Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КУЛ ГАЛИ - О БАШТУ И БАРЫСЕ




/^

А в записках старшего сына Мае гута Бояна, который начал писать историю Руси, говорилось...

Когда шейх Худжа Ахмед поехал на Русь, то его сопровождал сын Баламира и Бозок Барыс. А он был богатырского сложения, и в период жительства в качестве заложника в Болгаре принял ислам и имя своего наставника Алиш-Баба. С ним приняли ислам, три его бояра... На Руси его и тех бояр сразу попытались окрестить, а когда он отказался, то послали на него сына Баламира и яхудки Мышдау-лы. Но Барыс укрылся в земле батышцев, а когда Мышдаулы вторгся во вверенную ему область, разбил его и бросил в зиндан своей неприступной крепости Казиле. Тогда к нему приехал его отец и упросил отпустить Мышдаулы и принять христианство в обмен на обещание завещать ему киевский (баштуйский) трон. Барыс принял христианское суеверие и отпустил Мышдаулы из жалости к отцу, но при этом сказал ему: «Смотри, я не забуду твоего обещания, и в знак этого называю гору, на которой находится крепость моего города Казиле, «Башту». Поэтому крепость Казиле иногда также называли «Башту»...

Бонн так писал о начале Башту...

Оказывается, сразу после разгрома тирцев у Кан-Дэрэ Алып-бий послал к отцу гонца с сообщением об этом. Баламир, которого отец звал Щеке, что значило «мальчик с локоток», устроил пир по этому случаю и во время него скончался. Его погребли на одной из вершин Куянтау и назвали ее Щеке. Алып-бий, любивший отца, велел устроить здесь свою ставку. Анчийцы и плененные тирцы построили под руководством наших мастеров несколько домов, и с той поры жизнь в этом ауле, названном в честь обоих царей Щек-Алы п., не прекращалась...

Потом этим аулом владела Кыр-Кыз или Харька, то есть «Ле-

 

110

111

бедь-Девица» - любимая сестра Атилле. Этот булгарский царь родился в год Лошади, почему и был назван Ат-елы. Но сам он любил говорить о том, что его имя происходит от старого названия Булгарской земли - Идель... И отец Атилле - Урыс, то есть «Большой, Великий», которого звали также Муенчак за любовь к гривнам, также был погребен в Щек-Алыпе. Когда весть о смерти Атилле пришла в Щек-Алып, Кыр-Кыз умерла от горя... Потом Щек-Алып стал центром анчийского тарханства Иделя, и сюда был прислан в качестве идельского наместника бек Аскал. С этого времени Щек-Алып стали называть Аскалом. А в 620 г. в Аскале была построена - по приказу царя Курбата - крепость Башту, и она вновь стала столицей Булгарской державы... Потом Анчийская об-ласть полумила название Урыс (Русь), так как здешние булгары любили называть себя «урыс» - «великими», Булгар - «Урыс Булгар», то есть «Великой Булгарией», а Кара дингез - сУрыс дингез», то есть «Великим морем», в значении «море, принадлежащее великим булгарам». По этой причине анчийцы и тирцы, а через тирцев и арабы, и халджийцы (иранцы Прикаспия) также часто называли булгар «урысами», Булгарию - «Урыс Булгар*, а море -• «Урыс дингез». Только после отделения Анчийской области или Урыса от Булгарской державы при беке Угыре название «урысы» закрепляется за

анчийцами и их областью...

Весть о кончине отца пришла к Барысу позднее, так как ее скрывали от него. Тем не менее Барыс решил не отказываться от трона и попросил у царя Ибрагима помощи. Ибрагим послал к нему сильный отряд из 1200 марданцев во главе с молодым Гиласом Ильясом, но того задержало восстание ширских баджанаков против Державы. Гилас в конце концов разбил баджанаков, и те бежали без остановки до Кашан-Улага (Молдова), но за это время баштуйские христиане в союзе с Мышдаулы успели убить Барыса, которого подозревали в намерении утвердить в Башту истинную веру. Он ожидал подхода марданцев в поле, но, по прошествии указанного срока решил, что его обманули и поехал назад в Башту. Когда баштуйские кряшцы узнали, что он возвращается один, без булгарского войска, то осмелели и убили его.,.

 

О КАЗАНИ

Запись Карашева (конец XVIII - начало XIX в.) на одном из листов рукописи «Джагфар тарихы»: «При Сафа-Гарае, как писалось в «Истории Казани» Ахметзяна Культаси и как рассказывал мой отец, было обнесено общей стеной еще несколько баликов Казани, и эта часть города стала называться Кара Балик - «Большой, Великий

Острог». Этой стройкой Сафа-Гарай хотел затмить славу ханов Габ-дель-Латыфа и Сахиб-Гарая, укрепивших и украсивших Эчке Балик. Стена и простые башни Кара Балика были подобны стене и ряду башен Эчке Балика. Но некоторые башни Эчке Балика были очень красивы и неповторимы. Башни Эчке Балика имели собственные имена, а башни Кара Балика - цифровые названия. Всего в стене Кара Балика было 30 башен. Во время взятия города чаром Ибаном стена и башни Кара Балика во многих местах были сильно разрушены, и поэтому их остатками русские завалили ров.

Озеро, находившееся в центре казанского Кара Балика, русские именно поэтому стали называть Кара-кюль. Но при этом они ошибочно придавали слову «кара» цветовое значение - «черное», хотя вода именно этого озера была самой чистой и вкусной озерной

водой Казани». ^-^

Туба джами -'по словам моего отца Г.-Х. Н. Нурутдинова, эта мечеть была построена в очень давние времена астарханцами из хазарского рода туба и находилась на месте жилого дома, стоящего рядом с цехом швейной фабрики на углу улиц Кремлевская и

Правобулачная.

Отрывки из «Джагфар тарихы».

Дворец казанских улугбеков - ханов представлял собой три дома, стоявшие «стеной к стене... Весной 1552 года Кул~Ашраф повелел наемным ханам занять более скромные постройки между Чирмышской и Мир-Галиевской башнями, а Царский Двор прирезал к Сеидову Двору и начал перестройку старого царского дворца в огромную мечеть. Закончить строительство этой мечети не успели». «Получив известие о занятии русскими устья Суры, хан Сахиб-Гарай в ужасе стал укрепляться в Югары Кермане - но не столько от Москвы, сколько от казанцев, пришедших в полное неистовство

от поражения хана».

«...многобашенная каменная мечеть была выстроена на месте старой деревянной Мохаммед-Кан джами по приказу сеида Ядкара Артана Кул-Ашрафа, и ее люди чаще всего называли Старой Царской или мечетью Кул-Ашраф».

 

БУЛГАРИЯ И МОНГОЛЫ

Принято думать, что монголы появились в Европе только в период войн монгольского великого капа (императора) Чингиз-хана и что монгольское племя калмыков вообще прикочевало в Волго-Урал лишь в XVII веке. Однако данные свода булгарских летописей «Джагфар тарихы» позволяют оировергнугь это устоявшееся мнение.

113

112

Сам бахши Иман достаточно подробно рассказал нам об истории калмыков на основании древних булгарских летописей и уцелевших документов из архива булгарских царей. Согласно его материалам, связи между булгарами и монголами установились очень давно. Более 12 тысяч лет назад часть булгар покинула Идель («Идель» - . древнейшее булгарское название Волго-Урала, ставшее позднее тюркским именем Волги) и переселилась в Центральную Азию («Хин» по-булгарски), где получила известность под именами хонов (гуннов) и сянбийцев. Вначале монгольские племена, называемые булгарами «кытаями», подчинялись гуннам, но затем монголы в союзе с китайцами свергли власть гуннов. Повторно власть чад Центральной Азией гунны захватили под именем сянбийцев. Сянбийцами называли ту часть гуннов, которая сблизилась с монголами. Через некоторое время власть сянбийцев также пала. Одна половина сянбийцев смешалась с китайцами, а другая (численностью не менее 100 тыс, человек) вошла в состав монголов и омонголилась. По булгарским преданиям род Чингиз-хана также является потомком омонголившихся хонов- сянбийцев. Это подтверждается тем, что Чингиз-хан и его сородичи имели европеоидные черты, характерные для значительной части булгар...

На прародине булгар, в Волго-Урале, их государство называлось вначале Идель, а с VII в. н. э. - Булгар (Булгар Йорты, Булгария). Первые значительные группы монголов появились в Булгарии в конце XI века. Это были западные монголы («кара-кытаи» по-будгарски), подчинявшиеся ранее восточнокыпчакскому племенному объединению оймеков и участвовавшие вместе с оймеками в Ш-даддах на рулгарию. В 1095 г. булгары разгромили оймекское войско,,а пленных кара-кытаев (включая и их князей Карсуна и Балчуга) расселили по рекам Сура и Алатырь. Здесь же позднее расселили и часть других кытаев, взятых в боях с оймеками и кара-кытай-ским союзом племен в Казахстане в ИЗО- 1140-х гг. Другую часть пленных кара-кытаев булгарские цари расселили по рекам Джаик (Яик, Урал), Бузулук и др. Везде, где ни поселялись кытаи, они должны были нести воинскую службу: по охране границы, посольств, торговых караванов и т. д. Булгары называли своих служилых кытаев «турбии» («верные люди») или «туркытаи» («верные кытаи»).

Некоторые аулы турбиев разрастались до размеров городов. Так, один из булгарских городов назывался Турчы или Торцы - по имени князя турбиев (Доржи). Среди турбиев, поселенных на Бузулуке, выделялся род бырлас, принявший, как и некоторые другие кытаи-ские группы, ислам. Бырласцы несли охрану булгарской крепости с явно монгольским названием Кукэн-Буджа на стратегической доро-

ге от Джаика к Болгару. Нашествие на Булгарию джучидских кыпчаков (кыргызов по-булгарски) в 1278 г. и последующие нападения Джучидов заставили часть бырласцев переселиться в Кашан (так булгары называли Среднюю Азию, заключенную между Аральским морем, Балхашом и Пакистаном). Переселенцев-бырласцев возглавлял дед эмира Тамерлана. Тамерлан никогда не забывал о Булгарии - родине своих предков. Когда в 1390-х гг. враг Тамерлана - джучидский хан Тахтамыш укрылся в столице Булгарского государства городе Булгар аль-Джадид (современная Казань), то грозный эмир не разрешил своим воинам наносить ущерб булгарским землям и повернул свои войска назад. Все турбии в Булгарии восприняли тюркский язык и многие традиции булгар,, но при этом сохранили и свой язык и некоторые свои обычаи.

Монгольские племена, подчинившиеся Чингиз-хану, булгары называли татарами. Этот .булгарский обычай восприняли и на Руси. и в Европе. Когда Чингиз-хан принял решение завоевать Булгарию, владевшую территорией от Карского моря до Булгарского (Каспийского) и от Дона до Енисея; то часть монгольских принцев стала скрытно препятствовать реализации этого плана. Так, старший сын Чингиз-хана Джучи заключил с булгарским царем Габдуллой Чель-биром тайный союз и предупредил его о готовящемся нападении на Булгарию монгольской армии Субэдэ и Джебе.

В 1223 г. на реке Калке Субэдэ и Джебе разбили русских князей, отказавшихся идти вместе-с монголами на Булгарию. Но когда после этого Субэдэ и Джебе напали на Булгарскую землю, то предупрежденный Джучи Чельбир наголову разгромил их в Кермек-ской (Бараньей) битве. По булгарским преданиям, в 1227 г. Джучи был злодейски убит по приказу самого Чингиз-хана, узнавшего о связях сына с Булгарией. После этого монгольские набеги на Булгарию участились. В это же время на булгарские земли стали нападать и русские феодалы. В 1229 г, булгарские кытаи, жившие на рг Джаик и возглавляемые князьями Меркулом и Курбатом, были переселены с Урала на реку Мухша (Мокша) для усиления булгарской стражи на западной границе Булгарии. С этими турбийскими родами был тесно связан булгарский царь Гази-Барадж, прекрасно знавший монгольский язык. В 1232 г. Гази-Барадж, свергнутый ранее с трона своим соперником, отправился в Монголию, где заключил союз с великим каном Угедеем. Монголы прозвали Гази-Бара-джа «Бурундаем».

В 1236 - 1237 гг. монгольские войска, по приказу Угедея, помогли Гази-Бараджу вернуть булгарский трои, за что булгарская армия Гази-Бараджа помогла монголам завоевать Русь и участвова-

 

114

115

ла в походе монголов на Западную Европу в 1237 - 1241 гг. (в армии булгар был и отряд турбийского князя Даиша). Гази-Ба-радж уступил Монголии и южнобулгарские земли (междуречье Дона и Волги, Нижнее Поволжье, часть земель по Джаику, Казахстан), которые были включены в северо-западную область Монголии - улус Джучидов или Дешт-и Кыпчак. А Монголия ввела в буферную зону на булгаро-джучидской границе (располагалась по линии Джа~ ик - Саратау или Саратов на Волге) особый корпус для защиты Булгарского государства от разбойных набегов джучидских кыпча-ков («кыргызов» по-булгарски). Возглавлял этот корпус сын Джебе багатур Нимруй. Удар конного отряда Джебе и Нимруя решил исход битвы на реке Калке. Эту реку булгары называли Калга-Алмыш (отсюда - Калка), туркмены - Калмиус, а монголы - Калмак. В Кермекском сражении Джебе прикрывал волжскую переправу у Сэмбэра (Симбира) и был тяжело ранен, а Нимруй попал в плен. Однако вали (градоначальник) булгарского города Алабуги, пленивший Нимруя, не казнил его, за что Нимруй взял себе имя «Алабуга». Гордясь своим участием в Калкинской битве, Нимруй назвал одного из своих сыновей Кал маком. Другого сына багатура Бурулдаем (Бу~ рилдай).

В «Джагфар тарихы» упоминается и брат Нимруя. который в 1246 г. по просьбе сына Гази-Бараджа Хисама усмирил восстание в булгарском городе Нур-Суваре («Бурунда» по-монгольски) и получил за это прозвище «Бурундай». Гази-Бараджа, также называвшегося «Бурундаем», к этому времени уже не было в живых.

Род Джебе в Булгарии называли «Джаблы», а монголов корпуса Нимруя - «булгарскими татарами», так как они жили на Булгар-ской..земле и считались союзниками, своими. Когда Нимруй умер, то булгарский правитель Исмаил повелел похоронить багатура за особые заслуги перед Булгарией в булгарском городе Сэмбэр (Сим-бир, позднее - Симбирск). Для того, чтобы булгарские татары чувствовали себя на Джаике и Волге спокойнее, булгарские правители разрушили все свои крепости близ буферной зоны и переселили тур-бийский рс!д Меркула обратно на Джаик. В конце XVI в., когда власть Булгарии на Джаике пала, род Меркула крестился и стал ядром уральского казачества.

В 1260-х гг., когда джучидские ханы Дешт-и Кыпчака отделились от Монголии, а Булгарское государство предпочло остаться союзником Монголии, обстановка на булгаро-джучидской границе стала тревожной. В 1278 г. Бурилдай - тогдашний начальник монгольского корпуса - был подкуплен джучидским ханом Менгу-Тимуром (этого хана и жившего позднее Идегея булгары называли «Аксак-Тимер», что по~булгарски значило «бандит», «злодей») и стал

тайно действовать против Булгарии. Вначале он арестовал своего брата Калмака, верного союзу с булгарами, а затем открыл южную границу Булгарии, что позволило кыпчакской орде Менгу-Тимура внезапно прорваться к центру Булгарского государства и принудить булгарских царей (эмиров) к выплате дани Джучидам. Большинство булгарских татар было недовольно изменой Бурилдая, но не решилось открыто выступить против него, так как он опирался на мощные тогда джучидские орды.

Однако у Бурилдая нашелся могущественный завистник - джу-чидский князь Ногай. Не желая усиления своего соперника в Дешт-и Кыичаке и стремясь заполучить буферную зону, Ногай решил погубить его. Когда вспыхнула война с иранскими Хулагуидами, то в одной из битв Ногай со своим кыпчакским отрядом внезапно отступил и тем самым подставил под удар хулагуидской конницы корпус Бурилдая. Как видим, с Бурилдаем поступили так же, как он поступил с булгарами. Бурилдай вместе с дядей Бурундаем и частью своих людей был растоптан конницей иранских монголов и бесславно погиб. Уцелевшие волжско-джаикские монголы избрали своим вождем Калмака и, понимая, что Ногай не оставит их в покое, ушли в Зэцгэр Йорт (Джунгария или Синяя Орда). С той поры монголов Нимруйского корпуса стали называть калмаками (в русском произношении - калмыки) - по имени их вождя Калмака. Они и в Джунгарии не потеряли связи с Булгарией. Булгарские купцы рассказывали, как калмаки при встрече с ними называли себя булгарскими татарами и мечтали о возвращении на берега Джаика и Волги. В XVII в., когда в.Джунгарии вспыхнула война между монгольскими племенами, калмыки опять прикочевали в Булгарию, на Джаик и Волгу. Их вожди, едва прибыв в свои прежние владения, тут же отправились на развалины древней булгарской столицы города Болгара, дабы поклониться «добрым духам Булгарской земли» и «получить их разрешение на спокойное жительство в ней».

«Калмаки вернулись в Булгарию, как в свой дом», - замечает бахши Иман. В этой фразе чувствуется удовлетворение составителя свода - ведь калмыки сразу же после возвращения присоединились к булгарам, борющимся против московских колонизаторов. С той поры в толпах людей, посещающих святые места Болгара, всегда можно было встретить и калмыков. Не случайно великий булгарский поэт Гали Чокрый (1826 - 1889) заметил в одном из своих стихотворений:

*

Был царской крепостью Болгар, туда стремились млад и стар.

То город был башкир, татар, он сверху озирал равнины.

 

 

ЧАСТЬ III. СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ

КАЛЕНДАРЬ БУЛГАР

 

116

117

 

Древние булгары, как пишет Кул Гали, применяли несколько видов летосчисления. Самым древним, по его мнению, был туранский календарь, который возник в среде булгарского общества. Булгарский царь 7 в. до н. э. Буртас принял этот календарь в качестве официального календаря Иделя, но внес в него некоторые изменения.

 

Главными датами этого календаря были годы образования государства алп-бики Туран, основания царем Джам-Иджиком державы Идель и завоевания булгарами - при царе Буртасе - Самара (Ближнего Востока), вошедшего в историю Булгарии под названием «Буртасской войны». По этому булгарскому туранскому календарю отсчет лет велся либо от года образования царства Туран, либо от даты Буртасской войны (в этом случае обо всем, что было до этой войны, писалось: «за столько-то лет до Буртасской войны», а обо всем, что было после этой войны - «спустя столько-то лет после Буртасской войны».Мы точно знаем год завоевания буртасскими булгарами Ближнего Востока (то есть Буртасской войны) - 653 г. до н. э., а, значит, с использованием данных Кул Гали, можем определить, что образование царства Туран (возникло через некоторое время после Первого - Уральского Потопа) произошло около 33 тысячелетия до н. э., что основатель державы Идель Джам-Иджик правил в своей державе 300 лет (14953 - 14653 гг. до н. э.), что Второй (Самарский - Шумерский) Потоп произошел в 3653 г. до н. э., что царь Буртас правил 50 лет (30 лет - до Буртасской войны и 20 лет - после Буртасской войны) - в 683 - 633 гг. до н. э., что период «сильных правлений» царей из династии Чирмыш (Сармат), называемый эпохой «тазбаш» («бритых голов», так как царь Буртас перед Буртасской войной велел остричь всем строптивым биям волосы в знак их покорности династии Сармат), длился 500 лет (653 - 153 гг. до н. э.) и т. д.

 

Кул Гали замечает, что древние булгарские историки подробно описывали правление царя Буртаса, происходившего из булгарского рода бурджан (берендей). Писатель приводит рассказ о том, что до Буртаса булгарка могла сама выбирать себе мужа и о том, как царь запретил эту традицию. Царь пытался запретить и кызлар эчкене, но тогда многие женщины в знак протеста ушли из своих семей и засели в крепости на высокой горе. Началась война мужчин с женщинами, в которой Буртас стал побеждать. Но когда любимая жена царя из жалости к подругам также ушла в их крепость, грозный правитель сдался и отменил запрет кызлар эчкене. По словам одного из историков, Буртас утвердил во всем мире моду на булгарские меха, которые долго еще назывались «буртасскими» (первую крупную партию мехов царь отправил своему ассирийскому тестю - в качестве выкупа за невесту). Буртас же утвердил практику установления намогильных камней - символов гор: учагов (в честь героев, участвовавших в Буртасской войне) и «балбалов» - скульптурных изображений духов. Кул Гали приводит мнение о том, что именно Буртас ввел в Иделе первую тюркскую письменность - «самра», заимствованную у малоазиатских булгар - ермийцев («гермихионов»), и булгарское (туранское) летосчисление.

 

Вот как, к примеру, описывал булгарский летописец, пользующийся туранским календарем, события 3653 г. до н. э.: «За три тысячелетия до Буртасской войны идельский царь Чельбек послал в Самар великое войско («урус чиру») для того, чтобы оно помогло тамошним булгарам удержать власть после Самарского Наводнения (Потопа). Однако у гор Кап-Каш к нашему полководцу Кубэрчеку пришел сам свергнутый булгарский царь Самара Хон-Улан и сказал, что его царство перестало существовать и что он хочет построить новое - в Хине, у Шести Гор (Алтай). Они пошли вместе на восток и в земле сербийцев (сиров) - предков всех тюрков - основали большую державу. Хон-Улан стал во главе государства и дал ему свое имя «Хон»...

 

Жившие по соседству кытаи пытались им помешать, но были разбиты Кубэрчеком и в большинстве своем покорились Хон~Улану...

 

Позднее была придумана история об основании державы хонов Иджиком, сыном Бояна, хотя все знают, что сын Бояна Джам-Иджик основал державу Идель. Очевидно, об этой истории в державе хонов узнали от идельских булгар, поселившихся там...

 

Именем «Кубэрчек», которое означало «лодочник-перевозчик», назвали позднее и капа Булгарской державы Курбата за то, что он стал взимать с купцов в пользу нашей Державы большой налог за переправы через реки...»

 

По булгарскому туранскому календарю, действовавшему до времени царя Буртаса, век имел 60 лет и делился на четыре цикла по 12 лет каждый, а годы имели имена животных. Вот в каком порядке располагались и как назывались годы в туранском календаре (цифры означают номер года):

 

1. сычкан - тычкан (мышь);

2. уд - шегор - сыер (корова);

3. буре (волк);

4. давшан - тавыш-кан (заяц);

5. кэлтэ (ящерица);

6. джилан (змея);

7. мурэн - джелкы (лошадь);

8. кой (овца);

9. керпе (еж);

10. тагык - тавык (курица);

11. оймек - эт (собака);

12. кылван (мясо этого животного мусульманам нельзя употреблять в пищу).

 

118

119

 

Царь Буртас велел год сычкан называть годом сэмбэр (в честь алпа Карги), год уд - годом огуз (угез) - быка (в честь алпа Самара), год буре - годом барыса - барса (в честь завоевания идельцами Ближнего Востока, символом которого для булгар был барс), год кэлтэ - годом балык - рыбы (в честь алп-бики Бойгал), год мурэн - годом унд (в честь коня Неба - унда, название которого происходит от булгарского слова «анд» - «гора», так как булгары говорили: «Гора - конь Неба»; от старобулгарского слова «унд», в свою очередь, произошли гунно-булгарское слово «ундур» - «всадники», «конница» - и русское слово «конь»), год кой - годом тэкэ - барана, год тагык - годом этэч - петуха (в честь алпа Мара), год кылван - годом тайгас (в честь алпа Тайгаса).

 

Идельские цари Хонской династии также немного изменили туранско-идельский календарь. Год сэмбэр они велели называть опять годом сычкан, год угез - годом угер - быка (по-гунно-булгарски угер означает «бык» и «счастливый»), год балык - годом леу - дракона, год унд - снова годом джелкы, год керпе - годом бичен - обезьяны, год тэкэ - снова годом кой.

 

Царь Курбат (Кубрат) велел год сычкан опять называть годом сэмбэр, год угер - годом шегор - сыер, год барыс - годом буре, год джелкы - годом мурэн, год кой - годом тэкэ.

 

Однако булгарский народ, как пишет Кул Гали, сохранил свой календарь в таком виде:

 

1. тычкан;

2. угез - сыер;

3. барыс;

4. тавышкам;

5. балык;

6. джилан;

7. джелкы;

8. кой;

9. керпе;

10. тавык;

11. эт:

12. тайгас.

 

Если необходимо узнать, к какому году булгарского 12-летнего цикла относится текущий год григорианского календаря, то от последнего надо вычесть 3, затем разницу разделить на 12. Остаток от деления будет порядковым номером года булгарского цикла, а деление без остатка означает 12-й год цикла.

 

Вот сохранившиеся булгарские приметы, взятые из «Джагфар тарихы» и работ Ахмеда ибн Фадлана, Махмуда Кашгари, Г. М. Хисамутдинова, В. М. Беркутова, Ф. Т. Валеева и Г. М. Давлетшина:

 

1. Год мыши и год змеи должны быть богатыми на мед.

 

2. «Год барса - богатство, год коровы - сытость»; в год коровы возможны и войны, «потому что коровы друг с другом бодаются».

 

3. «В год барса сей, хотя бы просо сей»; «В год барса все взойдет, если не взойдет, просо взойдет».

 

4. Голодный и несчастливый год.

 

5. Дождливый год.

 

6. Медоносный год; «Змея войдет ползком, а уйдет, укусив» (в смысле: год начинается хорошо, обещая богатый урожай, а кончается засухой, недородом, раздорами).

 

7. Не очень счастливый год; «Год лошади у тебя впереди» (в смысле: впереди тебя ждут испытания).

 

8 . «Год овцы - тяжелый, год зайца - голод будет».

 

9. «Припрячь что-нибудь на черный день» (в смысле: возможно всякое или в этот, или на следующий год).

 

10. «Если наступит год курицы, то будет много пищи, но увеличатся ссоры (междоусобицы)».

 

11. «В год собаки скотина растет, в год барса все растет»; «Год изобилия, благословения и благополучия».

 

12. «[В этот год] будет много холода, снега, бунта».

 

120

 

Месяцы у булгар (по туранскому календарю) носили вначале цифровые названия, но затем большинство их получило следующие названия:

 

1. науруз - первый месяц туранского года (март);

2. буш аи - пустой, то есть месяц окончания припасов (апрель);

3. сабан ае - пастушеский месяц (май);

4. печэн ае - месяц сена, сенокоса (июнь);

5. билек или чилле аи - пятый или жаркий месяц (июль);

6. джимеш ае - плодовый месяц (август);

7. казан ае - месяц казана (сентябрь);.

8. ас келеу или келеу ае - месяц моления (октябрь);

9. учаг ае - месяц учага (ноябрь); слово «учаг» означало и домашний очаг, и памятник родоначальнику, у которого совершался обряд моления перед выступлением в поход;

10. нарду-ган - десятый месяц туранского года (декабрь);

11. улуг или улуг кырлач ае - большой или больших морозов месяц (январь);

12. кичи или кичи кырлач ае - малый или малых морозов месяц (февраль).

 

Булгарские названия дней недели (по туранскому календарю) были такими:

 

1. ариа (атна) башы или тугаи куну - начальный день (понедельник);

2. ытлар куну - день небесного всадника (вторник);

3. кап куну - день рода (среда);

4. кичи арна (атна) или орта куну - малой недели или средний день (четверг);

5. арна (атна) куну - день недели (пятница);

6. ара (арья) куну - день разницы (суббота);

7. ег или урус атна куну - большой недели день (воскресенье).

 

После принятия ислама булгары начинают пользоваться и мусульманскими календарями: лунной хиджрой (камария елы), солнечной хиджрой (шамсия), сирийским календарем. Наиболее известна народу была шамсия.

 

За начало мусульманского летосчисления принят день пятницы 16 июля 622 г..- день переселения пророка Мохаммеда из Мекки в Медину (Ясриб). Так как «переселение» по-арабски означало слово «хиджра», то и мусульманский календарь был назван хиджрой.

 

Для того, чтобы перевести год григорианского календаря на год хиджры, надо:

 

1) вычесть из григорианского года цифру 622;

 

2) полученный остаток разделить на 32;

 

3) полученное частное прибавить к остатку. Дроби нужно отбрасывать (если они меньше половины) или увеличивать до единицы (если они больше половины).

121

 

Для примера выявим, какому году хиджры соответствует 1990 год григорианского календаря.

 

1. 1990 - 622 = 1368 (остаток);

 

 2. 1368 : 32 - 42,7 (частное);

 

 3. 43 (частное увеличилось за счет округления дробной цифры 0.7 до единицы) + 1368 = 1411 год хиджры.

 

Итак, 1990 год григорианского календаря соответствует 1411 году хиджры.

 

А для того, чтобы перевести год хиджры на год григорианского календаря, нужно:

 

1. разделить данный мусульманский год на 33;

 

2. полученное частное вычесть из цифры данного года;

 

3. к полученному остатку прибавить 622.

 

Проделаем этот перевод с 1411 годом хиджры.

 

1. 1411 : 33 = 42,7 (после округления дроби - 43);

 

2. 1411 - 43 = 1368;

 

3. 1368 + 622 = 1990 григорианский год.

 

Месяцы европейского календаря   Месяцы солнечной хиджры  Число дней

Март 1) Хэмэл (овен, кузы - ягненок) О1I 0 1

Апрель     2) Сэвэр (телец, угез - бык)    1-30

Май 3) Жэузэ (близнецы, игезэк)  1-31

Июнь 4) Сэрэтэн (рак, кысла) 1 - 30

Июль 5) Асад (лев, арыслан) 1 - 31

Август      6) Сонбел (дева, кыз)  1 - 31

Сентябрь 7) Мизан (весы, бизмэн) 1 - 30

Октябрь   8) Гакраб (скорпион, чаян)     1 - 31

Ноябрь     9) Кавэс (стрелец, укчы, джея) 1 - 30

Декабрь   10) Жэди (козерог, кэжэ) 1 - 31

Январь     11) Дэлу (водолей, чилэк)      1 - 31

Февраль  12) Хут (рыба, балык)  1 - 28 (29)

В результате восприятия булгарами-горожанами арабского и персидского календарей у булгар сложились и арабо-персидские названия дней недели (применявшиеся наряду с туранскими). Вот эти арабо-персидские названия дней недели:

 

душэмбэ куну - второй день после субботы (понедельник)

сишэмбэ куну - третий день после субботы (вторник)

чэршэмбэ куну - четвертый день после субботы (среда)

пэнджешэмбэ куну - пятый день после субботы (четверг)

джомга куну - день собрания (пятница)

шэмбэ куну - субботний день (суббота)

якшэмбэ куну - первый день после субботы (воскресенье)

122

 

В работе Г, М. Хисамутдинова приведены такие народные пословицы, связанные с солнечной хиджрой.

 

Иссушу твои запасы, сказал хэмэл (март).

Не придет сэвэр (апрель) - не будет весны.

Дожди в сэвэр (апрель) - двойное богатство.

До прихода жэузэ (май) не будет лета, до прихода кавэс (ноябрь) не будет зимы.

Родится сонбел (август) - охладится вода.

В начале гакраб (октябрь) снег выпадет, сорок дней пролежит.

Хут (февраль) прошел - навоз пришел (разумеется вскрытие навоза весной).

Хут (февраль) вошел - для женщин горячий период пришел (разумеется начало ткацких работ).

 

МЕТРОЛОГИЯ БУЛГАР

 

Значения терминов, встречающихся в «Джагфар тарихы», определены на основе его материалов и работ В. М. Беркутова, Г. М. Давлетшина и др.

 

Агы - сокровище (отсюда - «Агыкюль» - «Озеро Сокровищ» -древнейшее название озера Кабан в г. Казани).

Агыр - гиря.

Агырдже - весовщик, меняла.

123

Адак - нога, мера длины, равная шагу.

Адым - мера длины, равная шагу.

Акча - деньги, богатство.

Алачык - мера длины, равная 5 чакрымам.

Адтьш - золото; золотая монета, динар.

Алтын-кумеш - «золото-серебро», богатство.

Арпа - ячмень; мелкая весовая единица, эквивалент даник и хабба.

Аршин - мера длины, равная 78 - 81 см.

Бакыр- медь; медная монета.

Бат- вес; тяжесть.

Батман - мера веса.

Белэк - длина руки.

Билге - знак; древнебулгарская денежная единица в виде шкурки белки.

Данга (танка) - булгарская денежно-весовая единица (от «даник»).

Даник (древнеперсидское) - зерно; мера веса.

Джогэн - древнебулгарская денежная единица в виде связки нескольких кун; пломба.

Динар - денежно-весовая единица.

Дирхем - серебряная монета и весовая единица.

Кадак - весовая единица, фунт; известны гири весом в один ка-дак.

Кантар (от арабского «гинтар») - мера веса (более 40 - 50 кг).

Карыш - пядь, четверть аршина,

Кират- денежно-весовая единица.

Кичи таш - мера длины, равная 3 чакрымам.

Ком (нас)- поездка; расстояние в 18 чакрымов; остановка, стоянка.

Кулладж (кулаш) - маховая сажень.

Кумеш - серебро; серебряная монета.

Кун (куни) - древнебулгарская денежная единица в виде шкурки пушного зверя; это слово применялось иногда и в значении «знак», «кожа» и др.

Мал - скот; имущество; деньги.

Ман- мера веса, равная 3 - 6 кг.

Манат - монета, деньги.

Мензель - крупная укрепленная станция; расстояние между крупными станциями, равное 72 чакрымам.

Мыскал- мискаль, весовая единица (100 мискалей составляло кадак - фунт).

Оч- конец; мера измерения материи, равная 9 аршинам.

Пул- медная монета, медные деньги.

Ритл - весовая единица.

Сатыр - денежно-весовая единица.

Сум - слиток золота, серебра, бронзы и счетная единица.

Таш - мера длины, равная фарсангу или 6 чакрымам. «От такого-то дерева до такого-то» - мера длины, равная ташу.

Терсэк - локоть (строительный локоть - 40 см).

Тиен - копейка, мелочь, мелкая монета.

Туар - скот, имущество.

Туман- крупная денежная единица.

Тутэрэм - четверть.

Улуг таш- мера длины, равная 9 чакрымам.

Хабба (арабское) - ячменное зерно; медная монета, пул.

Чакрым (тавыш) - мера длины, чуть больше версты.

Чирек- четверть (аршина).

Чуй - известие; почта.

Чункас- почтовая станция; расстояние между почтовыми станциями, равное 36 чакрымам.

Ярмак- деньги; монета; дирхем.

 

142

 

СЛОВАРЬ БУЛГАРСКИХ СЛОВ,










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...