Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выступает ученик с презентацией на тему «Первая газета в России -«Ведомости»




Тип урока: комбинированный

Методы:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

План урока:

1. Массовая культура –как одно из проявлений глобализации общества.

2. Положительные и отрицательные стороны массовой культуры

3.СМИ и массовая культура.

Ход урока:

1. Повторение изученного материала:

-что такое искусство?

-каковы отличительные черты искусства?

-каковы основные функции искусства?

-назовите основные жанры искусства?

-что характерно для современного искусства?

Изучение нового материала:

Проблемный вопрос: почему продукция массовой культуры является столь популярной? Что вы знаете о массовой культуре?

Массовая культура –это комплекс духовных ценностей, соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Впервые этот термин применил американский ученый Макдональд в 1944 году. Он подчеркнул общедоступность и легкость усвоения продуктов массовой культуры. К массовой культуре относятся: кино, телевидение, Интернет, музыка, литература, газеты, журналы. Мы живем в 21 веке , в период глобализации. Эта тема актуальна, в связи с тем, что мы являемся одновременно объектами, так и субъектами массовой культуры.

Причины появления массовой культуры:

-технический прогресс;

-урбанизация;

-монотонность и однообразие реальной жизни;

-психологическая усталость;

Характерные черты массовой культуры:

-общедоступность (доступно);

-занимательность (вызывает интерес);

-серийность (миллионными тиражами);

-пассивное восприятие (не требует от зрителя интеллектуальных усилий);

-коммерческий характер (рассчитана на массового зрителя)

С какими произведениями массовой культуры вы знакомы?

Опережающее домашнее задание – презентация художественного фильма «Движение вверх»(готовит ученик) .После просмотра презентации заполняем таблицу:

2. «Положительные и отрицательные стороны массовой культуры:

Плюсы массовой культуры Минусы массовой культуры
-является развлекательным искусством (анти-усталость) -является источником интеллектуальной деградации (упрощенное видение мира)
-приобщает к миру иллюзий; -навязывает определенные нормы и ценности;
-снимает напряжение и отвлекает от социальной активности; -демонстрирует вредные привычки;
-позволяет быть в курсе событий; -после просмотра фильма многие могут поступать как герои этого фильма (боевик, мелодрама)
-массовая культура доступна, т.к она дешевая -авторы массовой культуры обращаются к не реальные образам, а вымышленным стереотипам.

Функции массовой культуры:

1. Информирующая –связана с предоставлением массовой аудитории интересных сведений;

2. Просветительская –приобщает массовую аудиторию к социальным ценностям прошлого и настоящего.

3.Регулятивная –освещаются общепринятые нормы и формируется общественное мнение;

4. Социально-манипулятивная – убедить аудиторию в чем-то и побудить к совершению каких-то действий;

5. Рекреационная –перенесение внимания с повседневных проблем на мир игры и фантазии;

Итак, вернемся к проблемному вопросу. Почему произведения массовой культуры столь популярны?

Учащиеся делают выводы:

-произведения массовой культуры способствуют удовлетворению духовных и социальных потребностей человека;

-не требует больших материальных затрат;

-массовая культура формирует идеалы, стандарты поведения;

-у массовой культуры есть положительные и отрицательные стороны;

3.СМИ и массовая культура неразрывно связаны между собой.

СМИ –это средство создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории.

Из каких источников человек и общество получает информацию?

(телевидение, Интернет, радио, газеты, журналы)

Функции СМИ:

-информационная;

-функция политической социализации;

-функция критики и контроля;

-формирует общественное мнение;

-мобилизационная;

Выступает ученик с презентацией на тему «Первая газета в России -«Ведомости»

Положительные и отрицательные стороны СМИ:

                  Плюсы СМИ     Минусы СМИ
-дает полезную объективную информацию -иногда дает предвзятую и неправдивую информацию;
-воспитывает нравственные качества; -пропагандирует жестокость и насилие;
-развивает личность; -вмешивается в личную жизнь известных людей;
-формирует общественное мнение -наносит вред здоровью человека;
-развлекает аудиторию;  

 

С помощью СМИ можно управлять общественным мнением, а значит обществом. Успокоить народ или посеять панику. От СМИ зависит отношение граждан к власти. СМИ –зеркало отражающее жизнь общества. Как современному человеку не захлебнуться, не пропасть во всеобщем потоке информации? Для этого нужно:

-критически осмысливать и оценивать информацию;

-отличать объективную информацию от искаженной;

-выработать у себя устойчивые взгляды на общество и его развитие, опираться на научные знания;

Итак, отказаться от СМИ современный человек не может.

3. Закрепление изученного материала:

Выполняем задания в тетради:

1. Ниже приведен ряд терминов, все за исключением 2-х относятся к понятию СМИ.

(Газета, телевидение, телефон, журнал, радио, книга,пресса)

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий.

(Интернет, телевидение, СМИ,газета, радио, журнал)

3.Раскрыть смысл высказываний:

А) Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает.

Б)Комментарии свободны, но факты священны.

В)СМИ- четвертая власть в обществе.

Учащиеся делают выводы:

-современный человек не может отказаться от СМИ, но должен уметь критически осмысливать любую информацию;

-СМИ может грамотно, методично и постепенно формировать мировоззрение каждого человека;

--СМИ имеет не только положительные стороны, но и отрицательные стороны;

4.Домашнее задание:

Прочитать параграф 16, приготовить выступления по заданным проблемам:

1.Что такое «Желтая пресса» где и когда она появилась?

2.Роль Интернета в современном обществе.

3. Роль СМИ в условиях глобализации.

   Технологическая карта урока по обществознанию в 10 классе.

Тема урока Массовая культура
Дата урока 5 февраля 2018г
Тип урока Комбинированный
Цели урока 1.Дать учащимся представление о массовой культуре и СМИ 2.Продолжить формирование умений выражать свою точку зрения 3.Выработать умение анализировать и делать выводы
Оборудование Компьютер, экран, проектор, доска, тренировочные задания в формате ЕГЭ.
План урока 1.Массовая культура –как одно из проявлений глобализации общества 2.Положительные и отрицательные стороны массовой культуры 3.СМИ и массовая культура
Методы Проблемный, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы Беседа, диалог, дискуссия
Основные понятия Массовая культура, субкультура, СМИ.
Средства обучения Учебник, экран, компьютер
Источник информации Учебник, Интернет-ресурсы
Планируемые результаты: А)предметные -учащиеся должны иметь представление о массовой культуре и СМИ; -узнать о положительны и отрицательных сторонах массовой культуры; -выполнять задания в формате ЕГЭ
Б)метапредметные Выполняют универсальные логические действия: -выполняют анализ (выделяют положительные и отрицательные стороны массовой культуры) -устанавливают причинно-следственные связи -выстраивают логическую связь
В)личностные УУД -учащиеся понимают влияние массовой культуры и СМИ на человека; -выражают отношение к массовой культуре и СМИ;

 

Структура урока

Этапы урока Время Обучающие и развивающие задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы Универсальные учебные действия Основные и дополнительные ресурсы
1 .Организация начала занятия 1 мин Эмоциональная и психологическая подготовка к усвоению нового материала Положительный настрой   Фронтальная работа Взаимное сотрудничество  
2. Проверка домашнего задания 15 мин Выявление качества усвоения пройденного материала Проверка домашнего задания Ответы учащихся Фронтальная и индивидуальная работа    
3 Изучение нового материала 20 мин Запоминание нового материала, составление таблиц Рассказ учителя Презентации на темы:»Художественный фильм Движение вверх» и «Первая газета в России» фронтальная Умение слушать и запоминать материал Таблицы Интернет -ресурсы
4. Закрепление новых знаний 5 мин Умение делать выводы к уроку Подведение итогов Делают выводы фронтальная Умение подводить итоги к уроку  
5 Подведение итогов 3 мин   Выставление оценок        
6 Дома задание 1 мин            

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...