Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий




 

Все волевые действия подразделяются напростые и сложные.

Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение действия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в форме навыков.

В каждом простом действии различаютсясенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все четыре компонента. Восприятие транспорта – сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко у проезжей части дороги, – центральный мыслительный компонент; непосредственное передвижение – моторный, двигательный компонент и удостоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону,– контрольный компонент.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Например, при стартовом рывке биатлониста ведущим является моторный компонент, а при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит, главным образом, от зрительной работы, – сенсорный. При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на наличие сенсорного и двигательного компонентов, ведущим является центральный, мыслительный компонент действия.                    

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называютсясенсомоторными реакциями. Они характеризуются координационно-качественными и временными параметрами. Скорость, с которой человек может реагировать на раздражитель, называетсявременем реакции. Время реакции зависит от: модальности стимула; интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР); тренированности индивида; его установки на совершение данного действия; действующих органов тела (правая рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левая); сложности реакции.

Двигательные реакции подразделяются напростые и сложные. Простая реакция – это ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ на красный свет). Время простой сенсомоторной реакции в среднем равно 0,2 сек.Сложная реакция происходит при необходимости принятия решений (например, при красном свете – нажать на кнопку, а при зеленом – переключить тумблер).

При анализе действий, связанных с использованием техники, необходимо учитывать психофизиологические возможности оператора.

Время сложных сенсомоторных реакций в несколько раз превышает время простых реакций; оно рассчитывается по следующей формуле: ВР (мсек) = 270n(n + 1), где n – число возможных альтернатив.

Все устройства отображения информации и управления должны соответствовать ряду эргономических требований, предусмотренных соответствующими ГОСТами.

Приборы и сигнальные элементы должны быть сгруппированы по их функциям или отношению к отдельным управляемым агрегатам, наиболее значимые элементы должны быть выделены размером, формой и цветом.

Воспринимая и перерабатывая информацию, оператор затрачивает на это время. Приведем некоторые данные:

обнаружение сигнала – 0,1 сек

фиксация предмета глазами – 0,28 сек

опознание простого сигнала – 0,4 сек

считывание показания стрелочного прибора – 1 сек

восприятие цифры или транспаранта – 0,2 сек

восприятие семизначного числа – 1,2 сек.

Время реакции на раздражителиразличной модальности различно. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительные на световые, самое длинное – на обонятельные и тактильные. При критических перегрузках световые сигналы должны быть заменены акустическими.

При управлении техникой кроме времени реакции необходимо также учитыватьвремя движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления.

Приведем данные о времени движения различных органов человеческого тела.

 

Характеристика движений Время выполнения (сек)

Движение пальцами                                  0,17

Движение ладонью                                    0,33

Нажатие рукой,, ногой на педаль      0,72

Сгибание и разгибание ноги          1,33

руки           0,72

 

Приведем также некоторые инженерно-психологические данные о времени взаимодействия оператора с органами управления.

Включение одиночно расположенного тумблера                                                     0,18 сек

Поворот переключателя                                                                                               0,7 сек

Захват пальцами управляющего органа при наличии помех снизу или сбоку        0,3 сек

Разъединение двух предметов со значительным усилием                                             1,1 сек

Перемещение рычагов управления на 30–60 см                                                            0,64 сек

Выдача команды посредством одной из 10 кнопок                                                       0,6 сек

Выдача команды голосом (5–6 слов)                                                                               3,0 сек.

Итак, время перехода от восприятия оператором комплексной обстановки до изменения управляемой системы в нормальных условиях состоит из следующих слагаемых:

1. Обнаружение сигнала                  0,1 сек

2. Распознавание зрительного образа  0,4 сек

3. Принятие решения                        4–5 сек

4. Двигательная реакция (включая

взаимодействие с органами управления) 0,5сек

5. Реакция технической системы          3 сек

Всего                                                     7–8 сек.

 

Время реакции лиц в возрасте 40–50 лет значительно возрастает (в 1,5 раза).

Итак, психофизиологические исполнительские возможности человека ограничены рядом факторов.

На более высоких, интеллектуальных уровнях деятельности оператора возникают еще более сложные психологические проблемы, связанные с закономерностями памяти, мышления и принятия решений.

Основные характеристики памяти оператора: 1) объем запоминаемой информации; 2) скорость запоминания; 3) длительность сохранения; 4) полнота и точность воспроизведения; 5) готовность к воспроизведению.

Особенно интенсивно загружаетсяоперативная памятьоператора (сохранение текущей быстро изменяемой информации). Средний объем оперативной памяти составляет 7 ± 2 символов. Человек может устойчиво запомнить изменяющиеся данные не более чем двух одновременно происходящих процессов.

Основные функции оперативного мышления: принятие решений, планирование действий, решение оперативных задач. В ходе оперативного мышления оператор переводит образы воспринимаемых сигналов вдинамический образ – моделирует состояние управляемого объекта. При непредвиденных отклонениях управляемого объекта от нормального режима функционирования, когда привычные способы регулирования непригодны для приведения системы в требуемое состояние, возникает необходимость быстрого решения оперативных нестандартных задач.

Общей основой решения разнообразных задач управления технической системой является вычленение типичных ситуаций в данной технической системе и установление адекватного данной ситуации порядка действий. Структура решений резко меняется в зависимости от обычности или конфликтности ситуации. Так, управление воздушным движением в приаэродромной зоне, когда два однотипных самолета следуют параллельным курсом и идут на посадку, требует принятия сложного решения, но эта ситуация еще не содержит противоречивости, конфликтности. Ситуация приобретает конфликтный характер, когда параллельным курсом идут два разнотипных самолета с различной скоростью, особенно если они идут с небольшим временным интервалом и должны быть приняты на одну посадочную полосу. Однако и эта ситуация разрешима, она носит так называемый "штатный характер". Наибольшие трудности возникают, когда ситуация приобретает критический, "нештатный" характер (конфликтная пара самолетов, следующих в одном эшелоне встречным курсом). При этом резко нарушается привычный порядок действия пилотов и авиадиспетчера. Повышенная опасность может вызвать стрессовые реакции, шоковые состояния.

У операторов технических систем должны быть сформированы критерии "степени угрозы" при оценке различных типов конфликтных ситуаций. Большие психические нагрузки связаны и с ситуациями, когда исполнительские действия совершаются в условиях с задержкой обратной связи, когда о результатах действия оператор узнает через длительный промежуток времени (управление крупнотоннажными кораблями, манипулирование радиоактивными элементами). Трудные задачи решает и организатор технологических и управленческих процессов. Иногда и здесь возникают ситуации, превосходящие возможности восприятия, памяти и мышления (табл. 12).

 

Таблица 12










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...