Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стили педагогического общения
Стиль общения – устойчивая форма способов и средств взаимодействия людей друг с другом. Стиль общения должны отличать: 1. Пристальное внимание к мыслительному процессу ученика. Малейшее движение мысли должно быть замечено, одобрено. 2. Наличие эмпатии – умение понять цели, мотивы и деятельность ученика, поставить себя на его место, умение прогнозировать его деятельность. 3. Доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика. 4. Рефлексия – непрерывный, строгий анализ своей деятельности как педагога и введение быстрых поправок в учебный процесс. Ответная реакция учеников при таком стиле общения – доверие, свобода, отсутствие страха, радостное отношение к учителю, доброжелательное отношение детей друг к другу (Л.В. Петляева). Можно выделить шесть основных стилей руководства учащимися: · Автократический (самовластный), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учеников, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, осуществляет жесткий контроль за выполнением своих требований; · Авторитарный (властный), допускает возможность для школьников участвовать в обсуждении учебной или коллективной жизни, но решение принимает все равно учитель в соответствии со своими установками; · Демократический стиль предполагает учет мнения учеников, педагог стремится понять детей, убедить, ведет диалогическое общение «на равных»; · Игнорирующий стиль характеризуется тем, что учитель редко вмешивается в жизнедеятельность школьников, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации; · Попустительский стиль, конформный проявляется в случае, когда преподаватель идет на поводу желаний детей; · Непоследовательный, алогичный стиль – в зависимости от внешних обстоятельств и настроения преподаватель осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и появлению конфликтных ситуаций. Известный психолог В.А.Кан-Калик выделяет следующие стили педагогического общения: 1) Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят». 2) Общение на основе дружеского расположения предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, участника совместной учебной деятельности. Однако следует избегать панибратства. 3) Общение-дистанция. Во взаимоотношениях прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, а в воспитании со ссылкой на опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение учитель – ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника. 4) Общение – устрашение – негативная, антигуманная форма общения, вскрывающая педагогическую несостоятельность. 5) Общение – заигрывание. Характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает ложный, дешевый авторитет. Педагогическое общение выполняет ряд функций, основные из них: обучающая и воспитывающая, поскольку образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной. Обучающая функция как проявление трансляционной, которая присуща всем формам научения, реализуется в процессе дошкольного, школьного, вузовского образования. Как форма взаимодействия учителя со школьниками педагогическое общение выполняет функцию облегчения или фасилитации. К.Роджерс называет учителя фасилитатором общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, то положительное, что есть в нем. В.А Крутецкий выделяет еще организаторскую функцию. Таким образом, педагогическое общение выполняет обучающую, воспитывающую, организаторскую и фасилитативную функции. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 293. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |