Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровни базальной системы эмоциональной регуляции




Тема №3: ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ДРЛ: определение, краткая характеристика

НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ КАК ОСНОВА ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПСИХОПАТИЙ

НЕВРОПАТИИ

 

1. Дисгармоническое психическое развитие это такая фор­ма нарушений развития, при которой отмечается недоста­точность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности осталь­ных структур.

К дисгармоническому психическому развитию можно от­нести такие варианты развития личности, как психопатии и невротическое развитие личности. Зачастую в качестве про­явления этих состояний выступают стойкие поведенческие нарушения. Сочетание динамических расстройств эмоцио­нальной сферы: повышенной возбудимости, лабильности, инертности, вязкости аффекта и преобладающей модаль­ности эмоций (страха, гнева, печали и т. д.) — порождает многообразие конкретных вариантов дисгармонического развития личности.

 

Психопатии это аномалии развития эмоционально-во­левой и мотивационной сферы личности.

По П. Б. Ганнушкину,

"психопатии – это аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособиться к окружающей среде".

 

Крепелин о психопатических личностях говорит как об инфантильных (парциальный, неравномерный инфантилизм; чаще проявляется в области воли и чувств): "Впечатление чего-то недоразвитого, детского, например, повышенная внушаемость, склонность к преувеличению, чрезмерная фантазия у истериков, слабая воля у неустойчивых…".

Критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова

Патология характера (психопатия) всегда характеризуется тремя признаками (критерии Ганнушкина – Кебрикова):

1) то­тальность патологических черт характера,

2) относительная ста­бильность их проявлений в течение жизни

3) социальная дезадаптация

 

Отсутствие хотя бы одного критерия исключает психопатию.

Классификации психопатий

Существует несколько классификаций психопатий по различным признакам. Психопатии можно классифицировать по степени тяжести:

¨ тяжелая,

¨ выраженная,

¨ умеренная.

Можно разделять психопатии по причине возникновения:

1. Конституциональные (или истинные, генуинные, "ядерные"). В возникновении конституциональной психопатии решающий фактор принадлежит наследственности. К ним чаще относятсятакие типы психопатий: циклоидная, шизоидная, психастеническая, эпилептоидная.

2. Приобретенные (психопатическое, или патохарактеро-логическое развитие). При психопатическом развитии главное – неправильное воспитание, негативное влияние среды. В данном случае выявляются возбудимое, истероидное, неустойчивая психопатия.

3. Органические. Последние развиваются вследствие действия на мозг пренатальных, натальных и ранних постнатальных (первые 2-3 года) патологических факторов (интоксикации, инфекции, черепно-мозговые травмы и т.д.). После органического поражения головного мозга чаще отмечаются возбудимая и неустойчивая психопатия.

Происхождение психопатий может быть связано либо с генетическими, наследственными факторами, либо с воз­действиями внешних повреждающих факторов в раннем дет­стве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболева­ния). Возможно также возникновение психопатий как реак­ция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоцио­нального реагирования.

 

Уровни базальной системы эмоциональной регуляции

При психопатиях происходит усиление либо ослабление функционирования одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции. Базальная система эмоциональ­ной регуляции создает и интенсивность, и направленность бессознательной оценки воздействий окружающей среды (насколько какой-либо раздражитель воспринимается как сильный или слабый, приятный или неприятный, вызыва­ющий стремление к избеганию, приближению или агрес­сии). В дальнейшем, в зависимости от этого базального то­нуса, происходит построение мотивационных структур лич­ности и волевой регуляции (как возможности реализации мотива, достижения цели). Неравномерность, дисгармонич­ность развития эмоциональной регуляции с выраженным усилением либо ослаблением функций одного из уровней при недостаточности компенсаторных возможностей со сто­роны остальных уровней приводят к формированию психо­патии.

Возможна классификация психопатий в зависимости от усиления либо ослабления функций и уровней эмоциональ­ной регуляции. Базальные уровни эмоциональной регуля­ции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) возникли вследствие необходимости актив­ного контакта человека со средой и в норме обеспечивают ему успешное избегание опасностей и достижение целей, удовлетворение потребностей.

Выделяют 4 уровня базальной аффективной организации, каждый из которых разрешает свойственную ему задачу адаптации.

1-й уровень (полевой реактивности) связан с пред­варительной оценкой допустимости контакта с объектом внешнего мира. Эффективная ориентировка на этом уровне производится вне активного избирательного контакта с ок­ружающим, как целостное восприятие интенсивности и при­тяжения — отталкивания со стороны объекта.

2-й уровень (стереотипов) регулирует процессы удов­летворения телесных потребностей; задача — обработка эмо­циональных стереотипов сенсорного контакта с миром. Про­исходит оценка качества впечатления: соответствие — несо­ответствие нуждам организма. Эмоционально окрашиваются ощущения всех модальностей: вкусовые, обонятельные, зри­тельные, тактильные и т. д. Особо сильная чувствительность к ритмическим, повторяющимся воздействиям. Задержка в исполнении желания вызывает резкую неудовлетворенность.

3-й уровень (экспансии) обеспечивает активную адап­тацию к нестабильной ситуации. Происходит разрешение за­дач достижения значимой цели и преодоления препятствий. Выделяются не только объекты желания, но и препятствия. Для этого уровня характерны стенические и астенические переживания. Высокая чувствительность к переживаниям контрастных эмоций, ситуациям борьбы, риска, достиже­ний.

4-й уровень (эмоционального контроля) отвечает за организацию эмоционального взаимодействия с другими людьми. Оценка окружающего начинает зависеть от оценок другого человека или группы. Значимым стимулом стано­вится похвала, оценка и т. п. Важна эмоциональная уверен­ность в силе и значимости других людей.

Усиление либо ослабление функции каждого уровня из­меняет восприятие субъектом самого себя и окружающего мира. На основании этого восприятия формируются веду­щие мотивы деятельности. В дальнейшем, под воздействием воспитания, обучения, приобретения опыта возникают ин­дивидуальные средства реализации своих ведущих потреб­ностей. Конкретное поведение, направленное на реализа­цию потребностей, может в большей или меньшей мере отклоняться от общепринятых норм. Успешное функциони­рование относительно более сохранных уровней аффектив­ной регуляции создает возможность успешной компенсации и социальной адаптации личности. При усилении рассогла­сования уровней эмоциональной регуляции возникает то­тальность изменений эмоционально-мотивационной сферы личности, стабильность этих изменений и социальная дез­адаптация — формируется психопатия .

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...