Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методики для определения агрофизических свойств почвы.




 

Почвы неоднородны. Пестроту их плодородия следует учитывать при характеристике почвенного покрова в полях севооборота или на пришкольном участке. Обязательным условием объективного отбора проб, отражающих свойства почвы данного участка, должны быть случайность и необходимый объем выборки. В практике поля делят на участки в 5-10 га и с каждого участка формируется средний смешанный образец, составленный не менее, чем из 10 индивидуальных проб.

 

В зависимости от поставленных целей пробы берутся либо по генетическим горизонтам, либо по слоям почвы (в агрономических исследованиях). Индивидуальные пробы берутся лопатой илибуром (в среднюю смешанную пробу из каждой скважины берут равное количество почвы). Перед составлением смешанного образца индивидуальные пробы тщательно перемешивают, удаляют посторонние предметы, камни, крупные корни. Затем из равных точек отбирают определенное количество почвы, чтобы вес лабораторного образца составил 0,5-1,0 кг. В лабораторных условиях полевые образцы высыпают на лист бумаги и доводят до воздушно-сухого состояния,избегая попадания прямых солнечных лучей (помещение для сушки должно быть сухим, свободным от примесей аммиака и паров кислот). Воздушно-сухая почва растирается при легком нажатии пестика (с резиновым наконечником), и просеивается через сито с диаметром 1 мм. Образцы хранятся в картонных коробках, снабженных этикетками.

 

Для выполнения работы необходимо иметь следующее оборудование:

1)бур системы Некрасова;

2)нож;

3)лопата;

4)полиэтиленовые мешочки или коробочки для образцов почвы;

5)бюксы;

6)линейка.

 

В поле берут образцы для определения влажности почвы, плотности структурного состава.

 

Почвенный образец с ненарушенным сложением

 

Для определения плотности почвы отбирают образец цилиндром-буром (П.А. Некрасова). Важнейшая часть его –съемный цилиндр, диаметр режущей части которого на 1 мм меньше диаметра внутренней его части, что позволяет отбирать пробы почвы с ненарушенным состоянием.

Цилиндр с крышками взвешивают в лаборатории и рассчитывают его объем. В поле цилиндр соединяют со штангой, и, нажимая на ручки штанги, вдавливают или вбивают деревянной колотушкой в почву на заданную глубину (0-10; 10-20; 20-30 см). Для отделения отобранного образца от почвы цилиндр-бур поворачивают 1-2 раза по часовой стрелке, вынимают его из почвы, очищают от прилипшей почвы;оборачивают бур вверх; отделяют от штанги; срезают лишнюю почву ножом вровень с краями цилиндра, закрывают крышками, переносят в лабораторию и взвешивают на технических весах с точностью до 1 грамма. Глубину взятия образца и номер цилиндра записывают в таблице рабочей тетради.

 

Определение плотности почвы можно проводить при помощи

пенетрометра.

 

Почвенный образец на влажность

Используют игольчатый бур рядом с шурфом и с той же глубины, где брался образец почвы на плотность. Почву из бура высыпают на пергаментную бумагу, перемешивают и насыпают в бюкс примерно 2/з его объема. Глубину взятия образца почвы на влажность и номер бюкса записывают в таблице рабочей тетради.

 

Образцы почвы на плотность и влажность переносят в лабораторию и взвешивают. Результаты его записывают в таблицы полевого журнала. Образец почвы на структурный анализ из коробки или пакета помещают в сухом месте, распределяя тонким слоем на бумаге, при этом крупные комки слегка разломить. В этих условиях почва доводится до воздушно-сухого состояния.Для более объективных данных почвенные пробы берутся в нескольких повторностях. Если 2-3 студента будут отбирать одинаковые образцы (одна глубина), то каждый студент берет образец в 2-х кратной повторности, всего же будет 4-6 повторностей каждого образца.

 

Определение влажности почвы

Влажностью почвы называется количество содержащейся в ней воды, выраженное в процентах к массе абсолютно-сухой почвы. Знание влажности почвы дает возможность вести расчеты запасов влаги и иметь представление о степени обеспеченности влагой растений в определенные фазы, и в целом, в течение всего вегетационного периода.

 

Определение влажности проводят в зависимости от цели исследований по отдельным слоям (0-10, 10-20) пахотного слоя, или на всю глубину корнеобитаемого слоя (0-100). Пробы берутся не менее чем в трехкратной повторности.

Ход работы:

1.Взятую с заданной глубины почву из почвенного бура переносят в заранее пронумерованные и взвешенные на технических весах с точностью до 0,01 г

алюминиевые стаканчики -бюксы,доставляют в лабораторию и взвешивают.

 

2.Почву в бюксах с открытой крышкой ставят в сушильный шкаф (t=105-120°С) на 6-8 часов. Высушивание проводится до постоянного веса.

3.Бюксы с сухой почвой щипцами извлекают из сушильного шкафа, закрывают крышками, помещают в эксикатордля охлаждения до комнатной температуры, взвешивают и снова ставят на контрольную сушку на 1-2 часа. Затем их снова охлаждают и взвешивают. Расхождение в массе почвы после повторного высушивания не должно быть более 0,05 г.

4.Разница в массе стаканчика с почвой до сушки и после нее дает количество воды,содержащейся в навеске.

 

Влажность почвы определяется по формуле.

 

 

Запись и расчеты производят в таблицу .

 

 

Сделать вывод о средней влажности из трех повторений по слоям.

 

 

Название почвы Слой почвы № бюкса Масса бюкса,г Масса почвы с бюксом до сушки, г Масса бюкса с почвой после сушки, г Влажность почвы, %

Чернозем выщелочный

0-10 см

№1 31,78 68,38 57,56 42
№2 32,12 71,62 59,90 42

10-20 см

№3 30,48 65,22 55,96 36
№4 31,65 69,90 59,44 38

 

 Литература

1.Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков,в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности-электронное учебно-методическое пособие к практике для направления подготовки 35.03.04 Агрономия/Н.Н.Чуманова,2017.-84 с.

2.Сорные растения и меры борьбы с ними/Н.Н.Чуманова,В.В.Гребенникова,2005.84 с

Выводы

В результате прохождения практики я сформулировал знания по использованию информационных технологий в повседневной и профессиональной деятельности, по использованию агрометеорологической информации при производстве растениеводческой продукции.

 Мною были получены умения по составлению схем опыта, по выбору контрольного варианта и разбивки участка под опыт.А также я приобрел практические умения по отбору почв и проведению анализа почвенных образцов (на влажность, на структуру, на плотность, на биологическую активность), по обобщению результатов анализа и их интерпритации.

К всему прочему мною была получена информация по классификации сорняков, навыкам определения засоренности зерновых ценозов количественным методом, методики гербаризации и оформления гербария сорняков, распространенных в Кемеровской области.А также знакомство с типами севооборотов и системой обработки почвы на примере хозяйства или научного учреждения .

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...