Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Картельные соглашения фирм: цели, противоречия.




Модели олигополистической конкуренции отличаются наличием или же отсутствием согласованности между действиями фирм, работающих в рамках данного механизма. Если говорить о картели, то имеется в виду договоренность (сговор), которая подразумевает согласованность объемов и ассортимента производимой продукции, а также ценовой политики. В результате предприятиям предоставляется возможность получать от своей деятельности такие же выгоды, как и в случае с монополией.

Поскольку картель является незаконной, то предприниматели пытаются придать ей статус государственной или международной организации (например, ОПЕК). Но если учитывать, что со временем каждый из участников стремится к получению еще большей выгоды, то объединение достаточно быстро распадается.

Картель – это группа фирм, согласующих свои действия, как если бы они были единой фирмой-монополистом.

Для формирования картеля необходимо:

- наличие барьеров для входа в отрасль, поскольку экономические прибыли участников картеля привлекают конкурентов;

- договоренность между фирмами о ценах или объемах выпуска;

- эффективный контроль за соблюдением достигнутых соглашений.

Последнее особенно важно, т.к. у каждой фирмы имеется, как отмечалось, соблазн втихомолку нарушить соглашение. Посмотрим, почему это так.

Пусть картельное соглашение направлено на сокращение отраслевого производства с соответствующим повышением цены. Необходимо распределить общекартельный выпуск между фирмами – установить квоты.

Обе фирмы понимают, что если одна из них нарушит соглашение, превысив свою квоту, а другая будет его соблюдать, то рост общего выпуска приведет к снижению рыночной цены. Но все потери при этом понесет честный игрок, вынужденный продавать прежний объем продукции по снизившейся цене. Нарушитель, напротив, выиграет. Он, конечно, тоже будет продавать свой товар дешевле, но для него снижение цены более чем компенсируется повышением его доли в общей величине выпуска.1

В таких условиях нарушение соглашения является для обеих фирм вполне оправданной стратегией, ведущей к равновесию по Нэшу. Оно позволяет каждой из них либо увеличить прибыль за счет партнера (если он честен), либо минимизировать потери, если партнер тоже нечестен.

Несмотря на справедливость вышесказанного, очень часто картельные соглашения на поверку оказываются устойчивыми. Дело в том, что все предыдущие рассуждения основывались на предположении, согласно которому конкурирующие фирмы сталкиваются друг с другом лишь один раз.


25. Понятие, факторы возникновения и последствия продуктовой
дифференциации.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - вид рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся множественностью конкурентов (но все же их меньше, чем при совершенной конкуренции).

Сущность :

1. Наличие большого числа конкурентов в отрасли не дает возможность использования эффекта масштаба и взаимозависимого поведения фирм в отрасли.

2. => снижает барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую власть над ценой.

· В данной модели монополизм, ограниченный большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта.

Дифференцированные продукты – это неоднородные продукты, т.е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), консистенции, качеству и т.д.

· Посредством дифференциации продукта фирма уменьшает эластичность спроса по цене; она является монополистом в пределах дифференциации своего продукта, но конкурентом в рамках всей отрасли.

· Графики кривых средних и предельных издержек (AC и MC) монополистического конкурента идентичны графикам обычной монополии :

Однако узкие возможности монополистического по ограничению получение фирмой сверхприбыли краткосрочном периоде:

· В долгосрочном периоде для монополистического конкурента характерно отсутствие сверхприбыли и рост АС:

Один из факторов, затрудняющих получение сверхприбыли, - невысокие барьеры вступления в отрасль; молодые фирмы создают своей сегмент рынка, сокращая доли других его участников.

Монополистическая конкуренция предполагает получение сверхприбыли посредством ценовой конкуренции (за счет сокращения цены и расширения рынка), однако эластичность спроса по цене у монополистического конкурента невысока и получаемая в результате расширения объема производства сверхприбыль небольшая. Также возможность получения сверхприбыли связана с сокращением предельных издержек (т.е. усовершенствования или внедрения новых технологий), что крайне дорого и рискованно. Поэтому фирмы в конкурентной борьбе перемещаются в область неценовой конкуренции (посредством рекламы, послепродажного обслуживания, маркетинговых исследований и т.д.). При неценовой конкуренции реклама формирует и расширяет спрос, снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...