Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание второго года обучения.




1. Анатомия и физиология человека. Опорно-двигательная система: осевой и добавочные скелет, ребра, череп (парные и непарные кости мозгового и лицевого отделов), позвоночник и строение позвонков разных отделов. Мышцы- структуры и функции, строение и механизм сокращения мышечного волокна. Пищеварительная система и переваривание пищи. Печень- строение и функции. Дыхательная система и дыхание. Кровь. Буферные системы крови.Иммунная система и иммунитет, группы крови и резус-фактор. Кровеносная система и её функции. Сердце и сердечный цикл. Выделительная система: строение и функции почки и нефрона, мочеобразование и мочевыделение. Половая система- строение и функции. Беременность и роды. Кожа и её производные. Организм как единое целое. Эндокринная система и гуморальная регуляции. Эпифиз и гипоталамус как центры нейроэндокринной регуляции. Механизмы секреции (мерокриновый, апокриновый, голокриновый). Нервная система. Раздражимость и возбудимость. Возбудимые ткани, потенциал покоя и потенциал действия. Рефрактерность. Головной и спинной мозг. Вегетативная нервная система. Рефлексы. Органы чувств: зрительный и звуковой анализаторы. Выполнение тестовых заданий по теме изучаемого раздела. Знакомство с проектами: «Новые взгляды на природу нервного импульса в миелинизированном нервном волокне» (с практической работой по теме проекта) и «Влияние форм и времени суточной активности на тревожность и обученность у школьников».

2. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Хлоропласты и фотосинтетические пигменты. Биохимия фотосинтеза. Световые реакции. Фотосистемы. Нециклическое и циклическое фотофосфорилирование. Темновые реакции (цикл Кальвина). Фотодыхание и С4- фотосинтез. Значение фотодыхания и С4- пути. Фотосинтезирующие бактерии и сине-зелёные водоросли. Лабораторные работы: «Выявление крахмала в листе», «Изучение потребности в свете», «Изучение потребности в двуокиси углерода».Выполнение тестовых заданий по теме изучаемого раздела.

3. Обмен веществ и энергии.Анаболизм. Катаболизм. Роль дыхания, аэробное и анаэробное дыхание. Значение АТФ и её синтез. Гликолиз. Внутреннее строение и функции митохондрий. Цикл Кребса и дыхательная цепь переноса электронов.Выполнение тестовых заданий по теме изучаемого раздела.

4. Наследственность и изменчивость.Кариотип. Мета- субмета- и акроцентрические хромосомы, фундаментальное число (FN). Цитоплазматическое наследование. Наследственная изменчивость. Мутации: генные, хромосомные, геномные (с примерами). Комбинативная и соотносительная изменчивость (с примерами. Модификации и норма реакции. Реализационная изменчивость (с примерами).Выполнение тестовых заданий по теме изучаемого раздела.

 

5. Размножение и эмбриогенез.Бесполое размножение у растений и животных. Половое размножение. Происхождение полового процесса. Нерегулярные типы полового размножения (партеногенез, гиногенез, андрогенез и апомиксис- с примерами). Классификация яиц (по содержанию желтка и типу дробления). Дробление зиготы. Типы бластул. Гаструла и гаструляция. Зародышевые листки и их производные. Органогенез.Выполнение тестовых заданий по теме изучаемого раздела.

6. Генетика.Аллельное взаимодействие генов и закон чистоты гамет. Законы Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов и закон Моргана. Сцепленное с полом наследование. Неаллельное взаимодействие генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия.Выполнение тестовых заданий по теме изучаемого раздела. Формирование практических умений по решению задач на моно-, дигибридноескрещевание, сцепленное наследование признака, доминантный и рецессивный эпистаз, комплементарность.

7. Экология.Экологические термины. Правила Бергмана и Аллена. Закон оптимума. Закон Либиха. Правило двух уровней адаптации. Экологические группы и цепи питания. Экологические факторы. Свет и температура как важнейшие факторы. Лабораторные работы: «Определение содержания воды в почвенном образце», «Определение pH почвенного образца», «Определение pH воды».Выполнение тестовых заданий по теме изучаемого раздела.

8. Эволюционное учение и происхождение жизни на Земле.Познакомиться с современным дарвинизмом и синтетической теорией эволюции. Вид и механизмы видообразования. Генофонд. Частоты аллелей. Частоты генотипов. Закон Харди- Вайнберга. Неслучайное скрещивание. Дрейф генов. Изучить основы филэмбриогенеза А.Н. Северцева. Темпы эволюции. Взгляды Шмальгаузена И.И. на эволюцию человека. Познакомиться с основными положениями номогенеза, как широко распространённой альтернативной гипотезы эволюции.Выполнение тестовых заданий по теме изучаемого раздела. Посетить лекции, семинарские занятия и познакомиться с проектами по следующим темам: «Динозавры в перьях»: история происхождения птиц», «Прогрессивная эволюция в классах теплокровных животных» (с практической работой «Изучение реакции на отражение в зеркале представителей моногамных и полигамных теплокровных»), «Взаимосвязь фоторецепции и подвижности в эволюции растительных жгутиковых» (с практической работой «Изучение особенностей фототаксиса растительных жгутиковых»), «Творчество у животных: мифы и реальность», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека: гипотезы и артефакты».

 

Методическое обеспечение.

Для реализации программного содержания используются рекомендации по подготовке и проведению следующих лабораторных работ: «Строение паренхимных клеток», «Изучение поперечного разреза стебля. Строение клеток колленхимы и волокон склеренхимы», «Разновидности эпителиев», «Разновидности твёрдой (скелетной) и рыхлой соединительной ткани», «Строение эндодермы корня», «Изучение поперечного разреза листа двудольного растения», «Эпигейное и гипогейное прорастание семян», «Выявление крахмала в листе», «Изучение потребности в свете», «Изучение потребности в двуокиси углерода», «Определение содержания воды в почвенном образце», «Определение pH почвенного образца», «Определение pH воды». Используются рекомендации по подготовке таких практических работ как: «Формирование представлений о строении светового микроскопа и приобретение навыков работы с ним», «Правила наблюдения за животными в природе», «Определение родовой принадлежности», «Изучение техники фото- и видеосъёмки в природе. Использование штатива», «Наблюдение с биноклем», «Методики сбора насекомых и их личинок»,«Учёт численности насекомых и птиц в природе»,«Правила сбора, хранения и транспортировки полевого материала», «Изучение времени коленного рефлекса», «Изучение особенностей реакции одноклеточных жгутиковых на освещённость», «Изучение реакции моно- и полигамных представителей птиц и млекопитающих на отражение в зеркале».Используются рекомендации по проведению экскурсий в природу: «Оседлые и кочующие птицы», «Многообразие зимующих водоплавающих и околоводных птиц», «Дневные бабочки Моздокского района», «Стрекозы Моздокского района», «Представители одиночных ос, обитающие в Моздокском районе», «Сфекоидные осы», «Песочные осы», «Многообразие видов голубянок», «Селисия и линдения- виды-вселенцы в фауну России», а также экскурсии «Зоологический музей СОГУ».

Для реализации программного содержания используются следующие методы.

1. По способу организации занятия: словесный (рассказ, беседа, лекция, семинар), наглядный (показ видео- и фотоматериалов, таблиц и графиков, тематических плакатов), практический (лабораторные работы, практические занятия, экскурсии в природу).

2. По уровню деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (старшеклассники воспринимают и усваивают готовую информацию), репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности), частично-поисковый (в процессе систематического выполнения тестовых заданий, решения генетических задач, выполнении лабораторных и практических работ), исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).

3. По форме организации деятельности учащихся: фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися), коллективный (организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми), индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы), групповой (организация работы по малым группам (от 2 до 5 человек)), в парах (организация работы по парам), индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

Для работы по программе «Неизвестный мир» используется следующий дидактический материал. Таблицы, схемы, плакаты, фотоснимки, научная и научно-популярная литература, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, тематические презентации к проектам, компьютерные программные средства.

Техническое оснащение занятий:компьютер, проектор, экран, фотоаппарат «Nikon», видеокамера «Panasonic», бинокль БПЦ 15х50, световой микроскоп (20х40).

Формы подведения итогов: участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах, таких как: «Знаток природы», «Шаг в будущее», «Ступень в науку», «Национальное Достояние России», «Колмогоровские чтения», «НТТМ», «Мы- будущее науки», муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии, а также портфолио обучающихся.

В качестве материально-технического обеспечения реализации образовательной программы «Неизвестный мир» используются следующие материалы и оборудование. Лампы накаливания (150-200 Вт), удлинитель, матерчатый экран 1,5х2м- для сбора насекомых на свет; этилацетат или дихлорэтан- для замаривания насекомых, 2-3 банки-морилки, вата, пинцет, пластиковые стаканчики и пищевой уксус- для сбора жужелиц, энтомологические сачки для сбора гусениц и имаго, конверты и банка с влажным песком- для транспортировки собранных насекомых, расправилки, энтомологические булавки и коробки- для изготовления коллекции, видеокамера со штативом, плёночный фотоаппарат со шкалой выдержек, неврологический молоточек, световой микроскоп, постоянные препараты, предметные и покровные стёкла, пробирки и штатив, горшочки с почвой,пипетки, раствор универсального индикатора и цветная таблица, сульфат бария, шпатель, настольная лампа, 20%-ный раствор гидроксида калия, коническая колба (Эрленмейера) на 250 мл, известковая вода, растение с листьями, лишёнными крахмала, металлическая фольга, клетки для содержания попугайчиков и хомячков, зеркало.

 

Список литературы.

1. Биология: В 3-х т. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера.- М.: Мир, 1990.

2. Биологический энциклопедический словарь. Под ред. М.С. Гилярова. М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

3. Биология. Пособие для поступающих в вузы. И.Ю. Павлов и др. Ростов-на Дону: Феникс, 2017.

4. Биология. Пособие для поступающих в вуз. С.Г. Мамонтов. М.: Высшая школа, 1992.

5. Генетика с основами селекции. С.Г. Инге-Вечтомов. М.: Высшая школа, 1989.

6. Журналы «Наука и жизнь».

7. Журналы «Природа».

8. Животный мир РСО- Алания. Под редакцией А.М. Амирханова, Ю.Е. Комарова и др. Владикавказ. 2000.

9. Занимательная физиология. Б.Ф. Сергеев. М.: Молодая гвардия, 1969.

10. Зоология позвоночных: В 2-х т. Н.П. Наумов, Н.Н. Карташов. М.: Высшая школа, 1991.

11 Интернет- сайт: Бабочки Кавказа и юга России.

12. Интернет-сайт: Красные книги регионов. ООПТ России.

13. Интернет- сайт: Осы России.

14. Красная книга СССР. Под ред. А.М. Бородина и др. Т. 1. М.: Лесная промышленность, 1984. - 392 с., ил.

15. Красная книга РСО-Алания. Под редакцией А.М. Амирханова, Ю.Е. Комарова и др. Владикавказ. 1999.

16. Методические пособия по энтомологии. Редкие насекомые Ростовской области. Лиманн Ю.Б., Полтавский А.Н., Арзанов Ю.Г., Ростов н/Д. 2001.

17. Многоликий солитон. А.Т. Филиппов. М.: Наука, 1990.

18. Морские биотехнические системы. Биологические и технические аспекты. Тезисы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2008.

19. Определитель насекомых Европейской части СССР. Н.Н. Плавильщиков, М.: 1957.

20. Определитель насекомых Европейской части СССР. Т. 3. Перепончатокрылые. Ч. 1. Под ред. Г.С. Медведева. Л.: Наука, 1978.

21. Определитель птиц фауны СССР. Н.А. Гладков, Г.П. Дементьев. М.: Высшая школа, 1964.

22. Определитель птиц фауны СССР. П.П. Второв, Н.Н. Дроздов. М.: Просвещение, 1980.

23. Птицы. К. Уэлти, Дж. Сторер и др. Пер. с англ. М.: Мир, 1983. - 288с., ил.

24. Соросовские образовательные журналы.

25. Физиология человека и животных в 2-х т. Т. 1. А.Д. Ноздрачёв. М.: Высшая школа, 1991.

26. Эволюционное учение. А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. М.: Высшая школа, 1989.

27. Экология. И.А. Шилов. М.: Высшая школа, 1998.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...