Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Логопедическая работа с детьми, страдающими дизартриями, имеющими различные формы звукового расстройства речи
Таблица 3.3
Формы звукового расстройства речи
| Формирование определенных установок для обучения новым навыкам речевой деятельности
| Нормализация движений речевого аппарата, нормализация артикуляционного праксиса при различных дефектах
| спастическая
| гиперкинетическая
| Первая
| Изменение техники произносительной стороны речи: — вызвать потребность сделать свою речь разборчивее и выразительнее для окружающих; — обратить внимание на функциональную обратимость дефектов речевой моторики
| Массаж для активизации лицевой и языковой мускулатуры и мышц языка
| Массаж в сочетании с гимнастикой. Формирование позы покоя, исходного положения, торможение гиперкинезов в области лица, плечевого пояса, мышцах шеи, верхних и нижних конечностей
| Вторая
| Дифференциация парных фонем на слух и в произношении в своей и чужой речи
| Пассивная гимнастика — оформление схемы движения
| Активная гимнастика — тренировка плавных, синхронных координированных движений
| Третья
| Разборчивость и семантическая содержательность речи (слогов, слов, фраз). Фонематический, морфологический и семантический анализ, обобщающие слова
| Активная гимнастика — тренировка силы, точности, быстроты, подвижности, работоспособности, добиваться полной амплитуды движений, симметричности
| Активная гимнастика — тренировка плавных, синхронных координированных движений
|
Формирование артикуляционного праксиса
| Формирование фонематикоморфологического анализа и обобщений
| Формирование силы, высоты, управляемости голоса в речи, нормализация посадки
| кинестетического (частично)
| кинетического (частично)
| Уточнение артикуляционного уклада имеющихся звуков, но в спонтанной речи произносимых искаженно
| Тренировка подвижности мышц речевого аппарата повышает качество фонетической окраски звуков в словах и предложениях, отпадает необходимость в тренировке звуков в слоговой цепи
| При отсутствии расстройств в фонематическом анализе и восприятии речи нет прямой необходимости в тренировке этих функций
| Психотерапевтические беседы, занятия для создания эмоционального положительного настроя, тренировке голосовых функций Массаж, Пассивная гимнастика мышц шеи, плечевого пояса, туловища. Пассивно-активная гимнастика. Активизация голосовых модуляций. Тренировка слухового внимания на просодических элементах речи
| Выработка точности необходимых артикуляционных позиций — дорсальности, альвеолярности, вакуминальности, палатальности; способа воспроизводства звуков — целевого, сонорного, вибрационного
| При отсутствии самостоятельных расстройств кинетического праксиса исчезает необходимость в тренировке рядообразования звуков. Обратить внимание на постоянство четкости произношения согласных в словах
| При отсутствии самостоятельных расстройств в фонематическом анализе слов и восприятии речи нет прямой необходимости в тренировке этих функций. Но в ряде случаев следует обратить внимание на увеличение функциональной активности фонематическогоанали за при автоматизации нескольких звуков в одном слове
| Выполнение тех же заданий, что при второй форме звукового расстройства, но больше внимания уделяется дифференциаций звуков в слогах со стечением согласных
| Выработка дифференцированных артикуляционных движений в заданных упражнениях, Выработка необходимой скорости и точности артикуляционных движений в цепи слоговых комплексов. Дифференциация звуков, различающихся по месту и способу образования
| Упражнения на восприятие состава слогов, слов. Упражнения на звуко-буквенный анализ (система Г.А.Каше). Упражнения по фонолого-семантическому изменению слов. Упражнения по морфолого-грамматическому изменению слов
|
|
|