Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовосстановительные, правообеспечительные.




Санкция.

1. Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов. 2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.

3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условнодосрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

 

Классификация норм права.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы,содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.); общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д.

2) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные(уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на: императивные(содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные(содержащиеся в законах) и временные(указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные(предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например, нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные(направленные на защиту нарушенных субъективных прав);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например, нормы Конституции РФ) и специально распространенные(действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы); относительно определенные(устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств;);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие(предоставляющие возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органамии негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

 

Правоотношение: понятие, признаки.

Правоотношенияэто урегулированные правом
и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в
качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства,
прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные
отношения.

1.Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которыенепосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этимиявлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения.

2.Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которыев правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, врамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот.Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу какуправомоченные и правообязанные люди, интересы одного могут быть реализованы лишь черезпосредство другого.
3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому что через нормы прав в них
отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормыправоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления егоучастников, по крайней мере одного из них.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другиеотношения такой защиты не имеют.

5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой
определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей.
Это не безличная
абстрактная связь, а всегда конкретное отношение "кого-то" с "кем-то".

 

Классификация правоотношений.

По отраслевому признаку:государственные, административные, финансовые,гражданские, трудовые, семейныеи т.д. - возникают из правомерных действий субъектов;

Различают регулятивные и охранительные правоотношения.- из противоправных, связанных с
применением государственного принуждения.

По степени конкретизациии и субъектному составу правоотношения подразделяются на
абсолютные (точно определена лишь одна сторона,например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может
соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий для его
реализации.), относительные (определены обе стороны"должник-кредитор", "продавец-покупатель)и общерегулятивные(выражаютюридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних междусобой по поводу гарантирования иосуществления основных прав и свобод личности).

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные.

В активных- обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу
управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для
контрагента поведения.

Различают простые правоотношения(между двумя субъектами) и сложные(между несколькими илидаже неограниченным числом); кратковременные и долговременные.

 

Структура правоотношения.

 

Субъекты правоотношений: понятие и виды.

Виды субъектов права. Субъекты права подразделяются прежде всего на:

Индивидуальные(физические лица:а) гражданеРоссийской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойнымгражданством (бипатриды);

Коллективные (юридические лица):

 

Правосубъектность: понятие и структура.

Правосубъектность— это возможность или способность лица быть субъектом права совсеми вытекающими отсюда последствиями.

Включает в себя четыре элемента: 1)
правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданскиеправонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности.

 

 

Правоспособность: понятие, порядок приобретения и утраты.

Под правоспособностью понимаетсяпризнаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права иобязанности, способность быть их носителем.

Правоспособностью в равной мереобладают все граждане без исключения, она возникает в моментих рождения и прекращается сосмертью.

Правоспособность - не естественное, а общественно-правовое качествосубъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов оправах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства -
должным образом гарантировать и защищать это качество.
Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность или способность иметь их.

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она:

а) неотделима отличности, нельзя человека лишить правоспособности, "отобрать", "отнять" ее у него или ограничить;

б) независит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения ииных жизненных обстоятельств;

в) непередаваема, ее нельзя делегировать другим;

г) по отношению ксубъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки;

д) субъективное право конкретно,а правоспособность абстрактна.

Различают общую(представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанностииз числа предусмотренных действующим законодательством), отраслевую (отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права) и специальную правоспособность (должностная, профессиональная правоспособность — это такая правоспособность,при которой требуются специальные познания или талант.)

 

Дееспособность: понятие, виды, порядок приобретения и утраты.

Под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но испособность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участникомправовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время какправоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает смомента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

 

Объекты правоотношений: понятие и виды.

Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и
юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение.

в зависимости от характера и видов правоотношений (с входящими в них субъективными
правами и юридическими обязанностями) можно выделить следующие объекты:

 

1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности). Характерны главным образом для
гражданских, имущественных правоотношений (купля-продажа, дарение, залог, обмен, завещание и т.п.).

2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность,
неприкосновенность человека). Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.
3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. Это главным образом
правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления,
бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.
4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки,
скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что
является результатом интеллектуального труда).

5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты,
деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.).

 

Юридические факты: понятие и виды. Фактический состав.

Юридические факты— это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с
которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений.

 

По волевому признаку делятся на события и действия.События — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей.Действия — это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия,в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию,регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений).

 

 

Понятие и структура правового сознания.

Правосознание определяется как совокупность взглядов, идей,представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующемуили желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям.

Массовое— это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно
широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе.
Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например,
студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских
работников и т.д.).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву
отдельной личности.

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое,
профессиональное и обыденное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел
в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводясоответствующие аргументы, обоснования, статистические данные.
Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых
явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшимюридическим образованием).

Обыденное правосознание — это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве
формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемойпо различным каналам информации.

 

Понятие и структура правовой культуры.

Под правовой культурой предлагается понимать "систему овеществленных и идеальных культурныхэлементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей". В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие вданное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.

Различают правовую культуру всего общества и правовуюкультуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц,
работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю
.

ПК включает в себя такие "показатели", какдостигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему,эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии,состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основноймассы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, чтоопределяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

1)достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

2)знание действующих законов страны(незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);

3)соблюдение,исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не можетдать желаемого эффекта;

4)убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иныхправовых актов, внутреннее согласие с ними;

5)правильное понимание (осознание) своих прав иобязанностей, свободы и ответственности,своего положения (статуса) в обществе, нормвзаимоотношений с другими людьми, согражданами;

6)правовая активность, т.е. целенаправленнаяинициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию;поддержание правопорядка и законопослушания в обществе;

 

Понятие и формы реализации права. Непосредственная реализация права: общая характеристика.

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных
действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников
общественных отношений.
Вне деятельности людей реализация права немыслима.

Правореализация— это трансформация заложенных в юридических нормах требований в
правомерное поведение субъектов.

В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3)
исполнение; 4) применение.

 

Применение как особая форма реализации права.

Применение— это такой способ реализации права, который связан с властными действиями
юрисдикционных органов и должностных лиц.

Применять нормы права— это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции,
наказание.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1)это - властно-императивная форма реализации права;
2)осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;
3)носит процессуально-процедурный характер;
4)состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;
5)имеет под собой соответствующие юридические основания;
6)связано с вынесением правоприменительных актов;
7)является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся
персонифицированных субъектов;
8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

 

Правоприменительная деятельность: понятие и стадии.

 

Акты применения права: понятие и виды.

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической наукекак известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом покакому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующейправовой нормы.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в
следующем:


1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которыхможно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом).

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо сего согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур иобразований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются
источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;
4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения междутем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное(казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не
распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли
законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

 

Виды правоприменительных актов.

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые,
административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания- на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных,контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; актыпрезидента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
По юридической природе- на правоохранительные, правоисполнительные,


































































правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям- на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например,
приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения надругуюв том же вузе).

По форме выражения - на письменные и устные.

По названию актыприменения права могут иметь форму указа, постановления, приказа,
распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д.

 

 

Понятие и значение толкования права.

Под толкованием понимается выяснение точного смысла, содержания толкуемой
правовой нормы.

Задача и цель толкования заключается в том, чтобы установить подлинную волю
законодателя, выраженную в данной норме, и правильно ее применить.

Особое значение толкование приобретает при смене политического строя, когда, как правило, еще
действуют старые законы, которые необходимо приспосабливать к новым условиям.

 

Способы и виды толкования права.

Логическое толкование— это интерпретация нормы права на основе законов логики.

Систематический способ означает, что норма права должна толковаться не изолированно, а в
контексте других норм, в частности регулирующих смежные, однородные отношения.

Историко-политическое толкование обязывает правоприменителя обратить внимание на те
социальные условия, в которых была принята та или иная норма, - не отпали ли эти условия, не
изменилась ли принципиально политическая и экономическая ситуация.

Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в
законодательстве специфических терминов и понятий, которые приходится "растолковывать" тем, кто вних не сведущ, кто не является специалистом в данной области.

Телеологические (целевое) толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал
законодатель, издавая тот или иной нормативный правовой акт.

Функциональное толкование. Известно, что правовые нормы, обладая некоторыми общими
чертами, далеко не одинаковы по своему конкретному содержанию, характеру действия,
функциональному назначению.

Толкование по объему подразделяется на три вида: буквальное (адекватное), ограничительное и
расширительное (распространительное).

Буквальное толкование— это такое толкование, при котором словесное выражение нормы права и
ее действительный смысл совпадают, иными словами, дух и буква адекватны.
Ограничительное толкование— это такое толкование, при котором норме права придается более
узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы.
Расширительное толкование— это такое толкование, когда норме права придается более широкий
смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения.

 

Пробелы в праве: понятие, условия возникновения, способы устранения и восполнения.

Под пробелом в праве понимается отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно былобы разрешить возникший случай.

различают пробелы:первоначальные ("недосмотр законодателя") и последующие,
когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики,когда появляются неизвестные ранее отношения.

В любом случае пробел в праве — это состояниенеурегулированности, неопределенности, а стало быть, и возможного своеволия, личного усмотрениячиновника.

Выделяют также реальные и мнимыепробелы. Мнимый — это когда высказывается суждение о
существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в
правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению.

Пробелы в праве вызываются в основном следующими причинами:

а) относительной"консервативностью" права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений;

б)несовершенством законов и юридической техники;

в) бесконечным разнообразием реальной жизни;

г)появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.

 

Первый и естественный путь полного устранения пробела - принятие новой нормы.

Наиболее серьезный пробел— это когда нет ни соответствующей нормы права, ни правового
обычая, ни юридического прецедента, ни нормативного договора

 

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

 

 

Правонарушение: понятие и признаки.

Правонарушение— это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние
вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Деяние может
осуществляться в виде как действий, так и бездействия.

 

 

Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.

 

 

Объект и объективная сторона правонарушения.

Под объектом правонарушения понимается то, на что посягает правонарушитель, чему причиняетсянепосредственный вред, ущерб.

Различают общий и специальные, или конкретные, объекты.

В качествеобщего объекта выступают правопорядок, интересы государства и общества, существующий социально-экономический и политический строй, сложившиеся общественные отношения.

Специальные объекты— это конкретные блага, ценности (жизнь, честь, здоровье человека, собственность, имущество,безопасность и т.д.). Любое правонарушение наносит урон как общему объекту, так и конкретному.

Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков,
отвечающих на вопросы: что, где, когда и как произошло. К таким признакам (чертам, элементам)
относятся следующие:

а) само реальное волевое действие либо бездействие (деяние)

б) противоправность действия либо бездействия. Данное условие означает, что тот или иной
поступок должен нарушать определенную норму права.

в) вредоносный результат, ущерб, общественная опасность. Без таких последствий поступок не
считается правонарушением.

г) прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредным результатом.

 

Субъект и субъективная сторона правонарушения.

Под субъектом правонарушения понимается праводееспособное лицо, совершившее
правонарушение.
Не могут быть субъектами правонарушений малолетние дети и душевнобольные лица,поскольку они неделиктноспособны. То же самое касается состояния невменяемости. Не могут бытьтакже субъектами некоторых преступлений иностранцы (государственная измена, отказ от службы вармии, дезертирство и др.)

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своемудеянию и его последствиям. Имеются в виду цели, мотивы, установки, которыми руководствовалсяправонарушитель, замышляя и осуществляя преступление. Они показывают антиобщественныеустремления злоумышленника, раскрывают социально-психологический механизм совершения уголовнонаказуемой акции. К субъективной стороне относят также предварительный сговор, сильное душевноеволнение, поведение после преступления. Субъективная сторона правонарушения отвечает на вопрос:как субъект относится к своему деянию, каковы были его побуждения.

 

Классификация (виды) правонарушений.

Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотреныУголовным кодексом, посягают на наиболее значимые объекты, за их совершение применяются наиболее
строгие санкции (лишение свободы, смертная казнь, пожизненное заключение).

Проступки - менее опасны по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они
совершаются не в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различныхобластях экономической, хозяйственной, трудовой, административной, культурной, семейной,производственной деятельности. И влекут за собой не наказания, а взыскания.Различают следующие виды проступков: 1) гражданские; 2) административные; 3) дисциплинарные;
4) материальные; 5) процессуальные.

 

Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

Юридическую ответственность можно кратко определитькак необходимость для виновного лица подвергнуться мерамгосударственного воздействия, претерпетьопределенные отрицательные последствия; или как вид и меру принудительного лишения лицаизвестных благ.

 

Виды юридической ответственности.

в основном по отраслевому признаку:
1) уголовную; 2) гражданскую; 3) административную; 4) дисциплинарную; 5) материальную; 6)
процессуальную; 7) конституционную.

 

 

Основания, цели и функции юридической ответственности.

Назначение юридической ответственности в самом общем виде - охрана конституционного строя,
правопорядка, прав и свобод граждан
, а в более узком смысле - наказание правонарушителя,
предостережение остальных членов общества от возможных противоправных поступков и их
последствий.

Юридическая ответственность- способ самосохранения общества от
посягательств со стороны преступных элементов, тех, кто противопоставляет себя закону, морали,
правилам цивилизованной жизни. Это известная гарантия для свободы добросовестной и
правопослушной личности, ее чести, достоинства, безопасности.

 

Цели юридической ответственности наглядно проявляются в ее функциях, которые в какой-то мере
раскрывают сущность права в целом. В научной литературе обычно выделяется пять таких функций: 1)карательная; 2) штрафная; 3) предупредительная, или превентивная; 4) воспитательная; 5)компенсационная, или правовосстановительная.

 

К основным принципам юридической ответственности относятся следующие:
1) принцип законности, который означает, что вся процедура возложения и реализации
ответственности должна протекать в строгих рамках закона, юридических норм, исключать произвол,своеволие;

2) принцип обоснованности предполагает, что ответственность должна быть следствием
правонарушения, содержащего в себе все признаки его состава и необходимые доказательства, если
этого нет - нет и основания для привлечения лица к ответственности;

3) принцип неотвратимости требует, чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление, не
оставалось безнаказанным: важна не суровость наказания, а его неминуемость (неизбежность); все
противоправные деяния должны раскрываться, виновные нести ответственность;

4) принцип справедливости - наказание должно соответствовать тяжести содеянного,
обстоятельствам его совершения и личности виновного; недопустимость двойной ответственностизаодно и то же правонарушение; все равны перед законом и правосудием;
5) принцип гуманизма - наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий,
унижение человеческого достоинства виновного, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства имотивы правонарушения; возможность условного осуждения, отсрочки приговора;
6) презумпция невиновности - каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет
доказано иное в установленном законом порядке.

 

Понятие, признаки, принципы и требования законности.

Под принципами законности понимаются исходные,основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и внешней стороны.

В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль иместо в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.).

К основнымпринципам законности относятся следующие.

1. Принцип единства. Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству,
ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение
законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны.

2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. В процессе
соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности
целесообразностью.

3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности. Давно подмечено, что соблюдение
законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его
неотвратимостью.

4. Принцип верховенства закона.

5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...