Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Щественные черты обязательств из причинения вреда Роботами.
Ет классификации системы деликтных обязательств, отражающей су- щественные черты обязательств из причинения вреда Роботами. При росте ситуаций, связанных с участием Роботов, по- явится необходимость введения нового квазисубъекта гражданского правоотношения – Робота. Необходимость введения в Гражданский кодекс изменений связана с тем, что нужно урегулировать вопросы ответственности для избежания таких ситуаций, когда потерпевшая сторона может оказаться в крайне невыгодном положении. В нашем случае непосредственный причинитель вреда – Робот. В случае роботов, которые относятся к машинам-механизмам, можно применять действующее законодательство. В ГК РФ есть ст. 1095, которая регулирует вред, причиненный недостатками товаров, в слу- чае приобретения товара не для использования в предприниматель- ской деятельности, а только для потребителей. Автономный Робот не может быть отнесен к источнику повышен- ной опасности или товару с недостатками. Для ответа на вопрос об ответственности необходим детальный анализ и возможны различные варианты.
Информационно-правовые аспекты формирования законодательства о робототехнике (Архипов В.В., Наумов В.Б.) Отдельно следует отметить, что именно в последнее время появились первые документы, свидетельствующие о серьезности намерений, связанных с регулированием общественных отношений в данной области. Наиболее ярким фактом в данном контексте является деятельность Комитета Европарламента по правовым вопросам, в рамках которой был разработан проект Отчета с рекомендациями Комиссии по гражданско-правовому регулированию робототехники (DraftReportwithrecommendationstotheCommissiononCivilLawRulesonRobotics) (2015/2013 (INL)). Как было отмечено в последующем критическом анализе в рамках самого Европарламента, "ходатайство о резолюции [Европарламента, содержащееся в Отчете] призывает к незамедлительному изданию законодательного акта, регулирующего робототехнику и искусственный интеллект, чтобы предвосхитить научные разработки, обозримые в среднесрочной перспективе, и который может быть принят для того, чтобы обеспечить соответствие научному прогрессу. Есть необходимость в издании такого акта в определенных областях права, в частности, как представляется, чтобы дать ответ на значимые этические вопросы, с которыми сталкивается человечество". В частности, отмечается, что в промежуток с 2010 по 2014 год продажи роботов увеличились в среднем на 17%, а в 2014 году - на 29%, при этом основные драйверы роста были сосредоточены в автомобильной индустрии и в электронике. Стало в три раза больше патентных заявок, связанных с робототехникой. Обращается внимание на потенциальный серьезный эффект, который повлечет развитие робототехники для оптимизации экономической деятельности в самых различных областях, развитие искусственного интеллекта, появление новых вызовов безопасности и т.д
В-третьих, любые изменения законодательства в области робототехники должны быть системными и ориентированными на предмет регулирования, а не на определенные отрасли права, взятые отдельно. Данный вывод особенно важен в контексте рассматриваемой проблематики.
В.В. А РХИПОВ , В.Б. Н АУМОВ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И АВТОНОМНЫЕ УСТРОЙСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРАВА: О РАЗРАБОТКЕ ПЕРВОГО В РОССИИ ЗАКОНА О РОБОТОТЕХНИКЕ
В целом это соответствует прошлы м историческим закономерностям, когда государство и общество с большим опозданием начинали заниматься разработкой законодательства (скажем, как это имело место в сфере автомобильного транспорта или авиации). Последний пример — регулирование Интернета, которое сейчас идет семимильными шагами, но больше напоминает появление «норм- заплаток», нежели процесс предложения сбалансированной системы регулирования, хотя массовое использование Интернета в стране осуществляется уже более полутора десятков лет. Потенциальную массовость в этом смысле можно рассматривать в качестве своеобразного индикатора актуальности общественных отношений дл я начала системного правового регулирования. При этом другим таки м 47 SPIIRAS Proceedings. 2017. Issue 6(55). ISSN 2078-9181 (print), ISSN 2078-9599 (online) www.proceedings.spiiras.nw.ru индикатором может послужить выход автономных устройств за пределы узкоспециализированных общественных отношений, что также можно ожидать в скором будущем. На
Общим контекстом анализа правовых проблем робототехники также служит, образно говоря, экспоненциальный темп развития технологий, который не вполне соответствует темпу развития правовых концепций и норм — право естественным образом отстает от технологического развития [12]. На первом этапе необходимо определиться со стратегией развития, государственными приоритетами, технологическими возможностями и потенциалом в области робототехники в стране, которые, в свою очередь, дадут возможность подготовить и принят ь государственную концепцию развития отечественной робототехники, включая блок вопросов, посвященных праву и законодательству. Вторым этапом развития законодательства может быть разработка и принятие основ законодательства в этой сфере, напр имер в формате специального федеральн ого закона «О робототехнике в Российской Федерации».
http://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2018/03/Morkhat_PM_Artificial_Intelligence_Legal_View-2017.pdf Джон Байерс отмечает, что до относительно недавнего времени проблема определения ответственности за действия машины разрешалась однозначно и традиционно: такая машина должна была рассматриваться исключительно как инструмент лица, обладающего или управляющего ей. Не возникало вопроса о личной ответственности такой машины или её правосубъектности, поскольку машины не были способны осуществлять автономную или полуавтономную деятельность 442 . В настоящее же время следующие ключевые характеристики юнитов искусственного интеллекта актуализируют проблему определения их правосубъектности и способности нести юридическу ю ответственность за свои действия: – автономность 443 и самоорганизация ; – способность к обучению и самообучению ; – способность к разумному мышлению и поведению . Их сочетание приводит к вероятности совершения действий, не предусмотренных производителем или программистом изначально. В пункте «Z» Введения к Резолюции Европейского Парламента вместе с рекомендациями Комиссии по гражданско - правовому регулированию в сфере робототехники Европейского Парламента от 16.02. 2017 «Нормы гражданского права о робототехнике» 470 указывается, что роботы сейчас способны не просто выполнять действия, которые обычно присущи и типичны для человека, но и способны учиться на собственном опыте и принимать квази - независимые решения, что делает их всё более похожими на агентов, взаимодействующих с окружающей средой и способных значительно е ё 468 Galasso A., Hong L. Punishing Robots: Issues in the Economics of Tort Liability an d Innovation in Artificial Intelligence [ Наказывая роботов : проблемы экономики гражданско - правовой ответственности и инновации в сфере искусственного интеллекта ] // <http://www.nber.org/chapters/c14035.pdf>. – 10 p. – P. 5 – 6. 469 Beard J.M. Autonomous weapons and hum anresponsibilities [ Автономное оружие и ответственность человека ] // Georgetown Journal of International Law. – 2014. – Vol. 45. – P. 617 – 681. – P. 651. <https://www.law.georgetown.edu/academics/law- journals/gjil/recent/upload/zsx00314000617.PDF>. 470 European Parliament resolution of 16 February 2017 with recomm endations to the Commission on Civil Law Rules on Robotics (2015/2103(INL)) [ Резолюция Европейского Парламента вместе с рекомендациями Комиссии по гражданско - правовому регулированию в сфере робототехники Европейского Парламента от 16.02.2017 «Нормы гражданского права о робототехнике»] // <http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TE XT+TA+P8-TA-2017- 0051+0+DOC+XML+V0//EN>. 141 изменять, и в таком контексте проблема определения юридической ответственности за вредные действия робота становится решающей. Сложный и полиморфный характер таких систем не позволяет чётко определять ответственность за сбои таких программ Кроме того, существует и подлежит принятию во внимание очень серьёзная проблема, связанная с существенной уязвимостью юнитов искусственного интеллекта от взлома (несанкционированного вскрытия) и перепрограммирования злоумышленниками. Такое обстоятельство весьма усложняет установление ли ца, ответственного за вредные действия такой системы.
http://robopravo.ru/matierialy_dlia_skachivaniia
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 137. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |