Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Происхождение и история рун




ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС РУНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Приступая к этой работе, авторы поставили перед собой весьма непростую задачу: создать книгу, предназначенную для последовательного освоения начал рунического Искусства. Памятуя о мудрости Срединного Пути, авторы стремились, с одной стороны, не перегружать книгу отступлениями в область языческой мифологии и теоретической магии и, по возможности, усилили именно практические, прикладные аспекты рунического Искусства, а с другой стороны — постарались не опуститься до уровня распространенных (увы) ныне «учебников по магии», полностью оторванных как от магической реальности, так и от традиционных корней волшебства. Насколько это удалось авторам — судить критикам и читателям.

Материалы книги расположены в той последовательности, которая наиболее удобна для постепенного вхождения в мир рунической магии; там, где это представляется необходимым, материалы сопровождаются практическими рекомендациями, которые призваны подсказать читателю верное направление самостоятельной работы. И содержание тем, и их последовательность были отработаны при чтении лекций и проведении занятий по традиционной европейской магии в Москве в 1995–1998 годах. В целом же подчеркнем, что эта книга является именно практическим курсом, и именно так следует ее воспринимать и соответствующим образом с ней работать.

 

Антон Платов,

Алекс ван Дарт,

Вышгород-на-Яхроме,

Осеннее Равноденствие 1998 года

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

 

Тема 1.  Руническое Искусство

 

Итак, речь у нас пойдет, в основном, о рунах — о магических знаках древних священных алфавитов североевропейских народов: германцев, балтов и славян.

Много времени прошло с тех пор, как чья-то рука впервые начертала руны на камне, или на куске дерева, или, быть может, на влажной глине. Сколько именно? Два тысячелетия, если говорить только о рунах скандинавских. Три тысячелетия, если вспомнить о древних европейских алфавитах, из которых развились руны в собственном смысле слова. Полтора десятка тысячелетий, если говорить о древнейших проторунических символах.

Традиционное ныне толкование слова руна устоялось еще в конце прошлого столетия. Германское слово runa , rune , обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским

— «тайна» и др. — нем. глаголом

(совр. нем. raunen ) в значении «шептать». Некое разнообразие в трактовку слова руна внес современный исследователь Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др. — кельт. run , ср. — валл. rhin со значением «шепот», «шептать»; совр. ирл. run «тайна»; шотл. — гэльск. run «жребий». В седьмой теме этого курса рассматриваются и славянские параллели термина «руна», существование которых впервые было отмечено еще в начале нашего столетия Д.Жунковичем и подробно рассмотрено в работах А.Платова.

Мастера рунического Искусства назывались в древней Скандинавии эрилями, а в позднесредневековой германской Европе — рунемейстерами. Любопытно, что среди них были не только мужчины. Так, в 1979 году в Германии была обнаружена руническая надпись, перевод которой звучит следующим образом: «Блитгунд руны начертала». Блитгунд — женское имя, и это означает, что в раннем Средневековье были женщины, владевшие руническим искусством.

Данный практический курс, открываемый этой вводной темой, намеренно назван нами «курсом рунического Искусства», а не «курсом рунической магии». Действительно, практика работы с рунами — одно из древних европейских волшебных Искусств, и современный термин «магия», хотя и часто употребляемый нами, не исчерпывает всей полноты этой практики.

 

 

Посему, сохраняя практический характер данного курса, мы не могли ограничиться сугубо прикладными аспектами рунического Искусства и дополнили курс как информацией по языческой теологии и мифологии, так и рядом упражнений, направленных именно на осознание внутренней магии рун. Здесь следует отметить, что такой широкий подход к волшебным Искусствам, не ограничиваемый сугубо прикладной магией, сам по себе является традиционным и — более того — необходимым. Даже если читателя интересуют прежде всего именно прикладные технологии рунической магии, он должен помнить, что и «практический выход» работы с рунами появится лишь тогда, когда будут осознаны внутренняя сущность и внутренняя магия рунических знаков, а вместе с ними — и те архетипические принципы или образы, что стоят за самими рунами.

 

Тема 2. Происхождение и история рун

 

Истоки рунического Искусства — как и зарождение самих рунических символов — корнями уходят в древнейшие времен а. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя — Футарка — датируется первыми веками н. э. Действительно, это можно считать временем, когда руническое Искусство оформилось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе — хотя и не без изменений — до позднего Средневековья. Однако истоки Искусства — значительно древнее.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные на кости или дереве, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII–XVI тысячелетиями до н. э. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или «солнечные колеса», вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира.

 

Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали праформами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т. д. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI–V тысячелетиям до н. э. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе — и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как знаков рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов.

 

 

Еще позднее, в III–I тысячелетиях до н. э., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее — греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы — т. е. к алфавитам северных этрусков и италийских венетов.

 

С прообразом рун — североиталийским письмом — народы Центральной и, возможно, Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до н. э.

В 1812 году, во время раскопок близ Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до н. э. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства, которому посвящена настоящая книга — этап трансформации италийских символов в северные руны. Дело в том, что надпись на одном из этих шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийского к руническому, по языку явно принадлежит предкам будущих скандинавов.

Надпись транслитерируется как Harigast i Teiva ; оба слова, соединенные предлогом (союзом?) i , являются именами собственными, причем последнее — Teiva   — чаще всего трактуется как вариант имени общегерманского бога войны и неба Тива (Тюра).

Вероятно, к середине II века от н. э. был сформирован классический общегерманский рунический строй — ФУТАРК.

 

Первоначально он появился в Дании, примерно к III веку относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV–V векам — на континенте.

Предостерегу от возможной ошибки: Футарк — не алфавит в обычном понимании этого слова, но именно рунический строй или ряд, т. е. жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы — атта ; каждый атт  состоит из восьми рун [1].

По фонетическим соответствиям рун первого атта — f , u , th , a , r , k …. — этот строй и получил свое название FUTHARK

* * *

До наших дней сохранилось около двухсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них — это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях.

Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда она может быть именем человека или магическим словом. Встречаются и камни, содержащие целые «сочинения». Такова, например, Эггьюмская надпись[2]), перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрезвычайно интересен:

 

Камень не был (освещен) солнцем, и нож не коснулся его;

(злые) волшебники не должны обнажить (камень),

ни обманутые, ни ослепленные колдовством.

Тот сотворил навье море  [3]

и смазал им уключины

утомленной от просверливания ладьи.

Кто пришел сюда, в страну коней…

Рыба плывущая…

Птица поющая…

Он погиб коварной смертью.

 

Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, — единицы. В большинстве своем рунические надписи на камнях имеют мало общего с магией. Такова, например, старшеруническая надпись на «камне Водурида», ставшая классическим примером.

 

Надпись гласит:

 

Вив резал этот камень для Водурида.

Три дочери поделили наследство,

как самая близкая его родня

среди оставшихся в живых.

А я, Вив, резал руны

для моего лорда — Водурида.

 

Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные[4] изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. н. э.) изображены Один, въезжающий на прекрасном восьминогом коне — Слейпнире — в свои владения, Вальхаллу, чертог павших воинов, и встречающая его валькирия, крылатая «дева боя».

 

Кроме камней с письменами, земля и частные и университетские коллекции сохранили для нас и другие памятники рунической магии. Это, например, надписи, сделанные на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаются наконечники копий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления которых определяется как начало I тысячелетия н. э. Классические алфавитные руны Футарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими, как трех— и четырехветвевая свастика, круг с точкой в центре и т. д. Любопытен и металлический наконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде стилизованного черепа.

 

 

На каждую из его сторон нанесено по надписи, значение которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, что слова эти являются именами двух людей, так как они близки к двум родовым германским именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это — свидетельство боевой дружбы или дарственная надпись — или что-то иное?

Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. По его краю идет замечательное по исполнению и не до конца еще понятое мифологическое изображение и руническая надпись, гласящая: «Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил».

 

В качестве примера посвятительной рунической надписи можно привести прочтение рун, начертанных на одной из древних фибул (фибула — своего рода застежка, скрепляющая ворот плаща): «Босо резал руны — тебе, Таллина, он дал [фибулу — авт. ]».

* * *

Никогда руны не оставались неизменными. В V веке н. э. руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова — вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополнением исходного (Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англосаксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англосаксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака — поздние англосаксонские, или нортумбрийские[5], руны.

 

 

Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка., последние (XI–XII вв.) — 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше — в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими рунами.

Младшими рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно подсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсолютном большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными.

 

В качестве примера приведем здесь фотографию рунического камня из Шюсты.

 

 

Руны высечены на туловище Змея, образующем три широкие петли, охватывающие изображение креста. (Надо отметить, что это достаточно характерно для младшерунических надписей на стоячих камнях — сочетание христианского креста и языческого символа Змея. Впрочем, многие исследователи орнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь — переосмысленный с приходом христианства языческий символ.)

Перевод надписи таков (Е.А.Мельникова):

 

Эпир резал руны.

 

С введением христианства и распространением латинского алфавита руническое письмо быстро потеряло свое значение основного средства письменности, хотя просуществовало после этого достаточно долго.

Несмотря на откровенно воинствующий антиязыческий настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков рунические знаки оказалось далеко не просто. Как уже говорилось, число памятников рунического письма, датирующихся началом I тысячелетия (т. е. созданных уже после крещения Скандинавии) огромно; более того, языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде.

На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: «Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь(я) буду стоять некое время.»

Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav , в Дании — rimstok (от rim  — «календарь» и stok — «палка»). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России — значительно дольше.

Прорисовка знаков одного из таких календарей, изготовленного в начале XIX в. в Карелии и хранящегося в данное время в Петрозаводском историко-архитектурном музее, показана на рисунке ниже. Знаки календаря нанесены на деревянный посох длиной 1.5 м. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея — вечный.

 

Другой интересный пример — литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском Музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее (XVII в.); в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха, этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6x8 см.

В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к XIV–XV вв. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы и гораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а на острове Готланд — еще и в XVII в. Более того, существуют данные, что в отдаленных областях Швеции, таких, как Даларна и Херьедален, для особенно важных записей руны изредка использовались и в середине текущего столетия.

Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то мы можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своем объеме сохранялась, как минимум, до XI–XIII веков, в поврежденном и частично деформированном виде — до позднего Средневековья, а в качестве реликтов и «останцев» древней высокой магии — вплоть до текущего столетия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...