Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Олимпиада по русскому языку  для 8 класса




Задание 1. Каким звуком различаются следующие пары слов: семя – семья, полёт – польёт, Коля – колья. Для чего пишется Ь во вторых словах каждой пары?

Задание 2. Выполните морфемный анализ следующих слов: соломинка, корзинка, пылинка, тычинка.

Задание 3. Объясните значение фразеологизмов: явиться как снег на голову; подняться ни свет ни заря; быть камнем преткновения; совать нос не в своё дело.

Задание 4. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.

Задание 5. Определите падеж имён существительных в следующих предложениях: По улицам слона водили. Цыплят по осени считают. Ель заслоняет клён. Музей посетили экскурсанты. Аквариум – искусственный водоём или резервуар для содержания рыб, водных животных и растений.

Задание 6. Поставьте следующие глаголы в форму 3 лица множественного числа: строить, колыхаться, бороться, сеять, гонять, присмотреться, тащить, таять, таить, припаять, хотеть, бежать, увидеть, вытерпеть.

Задание 7. Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях: На забор взлетел кочет и закричал. Скорый поезд прибыл с Крыма. В магазин привезли красивую тюль. Крыша покрыта новой толью. Учитель видел будущую перспективу дальнейшего развития ученического коллектива.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы: ране..ый боец – изране..ный солдат; сея..ая мука – посея..ое зерно; коше..ый или некоше..ый клевер; тка..ая скатерть – вытка..ый ковёр; балова..ый ребёнок – избалова..ое дитя; стриже.. ый мальчик – стриже..ые под польку волосы; гашё..ая или негашё..ая известь – погаше..ый костёр.

Задание 9. Образуйте, по возможности, формы повелительного наклонения от следующих глаголов: петь, пить, поить, вить, веять, мыть, рыть, крыть, кроить, жечь, хотеть, мочь, видеть.

Задание 10. Придумайте два предложения таким образом, чтобы в состав одного входило наречие в форме сравнительной степени, а в другое – прилагательное в той же форме. Например: приятнее – приятнее.

Задание 11. Докажите, что в данном предложении можно употреблять любую из частиц, стоящих в скобках. Как при этом изменяется смысл предложения? Когда к ней (не, ни) придёшь, она недовольна.

 

Ответы на вопросы олимпиады для 8 класса

Задание 1. Данные пары слов отличаются звуком [й,]. Ь разделительный, он разделяет гласную букву от согласной: по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос (всего 2 балла).

Задание 2. Солом-ин-к-а, корзин-к-а, пыл-инк-а, тычинк-а: по 1 баллу за каждое слово (всего 4 балла).

Задание 3. Явиться как снег на голову (явиться неожиданно); подняться ни свет ни заря (подняться рано); быть камнем преткновения (быть затруднением); совать нос не в своё дело (быть любопытным): по 1 баллу за каждый правильный ответ (всего 4 балла).

Задание 4. Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль: по 1 баллу за каждое значение (всего 5 баллов).

Задание 5. Определите падеж имён существительных в следующих предложениях: По улицам (Д) слона (В) водили. Цыплят (В) по осени (Д) считают. Ель (И) заслоняет клён (В). Музей (В) посетили экскурсанты (И). Аквариум (И) – искусственный водоём (И) или резервуар (И) для содержания (Р) рыб (Р), водных животных (Р) и растений (Р): по 0,5 балла за каждый правильный падеж (всего 7,5).

Задание 6. Строят, колышутся, борются, сеют, гонят, присмотрятся, тащат, тают, таят, припаяют, хотят, бегут, увидят, вытерпят: по 0,5 балла за каждую форму (всего 7 баллов).

Задание 7. На забор взлетел петух и закричал. Скорый поезд прибыл из Крыма. В магазин привезли красивый тюль. Крыша покрыта новым толем. Учитель видел перспективу развития ученического коллектива: по 1 баллу за каждое предложение (всего 5 баллов).

Задание 8. Раненый боец – израненный солдат; сеяная мука – посеянное зерно; кошеный или некошеный клевер; тканая скатерть – вытканный ковёр; балованный ребёнок – избалованное дитя; стриженый мальчик – стриженные под польку волосы; гашёная или негашёная известь – погашенный костёр: по 0,5 балла за каждое слово (всего 7,5 балла).

Задание 9. Пой, пей, пои, вей, вей, мой, рой, крой, крои, жги, хотите, моги, видите: по 0,5 балла за каждую форму (всего 6,5 балла).

Задание 10. По 1 баллу за каждое предложение (всего 2 балла).

Задание 11. Когда к ней не придёшь, она недовольна (девочка недовольна только тогда, когда к ней не приходят). Когда к ней ни придёшь, она недовольна (девочка всегда недовольна): по 1 баллу за каждое предложение и объяснение (всего 2 балла).

 

Всего 52,5 балла

 

 

Олимпиада по русскому языку  для 9 – 11 классов

 

Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах: баловать, диспансер, завидно, звонишь, каталог, ремень, ходатайствовать, щавель, договор, положить.

Задание 2. Какой главный признак поможет Вам различить тексты на болгарском и польском языках? Свой ответ поясните.

Задание 3. Чем отличается графолог от графомана?

Задание 4. Слова каких частей речи могут заканчиваться на «я»? Приведите по одному примеру на каждую часть речи (допустимы любые формы слов).

Задание 5. Какие из приведённых слов этимологически родственны: проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка. Аргументируйте свой ответ.

Задание 6. Изменится ли синтаксический состав предложения «Лунная ночь» при изменении порядка слов? Поясните свой ответ.

Задание 7. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: что в приведённых строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?:

  Мои богини! Что вы? Где вы? Внемлите мой печальный глас: Всё те же ль вы? Другие ль девы, Сменив, не заменили вас?  

 

Задание 8. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:

1) «Птицы одинакового оперенья держатся вместе»;

2)«Когда море вернёт всех погибших в нём»;

3)«У него ещё за ушами не просохло»;

4)«Для каждой собаки наступит её день»;

5)«Не стоит пороха и дроби»;

6) «Чёрная овца в семье».

Задание 9. Закончите рассуждение, подтвердив его примерами. «Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает 5 место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, но …».

Задание 10. Придумайте текст радиорекламы этимологического словаря русского языка.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...