Часть 2: «Человек и человечество» (35 ч)
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6 ч)
Человек - дитя природы и общества. «Маугли» - человек, вне человеческого общения. Основные психологические отличия человека от животных,
Основные качества личности. Роль сознания и воли в поведении человека.
Эмоции - их значение для человека и правила их проявления.
Отличия чувств от эмоций. Роль эмоциональных состояний в поведении человека. Настроение. Тревожность.
Что такое характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (7 ч)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество - самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка.
РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (10 ч)
История человечества - возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества - смена нескольких эпох - «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах правилах морали: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (3 ч)
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом). Религии мира - религии, распространившиеся во многих народах мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 ч)
Образ «мирового хозяйства», объединяющего все человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Организация Объединенных Наций — как сообщество почти всех государств мира. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН «Декларация прав человека».
Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества.
Все человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества. Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас.
Экскурсия в краеведческий музей.
Часть 1: «Человек и природа»
Количество проверочных работ– 16
Количество контрольных работ– 2
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ (естествознание) – 1
Часть 2: «Человек и человечество»
Количество проверочных работ– 3
Количество контрольных работ– 2
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ (обществознание) – 1
Количество экскурсий– 2
Проектная деятельность – 1
Тематическое планирование
№
п/п
| Раздел, тема
| Количество
часов
|
| Часть 1: «Человек и природа»
| 33
| 1.
| РАЗДЕЛ I. Как работает организм человека
| 18
| 2.
| РАЗДЕЛ II. Рукотворная природа
| 15
|
| Часть 2: «Человек и человечество»
| 35
| 3.
| РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК 1. Человек и его внутренний мир
| 6
| 4.
| 2. Человек в мире людей
| 10
| 5.
| РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 3. Человек и прошлое человечества
| 7
| 6.
| 4. Человек и многоликое человечество
| 3
| 7.
| 5.Человек и единое человечество
| 9
| | Итого
| 68
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Раздел, тема
| Количество
часов
| Дата проведения
по плану
| Дата проведения по факту
| Часть 1: «Человек и природа» (33 ч)
РАЗДЕЛ I.КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (18 ч)
| 1.
| Введение. Как мы будем учиться? Знакомство с учебником, повторение пройденного.
Кереш. Без ничек укыячакбыз? Дәреслек белән танышу, үткәннәрне кабатлау.
| 1
| 06.09
|
| 2.
| Как устроен организм человека.
Кеше организмы төзелеше
| 1
| 08.09
|
| 3.
| Кожа – «пограничник» организма.
Проверочная работа №1.
Тире – организмның «сакчысы».Тикшерү эше №1
| 1
| 13.09
|
| 4.
| Как человек двигается. Проверочная работа №2.
Кеше ничек хәрәкәтләнә. Тикшерү эше №2
| 1
| 15.09
|
| 5.
| Путешествие бутерброда.
Бутерброд сәяхәте
| 1
| 20.09
|
| 6.
| Как удаляются ненужные вещества.
Кирәк булмаган матдәләр ничек юкка чыгалар
| 1
| 22.09
|
| 7.
| Для чего и как мы дышим. Проверочная работа №3.
Без нәрсә өчен һәм ничек сулыйбыз. Тикшерү эше №3
| 1
| 27.09
|
| 8.
| Волшебная восьмёрка.
Тылсымлы сигезлек
| 1
| 29.09
|
| 9.
| Что такое кровь. Проверочная работа №4.
Нәрсә ул кан. Тикшерү зше №4
| 1
| 04.10
|
| 10.
| Почему наш организм работает слаженно.
Проверочная работа №5.
Ни өчен безнең организм бердәм эшли. Тикшерү эше №5
| 1
| 06.10
|
| 11.
| Окна в окружающий мир.
Әйләнә-тирә дөньяга тәрәзәләр
| 1
| 11.10
|
| 12.
| Многогранный мир чувств. Проверочная работа №6.
Күпкырлы хисләр дөньясы. Тикшерү эше №6
| 1
| 13.10
|
| 13.
| Родители и дети.
Ата-аналар һәм балалар
| 1
| 18.10
|
| 14.
| Отчего мы, иногда болеем. Проверочная работа №7.
Ни өчен кайвакыт без авырыйбыз. Тикшерү эше №7
| 1
| 20.10
|
| 15.
| Наши предки – древесные жители.
Безнең бабаларыбыз – агачта яшәүчеләр
| 1
| 25.10
|
| 16.
| На заре человечества.
Кешелек таңында
| 1
| 27.10
|
| 17.
| Учимся решать жизненные задачи. Проверочная работа № 8.
Тормыш мәсьәләләрен чишәргә өйрәнәбез. Тикшерү эше
№8
| 1
| 08.11
|
| 18.
| Контрольная работа №1 по теме «Человек и его строение».
«Кеше һәм аның төзелеше» темасы буенча контроль эш №1
| 1
| 10.11
|
| РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (15 ч)
| 19.
| Рукотворная жизнь.
Ясалма тормыш
| 1
| 15.11
|
| 20.
| На службе у человека. Проверочная работа №9.
Кешедә хезмәттә. Тикшерү эше №9
| 1
| 17.11
|
| 21.
| Покорение силы. Проверочная работа №10.
Көч казанышы. Тикшерү эше №10
| 1
| 22.11
|
| 22.
| Как человек использует свойства воды.
Су сыйфатларыннан кеше ничек файдалана
| 1
| 24.11
|
| 23.
| Как человек использует свойства воды.
Проверочная работа №11.
Су сыйфатларын кеше ничек куллана. Тикшерү эше №11
| 1
| 28.11
|
| 24.
| Экскурсия на водоканал. «Какую воду мы пьем?»
Су каналына экскурсия. «Без нинди су эчәбез?»
| 1
| 01.12
|
| 25.
| Как человек использует свойства воздуха.
Проверочная работа №12.
Һава сыйфатларын кеше ничек куллана. Тикшерү эше №12
| 1
| 06.12
|
| 26.
| Горные породы и минералы. Проверочная работа №13.
Тау казылмалары һәм минераллар. Тикшерү эше №13
| 1
| 08.12
|
| 27.
| Металлы. Проверочная работа №14.
Металлар. Тикшерү эше №14
| 1
| 13.12
|
| 28.
| Приручение огня. Проверочная работа №15.
Утны буйсындыру. Тикшерү эше №15
| 1
| 15.12
|
| 29.
| Как нам жить? Проверочная работа №16.
Безгә ничек яшәргә? Тикшерү эше №16
| 1
| 20.12
|
| 30.
| Контрольная работа № 2 по разделу «Рукотворная природа».
«Ясалма тормыш» бүлеге буенча контроль эш №2
| 1
| 22.12
|
| 31.
| Повторение по разделу «Рукотворная природа».
Учимся решать жизненные задачи. (см. темы учебник стр. 127)
«Ясалма тормыш» бүлеген кабатлау. Тормыш мәсьәләләрен чишәргә өйрәнәбез (дәреслек 127 бит)
| 1
| 10.01
|
| 32.
| Повторение. Природа, вещества, явления. Земля – планета жизни. Растения и животные. Природные зоны. Экосистемы.
Кабатлау. Табигать, матдәләр, күренешләр. Җир – тормыш планетасы. Үсемлекләр һәм хайваннар. Табигать зоналары. Экосистемалар
| 1
| 12.01
|
| 33.
| Итоговая контрольная работа №1 в формате ЕГЭ (естествознание)
БДИ форматында йомгаклау контроль эше №1
| 1
| 17.01
|
| Часть 2: «Человек и человечество» (35 ч)
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6 ч)
| 34.
| Кого можно назвать человеком?
Кемне кеше дип атап була?
| 1
| 19.01
|
| 35.
| Посмотри в своё «зеркало».
Үз «көзгеңә» кара
| 1
| 24.01
|
| 36.
| Как понять, что творится у друга на душе?
Дустыңның күңелендә нәрсә икәнен ничек аңларга?
| 1
| 26.01
|
| 37.
| Переживания, испытанные временем.
Вакыт белән тикшерелгән кичерешләр
| 1
| 31.01
|
| 38.
| Как узнать человека?
Кешене ничек танырга?
| 1
| 02.02
|
| 39.
| Обобщение по разделу: «Человек и его внутренний мир». Проверочная работа №1.
«Кеше һәм аның эчке дөньясы» бүлеген гомумиләштереп кабатлау. Тикшерү эше №1
| 1
| 07.02
|
| 2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (7 ч)
| 40.
| Что такое общество?
Нәрсә ул җәмгыять?
| 1
| 09.02
|
| 41.
| Как жить в мире людей.
Кешеләр дөньясында ничек яшәргә
| 1
| 14.02
|
| 42.
| Моё общество.
Минем җәмгыять
| 1
| 16.02
|
| 43.
| Права человека.
Кеше хокуклары
| 1
| 21.02
|
| 44.
| Повторение. «Человек в мире людей».
Кабатлау. «Кеше кешеләр дөньясында»
| 1
| 24.02
|
| 45.
| Контрольная работа № 1 по теме «Человек в мире людей».
«Кеше кешеләр дөньясында» темасы буенча контроль эш №1
| 1
| 28.02
|
| 46.
| Учимся решать жизненные задачи.
1. Тормыш мәсьәләләрен чишәргә өйрәнәбез
| 1
| 02.03
|
| РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 3. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (10 ч)
| 47.
| Первобытный мир. Первые шаги человечества
Беренчел дөнья. Кешелекнең беренче адымнары
| 1
| 07.03
|
| 48.
| Первобытный мир. Добро и зло в первобытном мире
Беренчел дөнья. Беренчел дөньяда игелек һәм явызлык
| 1
| 09.03
|
| 49.
| Древний мир. Рождение первых цивилизаций.
Борынгы дөнья. Беренче цивилизацияләрнең барлыкка килүе
| 1
| 14.03
|
| 50.
| Древний мир. Изобретения цивилизаций Древнего мира.
Борынгы дөнья. Борынгы дөнья цивилизацияләренең ачышлары
| 1
| 16.03
|
| 51.
| Средние века. Между древностью и новым временем.
Урта гасырлар. Борынгы һәм яңа вакыт арасында
| 1
| 21.03
|
| 52.
| Средние века. Как государство управляло обществом.
Урта гасырлар. Дәүләтнең җәмгыять белән идарә итүе
| 1
| 23.03
|
| 53.
| Новое время. Торжество Европы.
Яңа вакыт. Европаның тантанасы
| 1
| 04.04
|
| 54.
| Новое время. Все люди – братья!
Яңа вакыт. Барлык кешеләр – туганнар!
| 1
| 06.04
|
| 55.
| Новейшее время. Трудный шаг к единому человечеству.
Өр-яңа вакыт. Бердәм кешелеккә авыр адым
| 1
| 11.04
|
| 56.
| Новейшее время.Жестокий XX век. Проверочная работа №2.
Өр-яңа вакыт. Мәрхәмәтсез XX гасыр. Тикшерү эше №2
| 1
| 13.04
|
| 4. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (3 ч)
| 57.
| Короли, президенты и граждане.
Патшалар, президентлар һәм гражданнар
| 1
| 18.04
|
| 58.
| Расы и народы.
Расалар һәм халыклар
| 1
| 20.04
|
| 59.
| Кто во что верит. Проверочная работа №3.
Кем нәрсәгә ышана. Тикшерү эше №3
| 1
| 25.04
|
| 5.ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 ч)
| 60.
| Мировое хозяйство.
Дөньякүләм хуҗалык
| 1
| 27.04
|
| 61.
| Мировое сообщество государств.
Дәүләтләрнең дөньякүләм берләшмәсе
| 1
| 02.05
|
| 62.
| Что человечество ценит больше всего?
Нәрсәне кешелек барыннан артыграк кадерли?
| 1
| 04.05
|
| 63.
| Как нам жить?
Безгә ничек яшәргә?
| 1
| 09.05
|
| 64.
| Повторение. «Человек и человечество».
Учимся решать жизненные задачи.
Кабатлау. «Кеше һәм кешелек». Тормыш мәсьәләләрен чишәргә өйрәнәбез
| 1
| 11.05
|
| 65.
| Контрольная работа №2 по главе «Человек и человечество».
«Кеше һәм кешелек» бүлеге буенча контроль эш №2
| 1
| 16.05
|
| 66.
| Итоговая контрольная работа №2 в формате ЕГЭ (обществознание)
БДИ форматында йомгаклау контроль эше №2
| 1
| 18.05
|
| 67.
| Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками.
Йомгаклау контроль эшенә анализ. Хаталар өстендә эш
| 1
| 23.05
|
| 68.
| Проектная деятельность. Проект «Моё человечество»
Проект эше. Проект «Кешелеклелек»
| 1
| 25.05
|
| 69.
| Проектная деятельность. Проект «Моё человечество». Защита проектов
Проект эше. Проект «Кешелеклелек». Проектларны яклау
| 1
| 29.05
|
| 70.
| Экскурсия в краеведческий музей.
Туган як музеена экскурсия
| 1
| 31.05
|
|
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи
| Дата
| Изменения, внесённые в КТП
| Причина
| Согласование с зам. Директора по УР
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|