Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном варианте этот тип обучения базируется на так называемой теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина (Гальперин П.Я., 1998; аннотация) и теории кибернетики. Реализация программированного обучения предполагает выделение по каждому изучаемому предмету специфических и логических приемов мышления, указания рациональных способов познавательной деятельности в целом. Только после этого возможно составление обучающих программ, которые направлены на формирование этих видов познавательной деятельности, а через них и тех знаний, которые составляют содержание данного учебного предмета.
Достоинства и недостатки программированного обучения Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например:
Хотя не все эти возражения полностью справедливы, но, несомненно, они имеют под собой определенные основания. Поэтому интерес к программированному обучению в 70-80-е гг. ХХ в. стал падать и его возрождение произошло в последние годы на базе использования новых поколений компьютерной техники. ******* В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное. Каждый из них, как уже было сказано, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Традиционное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности. Резюме
Словарь терминов 1. Кибернетика 2. Классно-урочная система обучения 3. Мотив достижения успеха 4. Обучающая программа 5. Проблема 6. Проблемная ситуация 7. Проблемное обучение 8. Программированное обучение 9. Противоречие 10. Традиционное обучение
Вопросы для самопроверки 1. В чем сущность традиционного обучения? 2. Назовите отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии обучения. 3. Назовите достоинства и недостатки традиционного обучения. 4. В чем проявляются основные противоречия традиционного обучения? 5. Укажите основные исторические аспекты проблемного обучения в зарубежной педагогике и психологии. 6. В чем особенности проблемного характера обучения Дж.Дьюи? 7. Что характерно для развития проблемного обучения в отечественной науке и практике? 8. В чем сущность проблемного обучения? 9. Назовите типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе. 10. В каких случаях возникают проблемные ситуации? 11. Назовите основные правила создания проблемных ситуаций в учебном процессе. 12. Назовите основные достоинства и недостатки проблемного обучения. 13. В чем сущность программированного обучения? 14. Кто является автором программированного обучения? 15. Дайте характеристику типов обучающих программ. 16. В чем особенности разветвленных программ программированного обучения? 17. Что характерно для бихевиорального подхода к программированному обучению? 18. Что характерно для развития программированного обучения в отечественной науке и практике? 19. Почему программированное обучение не получило должного развития?
Список литературы 1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. М., 1980. 2. Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1934. 3. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 7. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. 8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 9. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999. 10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. 11. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975. 12. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. 13. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. 14. Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопр. психологии. 1981. № 3. 15. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 17. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. 18. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990. 19. Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1968. 20. Пономарев Я.А. Психология творения. М.; Воронеж, 1999. 21. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1991. 22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. 23. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969. 24. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 25. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. 26. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1, 2.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 372. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |