Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности тактики допроса н/летних и малолетних.




Допрос н/летних имеет свои особенности, диктуемые свойствами психологии и развития н/летних. При допросе обвиняемого необходимо установить психологический контакт, не снимая напряжения с подростка. Допрос должен касаться не только обстоятельств преступления, но и условий его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей и интересов. Важно нейтрализовать представления о "круговой поруке" и нежелании дать показания на соучастников. Предъявление обвинения должно стать для подростка особо значимым событием, он должен понять полноту ответственности за содеянное, и психологически осознать свои поступки. Для этого в бесконфликтной ситуации желательна детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого участника, получение объяснений подростка по делу, выяснение обстоятельств, предшествующих преступлению, установление мотивов и цели преступления. Не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях. При допросе в конфликтных ситуациях, когда н/летний отрицает свою причастность желательно также в простой и доступной для понимания подростка форме предъявлять ему собранные док-ва, разъясняя их значение. Допустимо применять легенду для опровержения ложных показаний обвиняемого, если есть точные док-ва его лжи, а также применять психологический эффект внезапности. Важно также разъяснять важность чистосердечного раскаяния. На очной ставке со взрослым первым нужно допрашивать подростка за исключение случаев, когда он дает ложные показания, или чрезмерно агрессивен. При допросе н/летних важные сведения могут изложить родители, учителя и наставники, др.взрослые лица, хорошо знающие допрашиваемого н/летнего.



Тактика допроса на очной ставке.

Допрос- это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значения для расследуемого дела.

Виды допроса: допрос свидетеля; потерпевшего; подозреваемого; обвиняемого; подсудимого; эксперта.

Допрос производится в дневное время; не может продолжаться непрерывно более 4-х часов подряд, после чего следует перерыв не менее чем на 1 час.; общая длительность д. в течение дня не может превышать 8 час.

Лица вызы­ваются на допрос повесткой.

Перед подготовкой допроса необходимо:тщательное изучение материалов уг/дела; изучение личности допрашиваемого; определение очередности допросов и способа вызова, допрашиваемого; подготовка места допроса и технических средств фиксации; подготовка док-в; изучение спец. вопросов, получение у специалистов консультации; составление плана допроса.

Допрос можно разделить на 4 этапа:установление псих.контакта; свободный рассказ допрашиваемого; вопросы; ознакомление с протоколом.

Правила допроса: устанавливается личность; лицу сообщается в качестве кого, по какому делу он будет допрошен, разъясняются права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Предлагается рассказать об из­вестных допрашиваемому лицу обст-вах дела; могут быть заданы вопросы, направленные на уточнение и дополнение показаний. Задавать наводящие вопросы запрещается. Лицо вправе пользоваться записями, которые могут быть приложены к протоколу допроса. В ходе допроса могут быть предъявлены вещ.доки. Показания, имеющиеся в деле, могут быть оглашены, воспроизведена звукозапись или видеозапись. Допрос может быть произведен с участием переводчика, псих.врача. Повторные, доп.допросы могут производиться при необходимости. Закрытые вопросы-это вопросы, ответ "Да" или "Нет".

Открытые вопросы, когда ответ требует разъяснений.

Контрольные вопросы-это вопросы, ответ по известному факту.

Косвенные вопросы, позволяющие получить необходимую информацию, не раскрывая цели.

Основные вопросы-это вопросы по обстоятельствам, подле­жащим выяснению по расследуемому делу.

Дополняющие вопросы-способствуют восполнению недо­стающей информации в показаниях допрашиваемого.

Детализирующие вопросы-побуждают допрашиваемого излагать показания в подробностях.

Очная ставка-это одновременный допрос 2-х лиц, в показаниях которых, данных ранее имеются существенные противоречия, для выяснения причин этих противоречий. В начале очной ставки уточняется, знают ли допрашиваемые др.др. и в каких отношениях они состоят между собой. Предупреждаются об уголовной ответ-ти за отказ от дачи показаний, уклонение от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. Свидетелю и потерпевшему разъясняется их право не свидетельствовать против себя, супруга (супруги) и своих близких родственников. Допрос на очной ставке ведется поочередно.


Тактика следственного эксперимента.

Следственный эксперимент-это следственное действие, которое состоит в воспроизведении обстановки и иных обст-тв определенного события и совершении необходимых опытных действий в целях: проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела; получения новых док-в, а также проверки следствен­ных версий. При производстве эксперимента могут быть: проверены возможности восприятия, запечатления или суще­ствования какого-либо факта, явления; возможности совершения какого-либо действия; выявлены отдельные механизмы преступления; определена длительность осуществления тех или иных дей­ствий или протекания каких-либо процессов. Наиболее широко следст.эксперимент используется в качестве способа проверки док-в по делу. В результате следст.эксперимента может быть также получено новое док-во, ранее не фигурировавшее по делу. Тактические приемы проведения следст.эксперимента: проведение опытов в условиях, максимально приближен­ных к тем, при которых имели место событие, факт, явле­ние. При необходимости-реконструкция обстановки. Необходимость учитывать изменившиеся и не подда­ющиеся реконструкции условия. При необходимости-многократное проведение опытов и проведение их поэтапно. Следст.эксперимент допускается, если исключается опасность для жизни и здоровья участников, не унижается их честь и достоинство, не причиняется им матер.ущерб. Для фиксации хода следст.экспери­мента и его результатов составляются про­токол следст.эксперимента, планы, схемы, используются фотосъемка, видеоза­пись, магнитная запись звука, изготовляются модели.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...