Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние игры на формирование личности




Игру часто определяют как деятельность, выполняемую не для получения каких-либо материальных или идеальных продуктов, а ради развлечения. На самом деле — это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования свидетельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного (с точки зрения прагматического смысла) в игре осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.

Функции игры в жизнедеятельности человека:

· предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах;

· моделирование жизненных ситуаций борьбы, соревнования, конкуренции, достижения успеха и т.д.;

· создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи;

· сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению;

· выявление и развитие личностных качеств играющих, их ловкости, находчивости, решительности, настойчивости, честности и т.д.

· создание пространства для фантазии, импровизации, открытия чего-то нового;

· удовлетворение потребности людей в получении удовольствия или наслаждения, в том числе и от умения блеснуть своими знаниями, расширить свой кругозор, обогатиться знаниями других людей.

Игры бывают:

^ подвижные и интеллектуальные;

^ индивидуальные, парные и групповые;

^ состязательные и ролевые.

Каждая игра имеет свои правила или условия. Если правила всегда определяют характер игры однозначно, то условия — произвольны, ситуативны. Можно сказать, что условия — это правила, которые по ходу игры могут изменяться.

Игры, используемые в обучении (дидактические), бывают ролевыми, имитационными, деловыми и организационно-деятельностными.

Особенно важной формой жизнедеятельности игра является для детей. Игры обеспечивают детям возможность овладения общественным опытом, а также физическое, интеллектуальное, нравственное развитие личности.

В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях предметами. В этих играх, которые Жан Пиаже называл сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с миром.

В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-ро-левые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Дети с помощью игрушек и другого игрового материала перевоплощаются в других людей, а иногда в животных, беря на себя их роли. Используя вместо реальных вещей их условные обозначения, дети готовятся к пониманию знаков — слов, букв, математических символов.

В педагогических целях используется множество самых разнообразных игр. Если в подвижных играх в основном совершенствуются движения детей, развивается ловкость, точность, настойчивость и т.д., то в интеллектуальных — восприятие, внимание, мышление, память. Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании и обучении, поскольку в ней присутствуют юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений. Все это вызывает положительные эмоции и необходимую мотивацию.

Многие дидактические игры используются для упражнений в применении полученных знаний на практике, для их дальнейшего совершенствования, для выработки соответствующих умений. При изучении экономических дисциплин - это «Дельта», «Презентация», «Инвестор», «Новый менеджер» и другие так называемые деловые игры.

Особого внимания заслуживают современные компьютерные игры, привлекающие к себе все большее количество поклонников. Наряду с позитивными функциями, они несут с собой опасность формирования психологической зависимости от них. Механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр основан на потребности человека в уходе от реальности и принятии роли. Каждый день компьютерные фанаты «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и значительно больше. Круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере. И это, безусловно, одна из актуальных психолого-педагогических проблем.

В последние годы в практике психологической помощи получают распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностного развития или компенсации недостатков общения, преодоления застенчивости, замкнутости.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...