Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тактические принципы ориентирования. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Выход на восхождение обычно осуществляется ранним утром, в темноте. Света фонариков хватает лишь на то, чтобы осветить тропу под ногами, а отыскивать общее направление ведущему приходится по памяти. Поэтому путь от бивака на первые 1-2 часа должен быть разведан (просмотрен или обозначен заметными ориентирами) заранее, в день прихода на бивак. При подходе к началу маршрута следует поискать точку обзора, откуда можно просмотреть маршрут или его начало. Смысл такой рекогносцировки в том, чтобы сверить представления о маршруте, выработанные во время подготовки и составления тактического плана, с тем, как выглядит маршрут в действительности. Как говорят, «положить маршрут на гору». При рекогносцировке следует учесть, что фотоснимки маршрута сделаны, как правило, не с той точки стояния, где находится группа. Смещение даже в сотню метров может сильно изменить внешний вид деталей. После просмотра и обсуждения маршрут должен запечатлеться в памяти каждого участника четко и ясно, с прикидкой во времени. Если спуск намечен не по пути подъема, надо запомнить и то место, где пересекутся пути спуска и подъема. Начало маршрута в горах маркировать не принято, группа сама выбирает логичный путь. В описаниях начало маршрута обычно привязывается к каким-либо заметным ориентирам: кулуарам, гребням, характерной конфигурации скал или снежников. Основными элементами ориентирования на маршруте служат характерные детали рельефа, контрольные туры, набор высоты, а также далекие ориентиры: близстоящие вершины, перевальные точки в сочетании с временем и скоростью передвижения по рельефу. Каждый из этих элементов, каким бы важным он ни был, не может служить однозначной гарантией правильности определения точки стояния и направления движения. Детали рельефа не всегда поддаются однозначному толкованию. Все кулуары похожи друг на друга. Один и тот же «жандарм» одному представляется конем, а другому - петухом. Контрольный тур может быть поставлен группой, заблудившейся на этом участке двумя годами раньше. Оценка скорости движения и набора высоты часто очень субъективна, сама высота определяется весьма приближенно. Далекие ориентиры могут быть прикрыты облаками, да они и не очень помогают в ориентировании непосредственно на маршруте. Поэтому уверенность в правильности ориентировки должна базироваться на непрерывности контроля за своим местоположением и на совпадении информации по нескольким элементам ориентирования. Перед началом спуска следует обсудить его направление и припомнить характерные особенности и заметные ориентиры на спуске, сопоставив свои представления с тем, что видно с горы. Если произошла задержка и группа вышла на вершину значительно позже намеченного времени, то путь спуска оценивается также с точки зрения наличия мест для организации возможной ночевки.
В альпинизме ошибки в ориентировании непосредственно на маршруте в большинстве случаев вызваны недочетами в тактической подготовке. Значкисты и младшие разрядники на сравнительно простых маршрутах (2 и 3 к. с.) настойчиво ищут крутые скалы и прочие трудности. Разрядники постарше на маршрутах посложнее упорно ищут обходы крутых стен. Такое стремление залезть на стену или в сложный камин, которые легко обходятся по полочкам, и столь же упорное желание обойти стенку, хотя на нее надобно лезть и по логике и по описанию, способствуют сбою в ориентировке.
Потеря ориентировки в горах совсем не редкость, даже квалифицированная группа может заблудиться. Основным критерием при оценке квалификации группы служит не сам факт потери ориентировки, а действия ее по устранению допущенной ошибки. Здесь две основные опасности: суетливость, иногда переходящая в панику, и лень. Суетливость вызывает некритичный перебор случайных вариантов восстановления ориентации, в результате чего может быть принято решение, усугубляющее ошибку. Лень также приводит к неприятностям. Например, группа, обнаружив, что она начала спуск не по тому кулуару, второпях решает продолжить спуск («проскочим») либо пытается без набора высоты уйти траверсом в соседний кулуар, который представляется «правильным». В результате спуск может занять сутки или больше, в то время как обратный подъем и действительно правильный спуск отняли бы несколько часов. Осознав потерю ориентировки, необходимо остановиться и тщательно обсудить, где и когда произошел сбой. Главное - найти разумное и обоснованное решение, которое позволит восстановить ориентировку и выйти на правильный путь при безусловном обеспечении безопасности. В огромном большинстве случаев самым правильным и надежным решением служит возврат к какому-либо ориентиру, заведомо принадлежащему правильному маршруту.
В тактическом плане восхождения всегда предусматривается ясное изложение сведений об узловых элементах маршрута: наличие и характер технически сложных (ключевых) мест, расположение контрольных туров, направление и характер спуска. Гарантией правильного ориентирования служит выполнение тактического плана при непрерывном анализе соответствия между описанием и реальным положением группы в пространстве и времени.
Крутизна склона Иногда на практике очень интересно и полезно определить крутизну склона. Часто определение крутизны склона на глаз связано с большими ошибками, обычно, в сторону завышения. Субъективная оценка крутизны зависит от сложности, протяженности и опасности пути. Склон, подрезанный трещиной, кажется круче ровного, снежный склон воспринимается положе ледового. Скальный склон кажется много круче, если на нем встречаются вертикальные стенки, даже если их легко обойти. Смотрящему вниз, особенно с горизонтальной площадки перевала, крутизна кажется большей, чем смотрящему вверх. Особенно трудно оценить крутизну верхних, удаленных от наблюдателя участков, тем более, если на склоне есть перегибы, скрывающие истинную протяженность склона. Крутизна, оцененная при взгляде «в лоб», значительно выше той, которую назовут стоящие на боковых склонах или на перевалах, расположенных в боковых гребнях. Избежать субъективности в оценке помогают простейшие подручные средства. Проще всего оценить крутизну склона при помощи палки или ледоруба. Для этого надо взять ледоруб или палку так, чтобы острие коснулось склона возле ботинка, а затем поднять руку с ледорубом горизонтально. Если острие коснулось склона, то тело до плеча, рука с ледорубом и склон образуют равнобедренный прямоугольный треугольник и крутизна склона составляет 45 градусов. Если острие не достает склона на длину ледоруба, то тангенс угла, образованного склоном и горизонталью составляет 2/3, что соответствует крутизне около 30 градусов. Если, стоя вертикально, можно коснуться рукой склона, тангенс угла наклона окажется равным 2/1, что соответствует приблизительно 60 градусам. Однако, в последнем случае надо помнить, что на крутом склоне человек инстинктивно стремится прижаться поближе к склону и может коснуться его при крутизне в 50 градусов и меньше. Склоны круче 60 градусов воспринимаются как отвесные, а с 75 градусов до 80 - как имеющие отрицательную крутизну, поскольку при движении по такому склону человек вынужден отклоняться от вертикали в сторону падения склона. Ошибки при определении крутизны резко возрастают при движении по глубокому снегу. Если снега по колено, то на 45-градусном склоне можно свободно дотянуться до него рукой, а на 30-градусном склоне - ледорубом, что создает иллюзию увеличения крутизны. Особенно это сказывается при движении вверх, когда глубокий снег резко увеличивает физическую нагрузку, создавая психологический эффект дополнительной крутизны
Определение крутизны склона с помощью ледорубов или лыжных палок: а) – склон 30 градусов, б) – 45 градусов, в) – 60 градусов, г) – 75-80 градусов, д) – определение крутизны при глубоком снеге.
Символика УИАА. При восхождениях удобно использование схемы маршрута в символах УИАА. При составлении схемы маршрут разбивается на отдельные участки, протяженность которых выбирают исходя из логики маршрута - от нескольких метров на сверхсложных скалах до нескольких сотен метров на снежных плато или осыпях.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |