-экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т.е. общую методологию статистического исследования.

2. Экономическая статистика и её отраслевые статистики.

Они изучает экономику народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей: промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта, связи, строительства, торговли и других.

3. Социальная статистика и её отраслевые статистики.

Они изучают социальные явления: население, политику, образование, культуру, искусство, здравоохранение, науку и другие.

Основные задачи статистики на современном этапе:

1. Всестороннее изучение происходящих в обществе экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей.

2. Обобщение и прогнозирование текущего развития общества.

3. Выявление имеющихся резервов эффективности общественного производства.

4. Своевременное обеспечение надежной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйствующих структур, а также широкой общественности.

Практическое решение этих задач осуществляет система органов государственной статистики.

Система органов государственной статистики в РФ образована в соответствии с административно-территориальным делением страны.

Главным статистическим органом России является Государственный комитет РФ по статистике – Госкомстат России. Он осуществляет руководство всей статистической деятельностью в стране, организует сбор, обработку и анализ данных о развитии страны, предоставляет органам государственного управления официальную информацию о социально-экономическом развитии страны.

Госкомстату подчиняются комитеты по статистике территориальных единиц:

1. Республиканские комитеты – в республиках входящих в РФ.

2. Государственные комитеты по статистике – в автономных областях и округах, краях и регионах, г. Москва и Санкт-Петербург.

В свою очередь им подчинены управления(отделы)государственной статистики, расположенные в городах и районах.

Координация статистических служб в странах СНГ осуществляется созданным в 1992 году Статистическим комитетом СНГ.

Работа статистических служб в мире координируется Статистической комиссией при ООН.

 

II. Предмет, основные понятия и категории статистики.

Статистика – это наука, изучающая количественную сторону качественно определённых массовых общественных явлений и закономерности их развития в конкретных условиях места и времени.

Основные черты предмета статистики:

1. Изучаются массовые общественные явления (социальной статистикой – население и его общественная деятельность, экономической – количество произведенной в стране продукции услуг), на основе изучения отдельных процессов и явлений их составляющих.

2. Изучается количественная сторона массовых общественных явлений (дается их цифровая характеристика).

3. Изучается количественная сторона общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием и переход количественных изменений в качественные (количественные изменения в структуре экспорта и импорта товаров свидетельствуют о качественных изменениях в экономике страны).

4. Изучается количественная сторона общественных явлений в конкретных условиях места и времени, а также изменении их во времени и в пространстве (численность населения, объем производства и другие).

5. Изучаются количественные связи между общественными явлениями (теснота связи, сила влияния и другие).

Основные категории статистики:

1. Статистическая совокупность.

Это множество однокачественных единиц с отличающимися индивидуальными признаками.

Пример:

- совокупность населения или его отдельных контингентов (трудоспособное население, пенсионеры, сельское и городское население);

- совокупность предприятий (промышленности, сельского хозяйства, торговли, малых и средних и других);

- совокупность работников (отдельного предприятия, отрасли или сектора экономики).

2. Единицы совокупности. Это элементы, множество которых образует изучаемую совокупность.

Пример:

- единицей совокупности пенсионеров является отдельный пенсионер;

- единицей совокупности предприятий является конкретное предприятие;

- единицей совокупности работников является конкретный работник.

3. Признак.

Это свойство, особенность единиц совокупности по которым судят о явлении в целом.

Пример:

- признаком предприятия являются: объем производства, прибыль, себестоимость, количество персонала, основных и оборотных фондов и другие;

- признаком человека являются: пол, возраст, национальность, уровень образования и другие.

Выделяют 2 основные группы признаков:

1) Качественные (атрибутивные) признаки. Это признаки, выраженные смысловыми понятиями.

Пример:

- признаки населения: а) по полу: мужской и женский; б) по уровню образования: среднее, среднеспециальное, высшее.

- признаки специализации магазинов: продовольственные и непродовольственные.

2) Количественные.

Это признаки, выраженные числовыми значениями.

Пример: возраст, стаж работы, зарплата, объем производства, цены и другие.

4. Показатель.

Это количественная оценка свойства изучаемого явления.

В зависимости от целевой функции они делятся на 2 основных вида:

1) Учётно-оценочные. Они дают статистическую характеристику размера качественно определенных общественных явлений в конкретных условиях места и времени.

В зависимости от специфики изучаемого явления они отображают:

а) объемы распространения явления в пространстве.

Пример: объем розничного товарооборота в 1990 году составил 264 млрд. руб.

в) достигнутые на определенную дату уровни развития.

Пример: численность населения России составила на начало 1991 года 148,5 млн. чел.

2) Аналитические показатели.

Применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления.

Это: а) относительные величины;

б) средние величины;

в) показатели вариации;

г) показатели динамики;

д) показатели структуры;

е) показатели взаимосвязи.

5. Система показателей.

Это совокупность показателей, связанных между собой и расположенных в логической последовательности.

Она охватывает все стороны жизни общества как на макроуровне (страна, регион) так и на микроуровне (предприятие, фирма, домохозяйство, семья).

Пример: система показателей сельского хозяйства:

а) показатели ресурсов (производства площадь сельскохозяйственных угодий, численность работников, стоимость ОПФ и другие);

б) показатели объемов производства (валовой сбор зерновых, производство свинины, говядины и другие);

в) эффективности производства (прибыль, уровень рентабельности, производительность и другие).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 133.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...