Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диагностика учебной деятельности
Диагностируя учебную деятельность школьников, важно посмотреть, какова целостность этой деятельности (или налицо только раздробленные звенья и операции), есть ли выраженная индивидуальность ее выполнения. Свободное и самостоятельное осуществление учебной деятельности свидетельствует об определенном важном уровне умственного развития - сформированности познавательной деятельности как основы мышления. В школьной практике предлагается учитывать при оценке результатов учения не только знания, но и деятельность учащихся, их обеспечивающую. Так, требования к результатам обучения включают: систему знаний и умений; виды деятельности, в которых осуществляется усвоение предметного содержания обучения; качественные особенности усвоения учащимися предметного и деятельностного содержания обучения (Маркова, 1990. С. 9; аннотация) (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/951/951013.htm; см. статью В.В. Репкина, Г.В. Репкиной, Е.В. Заики "О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности"). Резюме
Словарь терминов 1. Ведущая деятельность 2. Действие контроля и оценки 3. Деятельность 4. Учебная деятельность 5. Учебная задача 6. Учебная операция 7. Учебное действие 8. Учебный мотив
Вопросы для самопроверки 1. Какие существуют трактовки понятия "учебная деятельность"? 2. Как трактуется учебная деятельность в направлении Эльконина - Давыдова? 3. В чем сущность учебной деятельности? 4. Назовите авторов концепции учебной деятельности. 5. Как трактуется понятие "субъект деятельности" в концепции учебной деятельности? 6. Назовите основные особенности учебной деятельности. 7. Назовите характерные особенности усвоения знаний и умений внутри УД. 8. Как определяет структуру учебной деятельности В.В. Репкин? 9. Сравните точки зрения на структуру УД В.В. Репкина и А.У. Варданяна. 10. Какие компоненты УД выделили Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов? 11. В чем проявляется специфика учебной задачи? 12. Какие учебные действия в структуре УД выделяют И. Ломпшер и А. Коссаковски? 13. Назовите закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности по В.В. Давыдову. 14. Что понимается под становлением УД? 15. Чем отличается становление УД от ее формирования? 16. Назовите основные возрастные особенности формирования УД. 17. Что характерно для формирования УД в младшем подростковом возрасте? 18. Что такое ведущая деятельность? 19. В каком возрасте учебная деятельность является ведущей деятельностью? 20. В чем проявляется ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте? 21. Назовите основные аспекты диагностики учебной деятельности. 22. По каким признакам можно изучать степень сформированности учебных действий?
Список литературы 1. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. 4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. 9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 10. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981. 11. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997. 12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. 14. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982. 15. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. 16. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 335. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |