Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты работы программы




Во время программы при первом нажатии комбинации клавиш LeftCtrl+RightShift+F3 программа переходит в режим блокирования вводу клавиши 3, при втором — отменяет этот режим.

:

Практическая работа №6.
Управление таймером


Цель работы

Изучение функций системного таймера и закрепление практических навыков работы с ним.

Постановка задачи

Построить модель аналого-цифрового преобразователя (АЦП), которая работает в реальном времени. Процесс, который дискретизуется, моделируется программой (программным блоком), который выполняет циклическое вычисление функции y=F(x), где x — номер итерации. Преобразователь моделируется программой, которая выполняет с заданной частотой (в реальном времени) прерывание процесса, считывание и запоминание текущего значения функции. Запомнить не меньше 80 значений функции. Обеспечить наглядное представление результатов работы «АЦП».

Индивидуальные задания

Для получения более наглядного представления «процесса» допускается подбирать другие коэффициенты функции. Частоту дискретизации выдерживать с точностью до 1 гц.

Пример решения задачи

Индивидуальное задание

функция — y=50*(sin(x/10)+cos(x/8))+R+150;

R — в диапазоне 0 — 10;

частота — 36.4 Гц.

 

Разработка алгоритма решения

Структура программы

Программа состоит из основной программы и трех функций.

u void *readvect(int in) — функция читает вектор прерывания с номером in и возвращает его значение.

u void writevect (int in, void *h) — функция устанавливает новый вектор прерывания in на новый обработчик этого прерывания по адресу h.

u void interrupt newtime() — процедура нового обработчика прерывания таймера.

Описание переменных и констант

В этой программе применяются две константы:

u TIMEINT=8 —номер прерывания таймера;

u NN=100 — максимальное число показаний АЦП.

Переменные, глобальные для всей программы:

u y — массив показаний АЦП;

u ny — текущий индекс в массиве показаний;

u yc — текущее значение функции;

u kf — счетчик вызовов oldtime (oldtime вызывается каждые второй раз);

u rr и sr — переменные, которые используются для задания значений регистров общего назначения и сегментных регистров, соответственно при вызове прерывания.

Переменные главной программы:

u oldtic — старый коэффициент деления;

u newtic — новый коэффициент деления (применяется для увеличения частоты вызова прерываний таймера);

u x — аргумент заданной функции F(x);

u dd —тип графического адаптера;

u m — режим графики;

u errorcode — код результата инициализации графики.

Описание алгоритма программы

Программу можно назвать моделью процесса АЦП. Главная программа постоянно вычисляет значения заданной функции F(x) при переменном аргументе, что имитирует непрерывный сигнал, а обработчик прерывания 8 имитирует преобразователь с постоянным шагом дискретизации по времени. Перед началом работы канал 0 таймера программируется на частоту в 2 рази большую обычной (записью в порт 43h управляющего байта 00110110b=36h, а потом посылкой в порт 40h нового значения коэффициента деления), таким образом, «частота дискретизации» составляет около 36.4 Гц. При поступлении следующего прерывания запоминается текущее значение функции F(x), старый обработчик прерывания oldtime вызывается не при кожному прерывании, а лишь один раз из двух (переменная kf — счетчик по модулю 2), когда oldtime не вызывается, наш обработчик сам сбрасывает контроллер прерываний посылкой значения 20h в порт 20h. После набора 100 «показаний АЦП» восстанавливается старый вектор обработчика таймера, а результат аналого-цифрового преобразование выводится на терминал в графическом режиме в виде решетчатой функции.

Функция readvect() читает вектор заданного прерывания. Для чтения вектора применяется функция 35h DOS (прерывания 21h):

Вход: AH = 35h;

AL = номер вектора прерывания.

Выход: ES:BX = адрес программы обработки прерывания.

Функция writevect() устанавливает новый вектор прерывания по заданному адресу. Для записи вектора применяется функция 25h DOS:

Вход: AH = 25h;

AL = номер вектора прерывания;

DS:BX = 4-байтный адрес нового обработчика прерывания.

Текст программы

/*-------Практическая работа N6----------------*/

/*-------"Управление таймером"------------------*/

 

/* Подключение стандартных заголовков */

#include <dos.h>

#include <math.h>

#include <stdlib.h>

#include <graphics.h>

#include <time.h>

#include <conio.h>

 

#define TIMEINT 8 /* Прерывание таймера */

#define NN 100 /* Максимальное количество показаний */

 

void interrupt (*oldtime)(); /* Новый обpаботчик пpеpываний таймеpа */

 

void interrupt newtime(); /* Старый обpаботчик пpеpываний таймеpа */

static int y[NN]; /* Накопитель показаний */

static int ny; /* Индекс в массиве y */

static int yc; /* Текущее значение */

static int kf; /* Счетчик вызовов oldtime */

union REGS rr; /* Запись нового вектора */

struct SREGS sr;

void *readvect(int in); /* Получение старого вектора */

void writevect(int in, void *h); /* Запись нового вектора */

/*-----------------------------------------------*/

void main()

{

 unsigned oldtic=65535u; /* Старый коэфф. деления */

 unsigned newtic=32768u; /* Новый коэфф. деления */

 int dd,    /* Графический драйвер */

 

m,     /* Графический режим */

errorcode; /* Код ошибки */

 double x; /* Аргумент функций sin и cos */

 

 textbackground(0);

 clrscr();

 textattr(0x0a);

 cprintf(" Практическая работа N6  ");

 cprintf("\n Управление таймером  ");

 textattr(0x8e);

 gotoxy(35,12);

 cprintf("Please wait");

 /* Программирование канала 0 */

 outportb(0x43,0x36); /* Управляющий байт */

 outportb(0x40,newtic&0x00ff); /* Младший байт счетчика */

 outportb(0x40,newtic>>8); /* Старший байт счетчика */

 ny=-1; /* Признак того, что АЦП еще не началось */

 kf=15;

 /* Подключение к вектору */

 oldtime=readvect(TIMEINT);

 writevect(TIMEINT,newtime);

 /* Запуск "непрерывного процесса" */

 randomize();

 for (x=ny=0; ny<NN; x+=1)

yc=(int)(50*(sin(x/10)+cos(x/8))+random(11)+150);

 /* Восстановление вектора */

 writevect(TIMEINT,oldtime);

 /* Восстановление канала 0 */

 outportb(0x43,0x36); /* Управляющий байт */

 outportb(0x40,oldtic&0x00ff); /* Младший байт счетчика */

 outportb(0x40,oldtic>>8); /* Старший байт счетчика */

 

 /* Вывод запомненных результатов */

 dd=3; /* EGA, 16 цветов */

 m=1; /* Режим 640*350 */

 initgraph(&dd,&m,"");

 /* проверка результата инициализации */

 errorcode = graphresult();

 if (errorcode != grOk) /* ошибка графического режима */

 {

printf("Graphics error: %s\n", grapherrormsg(errorcode));

printf("Press any key to halt:");

getch();

exit(1); /* аварийное завершение */

 }

 setcolor(10);

 settextstyle(0,0,2);

 outtextxy(15,10,"Результати аналого-цифрового преобразования:");

 

 setcolor(9);

 rectangle(15,40,624,330);

 setcolor(11);

 for(ny=0; ny<NN; ny++)

 {

circle(22+ny*6,330-y[ny]*1,2);

line(22+ny*6,330,22+ny*6,330-y[ny]*1);

 }

 setcolor(12);

 settextstyle(0,0,1);

 outtextxy(260,340,"Нажмите любую клавишу ...");

 getch();

 closegraph();

}

 

/* Новый обpаботчик пpеpиваний таймеpа */

void interrupt newtime()

{

 if (--kf<0) {

/* Виклик oldtime — на 2-й раз */

(*oldtime)();

kf=1;

}

 else /* иначе — сброс контроллера */

outportb(0x20,0x20);

 if ((ny>=0) /* Если АЦП началось, */

&&(ny<NN)) /* и NN показаний еще не набрано, */

y[ny++]=yc; /* запоминание очередного показания */

}

 

/* Получение старого вектора */

void *readvect(int in)

{

 rr.h.ah=0x35; rr.h.al=in;

 intdosx(&rr,&rr,&sr);

 return(MK_FP(sr.es,rr.x.bx));

}

 

/* Запись нового вектора */

void writevect(int in, void *h)

{

 rr.h.ah=0x25;

 rr.h.al=in;

 sr.ds=FP_SEG(h);

 rr.x.dx=FP_OFF(h);

 intdosx(&rr,&rr,&sr);

}

Результаты работы программы

Результат работы представляется в графическом режиме в виде решетчатой функции на экране терминала.

 

 

:

Практическая работа №7.
Управление видеоадаптером


Цель работы

Изучение особенностей функционирования видеосистемы в текстовом режиме и получение практических навыков работы с видеомонитором в этом режиме.

Постановка задачи

Применяя прямую запись в видеопамять получить на экране оригинальный, желательно динамический видеоэффект. Возможны (но не обязательны) такие варианты видеоэффектов:

u «теннисный мячик» — шарик, который летает по экрану и отражается от рамок и границ экраны;

u «сухой лист» — опадание букв с экрана;

u «жук-пожиратель» — фигурка, которая перемещается по экрану по случайной траектории и «съедает» буквы;

u «удав» — то же, что и «жук», но к тому же он увеличивается в размерах, по мере «поедания» букв;

Пример решения задачи

Индивидуальное задание:

u весь экран (80х25 символов) условно делится на прямоугольники размером (10х5 символов).

u текущий прямоугольник инвертирует экран под собой.

u управлять положением текущего прямоугольника на экране можно с помощью клавиш управления курсором.

u при нажатии клавиши «пробел» текущий прямоугольник обменивается содержимым с левым верхним прямоугольником.

 

u при нажатии клавиши Enter содержимое прямоугольников экрана начинает перемешивается случайным образом между собой до нажатия любой клавиши.

u после этого, используя клавиатуру, можно восстановить начальный экран или выйти из программы (клавиша Esc).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...