Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ




1. Уровни научного познания

Различают два уровня научного познания - эмпирический и теоретический. (Можно сказать также - эмпирическое и теоретическое исследование.)

 

Эмпирический уровень научного познания включает в себя наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание результатов наблюдения и эксперимента, моделирование.

 

Теоретический уровень научного познания включает в себя выдвижение, построение и разработку научных гипотез и теорий; формулирование законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий, теоретическое моделирование, а также процедуры объяснения, предсказания и обобщения.

 

Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания с чувственным и рациональным познанием. Почти тривиальным стало утверждение о том, что роль и значение эмпирического познания определяются его связью с чувственной ступенью познания. Однако эмпирическое познание - не только чувственное. Если мы просто фиксируем показания прибора и получаем утверждение: "Стрелка стоит на делении шкалы 744", - то это не будет еще научным знанием. Научным знанием (фактом) такое утверждение становится только тогда, когда мы соотнесем его с соответствующими понятиями, например, с давлением, силой или массой (и соответствующими единицами измерения: мм ртутного столба, кг массы).

 

Равным образом о теоретическом уровне научного познания нельзя сказать, что знание, которое он доставляет, есть "чистая рациональность". В выдвижении гипотезы, в разработке теории, в формулировании законов и сопоставлении теорий друг с другом используются наглядные ("модельные") представления, которые принадлежат чувственной ступени познания.

 

В целом можно сказать, что на низших уровнях эмпирического исследования преобладают формы чувственного познания, а на высших уровнях теоретического исследования - формы рационального познания.

 

2. Методы научного исследовании

Метод – это определенное средство и способ исследования.

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.

 Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований.

 Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта):

 – концептуальный компонент – представления об одной из возможных форм исследуемого объекта;

 – операционный компонент – предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта;

 – логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания.

 

2. В философии науки выделяются методы эмпирического и теоретического познания

Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом. Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.

 На теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания используются следующие виды научных методов:

- анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;

- синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;

 - аналогия - это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;

- моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.

                               

3. Периодизация развития науки

Наука в собственном смысл слова появилась в конце XVI – начале XVII века и за триста лет своего существования прошла три этапа в своем развитии: классический, неклассический и постнеклассический.

1) Классическая наука возникла в условиях Нового времени, когда в Европе прогремели первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия) и началась эпоха бурного промышленного развития. Лозунг эпохи сформулировал Ф. Бэкон: «Знание – сила», когда наука стала превращаться в самую значимую сферу жизни общества. Классическая наука опиралась на механистический и метафизический материализм, суть которых сводится к следующим положениям: а) объективный мир существует вне и независимо от познающего субъекта, б) объекты познания воздействуют на субъект и отражаются в его сознании в виде идеальных образов, в) эти образы адекватно объекту познанию, поэтому возможно получение объективного знания и постижение истины, г) в результатах познавательной деятельности не должны присутствовать субъективные моменты, д) полученные знания являются абсолютной истиной, дающей полное знание о природе и обществе. Зарождение классической науки связано с именем Галилея, основано на механистических принципах и утверждении универсальности причинно-следственных связей (детерминизм). Особенностью классической науки является математизация знания, использование приборов и экспериментальных установок.

 

2) В начале XX века формируется неклассическая наука, чему способствовали открытия в области физики (электрон, рентгеновские лучи, радиоактивность, закон сохранения энергии, исследование электромагнитного поля и т.д.). На изучаемые объекты неклассические науки стала смотреть как на сложное системное образование, свойства которых не сводились к сумме свойств систем, каждая система предполагала наличие своей структуры и системы возможных подсистем. В неклассической науке меняется представление о детерминизме. На смену лапласовскому детерминизму (причина порождает определенное следствие) приходит понимание случайности и хаоса, а отношение частиц в микромире носит вероятностный характер. Особенностью неклассической науки является и отношение к объекту, который можно познать только при помощи макроприборов, на основании чего формулируется принцип дополнительности. Так, в неклассической науке меняется представление об объективности познавательного процесса: объект рассматривается в связи с техническими средствами и в зависимости от познавательной деятельности субъекта, т.е. изменяется роль и значение субъекта познания. Характерной чертой неклассической науки является переход научной деятельности от творчества отдельных ученых в новый статус социального института. Наука приобретает утилитарный характер. Теряется уверенность в возможности достижения абсолютной истины. Происходит процесс дифференциации и интеграции науки. Часто происходит смена парадигм, что порождает сомнения в возможностях рационального познания мира, в силе человеческого разума. Все чаще истина трактуется как субъективная и относительная.

 

3) В 70-80-е гг. XX века зарождается постнеклассическая наука, которая ориентируется на процессы глобального эволюционизма и на саморазвивающиеся сверх сложные системы. Зарождаются глобальные проблемы человечества. Последствия экстенсивного развития экономики сказываются на состоянии природной среды, изменении ее климатических и геофизических параметров. Отсюда основная тенденция постнеклассической науки связана с экологизацией. Потребительская идеология современного общества обнаруживает тенденцию на гуманизацию постнеклассической науки, что предполагает гуманитарную экспертизу научных исследований (опасность для здоровья). Признаком развития постнеклассической науки становится высокая степень нравственной ответственности ученых за свои открытия. Особенностью современного этапа развития науки становится ее комерционализация, которая носит утилитарный характер (исследования, не сулящие непосредственные выгоды, не финансируются), поэтому фундаментальные исследования – отстают от развития науки.     

 

4. Научная парадигма и научная революция

Парадигма –совокупность явных и неявных признаков.

По определению Томаса Куна, данному в «Структуре научных революций», научная революция — эпистемологическая смена парадигмы.

 

«Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». (Т. Кун)

 

Согласно Куну, научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс. С точки зрения Куна, парадигму следует рассматривать не просто в качестве текущей теории, но в качестве целого мировоззрения, в котором она существует вместе со всеми выводами, совершаемыми благодаря ей.

 

Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта парадигмы:

 

* Парадигма — это наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение;

 

* Парадигма — это дисциплинарная матрица, характеризующая совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которые объединяют специалистов в данное научное сообщество;

 

* Парадигма — это общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок. (Позднее, в связи с тем, что это понятие парадигмы вызвало толкование, неадекватное тому, какое ему придавал Кун, он заменил его термином «дисциплинарная матрица» и тем самым ещё более отдалил это понятие по содержанию от понятия теории и теснее связал его с механической работой ученого в соответствии с определенными правилами.)

 

5. Организация науки в Российской Федерации

РАН – российская академия наук, некоммерческая организация с 1721 г

Федеральный закон «О науке и государственной научно- технической политике» под научной организацией признает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации (ст. 5).

 

Они подразделяются па научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования и другие организации. осуществляющие научную или научно-техническую деятельность. Действующее законодательство дало право научным организациям осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования в целях подготовки и переподготовки научных работников.

 

Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти РФ, ее субъектов, государственные академии науки в пределах своих полномочии определяют приоритетные направления развития науки, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, достижений науки и техники, а также развитие форм интеграции науки и производства. При этом управление научной и научно-технической деятельностью не должно нарушать свободу научною творчества.

6. Наука и практика

Когда говорят о применении научных результатов в практике, о взаимоотношении науки и практики, то понятие «практика» используется в трех разных смыслах, которые каждый раз необходимо различать - какой из этих смыслов имеется в виду

 

.

 Практика педагогическая как сама по себе, как в некотором смысле «антипод» науки в звене пары категорий диалектики «наука-практика».

Практика обучения и воспитания как объект изучения педагогической науки и как критерий истинности ее результатов.

Широкая общественная практика (общественно- историческая практика) как критерий истинности познания вообще.

Наука как система знаний по отношению к практике имеет следующие функции:

описательная - сбор, и накопление данных, фактов. С этой функции (этапа) начинается любая наука, так как она может базироваться только на большом количестве фактического материала. Так например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками - алхимиками был накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ;

объяснительная - объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов;

обобщающая - формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привести классификацию биологических видов К. Линнея или теорию эволюции Ч. Дарвина, или тот же Периодический закон Д.И. Менделеева;

Позиция науки по отношению к практике, как правило, опережающая. Наука всегда была базой техники и технологии. Так например, применение компьютеров, лазеров, методов электрохимической обработки, композиционных материалов и т.д. стало возможным только благодаря научным исследованиям.

 

7. Классификация наук

Наука — это определенная система знаний о природе, об обществе, о человеке, а также особый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование.

Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

 

К естественным наукам относятся науки:

о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);

Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);

физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

 

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

 

Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

 

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

 

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

 

Особое место в системе наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

 

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

 

8. Формы научного знания

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза,. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают: 1)неразвитые-это задачи, к-рые характеризуются след чертами: а) это естандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, к-рая возникла как закономерный результат познания, в) задача - решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в познании, г) задача, путей решения к-ой не видно. Задача которая хар-ся тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, назыв-ся развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Формулировка проблемы включает три части: (1) систему утверждений (дано); (2) вопрос или побуждение (найти); (3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке не развитой проблемы последняя часть отсутствует. Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней: 1) формирование неразвитой проблемы; 2) развитие проблемы - формирование развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения; 3) решение (или установление неразрешимости) проблемы.

 

Гипотеза (греч - предположение). Начиная исследование человек выдвигает предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, к-рый заключается в выдвижении этого предположения. Т о гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). Развитие предположения. 1 этап - выдвижение предположения, на основе аналогии, неполной индукции и т д 2 этап - объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, к-рые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т д.-тех фактов к-рые еще не принимались в учет, или были открыты после выдвижения гипотезы.

 

Теория-это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы. Т - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.

 

Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/у высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

 

9. Особенности научного познания

В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Наука – это творческая деятельность, результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и другие формы познания, наука есть социально историческая деятельность, а не только “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания. Основные особенности научного знания, отличия его от ненаучного: 1. Основная задача - обнаружение объективных законов действительности и их систематизация. 2. Целью научного познания является – объективная истина. 3. Объектами научного знания являются не предметы сами по себе, а их идеализированные аналоги. 4. Логическая выводимость одних знаний из других. 5. Для научного знания характерна строгая доказательность, обоснованность и достоверность. 6. Использование научного метода исследования и строгие требования к методу познания. 7) Возможность контроля над самой процедурой получения знания и возможность ее повторения. 8) Однозначность языка описания исследовательских процедур. 9) Опытная проверяемость (верифицируемость). 10) Непротиворечивость элементов системы научного знания. Одной из важнейших целей научного познания является предвидение, предсказание изменений действительности.

10. Нобелевские лауреаты – россияне.

1 Иван Павлов Иван Павлов получил свою заслуженную Нобелевскую награду в 1904 году "за работу по физиологии пищеварения". Павлов - уникальный ученый мирового масштаба, сумевший сформировать свою школу в непростых условиях строящегося государства, к которому ученый предъявлял немалые претензии. Павлов занимался коллекционированием картин, растений, бабочек, марок, книг. Научные изыскания привели его к отказу от мясной пищи.

2 Илья Мечников Илья Мечников - один из величайших ученых конца XIX - начала XX века. Так, именно Мечников доказал единство происхождения позвоночных и беспозвоночных животных. Жена его умерла от туберкулеза и Мечников, уже помышлявший о самоубийстве, посвятил жизнь борьбе с туберкулезом. Выйдя в отставку в знак протеста против реакционной политики в области просвещения, осуществляемой царским правительством и правой профессурой, организовал в Одессе частную лабораторию, затем (1886, совместно с Н. Ф. Гамалеей) вторую в мире и первую русскую бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1887 покинул Россию и переехал в Париж, где ему была предоставлена лаборатория в созданном Луи Пастером институте. Нобелевскую премию Мечников получил на пару с Паулем Эрлихом за исследования в области иммунитета.

 3 Лев Ландау В 1962 году шведская королевская академия присудила Ландау Нобелевскую премию «за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия». Награждение впервые в истории произошло в московской больнице, поскольку незадолго до вручения Ландау попал в автокатастрофу. В течение 6 недель ученый находился без сознания, а потом еще почти три месяца не узнавал даже близких. В спасении жизни ученого принимали участие физики всего мира. Было организовано круглосуточное дежурство в больнице. Медикаменты, которых не было в Советском Союзе, доставлялись самолетами из Европы и США. Жизнь Ландау удалось спасти, но, увы, после аварии ученый так и не смог вернуться к научным исследованиям.

 4 Петр Капица В 1978 году академику Петру Леонидовичу Капице была присуждена Нобелевская премия по физике «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур». На церемонии вручения премии советский ученый нарушил традицию и посвятил нобелевскую речь не тем работам, что были отмечены нобелевским комитетом, а свои актуальным современным исследованиям. Затем Петр Леонидович изменил еще одну традицию: весь денежный приз он забрал себе, положив его на счет в шведском банке. Прежние советские лауреаты вынуждены были делиться с государством.

5 Александр Прохоров Один из основателей квантовой электроники и создатель лазерных технологий. Совместно с другим советским ученым Николаем Басовым в 1964 году стал обладателем Нобелевской премии по физике за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию генераторов и усилителей на лазерно-мазерном принципе.

6 Павел Черенков Этот советский физик открыл эффект, который в последствии получил его имя – эффект Черенкова. А затем в 1958 году получил вместе с другими советскими физиками – Ильей Франком и Игорем Таммом получил Нобелевскую премию по физике за открытие и истолкование эффекта Черенкова.

 7 Жорес Алферов Каждый современный человек пользуется плодами открытий Жореса Алферова, русского лауреата Нобелевской премии 2000 года. Во всех мобильных телефонах есть гетероструктурные полупроводники, созданные Алфёровым. Вся оптиковолоконная связь работает на его полупроводниках и "лазере Алфёрова". Без "лазера Алфёрова" были бы невозможны проигрыватели компакт-дисков и дисководы современных компьютеров. Открытия Жореса Ивановича используются и в фарах автомобилей, и в светофорах, и в оборудовании супермаркетов — декодерах товарных ярлыков.Алферов был одним из создателей той электронной реальности,с которой мы сталкиваемся ежедневно. При этом, работу над ней он начал в те времена, когда об это не говорили не только у нас, но и на Западе. Открытия,которые привели к качественным изменениям в развитии всей электронной техники Алйеров сделал ещё в 1962-1974 годах.Нобелевской премией были отмечены как его "былые" заслуги перед физикой, так и современные — создание сверхбыстрых суперкомпьютеров

11. Этапы научно-исследовательской работы

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

 

1. Выбор темы исследования.

 

2. Определение объекта и предмета исследования.

 

3. Определение цели и задач.

 

4. Формулировка названия работы.

 

5. Разработка гипотезы.

 

6. Составление плана исследования.

 

7. Работа с литературой.

 

8. Подбор исследуемых.

 

9. Выбор методов исследования.

 

10. Организация условий проведения исследования.

 

11. Проведение исследования (сбор материала).

 

12. Обработка результатов исследования.

 

13. Формулирование выводов.

 

14. Оформление работы.

 

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

 

Выбор темы исследования. Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

 

- обнаружение существования такого дефицита;

 

- осознание потребности в устранении дефицита;

 

- формулирование проблемы.

 

Предпочтительнее исследовать те проблемы, в которых человек более компетентен и которые связаны с его практической деятельностью (спортивной, учебной, организационной, преподавательской или тренерской). Вместе с тем предполагаемую тему необходимо оценить с точки зрения возможности проведения эксперимента, т.е. наличия достаточного количества испытуемых для формирования опытных групп (экспериментальной и контрольной), научно-исследовательской аппаратуры, создания соответствующих условий для проведения учебно-педагогического процесса в экспериментальной группе и т.д.

 

Помощь в выборе темы может оказать просмотр каталогов защищенных диссертаций, обзорных публикаций в специальной научно-методической периодике.

 

Тема должна быть актуальной, т.е. полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.

 

Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, которые избранны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации.

 

Объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы (учебно-воспитательный, учебно-организационный, тренировочный, управленческий), развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д. Однако объект исследования рекомендуется формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.

 

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

 

Предметом педагогического исследования могут выступать: совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися, тренерами и спортсменами, педагоги­ческих взаимоотношений.

 

Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Например: Объект исследования – система физического воспитания студентов, предмет исследования – процесс формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, тема исследования – формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.

 

Определение цели и задач. Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Целью исследований в рамках курсовых и дипломных работ может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания способностей личности, развития двигательных способностей, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях (детский сад, школа, ДЮСШ и т.д.) и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочным и воспитательным процессом и т. д.

 

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

 

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

 

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

 

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

 

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса (например, разработкой экспериментальной методики обучения или тренировки).

 

Четвертая – с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

 

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить...», «Разработать...», «Выявить...», «Установить...», «Обосновать...», «Определить...», «Проверить…», «Доказать…» и т.п.

 

Формулировка названия работы. Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

 

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования. Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов ...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

 

Сразу найти полную и краткую формулировку – дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

 

Разработка гипотезы. Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть гипотезу. Все гипотезы, в том числе и педагогические, делятся на описательные и объяснительные. В первых описывается связь между педагогическими средствами формирования того или иного качества и результатом экспериментальной деятельности, во вторых – объяснительных – раскрываются внутренние условия, механизмы, причины и следствия.

 

Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение педагогического опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

 

Составление плана исследования. План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

 

В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и даже изменять.

 

Работа с литературой. Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга и т.п.).

 

Подбор исследуемых. Любое педагогическое исследование в конечном счете является сравнительным. Сравнивать можно результаты экспериментальной группы (т.е. группы, в которой применялся новый элемент учебно-воспитательного процесса), с результатами контрольной группы (в которой для сопоставления сохранялась обычно принятая постановка обучения и воспитания).

 

Можно сравнивать и результаты «сегодняшних» исследований с результатами, которые были получены на тех же людях, но раньше. Правда, в этом случае потребуется фактический материал результативности предшествующей педагогической деятельности, который позволил бы провести статистические расчеты на достоверность различий. Кроме того, надо будет доказать, что результаты исследований, например, в текущем учебном году являются следствием именно нового педагогического элемента, а не возросшего уровня физической подготовленности по сравнению с прошлым годом.

 

Наконец, сравнивать можно результаты, полученные на данной группе людей, с теми стандартами, которые существуют в науке (например, сравнивать уровень физического развития 10-летних детей «своей» школы со стандартами, характеризующими физическое развитие детей этого возраста в определенных географических и климатических зонах страны).

 

Необходимость применения тех или иных способов сравнения результатов педагогического процесса диктует особые требования к подбору исследуемых: исследуемые лица должны быть максимально идентичными по своим характеристикам. Только в этом случае можно будет утверждать, что эффективность педагогического процесса достигнута за счет нового учебно-воспитательного элемента, а не за счет, например, лучшего физического развития исследуемых экспериментальной группы.

 

Известно, что любое педагогическое исследование проводится на сравнительно небольшом количестве людей. В то же время выводы делаются применительно ко всем лицам, аналогичным по полу, возрасту, уровню подготовленности и т. п. Подобный перенос результатов экспериментов осно­вывается на статистическом законе больших чисел. Объективное действие данного закона позволяет использовать в статистике выборочный метод, при котором изучаются не все единицы той или иной совокупности, а лишь отобранная их часть. При этом обобщенные характеристики отобранной части (выборочной совокупности) распространяются на всю совокупность (генеральную совокупность). Основное требование к выборке – она должна максимально отражать черты генеральной совокупности (т.е. быть представительной – репрезентативной).

 

Применяя выборочный метод, каждый экспериментатор решает две задачи: кого выбрать в качестве исследуемых и сколько их надо выбрать.

 

Выбор методов исследования. Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных. В исследованиях, проводимых в области физической культуры и спорта, широко применяются различные методы научного познания из других областей науки и техники. С одной стороны, это явление можно считать положительным, так как оно дает возможность изучить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообразие связей и отношений, с – другой это разнообразие затрудняет выбор методов, соответствующих конкретному исследованию.

 

Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

 

В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории физической культуры, наибольшее распространение получили следующие методы:

 

анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов;

 

опрос (беседа, интервью и анкетирование);

 

контрольные испытания (тестирование);

 

хронометрирование;

 

экспертное оценивание;

 

педагогическое наблюдение;

 

педагогический эксперимент;

 

методы математической обработки.

 

Перечисленные группы методов тесно связаны между собой. Они не могут применяться изолированно. Например, для проведения наблюдения или эксперимента необходимо предварительно получить информацию о том, что уже есть в практике и теории физической культуры, т. е. воспользоваться методами анализа научно-методической литературы или опроса. Полученный в процессе исследования фактический материал не будет достоверен без методов математической обработки.

 

Сущность педагогического эксперимента и педагогического наблюдения состоит в сочетании нескольких перечисленных методов. Любой педагогический эксперимент включает в себя: один или несколько методов сбора текущей информации (контрольные испытания, опрос, экспертное оценивание и т.д.); метод математической обработки. Предшествует им использование методов получения ретроспективной информации (опрос, анализ литературных и документальных источников). Все это служит основанием считать эксперимент комплексным методом научного познания.

 

Педагогическое наблюдение обязательно включает в себя один или несколько методов сбора текущей информации и иногда – метод математической обработки.

 

Таким образом, педагогический эксперимент и наблюдение являются определенными системами использования нескольких методов исследования. В том и другом случаях могут применяться одинаковые методы сбора текущей информации.

 

Применение основных педагогических методов в исследованиях в области физической культуры и спорта позволяет использовать в каждом конкретном случае самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиологические, психологические, биоме­ханические, медицинские и др.): от обычного визуального анализа и оценки до применения современных технических устройств и приборов с использованием современных компьютеров и информационных технологий.

 

Организация условий проведения исследования. Организация педагогического эксперимента связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.

 

Для успешного проведения педагогического эксперимента необходимы определенные условия: наличие спортивной базы (спортзал, бассейн, стадион), соответствующий инвентарь (гимнастические снаряды, мячи, лыжи, коньки и т.д.). Вопрос о месте проведения эксперимента на практике, особенно на начальном этапе, чаще всего решается на основе личной договоренности экспериментатора с преподавателями или тренерами соответствующих организаций (ДЮСШ, средняя школа, ПТУ, вуз и т. п.), в которых может быть поставлен педагогический эксперимент. Во всех случаях для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента.

 

Проведение исследования. На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.

 

В связи с тем, что педагогический эксперимент включает в себя как проведение учебных занятий, так и регистрацию их эффективности, он всегда строится по следующей схеме: начальное исследование – проведение занятий – промежуточное исследование – проведение занятий – конечное исследование.

 

Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение показателей с помощью методов сбора текущей информации, а проведение занятий обеспечивает непосредственную реализацию намеченного учебно-воспитательного процесса (применение новых средств, методов и пр.).

 

Временные интервалы между начальными, промежуточными и конечными исследованиями крайне изменчивы и зависят от многих причин (задач и методов исследования, реальных условий организации эксперимента и т.д.).

 

Исследование проводится на основе общей программы эксперимента, программ ведения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а также программы ведения наблюдений.

 

В программе указывают содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет установлен порядок измерения показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструментарий и другие средства; кто будет выполнять работу и какую).

 

Обработка результатов исследования. Первичная обработка данных. Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, – которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

 

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

 

И для ручной, и для компьютерной обработки в исходную сводную таблицу чаще всего заносят начальные данные. В последнее время преимущественной формой математико-статистической обработки стала компьютерная, поэтому в таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в форме десятичного числа, т.е. предварительно пересчитать минуты в десятичные доли часа, секунды – в десятичные доли минуты, количество месяцев – в десятичную долю года и т. д. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых компьютерных программ накладывает свои ограничения.

 

Математическая обработка данных. Для определения способов математико-статистической обработки, прежде всего, необходимо оценить характер распределения по всем используемым параметрам. Для параметров, имеющих нормальное распределение или близкое к нормальному, можно использовать методы параметрической статистики, которые во многих случаях являются более мощными, чем методы непараметрической статистики. Достоинством последних является то, что они позволяют проверять статистические гипотезы независимо от формы распределения.

 

Важнейшими статистическими характеристиками являются:

 

а) средняя арифметическая

 

б) среднее квадратическое отклонение

 

в) коэффициент вариации

 

Ориентируясь на эти характеристики нормального распределения, можно оценить степень близости к нему рассматриваемого распределения.

 

Одной из наиболее часто встречающихся задач при обработке данных является оценка достоверности различий между двумя или более рядами значений. В математической статистике существует ряд способов для ее решения. Компьютерный вариант обработки данных стал в настоящее время наиболее распространенным. Во многих прикладных статистических программах есть процедуры оценки различий между параметрами одной выборки или разных выборок. При полностью компьютеризованной обработке материала нетрудно в нужный момент использовать соответствующую процедуру и оценить интересующие различия.

 

Формулирование выводов. Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения – уже не нуждающиеся в доказательствах.

 

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

 

Оформление работы. Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

 

12. Правила оформления научных работ

При написании статей, тезисов докладов, диссертаций и других научно-исследовательских работ необходимо соблюдать ГОСТы, общие требования и правила оформления работ, цитирования и составления библиографических списков.

13. Презентация результатов научного исследования

14. Особенности научного текста

Основная функция научного стиля речи – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют научно-техническую, научно-естественную, научно-гуманитарную разновидности научной речи. Кроме того, в зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, патентный, учебно-научный, научно-популярный. Эти подстили используются в разных жанрах научной речи:

 

а) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;

 

б) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т.п.), учебник, учебное пособие и др.;

 

в) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.

 

При всём разнообразии разновидностей и жанров научный стиль речи характеризуется единством своей доминанты, то есть наиболее важного, организующего стиль признака. Доминанта научного стиля – понятийная точность, подчёркнутая логичность речи.

 

Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, обладающих качеством однозначности и способностью наилучшим образом выразить сущность понятия, то есть логически оформленной общей мысли о предмете, явлении. Поэтому в научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Исключение составляют лишь термины-метафоры.

15. Достижения современной науки

Наука не стоит на месте, и открытия прежних лет мы считаем вполне разумеющимися вещами. Однако достижения последних лет граничат с фантастикой или даже магией, но и эти явления через некоторое время станут вполне обыденными для нас.

3D принтер создает дом в полную величину в одной сессии.

Глазные импланты, дают возможность видеть слепым.

Парализованный использует свой разум, чтобы контролировать робота-манипулятора.

В Неваде, Флориде и Калифорнии узаконили роботизированные автомобили.

 

16. Фундаментальная и прикладная наука

Фундаментальные научные исследования – это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений. Результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин (на латыни fundare — «основывать» ) отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы.

Прикладные научные исследования – это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач. Результатом исследования: создание и совершенствование новых технологий

17. Значение дисциплины «Основы научных исследований»

Дисциплина "Основы научных исследований имеет важное значение для получения высшего профессионального образования.

 

 Во-первых, эту дисциплину следует относить к общепрофессиональным, поскольку ее изучение вооружает человека общими знаниями и навыками, которые помогут разобраться в закономерностях любого явления, происходящегов экономике, в быту, обществе, природе.

 

 Во-вторых, дисциплина "Основы научных исследований" является специальной дисциплиной, так как изучая ее, студенты получают знания и навыки, необходимые для практической работы и позволяющие им продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.

 

 Основные цели изучения дисциплины "Основы научных исследований":

 

 

 приобретение базовых (начальных) знаний, практических навыков и умений самостоятельной работы для формирования новых знаний, приемов решения научных и технических задач;

 

 знакомство со спецификой научной деятельности человека.

 К задачам дисциплины "Основы научных исследований" относятся изучение:

 систем поиска, хранения и обработки научно-технической (НТИ), патентной (ПИ) и конъюнктурно-экономической информации (КЭИ);

 рекомендаций по составлению аналитических обзоров по научно-техническим проблемам;

 методов планирования и проведения эксперимента;

 методов обработки и анализа результатов наблюдений и эксперимента (в том числе с применением методов математической статистики: корреляционного, дисперсионного, регрессионного и других анализов);

методов оптимизации технологических процессов;

 правил оформления отчетов о научно-исследовательских работах;

 форм юридической охраны интеллектуальной собственности.

 В результате изучения курса студент должен иметь следующие представление и навыки:

 организация научно-исследовательской работы;

 методологические основы научного познания и творчества;

 методы теоретических и эмпирических исследований;

 экономическая эффективность научно-исследовательской работы;

 этапы научно-исследовательской работы;

 поиск, накопление и обработка научно-технической информации с применением систем новых информационных технологий;

 методы обработки экспериментальных данных;

 оформление результатов научной работы и передача информации;

 организация работы в научном коллективе.

 

18. Науковедение и наукометрия

Наукове́дение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, её структуры, динамики, взаимодействие и связь с различными социальными институтами, материальной и духовной жизнью; междисциплинарная область исследований, рассматривающих науку в широком социальном, историческом и философском контексте. Так называемая «наука о науке».

Наукометрия — дисциплина, изучающая эволюцию науки через многочисленные измерения и статистическую обработку научной информации (количество научных статей, опубликованных в данный период времени, цитируемость и т. д.)[1][2].

 

Наукометрию применяют как абсолютную основу оценки выполнения и финансирования различных научных единиц (институтов, команд, индивидуумов).

 

Термин «наукометрия» был впервые введен В. В. Налимовым в монографии «Наукометрия: Изучение науки как информационного процесса» (1969), изданной совместно с З. М. Мульченко.

 

Существует точка зрения, что наука, как одна из наиболее интеллектуально требовательных и сложных человеческих деятельностей, не может быть просто оценена по универсальной «наукометрической» формуле. Тем не менее, подзадача измерения отдельных количественных характеристик научной информации в конкретных научных областях решается в той или иной степени. В настоящее время в мире, а в последние годы и в России, наукометрические данные (прежде всего, индексы цитирования и Хирша) широко используются для различного рода отчётности научных учреждений и отдельных учёных. Качество наукометрических оценок часто критикуется, особенно при их использовании в гуманитарных науках. Для получения более качественных оценок продуктивности или качества научных единиц используют различные процедуры экспертных оценок, из которых рецензирование является наиболее распространённой. Однако экспертные оценки, при их потенциально более высоком качестве по сравнению с наукометрическими оценками, имеют большую субъективность.

 

19. Центры научно-технической информации

ЦНТИ (центр научно-технической информации) — информационная служба в области науки и техники.

 

Сеть ЦНТИ создавалась в СССР как единая общегосударственная система в 1950—1970-е годы. Всего в системе научно-технической информации в 1980-х в СССР было занято около 166 тыс. человек[1]. Центры НТИ имелись во всех областных, краевых, республиканских центрах страны. ЦНТИ являлись в СССР одним из наиболее важных и оперативных каналов получения актуальной мировой научно-технической информации. Прежде всего, это реферативный журнал ВИНИТИ, система научно-технических библиотек, патентный поиск и информационные семинары.

 

Сегодня ЦНТИ расположены в около 70 городах России и входят в состав региональной информационной сети ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России.

Основные направления деятельности[править | править код]

 Формирование региональных фондов научно-технической литературы и документации, банков данных, нормативно-технической, правовой и коммерческой информации, как составной части государственных информационных ресурсов;

 информационное обеспечение хозяйствующих субъектов и отдельных специалистов, с использованием автоматизированных систем поиска, обработки и передачи информации;

 сбор и обработка сведений о научно-технических достижениях, инновационных проектах и решениях, производственном и управленческом опыте, производителях новой продукции и услуг, товарах народного потребления;

 проведение аналитических, конъюнктурных, маркетинговых и других исследований, связанных с экономическими возможностями предприятий и оценке их положения на рынке;

 создание, размещение и демонстрация рекламы с помощью издательско-полиграфического оборудования, аудио- и видеотехники и средств выставочного показа;

 оказание патентно-информационных услуг и услуг по защите интеллектуальной собственности;

 выполнение редакторско-издательских, полиграфических и копировально-множительных работ;

 проведение научно-технических семинаров, конференций, совещаний, курсов повышения квалификации, других форм обмена и изучения производственно-технического, экономического и управленческого опыта;

 осуществление в установленном порядке сотрудничества с зарубежными информационными организациями и партнерами по обмену научно-технической и коммерческой информацией;

 проведение научно-технических, коммерческих выставок, оптово-закупочных ярмарок, выставок продаж, презентацией образцов новой техники, промышленной продукции, товаров потребительского спроса;

 прочее (например, региональный политический маркетинг).

 

20.Научная деятельность в высших учебных заведениях

0. Высшее учебное заведение выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, а также осуществляет научно-техническую деятельность, в том числе по проблемам образования, осуществляет подготовку научно-педагогических работников высшей квалификации.

51. Оценка научной и (или) научно-технической деятельности высшего учебного заведения и ее взаимосвязи с образовательным процессом осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Результаты оценки научной и (или) научно-технической деятельности в высшем учебном заведении составляют часть общей оценки деятельности высшего учебного заведения при его государственной аккредитации и являются для Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки одним из оснований для установления (подтверждения) вида высшего учебного заведения.

52. Высшее учебное заведение и научная организация могут осуществлять совместные научно-образовательные проекты, научные исследования и экспериментальные разработки, а также иные совместные мероприятия на договорной основе.

Высшее учебное заведение может привлекать работников научных организаций, а научная организация - работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности.

Создание научной организацией лаборатории для научной и (или) научно-технической деятельности на базе высшего учебного заведения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

53. В случае ликвидации высшего учебного заведения, при котором имеются банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической информации, а также документированной информации с ограниченным доступом, учредитель должен принять меры для обеспечения сохранности указанных банков данных и баз данных.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...