Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нестандартные ситуации в ДОЛ




Ситуация Пути ее разрешения
Младший школьник первый раз в лагере Если маленький ребенок первый раз в лагере, то он потребует большего внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию и к новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети. Уделяйте ребенку по возможности больше внимания, увлекайте его интересными делами, так, чтобы он отвлекался от грустных мыслей. Не требуйте от малыша того, что он не умеет делать. Лучше помочь ему в этом. Совместный труд (неважно с чем он связан) поможет ребенку быстрее привыкнуть к нему и посмотреть как его следует выполнять, чтобы потом повторить те же действия самостоятельно. Можно столкнуться с другой ситуацией, когда у ребенка отсутствует желание быть помощником. Здесь налицо родительское упущение. Используйте ведущий вид деятельности детей и их интересы, т.е. на данном этапе развития целесообразно приучать детей к труду через игру, соревнование, похвалу. И помните главное, вы для ребят на время каникул и мама и папа.
Ребенок не в первый раз в лагере Если ребенок не первый раз в лагере, то с ним возникают другие проблемы: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, «старых» вожатых с новыми, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы в дисциплине. Важно подружиться с ребенком, сделать его своим другом и помощником. Опирайтесь на его знания. Покажите, что они для вас представляют ценность. И тогда, возможно, в его лице вы приобретете незаменимого ценного союзника.  
Разногласия между вожатым и ребенком Вожатому так же надо помнить и о том, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия и быть готовым к этому. Так, например, следует ожидать разногласия по вопросам соблюдения установленных правил поведения и организации отдыха, в частности организации «свободного» времени. Если разногласия касаются установленных правил и распорядка, следует быть твердым с самой первой секунды знакомства с детьми и не на минуту не отступать от своих требований (иначе дети поймут, что все что вы говорите выполнять не обязательно). А что касается свободного времени, здесь вы можете услышать такие часто повторяющиеся слова: «Я сюда приехал отдыхать, а это значит (в понимании ребенка) делать то, что захочется, словом ничего не делать целыми днями!» И какие тут могут быть мероприятия?! Как правило так отвечают дети, с которыми в прошлые смены вожатые не занимались и они были предоставлены сами себе, жили и проводили время как им заблагорассудится. Таким образом придется перестраивать целый фундамент детских привычек, камешек за камешком. А это работа очень трудная и кропотливая. Поэтому желательно сразу же выяснить интересы таких детей, и используя это заинтересовать юного «бездельника» первым же отрядным мероприятием, в котором ребенок их реализует. Но учтите, к разным детям должен быть свой подход и свой способ действий.  
Жалобы Достаточно важное для ребенка понятие – это жалоба. Она означает сигнал к тому, что у человека что-то не в порядке. Часто взрослые не обращают внимания на жалобы ребенка, считая их простым ябедничеством. Конечно, ябедничество поощрять не следует. Стремитесь развивать в детях способность самостоятельно решать межличностные проблемы, и лишь в крайних случаях прибегать к помощи взрослых. Однако за жалобой на физическое недомогание может стоять серьезная проблема со здоровьем; а жалоба на пропажу вещи – сигнал к тому, что в отряде завились воры. Словом, прислушивайться ко всему, что говорит вам ребенок и соблюдайте несложный алгоритм действий в таких ситуациях: · выясните точные причины жалоб ребенка; · примите меры к изменению ситуации и исправлению последствий; · получите от ребенка обратную связь: стало ли ему лучше?  
Гиперактивность Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, редко занимается одним занятием или делом, старается охватить все сразу. Роль вожатого – защитить ребенка от его собственных действий. Педагог должен постараться, чтобы непоседа участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому вожатый должен быть постоянно внимателен к ним.  
Тоска по дому Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Постарайтесь занять детей деятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме. Днем эта проблема будет решена. А ночью, когда ребенок останется сам по себе, он снова вспомнит о своей грусти. Проявите максимум заботы о нем, укройте одеялом, погладьте ребенка, пожелайте приятных снов, поцелуйте его как это делает мама. Можно почитать перед сном книгу. А в некоторых особо острых случаях вожатый обязан проконсультироваться по этому вопросу с директором оздоровительного лагеря.  
Стресс Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам: · акцентировать внимание на достоинствах ребенка; · давать ребенку жить полноценной жизнью в коллективе; · вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком; · замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.  
Суицидальное поведение Такое поведение достаточно редко встречается в условиях лагеря. Первым признаком является надвигающаяся депрессия. Вожатым следует научиться распознавать ее. В таком случае вспомните свое преддепрессивное состояние и саму депрессию (хотя это не очень приятно), проиграйте в памяти, что вам помогает в таком случае. Это могут быть разговоры «по душам», какая-либо деятельность, какой-то толчок. Угостите ребенка шоколадом. Если есть в лагере психолог, обязательно обратитесь к нему за помощью. Поставьте в известность руководство лагеря. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, в то же время осторожно, и не только вожатым, но и административным персоналом, психологом.  
Вандализм Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.  
Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений В лагере у детей часто проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения с детьми могут быть замечены вожатыми, например, наличие не обычных синяков или шрамов и т.д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать бесконтрольных обсуждений в коллективе, с друзьями – как своими, так и с друзьями ребенка. Необходимо провести на собрании отряда беседу о правомерности такого поведения и к каким последствиям оно может привести. Возможно обсудить способы другого (мирного) решения конфликта. Признаки сексуального оскорбления менее заметны.
Воровство. Достаточно частая и серьезная проблема. Как правило, сложно обнаружить настоящего вора, т.к. он сам никогда в этом не сознается. Но что делать в такой ситуации? Если вы обнаружили, что именно этот ребенок украл что-либо, с ним следует провести индивидуальную беседу, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное. Не стоит требовать от ребенка публичных извинений, такое может до конца смены перевести оступившегося в разряд «изгоев». Это слишком дорогая цена для ошибки, ведь на нее имеет право каждый, тем более ребенок. Другая ситуация, когда вор неизвестен. Многие педагоги прибегают к «публичной казни», т.е. в присутствие всего отряда проводится беседа о происшествии (в зависимости от возраста это может быть и вечерняя свечка на тему «Что такое воровство?» или «Могу ли я украсть?»). Затем предлагается ребенку анонимно вернуть на место украденную вещь, либо отдать ее вожатому, при условии, что личность ребенка не будет раскрыта без его согласия. Это достаточно гуманный способ. А для ребенка такая стрессовая ситуация может послужить настоящим уроком.  
Конфликт вожатого с родителем Вы не должны вступать в конфликт с родителями и спорить с ними во чтобы то нистало, доказывая свою правоту. По любому спорному вопросу, который не решается мирным путем, вам следует отправлять родителей к директору лагеря

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...