Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: «СОЗНАНИЕ: ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ»
Цель:Сформировать у студентов знания по проблеме происхождения, сущности и структуры сознания, отражения, психики и их структуры. План лекции: 1. Происхождение сознания. 2. Сознательное и бессознательное.
1. Происхождение сознания. С философским учением о материи непосредственно связано учение о сознании. Споры о сущности сознания длятся много веков. В идеализме сознание истолковывается как первичная субстанция, стоящая над материальным миром и его порождающая (солипсизм – данный философский подход). Для материалистов сознание – способность идеального воспроизведения действительности (физикализм). Материалистическая философия исходит из 3 принципов: 1. Признание сознания функцией мозга; 2. Признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3. Понимание сознания как продукта общественного развития. Сознание – это продукт общественно-исторического развития, высшая, свойственная только человеку, форма отражения объективной действительности, регулятор деятельности человека. Сознание связано с понятием «отражение». Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависит от уровня организации материи. Выделяют 3 основных уровня: 1. Отражение в неживой природе 2. На биологическом уровне 3. Социальное В неживой природе отражение проявляется в виде физикохимических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы – ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия – безусловные и условные. Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторуюсигнальную систему – слова-понятия (это уже возникновение сознания). Сознание – это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Формирование сознания связано с возникновением труда. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания. Сознание – это функция сложнейшей материальной, физиологической системы – человеческого мозга. Социальное (сознание) - высшая форма отражения. Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных). Активность сознания проявляется в том, что оно: 1. Отражает мир целенаправленно и избирательно; 2. Конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; 3. Разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; 4. Служит основой преобразовательной деятельности человека. 5. Вещественным носителем сознания является язык человека. Наша речь есть способ выражения, сохранения, передачи мыслей. Это система знаков. Мысли мы выражаем с помощью слов, понятий, суждений, умозаключений.
2. Сознательное и бессознательное. С точки зрения современной науки и философии, «психика» (психическая деятельность) и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. Психика включает в себя 3 уровня: 1. Сознание связано с деятельностью коры головного мозга 2. Подсознание – это психические процессы, возникающие под влиянием сложных поведенческих программ, доведенных до автоматизма и ставших навыками. 3. Бессознательное – элемент неосознанной сферы психической деятельности, процессами в подкорке. Под бессознательным понимаются сновидения, оговорки, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п. Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного. К проблеме бессознательного в истории философии обращались Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Но наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в 20 веке австрийским психологом и психиатромЗигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Согласно Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру: 1. «Оно» – безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные). Оно подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половой инстинкт. 2. «сознательное Я» - посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними. 3. Сверх-Я – это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора. Нежелательное влечение может быть: 1. Вытеснено в бессознательное незаряженным, загнано в самые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; 2. Сублимировано (сублимации – возвышение), т.е. на цели социально и культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование и т.д.). Т.о., вся жизнь человека по Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо. Такой подход вызвал бурную реакцию в научном мире. Последователь и ученик ФрейдаКарл Густав Юнг подверг критике пансексуализм своего учителя, доказывая, во-первых, недоступность анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытеснения сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение культуры и творчества только с позиций либидо. В своей оригинальной концепции бессознательного Юнг исходил из того, что бессознательное: 1. Вовсе не является океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; 2. Вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания; 3. Действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую степень развития.
Вопросы к лекции №13:
1. Что такое сознание? 2. Какой подход к сознанию выдвигают материалисты? 3. Что такое солипсизм? 4. Что представляет собой психика и какова ее структура? 5. Какую структуру психики предложил З. Фрейд?
Лекция №14. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |