Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда




Подзаконные акты

• Указы Президента Российской Федерации;
• постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
• конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
• акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащими нормы трудового права.

Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются федеральными конституционными законами. Среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

Нормы трудового права содержатся и в иных федеральных законах и подзаконных актах

К иным (подзаконным) актам, содержащим нормы трудового права, относятся другие нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, включая условия охраны труда. Они делятся на подгруппы.

К первой подгруппе подзаконных относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации.Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает под законность его правотворческой деятельности.

Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопро­сы охраны труда, составляют нормативные правовые акты, при­нимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.

Следующую подгруппу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области охраны труда, со­ставляют нормативные правовые акты Министерства труда и со­циальной защиты РФ (Минтруд РФ). К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применеприменении дейст­вующего законодательства по охране труда, положения, прави­ла, инструкции и т.д. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Наряду с перечисленными подзаконными нормативными правовыми актами на территории России действуют также подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие условия охраны труда, принятые министерствами, ведомствами и государственными комитетами России,которые принимаются после согласования с Минтрудом РФ. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.


Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда.Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерациипринимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.


Законодательные и подзаконные акты, регули­рующие условия охраны труда субъектов России, принятые региональными органами власти, действуют только на территории данного региона. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Содержащиеся в них требования не должны бытьниже государственных требований охраны труда. В этих актах за счет бюджетов регионов может предусматриваться только улучшение условий труда по сравнению с федеральным уровнем.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

 

2.Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы инструктируемых лиц:

- со всеми вновь принятыми на работу лицами, в том числе для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;

- с работающими, переведенными в установленном порядке из другого подразделения, либо с работающими, которым поручается выполнение новой для них работы;

- с командированным на работу у организатора обучения персоналом других организаций;

- с персоналом подрядчиков (субподрядчиков), выполняющим работы на подконтрольных организатору обучения территории и объектах;

- с обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и с другими лицами, участвующими в производственной деятельности предприятия - организатора обучения.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель подразделения или непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда как инструктор по охране труда.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят либо по программам (приложение Б, программа Б.2), разработанным и утвержденным организатором обучения в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов, инструкций по охране труда на рабочем месте и по безопасному выполнению работ, иной необходимой для обеспечения безопасности технической и эксплуатационной документации, либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

Первичный инструктаж на рабочем месте с персоналом подрядных (субподрядных) организаций, выполняющих работы на подконтрольных предприятию - организатору обучения территории и объектах, проводит непосредственный руководитель (производитель) работ - представитель подрядной (субподрядной) организации совместно с руководителем подразделения или с ответственным за проведение подрядных работ на рабочих местах (в рабочей зоне, территории) данного подразделения. Порядок безопасного выполнения этих работ, включающий порядок инструктирования работающих, может быть оформлен отдельным документом, являющимся неотъемлемой частью договора на выполнение подрядных (субподрядных) работ (оказания услуг).

Лица, трудовые обязанности которых не связаны с применением, эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного механизированного ручного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться решением организатора обучения от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается руководителем организатора обучения.

 

3.Различают периодический (разовый, единичный), оперативный (квартальный, декадный), текущий (годовой) и перспективный (пятилетний) планы работ по охране труда. Ответственность за разработку планов несут руководители предприятий.

 

Основной документ — комплексный пятилетний план улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Мероприятия первого уровня (первоочередные) включают мероприятия по совершенствованию и замене процессов и оборудования с опасными и вредными факторами на такие, где этих факторов меньше или они полностью отсутствуют; по внедрению автоматического и дистанционного управления опасными процессами и оборудованием, сокращению доли ручного труда и участия работающих в трудовых процессах путем их автоматизации и комплексной механизации. Если перечисленные мероприятия не обеспечивают требуемых показателей безопасности, то в планы по охране труда должны входить мероприятия второго уровня, направленные на применение технических устройств коллективной защиты; использование систем автоматического контроля и сигнализации о наличии опасных и вредных факторов; применение систем и устройств, обеспечивающих поддержание факторов внешней среды в допустимых пределах; внедрение рациональных режимов труда и отдыха; устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами, биологическими объектами, продукцией и отходами, оказывающими вредное действие; совершенствование обучения и пропаганды по охране труда; своевременное удаление и обезвреживание отходов вредных веществ; организацию действенного контроля за соблюдением требований безопасности; безопасное размещение оборудования. К мероприятиям третьего уровня относятся мероприятия по обеспечению запланированных действий в случае возникновения опасных и аварийных ситуаций; ликвидации или уменьшения опасности; применению спецодежды и других средств индивидуальной защиты; нормализации санитарно-бытового обеспечения работающих. Годовой план по охране труда разрабатывается с учетом мероприятий, предусмотренных пятилетним комплексным планом и данных паспортизации. Этот план включается в соглашение по социальным вопросам и охране труда. В его разработке участвуют руководители подразделений, рабочие, колхозники, профсоюзный актив, специалисты. Он согласовывается с инженером по ох ране труда и главным специалистом отрасли. Составляют также рабочий план инженера по охране труда, план-график проведения проверок и паспортизации, планы обучения и повышения квалификации, работы кабинета по охране труда и др. Указанные в планах мероприятия обеспечивают материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами; назначают ответственных за каждый пункт плана и сроки его выполнения.

 

4.Основные требования безопасности при эксплуатации производственных зданий и помещений

Содержание и эксплуатация производственных и вспомогатель­ных зданий и помещений должна соответствовать требованиям действующих нормативных документов.

 

В зданиях и помещениях должны быть в достаточном количестве первичные средства пожаротушения в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

 

У входов в производственные, администра­тивные и бытовые здания должны быть решетки или другие устройства для очистки обуви.

 

Объем, планировка и строительные решения производственных зданий должны обеспечивать возможность выполнения мероприятий, необходимых для соблюдения допустимых уровней вредных факторов в рабочей зоне производственных помещений и атмосферном воздухе населенных мест.

 

Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее:

· 15 м3 при выполнении легкой физической работы с категорией энергоза­трат 1а – 1б;

· 25 м3 при выполнении работ средней тяжести с категорией энергозатрат IIа – IIб;

· 30 м3 при выполнении тяжелой работы с категорией энергоза­трат III.

Площадь помещений для одного работника должна составлять не менее 4,5 м2, высота помещения – не менее 3,25 м.

 

Взаимное расположение отдельных помещений внутри зданий должно соответствовать технологическим потокам, исключать возврат­ное или перекрестное движение сырья, промежуточных и готовых продуктов и изделий, если это не противоречит требованиям организации технологического процесса.

 

Помещения со значительными избытками тепла (более 23 Вт/м2), а также помещения со значительными выделениями вредных тазов, паров, пыли следует размещать у наружных стен здания. Наибольшая сторона этих помещений должна примыкать к наружной стене здания.

 

При объединении в одном здании или сооружении отдельных производств и производственных участков с различными санитарно-гигиеническими условиями следует предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия вредных факторов на работающих, а также перетеканию их на соседние участки, где выполняются работы, не связанные с этими производственными факторами (изоляция, воздушные завесы и т.п.).

 

Для отделки стен, потолков и других поверхностей, в том числе внутренних строительных конструкций, в помещениях, где размеще­ны участки с применением вредных и агрессивных веществ, следует использовать материалы, предотвращающие сорбцию и допускающие систематическую очистку, влажную и вакуумную уборку, а при необходимости и обезвреживание.

 

В местах возможного воздействия агрессивных жидкостей (кислот, щелочей и др.) и таких вредных веществ как ртуть, растворители, биологически активные вещества применяются покрытия полов, устойчивые к действию указанных веществ, не допускающие их сорбцию и хорошо поддающиеся очистке и обезвреживанию.

 

Оборудование, работающее с выделением пыли или шума, должно устанавливаться в отдельном помещении, изолированном от других шумо- и пыленепроницаемыми перегородками (стенами). Эти поме­щения должны быть оборудованы вентиляцией и местными отсосами в каждом месте выделения пыли.

 

Каждое производственное помещение должно иметь основной проход шириной не менее 2 м, выходящий на лестничную клетку или непосредственно наружу. Для крупных цехов ширина главного (центрального) проезда должна быть не менее 6 м. В цехе (участке) надо иметь не менее двух выходов, устроенных в местах, наиболее не целесообразных для выхода персонала. Границы проходов и проездов нужно отмечать контрастными по отношению к цвету пола полосами шириной не менее 50 мм или другими техническими средствами.

 

Дверные проемы для транспортировки грузов должны соответствовать габаритам применяющихся транспортных средств с грузом и обеспечивать свободные проходы по обе стороны этих габаритов шириной не менее 0,7 м. Проемы в стенах производственных помещений, цехов и участков, предназначенные для движения транспорта и прохода людей, следует оборудовать приспособлениями и устройствами (коридо­ры, тамбуры, завесы и т.п.), исключающими сквозняки и возможность распространения пожара. Загромождение проходов и проездов или использование их для складирования грузов запрещается.

 

Размещение складских помещений в одном здании с производ­ственными помещениями не должно противоречить условиям техно­логического процесса, санитарным и противопожарным требованиям. Складские помещения, отнесенные к взрыво- или пожароопасным помещениям, следует располагать в отдельно стоящих одноэтажных зданиях или сооружениях, примыкающих к производственному зда­нию. Подвальные помещения и тоннели должны иметь не менее двух выходов, устроенных в местах, наиболее целесообразных для выхода работающих.

 

В помещениях с теплопроводными полами (каменными, плиточ­ными, бетонными и т.п.) на постоянных рабочих местах должны быть оборудованы настилы, решетки. Хранение сырья возле рабочих мест допускается в пределах потребности на одну смену. Использованный обтирочный материал следует вкладывать в специальные металлические ящики с крышками и ежедневно удалять в безопасное в пожарном отношении место.

 

Уборка рабочих мест, проездов и проходов должна проводиться в течение всего рабочего дня и после каждой смены. Стекла окон и светоаэрационных фонарей подлежат регулярной очистке от пыли и грязи, но не реже одного раза в три месяца.

 

Побелку потолков и окраску стен помещений цехов рекомендуется производить регулярно, но не реже одного раза в год.

 

Генеральная уборка помещений с чисткой от пыли стен, потолков, окон, отопительных приборов, колонн и т.п. должна производиться не реже одного раза в месяц.

 

Крыши зданий в зимнее время следует регулярно очищать от снега, а карнизы от образовавшегося оледенения.

 

Два раза в год (весной и осенью) надо очищать водоизолирующие покрытия кровли, желоба, водосточные трубы от листьев, ветвей, мусора, пыли и грязи.

 

Проведение планово-предупредительных осмотров и ремонтов зданий и сооружений

 

Проведение планово-предупредительных осмотров и ремонтов зданий и сооружений возлагается приказом (распоряжением) работо­дателя на соответствующую службу.

 

Все здания, сооружения и строения в процессе их эксплуатации должны находиться под постоянным тех­ническим надзором, подвергаться периодическим осмотрам и целевым проверкам состояния отдельных конструктивных элементов.

 

Общие комиссионные технические осмотры зданий, сооружений и строений с прилегающими к ним подъездными путями и территорий проводятся два раза в год весной и осенью комиссией, назначенной руководителем организации.

 

При весеннем осмотре определяются объемы работ по текущему ремонту, проводимому в летний период, а также капитальному ремонту и реконструкции для включения в план следующего года.

 

В ходе осеннего осмотра проверяются качество выполненных работ по текущему ремонту зданий, сооружений и строений, готовность их к работе в холодный период года.

 

Целевые проверки технического состояния отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений проводятся по мере необходимости специально назначенными комиссиями с участием специалистов-экс­пертов.

 

При реконструкции, производстве капитального ремонта необходимо одновременно осуществлять работы по благоустройству, улучшению производственных и санитарно-бытовых условий работников, и том числе создание комнат для приема пищи, комнат гигиены женщин, расширение гардеробных, душевых, санитарных узлов, а также улучшения освещения, отопления и вентиляции помещений.

 

Для ремонта зданий и помещений, чистки и ремонта крыш, фо­нарей, остекления окон и осветительной арматуры, стен и потолков должны быть предусмотрены специальные механизмы, устройства и приспособления, обеспечивающие удобное и безопасное выполнение указанных работ на высоте.




















Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

 

Работодателей и должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами, либо препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекают к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Работников предприятий привлекают к дисциплинарной, а в соответствующих случаях к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К дисциплинарной ответственности привлекают в случаях, когда допущенные нарушения правил и норм охраны труда не влекут за собой тяжелых последствий. Администрация предприятий может применить к виновным лицам следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение. Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляют работнику, совершившему нарушение, под расписку.

К административной ответственности могут привлекать должностных лиц предприятий и организаций, а также водителей транспортных средств. К административным взысканиям относят: предупреждение, штраф, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права на управление транспортным средством и т. п.). Следует помнить, что дела об административных нарушениях не могут рассматривать вышестоящие должностные лица или организации. Такое право имеют инспектора органов государственного надзора и контроля, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления. Лица, подвергнутые наказанию в виде штрафа, могут это обжаловать в суде в десятидневный срок с момента вручения им решения, поставив в известность бухгалтерию предприятия.

Уголовную ответственность согласно статье 143 Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации Статья 143. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

 

1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Материальная ответственность заключается в возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятию по их вине. Ущерб возмещают по распоряжению администрации путем удержания части заработной платы при наличии письменного согласия работника. Если такого согласия не имеется, то вопрос о возмещении предприятию материальных потерь по заявлению администрации переносится на рассмотрение в суд.

 

 

Билет 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...