Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Предмет, основные понятия и категории статистики.Стр 1 из 2Следующая ⇒
I. Статистика как наука. Задачи статистики. Термин «Статистика» произошел от латинских слов: stato – государство и status – положение вещей, политическое состояние. Возникновение статистики было обусловлено общественными потребностями, т.е. необходимостью получения сведений о численности населения, его составе и имущественном положении. Эти данные использовались, прежде всего, при налогообложении и в военных целях. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к XXIII веку до нашей эры. В Древнем Риме проводились цензы (учеты) свободных граждан и их имущества. Однако только к XVIII веку статистика оформилась как наука. К этому времени возникли 2 научные статистические школы (направления). Первое направление возникло в Германии и известно как Государствоведение или описательная школа. Её представители считали своей задачей описание достопримечательностей государства: территории, климата, населения, политического устройства, ведения хозяйства, торговли – без анализа закономерностей и взаимосвязей между ними. Основоположником данной школы был немецкий ученый Герман Конринг (1606 – 1681). Он ввел преподавание учебной дисциплины «Государствоведение» в университетах Германии. Его последователь Готфрид Ахенваль (1719 – 1772) заменил название дисциплины на «Статистика». Второе направление возникло в Англии под названием «Политическая арифметика». Его представители: Джон Граунт (1620 –1674), Э. Галлей (1656 – 1742), Уильям Петти (1623 – 1687) заложили основы теории статистического счета, т.е. от описания явлений и процессов перешли к их измерению и исследованию. У. Петти попытался оценить национальное богатство и национальный доход страны. В начале XIX века возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Основатель этого направления бельгийский статистик А. Кетле (1796 – 1874) обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев для познания общественных процессов, тем самым, положив начало использования теории вероятностей в статистических исследованиях. В России развитию статистики способствовали труды земских статистиков XVIII, XIX веков: Ивана Кирилловича Кириллова (1689 – 1737), Василия Никитича Татищева (1686 – 1750), Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765), Карла Федоровича Герман (1767 – 1838), Радищева, Герцена, Огарева и других. В настоящее время статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: 1. Теория статистики. Это наука о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально-экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т.е. общую методологию статистического исследования. 2. Экономическая статистика и её отраслевые статистики. Они изучает экономику народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей: промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта, связи, строительства, торговли и других. 3. Социальная статистика и её отраслевые статистики. Они изучают социальные явления: население, политику, образование, культуру, искусство, здравоохранение, науку и другие. Основные задачи статистики на современном этапе: 1. Всестороннее изучение происходящих в обществе экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей. 2. Обобщение и прогнозирование текущего развития общества. 3. Выявление имеющихся резервов эффективности общественного производства. 4. Своевременное обеспечение надежной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйствующих структур, а также широкой общественности. Практическое решение этих задач осуществляет система органов государственной статистики. Система органов государственной статистики в РФ образована в соответствии с административно-территориальным делением страны. Главным статистическим органом России является Государственный комитет РФ по статистике – Госкомстат России. Он осуществляет руководство всей статистической деятельностью в стране, организует сбор, обработку и анализ данных о развитии страны, предоставляет органам государственного управления официальную информацию о социально-экономическом развитии страны. Госкомстату подчиняются комитеты по статистике территориальных единиц: 1. Республиканские комитеты – в республиках входящих в РФ. 2. Государственные комитеты по статистике – в автономных областях и округах, краях и регионах, г. Москва и Санкт-Петербург. В свою очередь им подчинены управления(отделы)государственной статистики, расположенные в городах и районах. Координация статистических служб в странах СНГ осуществляется созданным в 1992 году Статистическим комитетом СНГ. Работа статистических служб в мире координируется Статистической комиссией при ООН.
II. Предмет, основные понятия и категории статистики. Статистика – это наука, изучающая количественную сторону качественно определённых массовых общественных явлений и закономерности их развития в конкретных условиях места и времени. Основные черты предмета статистики: 1. Изучаются массовые общественные явления (социальной статистикой – население и его общественная деятельность, экономической – количество произведенной в стране продукции услуг), на основе изучения отдельных процессов и явлений их составляющих. 2. Изучается количественная сторона массовых общественных явлений (дается их цифровая характеристика). 3. Изучается количественная сторона общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием и переход количественных изменений в качественные (количественные изменения в структуре экспорта и импорта товаров свидетельствуют о качественных изменениях в экономике страны). 4. Изучается количественная сторона общественных явлений в конкретных условиях места и времени, а также изменении их во времени и в пространстве (численность населения, объем производства и другие). 5. Изучаются количественные связи между общественными явлениями (теснота связи, сила влияния и другие). Основные категории статистики: 1. Статистическая совокупность. Это множество однокачественных единиц с отличающимися индивидуальными признаками. Пример: - совокупность населения или его отдельных контингентов (трудоспособное население, пенсионеры, сельское и городское население); - совокупность предприятий (промышленности, сельского хозяйства, торговли, малых и средних и других); - совокупность работников (отдельного предприятия, отрасли или сектора экономики). 2. Единицы совокупности. Это элементы, множество которых образует изучаемую совокупность. Пример: - единицей совокупности пенсионеров является отдельный пенсионер; - единицей совокупности предприятий является конкретное предприятие; - единицей совокупности работников является конкретный работник. 3. Признак. Это свойство, особенность единиц совокупности по которым судят о явлении в целом. Пример: - признаком предприятия являются: объем производства, прибыль, себестоимость, количество персонала, основных и оборотных фондов и другие; - признаком человека являются: пол, возраст, национальность, уровень образования и другие. Выделяют 2 основные группы признаков: 1) Качественные (атрибутивные) признаки. Это признаки, выраженные смысловыми понятиями. Пример: - признаки населения: а) по полу: мужской и женский; б) по уровню образования: среднее, среднеспециальное, высшее. - признаки специализации магазинов: продовольственные и непродовольственные. 2) Количественные. Это признаки, выраженные числовыми значениями. Пример: возраст, стаж работы, зарплата, объем производства, цены и другие. 4. Показатель. Это количественная оценка свойства изучаемого явления. В зависимости от целевой функции они делятся на 2 основных вида: 1) Учётно-оценочные. Они дают статистическую характеристику размера качественно определенных общественных явлений в конкретных условиях места и времени. В зависимости от специфики изучаемого явления они отображают: а) объемы распространения явления в пространстве. Пример: объем розничного товарооборота в 1990 году составил 264 млрд. руб. в) достигнутые на определенную дату уровни развития. Пример: численность населения России составила на начало 1991 года 148,5 млн. чел. 2) Аналитические показатели. Применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления. Это: а) относительные величины; б) средние величины; в) показатели вариации; г) показатели динамики; д) показатели структуры; е) показатели взаимосвязи. 5. Система показателей. Это совокупность показателей, связанных между собой и расположенных в логической последовательности. Она охватывает все стороны жизни общества как на макроуровне (страна, регион) так и на микроуровне (предприятие, фирма, домохозяйство, семья). Пример: система показателей сельского хозяйства: а) показатели ресурсов (производства площадь сельскохозяйственных угодий, численность работников, стоимость ОПФ и другие); б) показатели объемов производства (валовой сбор зерновых, производство свинины, говядины и другие); в) эффективности производства (прибыль, уровень рентабельности, производительность и другие).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 133. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |