Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина




 

Экономическое поведение  – образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности. Рациональный человек совершает определенное действие, пока выгоды превышают издержки.

 

Типы рационального поведения:

 

1. Рациональное поведение, диктуемое личным интересом;

2. Рациональное поведение, при котором преследуются цели, стоящие непосредственно в момент выбора.

В целом рациональность предполагает получение максимальной выгоды при минимальных затратах.

1. Полная (неограниченная, сильная) рациональность предполагает, что человек использует всю имеющуюся информацию наилучшим образом и максимизирует свою выгоду.

2. Ограниченная (полусильная) рациональность отражает трудности в сборе и анализе информации и ограниченности познавательных способностей человека, что приводит к использованию не всей полноты имеющейся информации. Ограничения могут быть вызваны физическими, биологическими и социальными факторами.

3. Органическая (процессуальная, слабая) рациональность предполагает, что рациональность выбора может быть ограничена формальными и неформальными правилами.

Некоторые экономисты выделяют также преднамеренную рациональность.

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом. Потребление – использование, употребление. Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.

 

Виды потребления:

 

1) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства);

2) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей).

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Ограничения на пути достижения цели потребителя: потребительский, семейный бюджет (баланс денежных доходов и расходов семьи); цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Т. Веблен ввел теорию приверженности к «престижному», демонстративному потреблению и накоплению капитала, т. е. потреблению товаров и услуг с целью получения эффекта от демонстрации их использования.

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения.

Суверенитет потребителя – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.

 

Этапы рационального поведения потребителя:

 

1) осознание необходимости покупки; 2) поиск информации о товаре или услуге; 3) оценка возможных вариантов покупки; 4) принятие решения.

Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления. Номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учета покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.

 

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:

 

1) заработная плата; 2) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии); 3) доход от предпринимательской и иной деятельности; 4) доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Реальный доход зависит от объема конечных доходов (номинальный доход – подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги.

 

Виды потребительских расходов:

 

1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги); 2) произвольные (туризм, книги, картины, машины).

В домашнем хозяйстве полученный доход распадается на две части: а) используется для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; б) вторая часть образует сбережения.

Способы размещения сбережений: сберегательный счет в сбербанке; приобретение ценных бумаг; приобретение недвижимости; страхование жизни, здоровья, имущества.

Уровень жизни  – это уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Показатели: 1) потребление на душу населения, 2) реальные доходы населения, 3) обеспеченность жильем, 4) показатели развития образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Уровень жизни характеризует особый показатель – индекс развития человека  (индекс человеческого развития), вычисляемый на основе трех величин: 1) ВВП на душу населения, 2) средняя продолжительность жизни и 3) уровень образования.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки экономического потенциала различных стран. При подсчете ИРЧП учитываются показатели: средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении; уровень грамотности взрослого населения страны; совокупная доля учащихся.

Качество жизни складывается из уровня жизни, условий и безопасности труда, культурного уровня, физического развития и т. д.

 

Рациональное поведение производителя

 

Цель производителя в рыночной экономике – получение большей прибыли при наименьших затратах. Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объем выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах? Показателем эффективности использования ресурсов является производительность – 1) объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат; 2) объем благ, которые удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода.

Пути увеличения производительности: 1) расширение объемов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь – количественное изменение ресурсов: увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников); 2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь – улучшение качественных характеристик ресурсов, улучшение их продуктивности или производительности).

Производительность труда – результативность труда, измеряемая количеством продукции, произведенной в единицу времени.

Факторы (способы) роста производительности труда: 1) разделение труда, или специализация; 2) использование новой техники или технологии; 3) уровень образования и профессиональной подготовки работников; 4) эффективность управленческих решений.

Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды, направленная на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами. Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

 

Виды предпринимательства:  производственное предпринимательство (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей); коммерческое предпринимательство (состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции); финансовое предпринимательство (разновидность коммерческого предпринимательства); посредническое предпринимательство (проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны); страховое предпринимательство (особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).

 

Формы предпринимательства

 

1. По признаку объектов предпринимательства

А) Малый бизнес (до 50 человек):

Франчайзинг – система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.

Венчурная фирма – коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях.

Б) Средний бизнес (до 500 человек) – непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.

В) Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) – отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию.

2. По типу фирм

А) Индивидуальное, или частное предпринимательство – бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.

Б) Товарищество, или партнерство – бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела.

В) Кооператив – похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков.

Г) Корпорация – совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акции, а сама корпорация – акционерным обществом (АО).

Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:  свобода предпринимательской деятельности; инициативная и самостоятельная деятельность; получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности; юридическое равенство различных форм собственности; законность в предпринимательской деятельности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; государственное регулирование (прямое – регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции; косвенное – льготные кредиты, льготы по налогообложению).

Функции предпринимательства: ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое); организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода); творческая (использование новаторства в деятельности).

 

 

Социальные отношения

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 402.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...