Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

С чего можно начать сочинение?




 

Предметом обсуждения является проблема, заявленная в тексте. Её нужно выявить и показать в сочинении. Следовательно, эту проблему и нужно назвать во вступлении, сформулировав виде тезиса.

Сформулировать проблему можно разными способами:

1. В виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве, например: В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. Или: Проблема воспитания является актуальной в наше время. Или: уважительное отношение к людям – проблема, без сомнения, актуальная в наши дни.

2. В форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме, например: (Д.С. Лихачёв и Т.Тэсс) поднимают в своих произведениях актуальную проблему, связанную с поведением человека в обществе.

3. Использование стилистических фигур:

- именительный темы: Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?;

- градации: Нужно ли воспитывать в людях терпимость, внимательность, уважение?;

- парное соединение однородных членов: Человек и общество, долг и обязанность, нравственность и гуманизм – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни;

- антитеза: Добро и зло, любовь и ненависть, альтруизм и эгоизм – нравственные категории, которые характеризуют человека;

- умолчание: Два текста… Такие разные и такие похожие… Они связаны обей мыслью: призывом уважительно относиться к людям;

- вопроса и ответа на него: Какая из проблем жизни общества наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, проблема человеческих взаимоотношений.

- риторический вопрос: Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Этим вопросом задаются многие.

4. Сообщение сведений об авторе текста и определения места проблемы в его творчестве, например: Академик Д.С. Лихачёв – крупнейший учёный-филолог и выдающийся педагог-просветитель наших дней. Огромное место в его творческом наследии занимают труды, связанные с гуманистическим воспитанием подрастающего поколения.

5. С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.: Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе». В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей.

6. В виде небольшого отступления: Каждый человек хочет, чтобы его ценили, уважали, любили. Но чтобы добиться такого отношения к себе, нужно самому быть внимательным к другим.

7. Путём подбора соответствующих примеров из классической литературы: «Что сделаю я для людей?» - сильнее грома крикнул Данко». Эти слова из известного произведения М. Горького знакомы каждому школьнику. Два героя: Данко и Ларра. Две позиции: любовь к людям и любовь к себе. Какая из них правильная? Как жить в обществе? Каким правилам следовать? На эти вопросы пытаются дать ответы многие, в том числе Д.С. Лихачёв. Или: Каждый из нас часто бывает в городском парке. Как похорошел он в последнее время! Повсюду чувствуется забота о нас, жителях города. Аккуратно подстриженные кустарники, новые удобные скамейки, ухоженные цветочные клумбы. И вдруг – исписанные стены летнего театра, вытоптанные газоны, разбросанный возле пустых урн мусор… Проблема воспитания, к сожалению, остаётся актуальной и сегодня.

8. Описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстом: Большое впечатление произвело на меня письмо Д.С. Лихачёва, посвящённое проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает. Или: Текст о хороших манерах очень интересен и поучителен. В нём поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

 

Основная часть.

 

В основной части нужно прокомментировать сформулированною проблему с опорой на предложенный текст и имеющийся жизненный опыт, высказать собственную точку зрения и привести аргументы (доказательства,. Факты, примеры), убеждающие нас в её правомерности.

Для этого необходимо этически корректно сформулировать собственное мнение по анализированной проблеме, согласившись или нет с позицией автора. Аргументируя собственную позицию, пишущий должен опираться на жизненный и читательский опыт, выстроить их логически последовательно. Для этого необходимо хорошо представлять, какую мысль вы доказываете, т.е. понимать суть проблемы.

Аргументы должны быть краткими, точными, вескими.

Можно построить систему аргументации, выразив своё согласие с автором текста, используя предложения с вводными конструкциями, указывающими последовательность доводов, фактов, например: Трудно не согласиться с автором текста. Во-первых,..; Во-вторых,..; В-третьих,..

Целесообразно употребление СПП с придаточными причины, например: Я разделяю точку зрения автора (Мне близка мысль автора… Позиция автора убедительна…), потому что…

Можно применить синтаксические конструкции с доказательством от противного, например: Попробуем не согласиться с автором текста. Или: Представим, что автор текста не прав.

Уместно использовать вопрос и ответ на него: Разве можно не согласиться с автором текста? Конечно, нет. Он прав, поднимая актуальную проблему и подсказывая нам пути её решения. Он прав, убеждая нас быть внимательными к другим, доброжелательными и терпимыми. Он прав, показывая уровень нашей воспитанности через призму наших взаимоотношений.

 

Заключение.

 

В заключении необходимо сделать общий вывод, подвести итог всему сказанному. Этот вывод будет зависеть от того, о чём говориться во введении. Нужно помнить, что вывод в рассуждении – это доказанный тезис. Введение и заключение должны быть связаны между собой. Кроме того, вывод должен быть связан с темой сочинения и его основной мыслью. Наличие вывода в сочинении указывает на завершённость текста работы.

 

Образец сочинения-рассуждения на тему:

«Человек и окружающие его люди».

 

В наше время остро стоит нравственная проблема – проблема бережного отношения к окружающему миру, к людям, которые живут рядом с нами. Она является предметом обсуждения в средствах массовой информации, темой публицистических и художественных произведений. Данной проблеме посвящено письмо Д.С. Лихачёва.

Автор считает, что каждому человеку нужно воспитывать в себе необходимость уважительного отношения к другим. Для чего это нужно? Мы живём в обществе и должны подчиняться определённым законам, правилам поведения, которые регулируют наши отношения. Если мы будем внимательны к другим, то и они будут относиться к нам так же. Главное, о чём следует заботиться, по словам академика Д.С. Лихачёва, «чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».

Человек не должен быть эгоистом, забывая о тех, кто рядом. Ведь в конечном он станет одиноким, отверженным обществом, несчастным. Печальная повесть о … служит наглядным примером.

Я полностью разделяю точку зрения автора текста. Нужно уважать людей, учиться быть вежливыми и внимательными, и тогда мы все будем чувствовать себя хорошо.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 141.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...