Элемент коммуникационного процесса
| Определение элемента коммуникационного процесса
| Задачи элемента коммуникационного процесса
|
Источник
| Создатель идеи (коммуникант), сообщения, информации
| Выбор канала, средств связи и формы коммуникации
|
Сообщение
| Информация, которую передает источник получателю
| Выбор формы коммуникации. Кодировка информации
|
Канал (прямой и обратной связи)
| Средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю и обратно
| Техническое обеспечение передачи неискаженной (качественной) информации
|
Получатель
| Коммуникант, ради которого функционирует коммуникация
| Декодирование информации. Выбор канала, средств связи и формы ответной информации
|
Признаки
| Школа научного управления
| Школа человеческих отношений
| Системная школа
|
1. Важность коммуникации
| Относительно невелика, в основном важны вертикальные потоки сообщений от руководства к рядовым членам организации
| Относительно важна, но ограничивается общением между людьми на одном организационном уровне
| Очень важна. Коммуникация — это связывающий элемент всех частей организации
|
2. Цель коммуникации
| Передавать приказы, распоряжения, информацию о заданиях. Обеспечение координации в процессе выполнения
| Обеспечение горизонтального взаимодействия работников. Способствование процессу коллективного принятия решения
| Контроль и координация, обеспечение информацией для принятия решений, адаптация организации к изменениям во внешней среде
|
3. Направление коммуникационных потоков
| Вертикальное (сверху вниз) — от администрации к рядовым членам, для того чтобы заставить или убедить их следовать инструкциям руководителя
| Горизонтальное — между членами неформальных рабочих групп; вертикальное — между рабочими и администрацией, для того чтобы обеспечить их участие в принятии решений
| Все направления внутри систем, включая пересечение иерархических уровней с выходом во внешнюю среду организации
|
4. Основные проблемы коммуникаций
| Нарушение коммуникаций, связанное с обходом иерархических уровней и слишком большим диапазоном контроля
| Наличие слухов, передаваемых по скрытым каналам. Не всегда эффективная формальная система коммуникаций из-за наличия неформальных коммуникаций
| Перегрузки, искажения; отсутствие реакции на отрицательную обратную связь
|