Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Техника определения стихотворных размеров
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ № 8 Виды тропов и стилистических фигур 1. Повторение и закрепление теории Эпитет- это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М. Горький.) Сравнение - это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (А. Толстой.)(«лес, точно терем расписной»; «Летели дни, крутясь проклятым роем»); Метафора- это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А. Пушкин.) Гипербола- образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский.) Литота - выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Н. Некрасов.) Перифраза - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты, замена названия предмета описанием его признаков (море — свободная стихия). Автор «Героя нашего времени» (вместо М. Лермонтов.) Олицетворение- перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Утешится безмолвная печаль... (А. Пушкин.) Метонимия - это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями, перенос наименования с одного предмета на другой: содержание и содержимое (просторный класс — класс молчал), материал и изделие из него («фарфор и бронза на столе»), имя автора и его произведение (читал Пушкина), место действия и люди, события (вся столица молилась), т. е. все жители. Я три тарелки съел. (И. Крылов.) Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними,использование единственного числа вместо множественного или наоборот («Мы все глядим в Наполеоны»), целого вместо части («Белеет парус одинокий», «Так пел ее голос»).Все спит - и человек, и зверь, и птица. (Н. Гоголь.) Антитеза- это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г. Державин.) Стилистические фигуры: Повтор слов(Настигаю. Настигаю). Бессоюзие- стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (А. Пушкин.) Анафора- это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством.(М. Лермонтов.) Эпифора– это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь) Инверсия– необычный порядок слов(«Отговорила роща золотая»). Риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь.) Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля!»; «Подруга дней моих суровых!» (А. Пушкин.) Восклицание(«Мороз и солнце, день чудесный!»). Умолчание -это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.«Мои мечты... они чисты»; «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барон». Парцелляция – деление предложения на самостоятельные отрезки: «Враг мой равен. Полноправен». Градация- это стилистическая фигура, состоящая в таком расположен' слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов.) Параллелизм– это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт. (В. Лебедев-Кумач) Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский) Аллегория–иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Звукопись – повтор одинаковых звуков: Задремали звезды золотые, Задрожало зеркалo затона. Ассонанс – повторение гласных звуков: Дремотой розовой объята Размер: Ямб(ÈÈ /)— двусложная стопа с ударением на втором слоге ÈÈ/ / ÈÈ/ / ÈÈ/ / ÈÈ/ И о´н / к уста´м / мои´м / прини´к (Пушкин) Хорей (È /È)— двусложная стопа с ударением на первом слоге È/È / È/È / È/È / È/È Но´чь ти / ха´. Пус / ты´ня / вне´млет / бо´гу… (Лермонтов) В ямбе, как правило, ударения падают на чётные, а в хорее – на нечётные слоги. Но вовсе не обязательно, чтобы ударение падало на все чётные слоги в ямбе или на все нечётные – в хорее. Слова в русском языке по количеству слогов и по месту ударений неодинаковы. В многосложных словах, включающих в себя по нескольку стоп, отдельные стопы утрачивают ударение, положенное по схеме. Стопа, состоящая из двух безударных слогов, называется пиррихием:
Мча´тся / ту´чи,/ вью´тся / ту´чи; Неви / ди´мко / ю лу / на´… (Пушкин) Иногда стихотворных размерах силлабо-тонической системы, напротив появляется дополнительное, сверсхемное ударение: Шве´д, ру´с / ский – ко´ / лет, ру´ / бит, ре´жет. (Пушкин) Стопа, состоящая из двух ударных слогов, называется спондеем. Следовательно, в ямбе и хорее при появлении пиррихия и спондея количество ударений в строках будет различным. Однако пиррихий и спондей не изменяют в принципе ритмического строя того или иного размера; они придают стихам звуковое разнообразие и подвижность, усиливая их выразительность
Размер может быть осложнен: Усеченной стопой (отсутствие безударного слога в конце строки) Спят во тьме ночной. Удлиненной стопой (лишний безударный слог в конце строки) Мой голос для тебя и ласковый и томный. Дактиль(È /ÈÈ)— трехсложная стопа с ударением на первом слоге Тучки небесные, печные странники. È /ÈÈ/È /ÈÈ Ру´сь не ше / ло´хнется, È /ÈÈ/È /ÈÈ Ру´сь – как у / би´тая! (Некрасов) Ударения в дактилическом стихе падают обычно на слоги 1, 4, 7, 10 и т.д., т.е. через два на третий. Амфибрахий(ÈÈ /È)— трехсложная стопа с ударением на втором слоге Нe ветер бушует над бором. ÈÈ /È/ÈÈ /È/ÈÈ /È/ И ску´чно / и гру´стно,/ и не´ко / му ру´ку / пода´ть ÈÈ /È/ÈÈ /È/ÈÈ /È В мину´ту / душе´вной / невзго´ды… (Лермонтов) В стихе амфибрахия ударение падает на слоги 2, 5, 8, 11 и т.д., т.е. тоже через два на третий. Анапест(ÈÈÈ /)—трехсложная стопа с ударением на третьем слоге Пропаду от тоски я и лени. ÈÈÈ //ÈÈÈ //ÈÈÈ //ÈÈÈ // Вот пара´д / ный подъе´зд. / По торже´ст / венным дня´м… (Некрасов) В анапесте ударными являются слоги 3, 6, 9, 12 и т.д. В трёхсложных размерах также наблюдается иногда пропуск ударения, положенного по схеме.
Строфика. Рифма
Строфика (от греч. strophe – поворот) – это раздел стиховедения, посвященный изучению общей композиции стихотворного текста, изучению его больших, чем стих, ритмических единиц. Существуют различные типы ритмической организации стихотворного текста и соответствующего ей интонационного и графического представления. Строфа – отрезок стиховой речи, объединенный закономерным чередованием рифм. В русской поэзии господствуют строфы простые. Из них самая элементарная — двустишие, где строки рифмуются между собой. Самая распространенная в русском стихе строфа — четверостишие. Строфа может сочетать в себе: • двустиший • пятистиший • трехстиший • шестистишии • четверостиший (катрен)•семистиший (септима) • восьмистиший (октава) и п. д. Сонет— 14 стихов (2 катрена + 2 терцета или 3 катрена + + 1 двустишие). Чаще всего используется строфа, где присутствуют две пары рифмующихся строк (всего три типа:
· с рифмой парной — ААбб; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... Там Русью пахнет! · перекрестной — АбАб; Нелюдимо наше море, · кольцевой — АббА). Но вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, Своим любуясь возмущеньем...
4 типа рифм: • мужская (ударение на последний слог); • женская (на предпоследний слог); • дактилическая (на 3 слог от конца); • гипердактилическая (на 4 слог от конца); Рифма бывает: • точная (властью — страстью); • неточная (милый — силой); • приблизительная (поговорку — пятеркой); • мужская (ударение на последний слог): попал / на бал; • женская (ударение на предпоследний слог): селенье / уединенье: Жанр: • лирическое стихотворение • миниатюра • послание • сонет • элегия • баллада и др.
Техника определения стихотворных размеров Усвоив основные ритмические принципы различных систем стихосложения, можно научиться безошибочно определять стихотворный размер любого поэтического произведения. При определении размера силлабо-тонического стиха необходимо помнить следующее: 1.Стопа, как условная мера, не тождественна слову. Стопы существуют не в отдельном слове, которое они часто рассекают, а в строке в целом. Поэтому определять стихотворный размер по отдельному слову нельзя.Например, строку «Тучки небесные, вечные странники!», судя по первому слову, можно принять за хорей, а на самом деле это дактиль. Первая строка в данном случае вбирает в себя целое слово тучки и отсекает один слог от следующего: ту´чки не/бе´сные… Необходимо также учитывать, что последние стопы могут быть усечёнными или наращёнными, поэтому при определении размера стиха на них ориентироваться нельзя. 2. Размеры в силлабо-тонической системе не всегда предстают в чистом виде, они часто осложняются пиррихием и спондеем: Ноче/ва´ла тучка / золо/та´я… это хореический стих с двумя пиррихиями. По одной строке трудно определить размер; ритм стиха отчётливо выявляется тольковряде строк. Во избежание ошибки, следовательно, нужно разбить на стопы и другие строки с ясно выраженной схемой размера: Утром / в пу´ть он/а´ ум/ча´лась ра´но… Для точности определения размера можно использовать график, в котором сверху обозначаются номера слогов, а слева номера строк. В анализируемом отрывке надо расставить ударения в каждой строке, затем обозначить ударные слоги (+) в графике. В зависимости от того, на какие слоги (по номерам) будут падать в основном ударения, получим схему определяемого размера. Например, в стихотворении Н.А. Некрасова «Памяти Добролюбова» схема будет такой:È/È/ È/È / È/È / È/È / È/ Но сли´шком ра´но тво´й уда´рил ча´с, È / È/È / È/È / È/È / È/È И ве´щее перо´ из ру´к упа´ло. È / È/È / È/È / È/È / È/È Како´й свети´льник ра´зума уга´с! È / È/È / È/È / È/È / È/È Како´е се´рдце би´ться переста´ло!
Как видим, все ударения падают на чётные слоги. Это бесспорный ямб. Помогает в определении структуры стиха также скандирование, т. е. чтение стихов вслух с подчёркиванием их ритмического строя.При скандировании отчётливо выделяются и логическое, и ритмическое (которое требуется по схеме размера) ударения, в результате чего создаётся определённая ритмическая инерция. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |