Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы и задания к экзамену




Уч.г.

Гр. 4ДОб-04-32зп

Дисциплина: Современные технологии взаимодействия ДОУ с семьей

Технологическая карта дисциплины «Современные технологии взаимодействия ДОУ с семьей»:лекции 4ч., практические занятия 6ч.;экзамен.

 

Занятие 1

Тема: Технологии и техники установления контакта с родителями. Технология и методы изучения семьи и особенностей семейного воспитания

Вопросы для обсуждения:

1. Технология контактного взаимодействия педагога с родителями (по Л.И. Филонову).АВВАКУМОВА

2. Технология установления доверительных отношений педагога с родителями (по В.А. Петровскому).БОРОДУЛИНА

3. Цель, задачи, принципы изучения семьи в деятельности педагога ДОУ.ВЕРШИНИНА

4. Этапы изучения семьи, их содержание, используемые диагностические методы и методики.ГРОМОВА

Практические задания:

1).Систематизируйтевербальные и невербальные техники установления контакта педагога с родителями.

Техники взаимосвязи с семьей Описание техники взаимосвязи с семьей Условия эффективного применения
1    
2 …    

ЕФИПОВА

2). С позиции педагогической целесообразности оцените фразы к воображаемой беседе с родителями. Для этого найти в предложенном перечне «неудачные» фразы, которые не следует употреблять, и подберите к ним «желательные»смысловые пары.

Варианты фраз:

- Извините, если я помешала…

- Я бы хотела…

- Вероятно, вы об этом ещё не слышали…

- Вам будет интересно узнать…

- Я бы хотела ещё раз услышать…

- Мне представляется интересным то, что…

- Думается, ваша проблема заключается в том, что…

- Давайте с вами быстро обсудим…

- Как вы знаете…

- Хотя вам это и неинтересно…

- Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

- Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

- А у меня на этот счёт другое мнение…

- Конечно, вам уже известно…

3). В заданной ситуации смоделируйте уверенный тип ответа:

- Родитель разговаривает с вами, а вам необходимо срочно уйти.

- На родительском собрании родитель постоянно прерывает ваше выступление, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

- Родитель высказывает желание возглавлять попечительский совет детского сада, а вы считаете его человеком не совсем ответственным.

ЗАЙЦЕВА

4). Подберите методики изучения семьи по следующим блокам:

- Методики социологического обследования семей воспитанников (социальный паспорт семьи, карта семьи и др.);

- Методики изучения особенностей семейного воспитания;

- Методики изучения воспитательного потенциала семьи и образовательных потребностей родителей;

- Методики изучения детско-родительских отношений.

Сформулируйте рекомендации педагогам по использованию диагностических методик.

ЗАВГОРОДНЯЯ

 

Литература:

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

2. Берзиня Ж.Р. Всестороннее изучение семьи – важное звено в работе с родителями // Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. – М.. 1985.

3. Давыдова О.И. Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этонопедагогический подход. – М., 2005.

4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/Т.Н. Доронова и др. – М., 2001.

5. Зверева О.Д., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М., 2006.

6. Кан – Калик В.А. Тренинг профессионально – педагогического общения (методические рекомендации). – М., 1990.

7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2005.

8. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2001.

Занятие 2

Тема: Интерактивные технологии педагогического образования родителей в ДОУ

Вопросы для обсуждения:

1. Интерактивные технологии: понятие, сущность, содержание.КОРМАНОВСКАЯ

2. Характеристика интерактивных форм взаимодействия ДОУ с родителями:

- семейный (родительский) клуб;КОРШАК

- дискуссия (круглый стол, симпозиум, дебаты и др.);КРАСЕНЬКОВА

- семинар-практикум;МИХАЙЛОВА

- интерактивная игра («Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай» и др.);ПАСЬКО

- педагогическая гостиная (родительская гостиная);ПУДОВА

- тренинг. СЕЛЯКОВА

3. Использование интерактивных техник при проведении родительских собраний.ФИЛЕВА

4. Использование интерактивных техник в наглядно-информационных формах взаимодействия ДОУ с семьей.ШАРОВА

 

Практические задания:

1. Разработайте методический паспорт интерактивной формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников (одна форма – на выбор студента).

Образец оформления паспорта

Название:

Направление взаимодействия ДОУ с родителями, в рамках которого используется данная форма:

Цель:

Особенности методики (описание методики проведения):

Методические рекомендации педагогу (условия эффективного использования):

2. По приведенным ниже высказываниям родителей сформулируйте образовательный запрос, выберите оптимальную форму взаимодействия, определите категорию семей, с которыми будет проводиться работа в рамках выбранной формы взаимодействия.

Высказывания родителей:

- Мы разводимся, нам сейчас не до ребенка….

- Какие могут быть трудности с маленьким ребенком? Если провинился, он знает свое место – угол…

- Что делать, чтобы ребенок не болел; простуды замучили…

- Так много дома различных игрушек, но ребенок почему-то не играет, только нытьем нас изводит…

- Если бы отцы больше занимались с детьми, никаких бы трудностей не было… ШИРУНОВА

Литература:

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

2. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12.

3. Арапова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. – 2007. - № 5.

4. Давыдова О.И. Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этонопедагогический подход. – М., 2005.

5. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия.– Мн., 2007.

6. Зверева О.Д., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М., 2006.

7. Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями //Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11.

Занятие 3

Тема: Технология проектирования программы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и планирования работы с родителями

Вопросы для обсуждения:

1. Программно-плановый подход в организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.ЗЕРНОВА

2. Примерная структура программы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников:

- раздел «Пояснительная записка» (проблемно-ориентированный анализ работы педагогов ДОУ с родителями; концепция взаимодействия ДОУ с семьей (цель, принципы взаимодействия, законодательно-нормативное обеспечение программы);

- раздел «Содержание программы» (задачи, основные направления и формы сотрудничества, этапы реализации программы);

- раздел «Прогнозируемые результаты» (ожидаемые результаты реализации программы, критерии эффективности).ШОНАЗРИЕВА

3. Технология планирования взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.СЕМЕНЧИКОВА

4. Критерии эффективности взаимодействия ДОУ с семьей.ФЕДУЛАЕВА

 

Практические задания:

1.Разработайте программу взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

2. В рамках программы разработайте перспективный план взаимодействия педагогов с родителями воспитанников для одной из возрастных групп, в котором должна прослеживаться систематичность, преемственность, охват всех типов семей и рациональность в выборе форм взаимодействия.

Литература:

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьёй // Управление ДОУ. - 2006.- №4.

3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М., 2004.

Вопросы и задания к экзамену

Теоретический блок:

1. Сущность понятий «взаимодействие», «сотрудничество».

2. Современная философия взаимодействия ДОУ и семьи.

3. Подходы к классификации форм взаимодействия ДОУ с семьей.

4. Типичные проблемы и условия эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.

5. Особенности современной семьи; типология семей.

6. Задачи, принципы и основные направления взаимодействия ДОУ с семьей в контексте ФГОС ДО.

7. Характеристика информационно-аналитических форм взаимодействия ДОУ с семьей.

8. Характеристика наглядно-информационных форм взаимодействия ДОУ семьей.

9. Характеристика познавательных форм взаимодействия ДОУ с семьей.

10.  Характеристика досуговых форм взаимодействия ДОУ с семьей.

11. Общая технология организации взаимодействия ДОУ с семьей.

12. Технологии контактного взаимодействия педагогов с родителями (В.А. Петровский, Л.И. Филонов).

13. Вербальные и невербальные техники установления доверительно-деловых взаимоотношений с родителями.

14.  Использование интерактивных технологий взаимодействия ДОУ с семьей.

15. Методы активизации родителей в процессе педагогического образования.

16.  Изучение семьи: цель, этапы, методы и методики диагностики.

17.  Программно-плановый подход к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

18.  Критерии эффективности взаимодействия ДОУ с семьей.

 

Практический блок(в соответствии с практическим заданием по теме 3: программа взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и перспективный план взаимодействия с родителями на группе):

1. Технология разработки программы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

2. Специфика планирования взаимодействия воспитателя с родителями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...