Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Написание и оформление научной работы




Выбор темы

    Работа над научной работой начинается с выбора темы. Она должна отвечать многим требованиям: учитывать наличие источников и возможность доступа к ним, соответствовать склонностям дипломанта, увлекать перспективой получения интересных результатов.

    На историческом факультете установилась практика, в соответствии с которой тема научной работы, по крайней мере, в ее общем виде, намечается не позже третьего года обучения (начала специализации). Данный порядок обеспечивает возможность увязать изучение специальных дисциплин с подготовкой научной работы, а курсовые сочинения сделать этапами этой подготовки. Темы научных работ и научные руководители утверждаются на заседании кафедры. В выборе темы студентам предоставляется возможность проявить самую широкую инициативу. Выбор темы не может быть обусловлен, скажем, только тем, что она не освещена в литературе. Разработка темы должна иметь и познавательное значение.

    В рамках научной работы нет возможности осветить слишком широкую тему, не ограниченную хронологическими, территориальными или какими-либо другими рамками, типа: «Образование Российского централизованного государства». В каждой из такого рода тем есть всегда вопросы и проблемы недостаточно изученные, которые и могут стать предметом самостоятельного исследования. Интерес к широким проблемам может быть удовлетворен выбором тем, носящих обзорный характер, например: «Актуальные проблемы истории образования Российского централизованного государства в историографии 60–90-х гг.».

 

Выполнение научной работы

    Выбор темы носит не окончательный, но предварительный характер. В процессе работы она может уточняться или видоизменяться. По ходу изучения в зависимости от полученных результатов круг вопросов, освещенных в научной работе, сужается или, наоборот, расширяется, уточняются хронологические и территориальные рамки исследования, вносятся другие изменения. Однако, после утверждения темы какие-либо ее изменения могут быть внесены только по представлению кафедры соответствующим приказом.

    Работа над темой начинается с составления плана ее изучения. Ошибкой является составление не плана работы над темой, но плана самого сочинения. План должен включать в себя как определение содержания и характера той работы, какую надо проделать для изучения темы, так и распределения этой работы по этапам. План, составленный с помощью научного руководителя, складывается из следующих основных частей:

1. Составление библиографии общей и специальной литературы по теме.

2. Выявление всех необходимых видов источников.

3. Изучение литературы и источников.

4. Определение главных вопросов, составляющих тему, последовательность их изучения и обобщения полученных результатов в курсовых работах.

Каждая из тем обладает своими особенностями, в зависимости от которых рабочие планы могут варьироваться. Содержание рабочего плана в значительной степени зависит от того, с каким заделом студент приступит к изучению избранной темы.

Намеченная выше последовательность в работе над темой носит условный характер. На практике составление библиографии, выявление и изучение литературы и источников ведутся одновременно. Однако, каждая из частей плана имеет относительную самостоятельность и требует знания определенных приемов, облегчающих и ускоряющих работу.

Составление библиографии темы научной работы следует начинать с ознакомления со сводными и тематическими библиографиями.

В процессе работы над темой необходимо систематически следить за выходящей специальной и общей литературой, а также справочными изданиями. Во всех затруднительных ситуациях при отборе необходимых для работы публикаций следует обращаться к научному руководителю и работникам библиографического отдела научной библиотеки университета.

Следующим этапом работы является изучение историографии темы. Этот этап один из наиболее сложных и ответственных в подготовке научной работы. Никакое самостоятельное изучение темы невозможно без исчерпывающего и ясного представления о то, что уже сделано в плане ее разработки. Начать следует с обобщающих историографических трудов. В дополнение к ним нужно изучить специальные историографические главы и историографические введения к отдельным монографиям и статьям. Ознакомление с историографическими работами необходимо, но недостаточно. Надо стараться составить собственное мнение если не о всех, то о наиболее значительных для темы работах.

Изучение литературы надо вести, начиная с трудов сводного характера,

Переходя далее к более частным работам. Изучение литературы можно считать завершенным, если получено достаточно полное представление о степени исследования темы с фактической стороны, составе документов и материалов, вошедших в научный оборот, оценке значимости этих документов отдельными авторами, существе и аргументированности их выводов. В литературе, в особенности по относительно узким проблемам и темам, как правило, не бывает единого мнения. Расхождения в наблюдениях и выводах отдельных авторов должны являться предметом особого внимания исполнителя. Эти расхождения могут быть результатом неоднородного состава используемых документов, различием методики их обработки и использования, рядом других причин, в том числе простых ошибок. Литература обычно дает представление о том, в каких документальных изданиях и архивах могут оказаться новые документы по интересующей теме.

Работа с литературой дает возможность восполнить библиографию, определить тот круг источников, который широко используется авторами, и что особенно важно, установить состав источников мало или совсем не привлекавшихся литературой для освещения темы.

Выявление, отбор, систематизация и изучение документов являются следующими этапами работы над темой. Изучение документов следует начать только после ознакомления с историографией темы. Нарушение этого правила почти всегда ведет к затрате времени на работу, уже проделанную ранее исследователями.

Если по плану работы над темой предполагается поиск материалов в архивах, то никогда не следует начинать его до тех пор, пока не выявлены опубликованные материалы.

Документы и материалы, выявленные и отобранные для изучения после соответствующей их оценки на достоверность, полноту и значимость, целесообразно разделить на группы: широко используемые в литературе, упоминаемые и частично используемые, документы, о которых нет упоминаний или сведений в литературе. Последняя группа представляет наибольший интерес. Но следует иметь в виду, что важны не вообще новые источники, но источники, содержащие какие-либо не известные ранее сведения или проливающие дополнительный свет на уже известные факты. Копии наиболее интересных документов могут быть приложены к научной работе.

Анализ документов как внутри групп, так и всего их корпуса, обязательно производить по типам принятыми в источниковедении методами. В каждом из типов источников исторический факт отражает лишь одну или несколько сторон события или явления. Эта особенность источников определяет необходимость изучения возможно большего их числа и типов с одновременным сравнением и сопоставлением выявленных в них данных между собой и с данными, уже известными в литературе.

Работа с источниками и литературой отражается в форме отдельных выписок, конспектов, рефератов и аннотаций. Аннотации составляются на те работы, в которых ожидался, но не найден нужный материал.

 

Написание и оформление научной работы

Стройность и логичность научной работы зависят от того, насколько полно и четко определена и сформулирована ее цель, то есть то, ради чего, собственно, пишется сочинение. Сформулировав цель работы, надо тщательно продумать путь и систему доказательств и выбрать соответствующую теме и материалу форму изложения. Наблюдения и выводы, сделанные в процессе систематизации собранного материала, целесообразно отразить в форме кратких тезисов, которые должны охватывать основное содержание научной работы. На основании этих тезисов и разрабатывается общий план изложения. Этот план имеет вспомогательное, рабочее значение. В научной работе он не приводится, но отражается в её оглавлении. Какого-либо стандарта структуры научной работы не существует. Ее форма определяется характером темы, спецификой документальной основы. Однако, при всем разнообразии возможных форм изложения в научной работе обязательно должны найти отражение следующие моменты: оценка научного и познавательного значения темы, её места в более широкой проблеме.

Методологическими принципами, определяющими подход к теме, должны быть принципы научности, историзма, диалектического и логического метода, анализа и синтеза, системности изучения. В основу работы должны быть положены методы исследования, общепринятые в мировой практике.

Обязательной частью каждой работы должен быть раздел, характеризующий историографию и источниковую базу темы. Он должен дать четкое представление о степени изученности темы и вопросов, ее составляющих, и выявить неисследованные и дискуссионные аспекты проблемы. Изложение историографических вопросов строится в рамках принятой периодизации истории исторической науки, характеристика источников обязательно дается по их типам.

Основная часть научной работы должна содержать результаты самостоятельного изучения источников и литературы. В этой части тема освещается с фактической стороны, отражается ход аналитической работы, формулируются и обосновываются выводы и наблюдения автора.

Вопросы, связанные с характеристикой значимости темы, цель и задачи научной работы, обоснование ее структуры необходимо освещать во Введении к работе.

В некоторых случаях цель и задачи научной работы и обоснование ее структуры целесообразно определить после освещения вопросов историографии темы.

Историографический и источниковедческий обзоры в зависимости от темы могут быть отнесены в особые разделы введения или составлять особую главу научной работы.

Закономерен и другой вариант: принципиальные вопросы историографии освещаются во введении или специальной главе, а остальные вопросы историографии затрагиваются по ходу изложения основного содержания темы. Этот прием особенно удобен в том случае, если в сочинении значительное место занимают элементы полемики.

Опыт показывает, что в научной работе целесообразно выделить 2-3, редко 4 самостоятельных главы с 2-3 параграфами в каждой или 3-4 главы без подразделения на параграфы. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов - названия глав.

В конце глав и параграфов делаются сжатые обобщения и выводы. Все сочинение в целом замыкается общим заключением. Оно не должно быть переложением содержания работы. В нем обобщаются и оцениваются итоги всей работы, и по возможности намечаются пути и средства дальнейшего исследования проблемы.

Структура работы, ее общий план и общее содержание отражаются в оглавлении. Оно дает возможность сразу ориентироваться в характере темы и тех основных вопросах, которые освещаются в рамках этой темы. Оглавление предпосылается основному тексту (идет сразу за титульным листом).

Дополнением (впрочем, необязательным) к научной работе служит приложение, составляющее самостоятельный ее раздел. В Приложении помещаются копии наиболее интересных документов, большие статистические таблицы и вкладки, словари терминов и сокращений, иллюстративный материал. Объем Приложения не ограничен.

Все таблицы, графики, карты и другие подобные материалы (если они имеются), помещенные как в тексте работы, так и в Приложении, должны иметь заголовок, пояснения и свою нумерацию (отдельную для текста работы и для Приложения), а также ссылки на источник. Ссылки помещаются не в подстрочнике, а сразу под таблицей, схемой и т.п. Если таблицы, графики, схемы и т.п. составлены автором, то на той же странице под ними необходимо сделать примечание: «Составлено автором по:» далее следует указать источник.

Научная работа выполняется на бумаге стандарта А4 на одной стороне листа. Каждая страница работы должна иметь поля: верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм (для скрепления страниц). Научная работа предоставляется к защите в твердом переплете. Недопустимо представление работы в виде непереплетенных и нескрепленных листов. Объем ее должен быть до 80 страниц машинописного текста (введение до 10 страниц, основная часть – до 65 страниц, заключение – до 5 страниц). Страница машинописного текста содержит 30 строк через 2 интервала (включая сноски) по 60 знаков в строке, то есть примерно 1800 знаков. Из этого следует исходить при исчислении объема работы в рукописном виде.

Все страницы научной работы, включая Список источников и литературы, нумеруются по порядку от титульного листа, на нем цифра «1» не ставится, не нумеруется и следующая за Титульным листом страница Оглавления. Порядковый номер ставится по середине верхнего поля, начиная с цифры «3».

Работа должна быть подписана автором дважды – на Титульном листе и последней странице Заключения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 136.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...