Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

XI. Психологическое просвещение




11.1. Основные направления и принципы психологического просвещения

 

Многие из социальных факторов оказывают положительное воздействие на человека и способствуют его личностному развитию. Но среди них есть такие, которые действуют на индивида негативно и приводят к дисгармонии поведения, часто вызывая "аномалии" личности (токсикомания, наркомания и т. д.). Подобная ситуация общественного состояния простого человека требует сознательной и целенаправленной деятельности, непосредственно направленной на помощь индивиду для формирования у него устойчивости к отрицательным влияниям стихии социальных сил. Информирование и повышение осведомленности помогает сориентироваться человеку в запутанном многообразии явлений жизни. В Советском энциклопедическом словаре понятие "просвещение" трактуется как: 1) распространение знаний, образования; 2) система воспитательно-образовательных и культурно-просветительных учреждений в стране.

Просвещение должно занять особое место в системе современной цивилизации. Основная функция просвещения - расширение горизонтов сознания человека. Только просвещенный человек, лишенный предрассудков, определяющий себя в общечеловеческой культуре, способен на действительно свободные, самостоятельные и ответственные поступки.

Социальные, экономические, бытовые трудности повышают у человека уровень невротизации, тревожности, усиливают интерес к мистицизму. Отсюда закономерно обращение людей за помощью к экстрасенсам, колдунам. Известный немецкий психиатр К. Ясперс писал, что в обществе, лишенном надежды, всегда возникает потребность в иллюзии. Около 80% подростков, которые попадают в сети деструктивных культовых организаций, в основном религиозных, которые в своей деятельности опираются на незнание, не информированность, неопытность молодых людей.

Говоря о состоянии и перспективах развития психологической помощи населению, следует отметить, что пора перестать рассматривать психологию как науку об отдельных психических процессах, она должна стать психологией развивающейся личности в целостном мире. Психологическая образованность должна быть обязательной для каждого человека.

Психологическое просвещение - это особая форма, как просвещения, так и психологической помощи. По форме психологическое просвещение имеет косвенный характер, и его значение возрастает в случаях таких масштабных катастроф, как, например, Чернобыльская катастрофа. Прямая психологическая помощь, при всей ее эффективности, не будет иметь решающего значения из-за большого числа пострадавших и дефицита кадров, а также недостаточной готовности населения воспринимать психологическую помощь, не имеющую материального измерения.

Организация психологической помощи в кризисных ситуациях требует выполнения ряда предварительных условий.

1. Необходимо знать социально-демографические характеристики той группы населения, на которую направлена активность специалистов.

2. Важно иметь представления о личностном развитии данной группы населения, которое во многом определяет степень сформированности запроса на психологическую помощь.

3. Важно знать, какие имеются в распоряжении материальные и людские ресурсы.

Все эти переменные определяют направление и характер психологической помощи.

Психологическое просвещение ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования человеком социально-психологических знаний в процессе жизнедеятельности. Результатом психологического просвещения является присвоение людьми психологических знаний и навыков, которые помогали бы им успешно развиваться в различных сферах социальной жизни, преодолевать трудности жизненного пути. Например, для школьников очень важным для достижения состояния психического здоровья является: способность справляться с психологическим стрессом и устанавливать эффективные межличностные отношения со сверстниками.

Теоретический анализ литературы по данной проблеме, опыт собственной работы позволили выделить основные направления психологического просвещения:

- знакомство с основными правилами и нормами, принятыми в данном сообществе;

-собственно психологическое просвещение как особый вид деятельности по передаче научно обоснованных правил поведения человека в неординарных, кризисных ситуациях.

Психологическое просвещение решает следующие задачи:

- психотерапевтическое самообучение;

формирование запроса на психологическую помощь.

Опосредованная психологическая помощь населению осуществляется посредством публикаций в СМИ, выпуска буклетов, через психологические практикумы для непрофессионалов.

Буклеты и психологические практикумы решают две задачи: 1) осуществление непосредственной психологической помощи через реализацию программ самопомощи; 2) опосредованная психологическая помощь через формирование запроса на психологическую помощь - развитие рефлексивных процессов осознания и понимания себя (в приложении 2 представлен буклет "В помощь пострадавшим в трагедии 30 мая 1999 года").

Опосредованная психологическая помощь проходит три этапа:

- во-первых, происходит психотерапевтическое обучение основам аутодиагностики стрессогенных жизненных событий (дидактический этап);

- во-вторых, происходит анализ и оценка собственных эмоциональных переживаний: страха, раздражения, тревожности и т. д. (рефлексивный этап);

- в-третьих, происходит попытка изменить свои тревожные состояния, используя рефлексивный и оценочный этапы (терапевтический этап).

Задача формирования запроса на психологическую помощь реализуется на всех трех этапах, но уже на этапе рефлексии происходит самоанализ состояний.

 

11.2. Общие принципы разработки буклета "В помощь жертвам катастрофы…."

 

Общие принципы разработки буклета для пострадавших в катастрофе. Структура буклета состоит из трех частей.

В первой части следует изложить чувства и эмоции, которые обычно испытывают люди после травматического события: беспомощность, грусть, оцепенение, злость, страх, вина, усталость и истощенность, мускульное напряжение, сердцебиение и др.

Во второй части буклета перечисляются соматические ощущения, сопровождающие человека после травматического события: бессонница, ухудшение памяти и концентрации внимания, головокружение, головные боли и другие изменения в ощущениях и др.

В третьей части буклета приводятся состояния, которые могут возникнуть после пережитого: оцепенение, активность, уединение и др.

В буклете перечисляются основные способы, позволяющие уменьшить негативное напряжение: что нужно и что не нужно делать.

Дается перечень условий, когда необходимо обратится за профессиональной психологической помощью?

В буклете, по крайней мере, дважды помещаются тексты, которые формируют позитивную установку по отношению к травматическому состоянию.

 

 Глоссарий

Система основных понятий кризисной психологии призвана описать психологическое состояние и особенности поведения человека после катастрофы, кризисного события. Создание категориальной системы требует принципиальной предварительной оговорки, суть которой состоит в определении той теоретической парадигмы, которая позволит предложить непротиворечивую систему понятий. Так как автор с первых страниц методического пособия заявил, что в основе кризисной психологии лежат теоретические изыскания психологов и философов экзистенциональной ориентации, то вполне логично, что и система понятий будет строиться в этой парадигме. Видимо, необходимо назвать тех ученых, понятийный аппарат которых лег в основу данной системы понятий. М. Бахтин, Л. Бинсвангер. М. Бубер, М.Мамардашвили, А. Маслоу, Р.Мэй, П. Тиллих, В. Франкл, Э Фром, И. Ялом.

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы - образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс и распад. К характеристикам групповой динамики относятся: цели и задачи группы, групповые роли и проблема лидерства, групповая сплоченность, напряжение в группе, актуализация эмоционального опыта (проекция), формирование подгрупп, фазы развития группы.

Группы встреч - вид групповой работы, ориентированной на оказание психологического содействия росту личности (К. Роджерс). Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства других, сфокусированы на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с окружающими. Лидер (ведущий, фасилитатор) создает атмосферу безопасности и доверия, поощряет свободу выражения интимных мыслей и чувств, избегает проведения запланированных процедур, ориентирует на позитивное принятие другой личности для преодоления сопротивления участников раскрытию личностных установок и включения в групповой процесс всех челнов группы.

Вина невротическая - в основе невротической вины лежат воображаемые проступки, направленные якобы против других людей, родительских приказаний и принятых социальных правил

В Эго-психологии вина (guilt) определяется как чувство собственной никчемности и неуверенности в себе у детей, чьи родители не склонны давать им возможность действовать самостоятельно. Данную вину иногда называют возрастной виной.

Вина подлинная (реальная, нормальная) - это призыв к совести, она побуждает людей придавать большее значение этическим аспектам своего поведения

 

Вина экзистенциональная (онтологическая) - "вытекает из того факта, что человек может рассматривать себя как индивида, который в состоянии или не в состоянии делать выбор" (Р. Мей). Экзистенциональная вина тесно связана с понятием личной ответственности. Экзистенциональная вина не является сама по себе невротической виной, хотя она обладает потенциалом, необходимым для превращения в невротическую вину. Однако при правильном подходе экзистенциональная вина может принести индивиду пользу, она может способствовать развитию у человека способности мириться с окружающим миром и сопереживать другим людям, а также развитию творческого потенциала.

Детское горе - интенсивное, глубокое и длительное переживание потери, смерти близких людей. Смерть близких обычно вызывает у детей и подростков сильные реакции. Это может быть отчаяние, страх, озлобленность, проблемы со сном, чувство беспомощности и опасности, иногда даже депрессия и сильное ощущение пустоты и оставленности.

Изоляция экзистенциальная - переживание глубокой пропасти между собой и другими, отдаленность между индивидом и миром, это долина одиночества.

Копинг-стратегии (coping) - стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы. В частности, в условиях приспособления к болезни, физическому, личностному и социальному благополучию.

Кризис психосоциальный - критический период в жизни индивидуума, обусловленный физиологическим созреванием и социальными требованиями; может завершиться как позитивно, так и негативно. «Кризис - это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени» (Г.В.Олпорт)

Кризисное (травматическое) событие - основные признаки искомого понятия: внезапность наступления события; сверхнормативное для данного человека, для данной ситуации содержание события; возникновение внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, требующего оперативного разрешения и отсутствия у человека опыта решения конфликта такого уровня; динамические, прогрессирующие изменения в ситуации, в условиях жизнедеятельности, в социальных ролях; усложнение процессов жизнедеятельности в связи с появлением неизвестных ранее и не имеющих аналогов в опыте человека неопределенных элементов жизнедеятельности; переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределы адаптационных ресурсов человека.

Есть люди, которые, страшась травматических ситуаций, бессознательно ищут их. Согласно О. Фенихелю, они повторяют детскую травму, стремясь ее отреагировать. "Я желает повторения (травмы), чтобы разрешить болезненное напряжение, однако это повторение приносит страдание. Человек оказывается в порочном круге. Ему не удается овладеть травмой посредством повторений, поскольку каждая новая попытка приносит с собой новый травматический опыт".

Логотерапия - метод психотерапии созданный В. Франклом (от древнегр. logos - смысл) занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Франкл стремление к смыслу противопоставляет принципу удовольствию, на котором сконцентрирован психоанализ. Человеку требуется не состояние равновесия и гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. Основные категории логотерапии: экзистенциальный вакуум, экзистенциальная фрустрация, ноогенный невроз, самотрансценденция, самоотстранение.

Жизненный путь - впервые понятие жизненный путь личности выдвинула Ш. Бюлер. Она выделила три линии жизненного пути. Первая линия - объективная логика жизни, как последовательность внешних событий. Вторая линия - смена переживаний этих событий. Третья линия - результаты деятельности человека. Ш. Бюлер считала, что в жизни личностью движет стремление к самоосуществлению и творчеству. В качестве основы объяснения жизни она взяла понятие "событие", выделив внешние и внутренние.

Почти одновременно с Ш. Бюлер, П. Жане стремился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как последовательность возрастных этапов ее развития, этапов ее биографии.

Жизненный путь личности глубоко рассматривался С.Л. Рубинштейном. Он считал, что понятие жизненный путь личности отражает сущность человеческой личности, которая находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.

Жизненный смысл - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Франкл В. Делает вывод, основывается на своим клинических и жизненных наблюдениях, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.

Ответственность - Верность самому себе, доверие к нравственному содержанию собственных чувств, уверенность в своей правоте (С.Л. Рубинштейн).

Посттравматическое стрессовое расстройство - возникает у людей, испытавших чрезвычайно сильное психологическое и/или физическое потрясение, которое воспринимается ими как особо мучительное. Имеет следующие особенности: 1) угроза жизни, серьезная травма, присутствие в качестве очевидца на месте трагических событий, вызывающих ощущение сильного страха и беспомощности; 2) навязчивые картины прошлого, повторяющиеся воспоминания и эмоции, сны кошмары, иллюзии, галлюцинации, связанные с травматическими событиями, память о которых нередко вытеснена из сознания.  

Профессиональный Спасатель - человек, который всех утешает всем приходит на помощь, даже тогда, когда его об этом никто не просит. Профессиональный спасатель получает выгоды от этой роли, он заинтересован не в том чтобы помощь, а чтобы получить выгоды: подчеркивание своей значимости, вечная признательность и зависимость жертвы от Спасателя.

Профессиональная жертва - жертвой становиться такой пострадавший, который начинает получать психологические (а иногда и материальные) выгоды от того, что он пострадал. Роль жертвы это роль безответственности. Жертве выгоднее чувствовать себя несчастной, чем счастливой.

Работа скорби - внутрипсихический процесс, наступающий вслед за утратой объекта привязанности; в ходе этого процесса субъекту удается постепенно отстраниться от своего объекта.

Реакция на горе - ответ на утрату близкого человека. Обычно развивающийся, после фазы шока и потрясения, проходит фазу депрессивной сосредоточенности мыслей на умершем и постепенно завершается периодом разрешения.

Регрессия поведения - форма защитной реакции индивида при переживании им фрустрации, состоящая в замене значимой для него сложной задачи, решение которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую.

Рентная установка - установка на свою жизнь и страдание после травмы, характерное профессиональной жертве

Ситуация - совокупность элементов или фрагментов среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида.

Скорбь - процесс переживания состояния потери, смерти близких людей. Процесс скорби описан как феномен, состоящий из трех стадий: первая стадия включает в себя шок и отказ верить в то, что любимый человек умер, сопровождается плачем и сильнейшим дистрессом; вторая стадия характеризуется болезненной тоской по умершему и мыслями о нем; третья стадия характеризуется уменьшением печали и возвратом к нормальной деятельности.

 

Событие - жизненного пути личности.

Смысл личностный - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как "значение-для-меня", Усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия в поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы.

Смысловое преображение бытия. Смысл не может (и не хочет) менять физические, материальные и другие явления, он не может действовать как материальная сила. Да он и не нуждается в этом: он сам сильнее всякой силы, он меняет тотальный смысл события и действительности, не меняя ни йоты в их действительном (бытийном) составе, все остается как было, но приобретает совершенно иной смысл (смысловое преображение бытия) (М. Бахтин)

Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Сократовский диалог - своеобразный метод интеллектуальной борьбы, в ходе которого коррегируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения пациента. При ноогенных неврозах, связанных с утратой смысла жизни, в процессе логотерапии используется методика С.д., позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни.

Страдание - способ переработки негативного, трагического для данной личности события. Страдание, как и любая фундаментальная эмоция играет важную роль в жизнедеятельности человеческой личности. Выделяют следующие функции страдания: информационная, побудительная, мотивационная, объединительная и ценностно-смысловая.

Страх - примитивная интенсивная эмоция, развивающаяся на реальную или воображаемую угрозу и сопровождающаяся физиологическими реакциям, являющимися результатом активации вегатативной неровной системы, и защитным поведением в форме избегания.

Стресс психический - несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т.д.

Тревога - чувство страха и дурных предчувствий от осознания того, что конструкт для объяснения событий отсутствует.

Травма психологическая (психическая) - событие в жизни субъекта, вызывающее особенно сильные переживания и неспособность субъекта к адекватной реакции; устойчивые патологические перемены и их последствия в душевной жизни. Вот как З. Фрейд определяет понятие травмы: "Мы называем травмой опыт, предполагающий быстрое и резкое увеличение психического возбуждения, в результате которого все обычные средства его устранения или обработки оказываются недейственными, что приводит к устойчивым нарушениям в энергетической системе". Возбуждение превышает допустимые для психики величины, причем это может быть как одно-единственное событие, так и накопление возбуждений, каждое из которых по отдельности переносится легко.  

Тревога - мрачное предчувствие, вызванное угрозой какой-либо ценности, которую индивид считает необходимой для своего существования как личности.

Психоанализ использует чаще понятие базальная тревога (К. Хорни) - всепроницающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире.

Тревога невротическая - это неадекватная реакция на объективную угрозу. Невротическую тревогу можно рассматривать как субъективную реакцию на объективные угрозы, при этом характер реакции во многом зависит от внутренней психологической модели. Подавление и блокирование осознания, связанные с невротической тревогой, делают людей более уязвимыми по отношению к угрозам. Это объясняется тем, что люди утрачивают доступ к важной информации, с помощью которой можно идентифицировать угрозы и справиться с ними.

Психоаналитическое определение. Невротическая тревога это эмоциональный ответ в виде страха, испытываемого индивидом, когда Эго находится под угрозой неподвластных контролю инстинктивных желаний (боязнь, что импульсы, идущие от ид, причинят Эго неприятности).

Тревога экзистенциональная (нормальная) - переживание человеком различных угроз своему существованию. Источником нормальной тревоги является человеческая экзистенциональная уязвимость по отношению к природе, болезни и смерти. Нормальная тревога характеризуется следующими тремя чертами. Во-первых, выраженность нормальной тревоги соответствует серьезности объективной угрозы, имеющей место в сложнейшей ситуации. Во-вторых, нормальная тревога не приводит к подавлению. В третьих, такую тревогу можно использовать творчески - идентифицировать факторы, обуславливающие ее возникновение, и постараться противостоять этим факторам.  

Экзистенциальные тревоги:

Смерть. Сущность смерти постигают маленькие дети. Ялом считает, что дети отвергают свое первое знание о смерти, убеждая себя в том, что они не умрут. Примирение с неизбежностью смерти - главная задача, связанная с развитием. Незащищенность от смерти может быть и благом и злом в зависимости от ресурсов Эго, от наследственности, от характера отношений взрослых. Однако незащищенность от смерти может быть травмирующей, когда перечисленные факторы присутствуют в недостаточной мере.

Свобода. Носит во многом исторический характер. В наше время - время перехода от старого к новому миру, время заката новой эпохи (П. Тиллих) происходит быстрый распад структур и ценностей. У молодого поколения появилась потребность выбирать, но они не усвоили, как и что надо выбирать, оказались не готовы к свободе, а при столкновении с экзистенциональным фактом ответственности за свою жизнь плохо понимают его. Акцент перенесен от долженствования к хотению. Отсюда проблема современного воспитания: многие люди не сумели научиться, как желать, как проявлять волю, как принимать решения и остаться им верными.

Изоляция. Выделяют межличностную изоляцию, которая выражается в разрушении общинных связей. Возникновение внутриличностной изоляции обусловлено затруднениями и фрустрацией, которые имеют место на начальном этапе жизни и угрожают какому-либо важному жизненному аспекту зарождающегося у индивида чувства "Я". Экзистенциональная изоляция тесно связана с межличностной изоляцией. Многие люди не в состоянии развивать внутреннюю силу, чувство уверенности в себе и в своей самобытности, которые позволили бы им противостоять экзистенциональной изоляции. Никогда не получившие подлинную, стимулирующую рост любовь, они не знают, как предложить ее другим.

Бессмысленность. Современная цивилизация способствует ослаблению ощущения смысла у людей. Обоснование тезиса. Во-первых, раньше смысл жизни предлагался религией. Во-вторых, урбанизация и индустриализация способствует ослаблению ощущения смысла жизни, которое раньше поддерживалось посредством контакта с природой. В-третьих, люди больше не входят в сельские общины, а живут в безличных городских общинах. В-четвертых, современный человек отчужден от результатов своего труда. В-пятых, внимание современного человека меньше поглощают основные потребности (пища, вода, жилище). Находясь в большей безопасности и имея больше свободного времени, люди все чаще сталкиваются с пропастью бессмысленности. В-шестых, современные люди стоят перед возможностью ядерного уничтожения и глобального разрушения окружающей среды. Если мир не собирается длиться, зачем себя утруждать.

Экзистенциональный вакуум - состояние, которое возникает у человека при отсутствии смысла существования. Именно отсутствие смысла является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы».

Экзистенциональная фрустрация - возникает в случае, когда стремление человека обрести смысл остается нереализованным.

Темы контрольных работ

по курсу «Введение в кризисную психологию»

 

1. Сущность антропологической катастрофы.

2. Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности

3. Принципы экзистенциональной психологии

4. Принципы анализа личности в экзистенциональной психологии

5. Характеристика экзистенциональных тревог

6. Тревога смерти и судьбы

7. Тревога вины и осуждения

8. Тревога пустоты и отсутствия смысла

9. Взаимосвязь тревоги и страха

10. Психотерапевтическая теория невротической тревоги

11. Личность невротическая и здоровая

12. Психологическая травма: определение и классификация.

13 Возрастные особенности психологического травматизма

14. Переживание и стратегии преодоления (coping) психологической травмы

15 История создания теории посттравматического стресса

16. Возрастные особенности переживания детьми горя

17. Эпидемиология посттравматического стресса

18. Этиология посттравматического стресса

19. Симптоматика посттравматического стресса

20. Анализ методов диагностики посттравматического стресса

21. Психологические последствия терроризма

22. Психологические последствия жестокого обращения в детстве

23. Стратегия и методология психотерапевтической помощи в кризисных ситуациях

24. Сущность стратегического (превентивного) подхода

25. Общий экзистенциональный анализ (Ж.-П. Сартр, Л. Бинсвангер, В. Франкл, И. Ялом).

26. Основные принципы и методы логотерапии (дерефлексия и парадоксальная интенция).

27 Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза.

28. Психологический дебрифинг

29. Варианты психологического дебрифинга: аутодебрифинг и психобиографический дебрифинг

30. Группа поддержки взрослому человеку в ситуации потери

31. Группа поддержки ребенку в ситуации горя

32.Особенности психологическое просвещение в условиях массовой травматизации.

33. Архаичные методы психотерапии в кризисных ситуациях (психотерапия плача).

34. Анализ травматического события в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (Пьер Безухов и Платон Каратаев)

35.Тревога экзистенциональной вины в романе Ф. Кафка «Процесс»

36.Поиск смысла травматического события в повести М. Зощенко «Повесть о разуме»

 

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986, 445 с.

2. Бубер М. Два образа веры. М. 000 "Фирма "Изд-во АСТ", 1999, 592с.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Изд-во МГУ, 1984.

4. Идея смерти в российском менталитете /Под ред. Ю.В. Хен. СПб.: РХГИ, 1999, 304 с.

5. Карцева Т.Б. Понятие жизненного события в психологии //Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб: Издательство "Питер", 2000, 464с.

7. Кон С.И. .Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М.: Изд-во Наука, 1988, 270 с.

8. Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. МН.: НИО, 1999, 55.с.

9. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. М. : Прогресс, 1990, 368с. 

10. Тихонравов Ю.В. Экзистенциональная психология. Учебно-справочное пособие. М.: ЗАО "Бизнес-школа" Интел-Синтез, 1998, 238с. 

 

 

Использованная литература

Основная литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-229 с.

2. Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. научн. тр. /Отв.Ред. Л.А. Пергаменщик. М.: НИО, 1999, 188 с.

3. Бинсвангер Л. Бытие - в - мире. «КСП+», М. : «Ювента», СПб, 1999, 300с.

4. Бородин Д.Ю., Галкина Т.В. Обряд плача как форма психотерапии в ситуациях самооценочной дезадаптации //Московский психотерапевтический журнал, №2, 1997. С.149 - 159.

5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998, 263с.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Изд-во МГУ, 1984.

7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. М.: Педагогика, 1983, 368 с.

8. Дейтс Б. Жизнь после потери /Пер. с англ. В Челноковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999, 304 с.

9. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии //Вопр. философии. № 7, 1997. С. 113125.

10. Зощенко М.М. Повесть о разуме. М.: Педагогика, 1990, 192с.

11. Кафка Ф. Америка: Роман; Процесс: Роман; Из дневников: пер. с нем /Авт. предисловия Д. Затонский, М.: Политиздат, 1991, № 5, 606 с.

12. Квинтин Люк Состояние после психотравмы: терапия или превентивный подход //Кризисные события и психологические проблемы человека /Под ред. Пергаменщика Л.А. Мн.: НИО, 1997. С. 183-188.

13. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике //Международная классификация болезней (10-й пересмотр). ВОЗ. Россия Санкт-Петербург: АДИС, 1994, 285 с.

14. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., 1992.

15. Кон С.И. .Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М.: Изд-во Наука, 1988, 270 с.

16. Коржова Е.Ю. Методика "Психологическая автобиография" в психодиагностике жизненных ситуаций : Метод. Пособие. Киев : МАУП, 1994.

17. Кризисные события и психологические проблемы человека / Под. ред. Пергаменщика Л.А. Мн.: НИО, 1997, 207 с.

18. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999, 487 с.

19. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. С. 107121.

20. Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука,2000, 400с.

21. Нартова-Бочавер С.К. "Coping Behavior" в системе понятий психологии личности //Психол. журнал. Т.18. № 5. М., 1997. С. 20 - 30.

22. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002, 288 с.

23. Пергаменщик Л.А. Психология травматического стресса //Адукацыя i выхаванне. 1993, № 2, с.62 -71.

24. Пергаменщик Л.А. Психотерапия Л.Н. Толстого //Адукацыя i выхаванне. 1993Ю, № 10, с.25 - 33.

25. Пергаменщик Л.А. Методологические аспекты кризисной психологии //Кризисные события и психологические проблемы человека. Минск: НИО, 1997. С. 5 -16.

26. Пергаменщик Л.А. Введение в психологию кризисов //Псiхалогiя, 1997. Вып. 7.

27. Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации мигрантов. Минск: БНИИО, 1996, 152 с. 

28. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона: Психологический практикум. Минск: Ильин ВА.П., 1996, 128 с.

29. Пергаменщик Л.А. Почему надо любить себя //Псiхалогiя, 1996, № 4. С.123 -126.

30. .Пергаменщик Л.А., Казанович О.Ф. Психосоциальные последствия катастроф. //Кризисные события и психологические проблемы человека. Минск: НИО, 1997. С. 28 -48.

31. .Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. МН.: НИО, 1999, 55.с.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2т. Т.11. М.: Педагогика, 1989, 328с.

33. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений //Психол. журнал. Т.13, № 12, 1992

34. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001, 272с.

35. Тиллих П. Бытие, небытие и тревога текстов. Читатель может //Моск. Психотерапевт. Журнал М., 1994, №1. С. 4872.

36. Тиллих П. Патологическая тревога, витальность и мужество //Моск. Психотерапевт. Журнал М.,1994, №3. С.113 131.

37. 31. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. М. : Прогресс, 1990, 368с. 

38. Тихонравов Ю.В. Экзистенциональная психология. Учебно-справочное пособие. М.: ЗАО "Бизнес-школа" Интел-Синтез, 1998, 238с. 

39. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. Москва, 1995, 34 с.

40. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. М.: Издательский центр "Академия", 1996, 96 с.

41. Фромм Э. Душа человека. Перевод. Минск: Республика, 1992, 430 с.

42. Франкл В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ. и нем. М., 1990.

43. Франкл В. Человек и душа. Санкт-Петербург "Ювента", 1997, 278 с.

44. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. М.: Издательский центр "Академия", 1996, 96 с.

45. Ю Юнг К. Современность и будущее. Минск: Университетское, 1992, 62 с.

46. Ялом Ирвин Д. Экзистенциальная психотерапия /Пер с англ. Т.С. Драбкиной. М.: Независимая фирма "Класс", 1999, 576 с.

 

 Дополнительная литература

1. Адлер А. Понять природу человека /Пер. Е.А.Цыпина. СПБ.: "Академический проект", 1997, 256 с.

2. Айзер Р. За более прикладную социальную психологию и критический прагматизм //Современная зарубежная социальная психология. Тексты /Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. .: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 244-254.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991, 299 с.

4. Ацыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и "техника ее бытия" //Психол. журнал. Т.14, № 2. М., 1993. С. 316.

5. Бабосов Е.М. Катастрофы: социологический анализ. Минск: Наука и техника, 1995, 472 с.

6. Баранов Н.П. Экстремальные ситуации: методология анализа. Минск, 1997, 116 с.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986, 445 с.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968, 464 с.

9. Бубер М. Два образа веры. М. 000 "Фирма "Изд-во АСТ", 1999, 592с.

10. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. Т.9: Освобождение Толстого. М., 1967. С.7-165.

11. Вардомацкий А.П. Аксио-биографический методика //Социологические исследования. 1991, № 7. С. 80-84.

12. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи //Вопр. психологии № 2 М, 1995. С. 19-30.

13. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схиза //Вопросы психологии. 1997, № 3.

14. Василюк Ф.Е. Молитва - Молчание - Психотерапия //Моск. Психотерап. журнал. 1996, № 4. С. 141-145.

15. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций //Вопросы психологии. 1997, № 1. С. 121-132 . 

16. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования //Психол. журнал. 1996, № 3. С. 137-148.

17. Дженкинс К. Критические жизненные ситуации. //Здоровье мира. 1985. № 8-9. С. 10-12.

18. Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы //Методология и методы социальной психологии /Ответ. Ред. Е.В. Шорохова. М.: Изд-во Наука, 1977. С.44-53.

19. Зейда Холл Последствия сексуальных и психологических травм детства //Психол. журн. Т.13. № 5, 1992 . С.120 - 129.

20. Идея смерти в российском менталитете /Под ред. Ю.В. Хен. СПб.: РХГИ, 1999, 304 с.

21. Карцева Т.Б. Понятие жизненного события в психологии //Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990.

22. Конспект лекций М.М. Бахтина //Прометей: историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т.12. М., 1980.

23. Кризис // БСЭ. 3-е изд. М., 1973. С. 425.

24. Крипнер С., Р. де Карвало Проблема метода в гуманистической психологии //Психол. журнал. Т.14, № 2. М., 1993. С. 113 - 126.

25. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов.М.: Советский писатель 2-е изд., испр., 1975, с.456.

26. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: "Смысл", 1992, 16 с

27. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. //Психол. журнал. Т.21. № 1. М., 2000. С. 15- 25.

28. Ливерхуд Б. Кризисы жизни. Шансы жизни. Калуга : Духовное познание, 1994.

29. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. //Принципы развития в психологии. М., 1978. С. 156-172.

30. Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева // Вопросы психологии. 1986, № 5. С. 104-112.

31. Льюис К.С. Христианское поведение //Иностранная литература, № 5. М.1990. С.220 - 226.

32. Магнуссон Д. Ситуационный анализ. Эмпирические исследования выходов и ситуаций. //Психол. журнал. 1983., №2. С. 28-33.

33. Мисима Ю. Смерть в середине лета //Золотой храм: Роман, новеллы, пьесы /Пер. с японского, предисловие Г. Чхарташвили, Спб.: Северо-Запад, 1993. С.262 - 309.

34. Мэй Р. Искусство психологического консультирования /Пер. с англ. Т.К. Кругловой. М.: Независимая фирма "Класс", 1994., 144 с.

35. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Издательская корпорация "Логос", 1995, 224 с.

36. Пергаменщик Л.А. Психологическая жизнь //Адукацыя i выхаванне. 1995, № 8, с.103 -109.

37. Пузырей А.А. Драма неисцеленного разума (Михаил Зощенко и его "опыт о человеке": заметки психолога) //Зощенко М.М. Повесть о разуме. М.: Педагогика, 1990. С.149-183. .

38. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия.М.: Изд-во Института психотерапии, 2000, 128 с.

39. Стрелков Ю.К. Психология жизненных кризисов и значимых событий //Психол. журнал. Т.14, № 5, 1993. С.141-142 .

40. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд. М.: Педагогика-Пресс, 1992, 192 с.

41. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995, 384 с.

42. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека //Сочинения в 2 т. Т. 2

43. Социально-психологическая реабилитация населения. Пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1994, 68 с.

44. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1995, 1 с.

45. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1996, 1 с.

46. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1997, 1 с.

47. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1998, 1 с.

48. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1999, 2 с

49. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 2000, 308 с.

50. Толстой Л.Н. Война и мир. М., 1983.

51. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта. //Моск. психотерапевтический журнал. 1992, №2. С.5-40.

52. Франкл В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. СПб.: "Ювента", 1999, 256 с.

53. Шварц Е.Л. Тень и другие пьесы. Л.,1956, 368 с.

54. Эткинд Н.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания //Вопросы психологии. 1987, №6. С. 20-30.

55. Юнг К. Современность и будущее. Минск: Университетское, 1992, 62 с.

56. Юркевич А.В. «Онтологический круг» и структура психологического знания //Психол. журн. 1992. Т.13, №1. С.6-14.

57. Ялом Ирвин Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Независимая фирма "Класс", 1997, 288 с.

58. Levi-Strauss Claud. Anthropologic structurale. Paris, 1958, Plon.

59. Вrian W. Flynn, Ed. D. Psychological Aspect of Terrorism. Speech given at the first Harvard Symposium on the Medical Consequences of Terrorism. Bosston, Massachusetts, April, 24-25, 1996.

60. Robert I. Simon, M.D., Robert A. Blum, M.D. After the Terrorist Incendent: Psychotherapeutic Treatment of Former Hostages. Fmerican Journal of Psychotherapy, Vol. XLI, No. 2, April 1987.

61. The Social Context of Coping. Plenum Press. N.Y. 1991, 285 c.

62. Uri Yanay, Ph.D. (The Herbert University of Jerusalem) Victicms of Terrorism: Is it a "Non-Issue?" Journal of Sociology & Social Welfare/ Vol. 4, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. К программе психологической помощи и поддержки взрослым в горе

Слова для описания чувств

 

Счастливый    

Злой     

Грустный

 

Беззаботный   

Неистовый     

Кислый

 

Искренний     

Раздражитель

 

ный      

Ничтожный

 

Мирный          

Свирепый       

Мрачный

 

Радостный      

Сердитый       

Несчастный

 

Веселый          

Досадный       

Угрюмый

 

Бодрый

Гневный         

Гнетущий

 

Оживленный  

Яростный       

Обескураженный

 

Благоговейный          

Бешенный       

Подавленный

 

Ликующий     

Горький          

Траурный

 

Беспечный      

Дымящийся    

Унылый

 

Легкомысленный      

 

Покинутый

 

Исступленный           

 

Безрадостный

 

 

 

 

Когда следует обратиться к психологу

 

(Памятка для человека, переживающего горе)

 

 

 

Признаки искаженного (патологического) горя  

Здоровое горе

 

Настойчивые мысли о самоубийстве. Вы начинаете обдумывать способ и условия реализации этих мыслей          

Появляются мысли о самоубийстве, но они быстро проходят.

 

Вы избегаете друзей и семью. Не в состоянии обеспечить себя самым необходимым          

Вы охотно принимаете заботу других людей.

 

Вы постоянно отрицаете потерю (утрату), не хотите даже себе признаться в случившемся и спустя несколько месяцев после трагического события.          

Вы приняли утрату, вы чувствуете, что случилось непоправимое, у вас различные реакции на горе: злость, депрессия, уныние.

 

Вы злоупотребляете алкоголем, снотворными, транквилизаторами. Вы можете недоедать или хватать куски на лету.          

Ваше употребление алкоголем, снотворными и т.д. не превышает обычной нормы, хотя у вас и появляется желание что-нибудь принять во внутрь, чтобы забыться на время.

 

Вы ощущаете постоянное беспокойство, упадок сил, галлюцинации - все это свидетельствует об эмоциональном срыве        

Вы с тоской ощущаете свое положение, но это не мешает вам выполнять свои обязанности на работе и дома. Вы можете уставать больше обычного, но сон восстанавливает ваши силы.

 

 

Вы ознакомились со списком симптомов (признаков искаженного горя), указывающих на то, что вы исчерпали возможности в одиночку справиться со стрессом.

 

Если вы еще сомневаетесь обращаться к психологу или нет - обращайтесь!

 

Придя к психологу, не стесняйтесь спросить, приходилось ли ему работать с горем.

 

Через одну-две сессии вы поймете, поможет ли вам именно этот человек, и если вы не чувствуете взаимопонимания, обратитесь к другому психологу.

 

 

 

Памятка для работы с горем

 

Данная памятка составлена как для самостоятельной работы, так и для обсуждения на группе.

 

Цель данной памятки - помочь пострадавшему восстановить силы, отгоревать горе, преодолеть внезапно пришедшую усталость от жизни.

 

Памятка состоит из четырех частей:

 

Первая часть «У вашего горя есть начало, есть цель и есть конец».

 

Вторая часть «Ты отвечаешь за свою жизнь даже тогда, когда ее посетило горе».

 

Третья часть «Просить помощь это не всегда свидетельство слабости».

 

Четвертая часть «Процесс выздоровления не всегда можно ускорить - не торопите событие».

 

 

 

Часть первая.

 

 У вашего горя есть начало, есть цель и есть конец.

 

Горе это такая работа, которую необходимо сделать. Это не самая приятная работа в твоей жизни. Но вспомни, всегда ли тебе приходилось в жизни выполнять приятную работу. Мыть грязную посуду, полы, стирать и т.д. И как бы мы не откладывали на потом работу, которая не приносит нам удовлетворения, все равно ее приходилось сделать. Вспомни, что после завершение неприятной работы, которая не доставляет радости, наступает действительное облегчение. У тебя, возможно, были случаи в твоей жизни, когда ты был реально виноват перед кем-то: это могли быть родители, братья и сестры, друзья. Ты чувствовал себя неуютно, неловко, твои мысли путались и ты не находил себе место… до тех пор пока ты наконец не собрался с силами и не подошел и не извинился. И тебе сразу становилось намного легче потому что, ты в данной ситуации пересилил себя, переболел.

 

Возможно, что до сих пор в вашей жизни не было боли, вы счастливо и безоблачно жили и вдруг вам предстоит справляться с событием, которое не вписывает в ваш привычный жизненный путь.

 

Что означает появление в вашей жизни события, которого до сих пор не было. Это означает, что вы не знаете, как с ним быть, как на него реагировать. Следовательно, вам надо учиться переживанию горя. Возможно, вас будет страшить такое предложение. Вы можете подумать, что стоит только научиться переживать горе, как трагические события будут постоянными спутниками вашей жизни. Лучше конечно обходиться без горя вообще. Но в жизни так не бывает и в этом надо себе признаться, надо быть честным перед собой. Время от времени у нас случаются потери, и потому важно знать, что наше горе имеет цель.

 

Нам очень уютно было жить с мыслью, что жизнь хороша, мир устроен справедливо. Но тяжелая утрата подрывает вашу веру в прекрасную жизнь, и вы начинаете думать, что жизнь не такая уж прекрасная штука, она несправедлива. Психологи называют такое состояние после потери - крушение базовых иллюзий. Это прощание с романтическим представлением о жизни. Наша жизнь, наш мир действительно не создан только для счастья как птица для полета. Временами в наш мир входит горе, и теперь дело за вами как вы его встретите. Как ребенок, у которого отняли любимую игрушку или как взрослый, который понимает, что в жизни наряду с радостями есть и горе.

 

Тяжелая утрата выбивает вас из равновесия. В первый момент вы как бы не живете, вы в шоке, вы парализованы страхом. Трудно заставить себя двигаться, думать, чувствовать, говорить. И вот в этой ситуации вам необходимо вернуть себе равновесие, т.е. продолжать жить. Для этого надо поверить, что во всем происходящем есть цель.

 

Цель есть не в самом факте утраты. Нет. Цель есть в вашем состоянии, поведении после трагического события. Цель есть в преодолении вашего страха, который парализует вашу жизнь.

 

Здесь есть, по крайней мере, две возможных дороги.

 

Первый путь. Можно считать, что случившееся это вам урок наказание за не совсем праведную жизнь. Очень часто можно услышать от потерпевших людей такие фразы: «За что?», «Что я сделал не так?». Вопросы понятны, но трудно назвать их умными. Плохие и трагические события встречается как с хорошими, так и с плохими людьми. Горе не выбирает свою жертву в зависимости от праведности поведения последнего.

 

Второй путь. Он не проще первого, но он единственно правильный. Потери приходят к нам потому, что мы живем в не совершенном мире, в котором жизнь соседствует со смертью.

 

Чтобы перерасти свою потерю, надо утвердиться в мысли, что факт смерти не умаляет жизнь.        

 

 

 

Часть вторая

 

Ты отвечаешь за свою жизнь даже тогда, когда ее посетило горе.

 

Итак, мы определились в мысли, что в случившемся событии нет твоей вины. Ты не отвечаешь за кризисное событие твоей жизни. За что ты продолжаешь отвечать так это за свою жизнь, которая теперь не такая счастливая, как была прежде. Ты отвечаешь за процесс выхода из состояния горя, за сам процесс горя. Почему я? Почему нельзя переложить ответственность за процесс горя на других, более сильных людей? В действительности нельзя. Дело в том, что никто не может горевать вместо вас, «чувствовать за вас и плакать за вас, а это существенная часть восстановления после тяжелой утраты» [1, с115]. Следует знать и всегда помнить, что горе - не болезнь, от которой рано или поздно вылечишься, горе - извечная и тяжелая работа, которую надо выполнить.

 

Важно помнить, что в трудные минуты жизни необходимо сохранить ответственность за свое бытие, за все события, с которыми ты встречаешься. Но когда грусть и тоска заполняет все вокруг, когда, кажется, что ничего вокруг тебя не сможет не только удивить, но дать хотя бы каплю покоя и немного радости, труднее всего сохранить чувство ответственности за свое восстановление.

 

Но когда грусть невыносима, вы можете впасть в состояние депрессии. Депрессия требует лечения, но это всего лишь перерыв в работе над горем. Это перерыв, который вы взяли в работе над горем. Отдохнув, вы планируете вернуться к прежней работе.

 

В любом случае вы берете на себя ответственность довести ее до конца.

 

 

 

Третья часть

 

Просить помощь это не всегда свидетельство слабости.

 

Следует помнить, что работа над горем не делается в одиночку. Что выйти из грусти, отчаяния, депрессии вам нужна поддержка, вам нужны другие люди.

 

Человек чувствует себя спокойнее, когда он знает, что ему есть куда обратиться, где его поймут, выслушают, окажут необходимую поддержку.

 

Главное не надо боятся просить о помощи. Важно, чтобы тот человек, к которому идет обращение за помощью, понимал сам процесс восстановления после перенесенного горя

 

Четвертая часть

 

Процесс выздоровления не всегда можно ускорить - не торопите событие.

 

Можно понять человека, который хочет как можно скорее закончить работу над горем, он торопиться освободиться от переживаний и страданий. Но следует помнить, что работу над горем нельзя ускорить, ее нельзя торопить. Как правило, пройдет не менее 2-3 лет, прежде чем вы переживете смерть или развод.

 

Итак, этот процесс нельзя ускорить. Так, может быть, вы не сможете выдержать столь длительные переживания. Будьте уверены, вы сможете, и вы все вынесете, все вытерпите.

 

В процессе переживания горя не избежать и потерь. Кто-то из друзей разочарует вас, и вы потеряете кого-то из друзей.

 

Чужое горе часто отпугивает тех, кто его не разделяет. Но вы пройдете через горе и обретете баланс сил. Это такая задача, которая требует массу терпения не только от вас, но и от ваших друзей.

 

 

 

Приложение 2 Детское горе

 

Несколько советов родным и близким

 

Предисловие

 

Смерть близких обычно вызывает у детей и подростков сильные реакции. Это может быть отчаяние, страх, озлобленность, проблемы со cном, чувство беспомощности и опасности, иногда даже депрессия и сильное ощущение беспомощности и опасности, иногда даже депрессия и сильное ощущение пустоты и оставленности.

 

Но горе детей и подростков признается еще в недостаточной степени. Слишком часто случается, что их горе не осознается взрослыми, и они остаются одни со своими мыслями и непонятными чувствами. В этом случае им очень трудно справиться со своим горем.

 

Можно повторять мною раз, что детское горе - интенсивно глубоко и длительно, но важнее, чтобы мы, взрослые, помогли и поддержали их наилучшим o6paзом с самого начала. Мы надеемся, что эта брошюра поможет вам в этой работе

 

Детское понимание смерти

 

Деттское понимание смерти следует за умственным развитием и формируется постепенно. Недостаточное понимание обычно у детей до 5 лет. «Юн хочет, чтобы мы приготовили Агнес комнату в новом доме, и он постоянно говорит о том, когда она вернется.»

 

«Скоро прилет Андерс? Где он?»

 

«Кто кормит папу там, в могиле?»

 

Легко неправильно понять эти реакции у маленьких детей и воспринять их как отрицание произошедшего. Скорее, эти реакции являются выражением недостаточного опыта. Дети не понимают, что смерть окончательна, и поэтому думают, что тот, кто умер, может вернуться или что можно пойти к нему или к ней в гости.

 

Дети, также как и взрослые, принимают действительность постепенно и колеблются между отрицанием и принятием того, что произошло. Детям дошкольного возраста нужно еще и еще paз повторять, что тот, кто умер, ушел и не придет oбpaтно. Дети должны знать что умерший человек больше не

дышит, что его сердце не бьется, ногти и волосы не растут, что умерший не может думать и не чувствует никакой боли.       

 

Когда вы говорите с очень маленькими детьми, надо помнить, что им трудно понимать абстрактные объяснения. Четырехлетке, который знает, что Анна похоронена в земле, но которому говорят, что «Анна вместе с Христом», может быть трудно понять связь.

 

У детей в возрасте между 5 и 10 годами постепенно развивается понимание, что смерть окончательна и что все жизненные функции прекращаются, когда человек умирает. Потом они начинают понимать, что смерть неизбежна, что все - и они в том числе - когда-то умрут. Как и совсем маленьким детям, им необходимы конкретные вещи, которые могут быть поддержкой в горе, фотоальбом, видео, могила и т. д.

 

Представление о смерти становится более абстрактным только к 10 годам тогда дети лучше понимают какие последствия несет за собой смерть и больше думают о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом того, что произошло, и заняты мыслями о несправедливости смерти.

 

Детям 10 лет и старше, особенно мальчикам, часто бывает трудно показать свои чувства вызванные смертным случаем.

 

Дети могут переживать горе по-разному на разном возрастном уровне, поскольку понимание смерти приходит постепенно. Внезапно у них может возникнуть желание говорить о смерти. даже если в течение долгого времени они казались абсолютно равнодушными. На это нужно смотреть не как на шаг назад, но как на возможность нового и более зрелого переживания и понимания смертного случая.

 

 

 

Детские реакции на горе

 

Когда дети узнают о смертном случае у них, как и у взрослых, может возникнуть желание нереальности и сомнения. И тогда они вообще не показывают никаких сильных чувств. Иногда их реакция выражается протестом, слезами и oозлобленностью.

 

В первое время после смертного случае у детей можно наблюдать следующие реакции:

 

Сильный страх находиться вдали oт взрослых. Они всегда хотят быть рядом со своими родителями.

 

Проблемы со (ном

 

Озлобленность, раздражительность или другой тип поведения, привлекающий к себе внимание.

 

Замкнутость и изоляция.

 

Печаль, тоска, чувство потери.

 

Мучительные воспоминания и фантазии.

 

Таким образом, дети переживают горе не каким-то определенным образом, а реагируют на него по-разному. Вот несколько самых обычных реакций.

 

Тревожность

 

Четырехлетний Андреас не выпускает своих родителей из поля зрения с тех пор, как умерла его сестра. Он сильно протестует, когда другие присматривают за ним, даже если это люди, которых он знает очень хорошо. Он несколько раз за ночь заходит в спальню родителей, чтобы проверить, что они там. Когда папа отдыхает после обеда, Андреас начинает беспокоиться, что он тоже умрет..

 

Смерть легко вызывает страх, что произойдет еще одна катастрофа. Это чувство может возникнуть как у детей, так и у родителей. Дети разных возрастов могут высказывать свой страх, что что-нибудь случиться с родителями или тем родителем, что остался в живых. Они также могут испытывать страх, что сами умрут.

 

Если ребенок очень тревожный, у него в результате постоянной бдительности и напряжения могут возникнуть боли в животе, плечах, шее и голове.

 

Маленькие дети могут постоянно прижиматься к родителям, выдавая этим свой страх быть разлученными с ними. Они не отпускают их ни на одну минуту.

 

Часто дети хотят спать с зажженной лампой и открытой дверью, чтобы видеть, что взрослые там.

 

Если смерть произошла при ребенке или если он нашел умершего, он может пугаться каждый раз, когда что-то напоминает о случившемся. В этом случае бывают необходимы совместные «тренировки», например, если смерть произошла в результате автомобильной катастрофы, и при каждом приближении к машине ребенок чувствует сильную тревогу.

 

Замкнутость, изоляция и проблемы концентрации внимания.

 

В первое время после смертного случая надо проследить, не замыкается ли ваш ребенок в себе. Это может быть знаком его борьбы с мыслями и чувствами, с которыми ему нужна помощь. Если к тому же ухудшаются результаты в школе, есть причины, чтобы обратиться за помощью к специалисту.

 

Печаль, тоска

 

Горе не измеряется слезами, и дети тоскуют не так долго, как взрослые. Но они могут продолжать думать о мертвом еще долго и чувствовать печаль и тоску. Дети очень скучают, и у ребенка может возникнуть желание вернуться в тe места, где он быт вместе с умершим, точно также, как когда они нюхают его одежду, смотрят на фотографии и видеофильмы.

 

Когда тоска становится невыносимой подсознание может воссоздать ушедшего. У ребенка может возникнуть ощущение, что умерший находится в комнате и разговаривает, что может так испугать, так и успокоить ребенка. Подготовьте его к тому, чтобы он знал, что такие вещи обычны.

 

Вина

 

Большинство детей много думают, почему пришла смерть, что ее вызвало.

 

Девятилетняя Елена следила заa своим маленьким братом, который умер в коляске. Причина - внезапная младенческая смерть. Елена винила себя за эту смерть, и когда родители пытались объяснить настоящую причину, она сказала: «Вы так говорите, только чтобы утешить меня».

 

Иногда дети думают, что но их собственные мысли или действия вызвали смерть. Они также могут положить вину на родителей. Часто детям трудно найти слова этим мыслям, поэтому попытайтесь осторожно поговорить с ними, oбpaтите внимание, не свидетельствует ли игры и рисунки вашего ребенка о чувстве вины.

 

Гнев

 

Ребенок может испытывать очень сильное чувство гнева, когда любимый человек умирает. Иногда гнев может быть направлен на что-то конкретное или определенного человека. В других случаях ребенок настолько потерян, что он становится тревожным, бессильным и раздраженным. В этом случае гнев может вылиться на вас. Ребенок также может вести себя деструктивно.

 

« Это твоя вина. Если бы ты не поехала в больницу, ребенок бы не умер», сказал четырехлетний мальчик, сильно колотя свою маму.

 

Такие вспышки гнева довольно обычны. Важно, чтобы взрослые допускали их и объясняли, что чувствовать озлобленность, когда кто-либо умирает, естественно.

 

Вы можете также сказать ребенку, как можно выражать свои чувства, например, бить noдушку, кричать в лесу или использовать свою энергию на длительною пробежку.

 

Реакции родителей

 

Детские реакции на смерть отражают не только их собственное горе и тоску, но также и реакции родителей. Ребенку мучительно видеть, как его родители плачут и не заботятся о нем, как обычно.

 

У родителей, переживающих горе, остается меньше сил на своих детей. Они легко становятся нетерпеливыми и сердитыми, когда дети требуют их внимания, и пытаются скрыть свои реакции, чтобы защитить ребенка. Наш же опыт показывает, что ребенок чувствует себя лучше когда родители пытаются описать свои чувства. Тогда ребенку легче понять реакции своих родителей легче показать свои чувства и мысли.

 

 

 

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ ДЕТЯМ?

 

Давайте конкретную информацию

 

Независимо от того, пришла ли смерть внезапно или нет, та информация что pребенок получает, и те paзговоры, которые с ним ведутся, имеют решающие значение для того, как ребенок справится с несчастьем Поэтому важно избегать метафор типа "умерший спит», что «он или она ушел или уехал в путешествие». He ждите до похорон с сообщением о случившемся.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...