Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопросы и задания к экзамену
Уч.г. Гр. 4ДОб-04-32зп Дисциплина: Современные технологии взаимодействия ДОУ с семьей Технологическая карта дисциплины «Современные технологии взаимодействия ДОУ с семьей»:лекции 4ч., практические занятия 6ч.;экзамен.
Занятие 1 Тема: Технологии и техники установления контакта с родителями. Технология и методы изучения семьи и особенностей семейного воспитания Вопросы для обсуждения: 1. Технология контактного взаимодействия педагога с родителями (по Л.И. Филонову).АВВАКУМОВА 2. Технология установления доверительных отношений педагога с родителями (по В.А. Петровскому).БОРОДУЛИНА 3. Цель, задачи, принципы изучения семьи в деятельности педагога ДОУ.ВЕРШИНИНА 4. Этапы изучения семьи, их содержание, используемые диагностические методы и методики.ГРОМОВА Практические задания: 1).Систематизируйтевербальные и невербальные техники установления контакта педагога с родителями.
ЕФИПОВА 2). С позиции педагогической целесообразности оцените фразы к воображаемой беседе с родителями. Для этого найти в предложенном перечне «неудачные» фразы, которые не следует употреблять, и подберите к ним «желательные»смысловые пары. Варианты фраз: - Извините, если я помешала… - Я бы хотела… - Вероятно, вы об этом ещё не слышали… - Вам будет интересно узнать… - Я бы хотела ещё раз услышать… - Мне представляется интересным то, что… - Думается, ваша проблема заключается в том, что… - Давайте с вами быстро обсудим… - Как вы знаете… - Хотя вам это и неинтересно… - Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… - Вы, конечно, об этом ещё не знаете… - А у меня на этот счёт другое мнение… - Конечно, вам уже известно… 3). В заданной ситуации смоделируйте уверенный тип ответа: - Родитель разговаривает с вами, а вам необходимо срочно уйти. - На родительском собрании родитель постоянно прерывает ваше выступление, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. - Родитель высказывает желание возглавлять попечительский совет детского сада, а вы считаете его человеком не совсем ответственным. ЗАЙЦЕВА 4). Подберите методики изучения семьи по следующим блокам: - Методики социологического обследования семей воспитанников (социальный паспорт семьи, карта семьи и др.); - Методики изучения особенностей семейного воспитания; - Методики изучения воспитательного потенциала семьи и образовательных потребностей родителей; - Методики изучения детско-родительских отношений. Сформулируйте рекомендации педагогам по использованию диагностических методик. ЗАВГОРОДНЯЯ
Литература: 1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009. 2. Берзиня Ж.Р. Всестороннее изучение семьи – важное звено в работе с родителями // Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. – М.. 1985. 3. Давыдова О.И. Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этонопедагогический подход. – М., 2005. 4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/Т.Н. Доронова и др. – М., 2001. 5. Зверева О.Д., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М., 2006. 6. Кан – Калик В.А. Тренинг профессионально – педагогического общения (методические рекомендации). – М., 1990. 7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2005. 8. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2001. Занятие 2 Тема: Интерактивные технологии педагогического образования родителей в ДОУ Вопросы для обсуждения: 1. Интерактивные технологии: понятие, сущность, содержание.КОРМАНОВСКАЯ 2. Характеристика интерактивных форм взаимодействия ДОУ с родителями: - семейный (родительский) клуб;КОРШАК - дискуссия (круглый стол, симпозиум, дебаты и др.);КРАСЕНЬКОВА - семинар-практикум;МИХАЙЛОВА - интерактивная игра («Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай» и др.);ПАСЬКО - педагогическая гостиная (родительская гостиная);ПУДОВА - тренинг. СЕЛЯКОВА 3. Использование интерактивных техник при проведении родительских собраний.ФИЛЕВА 4. Использование интерактивных техник в наглядно-информационных формах взаимодействия ДОУ с семьей.ШАРОВА
Практические задания: 1. Разработайте методический паспорт интерактивной формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников (одна форма – на выбор студента). Образец оформления паспорта Название: Направление взаимодействия ДОУ с родителями, в рамках которого используется данная форма: Цель: Особенности методики (описание методики проведения): Методические рекомендации педагогу (условия эффективного использования): 2. По приведенным ниже высказываниям родителей сформулируйте образовательный запрос, выберите оптимальную форму взаимодействия, определите категорию семей, с которыми будет проводиться работа в рамках выбранной формы взаимодействия. Высказывания родителей: - Мы разводимся, нам сейчас не до ребенка…. - Какие могут быть трудности с маленьким ребенком? Если провинился, он знает свое место – угол… - Что делать, чтобы ребенок не болел; простуды замучили… - Так много дома различных игрушек, но ребенок почему-то не играет, только нытьем нас изводит… - Если бы отцы больше занимались с детьми, никаких бы трудностей не было… ШИРУНОВА Литература: 1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009. 2. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. 3. Арапова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. – 2007. - № 5. 4. Давыдова О.И. Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этонопедагогический подход. – М., 2005. 5. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия.– Мн., 2007. 6. Зверева О.Д., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М., 2006. 7. Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями //Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. Занятие 3 Тема: Технология проектирования программы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и планирования работы с родителями Вопросы для обсуждения: 1. Программно-плановый подход в организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.ЗЕРНОВА 2. Примерная структура программы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников: - раздел «Пояснительная записка» (проблемно-ориентированный анализ работы педагогов ДОУ с родителями; концепция взаимодействия ДОУ с семьей (цель, принципы взаимодействия, законодательно-нормативное обеспечение программы); - раздел «Содержание программы» (задачи, основные направления и формы сотрудничества, этапы реализации программы); - раздел «Прогнозируемые результаты» (ожидаемые результаты реализации программы, критерии эффективности).ШОНАЗРИЕВА 3. Технология планирования взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.СЕМЕНЧИКОВА 4. Критерии эффективности взаимодействия ДОУ с семьей.ФЕДУЛАЕВА
Практические задания: 1.Разработайте программу взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. 2. В рамках программы разработайте перспективный план взаимодействия педагогов с родителями воспитанников для одной из возрастных групп, в котором должна прослеживаться систематичность, преемственность, охват всех типов семей и рациональность в выборе форм взаимодействия. Литература: 1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009. 2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьёй // Управление ДОУ. - 2006.- №4. 3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М., 2004. Вопросы и задания к экзамену Теоретический блок: 1. Сущность понятий «взаимодействие», «сотрудничество». 2. Современная философия взаимодействия ДОУ и семьи. 3. Подходы к классификации форм взаимодействия ДОУ с семьей. 4. Типичные проблемы и условия эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. 5. Особенности современной семьи; типология семей. 6. Задачи, принципы и основные направления взаимодействия ДОУ с семьей в контексте ФГОС ДО. 7. Характеристика информационно-аналитических форм взаимодействия ДОУ с семьей. 8. Характеристика наглядно-информационных форм взаимодействия ДОУ семьей. 9. Характеристика познавательных форм взаимодействия ДОУ с семьей. 10. Характеристика досуговых форм взаимодействия ДОУ с семьей. 11. Общая технология организации взаимодействия ДОУ с семьей. 12. Технологии контактного взаимодействия педагогов с родителями (В.А. Петровский, Л.И. Филонов). 13. Вербальные и невербальные техники установления доверительно-деловых взаимоотношений с родителями. 14. Использование интерактивных технологий взаимодействия ДОУ с семьей. 15. Методы активизации родителей в процессе педагогического образования. 16. Изучение семьи: цель, этапы, методы и методики диагностики. 17. Программно-плановый подход к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. 18. Критерии эффективности взаимодействия ДОУ с семьей.
Практический блок(в соответствии с практическим заданием по теме 3: программа взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и перспективный план взаимодействия с родителями на группе): 1. Технология разработки программы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. 2. Специфика планирования взаимодействия воспитателя с родителями. |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 296. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |