Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Жизнедеятельность человека должна осуществляться в эстетичной и функционально организованной, эргономичной среде.
Завершая рассмотрение сенсорно-перцептивной сферы психики человека, мы приходим к следующим выводам: многочисленные раздражители внешней среды становятся стимулами, т. е. отражаются в нашей психике, лишь достигая определенного уровня интенсивности, существуют пороги сенсорной и перцептивной чувствительности (порог осознанного узнавания объектов); стимулы, исходящие из внешней среды, интегрируются в целостные психические образы в соответствии с эталонами образов, сформированных в процессе психического формирования индивида в определенных социокультурных условиях; при отражении предметной среды мобилизуется соответствующий комплекс понятий, объект включается в смысловое (семантическое) поле данного индивида. Ощущение и восприятие подчинены ряду закономерностей. Но каждый человек имеет и свои сенсорно-перцептивные особенности. В ощущении и восприятии синтезируются сенсорные и интеллектуальные компоненты психической деятельности человека. Восприятие социальных объектов зависит от установок и ожиданий личности. Восприятие оптимизируется гармонично организованной средой.
Глава 3. Мышление
Понятие о мышлении
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредствованно – во внешних признаках явлений человек распознаетпризнаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил – во всех этих случаях мы отражаем миробобщенно и опосредованно – сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредствованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному – заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее. Не только в науке и профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит выход из многообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире. Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях. Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений. Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо – значит включить новое в систему имеющихся связей. В процессе исторического развития человечества мыслительные акты стали подчиняться системе логических правил. Многие из этих правил приобрели аксиоматический характер. Сформировались устойчивые формы объективизации результатов мыслительной деятельности: суждения, понятия, умозаключения. (Правила взаимосвязи этих форм мышления изучаются формальной логикой.) Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач. Этот процесс имеет определенную структуру – стадии и механизмы достижения познавательной цели. Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления – когнитивным стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).* * От лат. cognitio – познание.
Мышление и речь. Все высшие психические функции человека формировались, как уже отмечалось, в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека. Мышление: индивида опосредствуется его речью. Между понятиями "язык" и "речь" существует такое же отношение, как между понятиями "общественное сознание" и "индивидуальное сознание". В языке проявляется общественное сознание, в речи – индивидуальное. Речь – индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков.Мысль формируется посредством ее речевого формулирования. Речь подразделяется навнешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов. Сформулировать мысль – значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Отношение речи к мышлению – отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.
Классификация явлений мышления
В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи; мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация; формы мышления: суждение, умозаключение, понятие; виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное. По содержанию различаетсяпрактическая, научнаяихудожественная мыслительная деятельность. По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется наалгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, иэвристическую – творческое решение нестандартных задач. По степени абстрагированности выделяетсяэмпирическоеитеоретическое мышление. Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействияанализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности); При характеристике индивидуального мышления учитываютсякачества ума – систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и другие, а такжетип мышления индивида, его интеллектуальные особенности. Мыслительные операции
Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение – обобщение, абстракция – классификация – конкретизация. Мыслительные операции – это мыслительные действия. Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение – элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса. Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения. Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явленийвыделяются существенные общие признаки. Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства. Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений –- на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. е. на основе абстракции. Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) –операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений. В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация. Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении,систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении. На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному. Конкретизация (от лат. concretio – сращение) –познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация – высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, воссоздает мысленно конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному – теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.
Формы мышления
Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления –суждение, умозаключениеипонятие. Суждение – определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. Суждение – такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения:частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное. В суждении выражаются не только знания о предмете, но исубъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа "возможно, обвиняемый Иванов не совершал преступления"). Истинность системы суждений – предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида. В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как егорассудочная деятельность. Оперирование тем общим, что заключено в единичном, осуществляется в умозаключении. Мышление развивается в процессе постоянных переходов от общего к единичному и от единичного – к общему, т. е. на основе взаимосвязииндукции и дедукции.
Рис. 74. Взаимосвязь единичного и общего в системе умозаключений. Определите начальный и конечный пункты маршрута владельца этого чемодана. Проанализируйте вид умозаключений, использованный Вами.
Дедукция – отражение общей связанности явлений. Профессор медицины Эдинбургского университета Белл поразил однажды Конан-Дойля (будущего создателя образа, знаменитого сыщика) своей тонкой наблюдательностью. Когда в клинику вошел очередной больной, Белл спросил его: – Вы служили в армии? – Так точно! – ответил пациент. – В горно-стрелковом полку? – Так точно, господин доктор. – Недавно ушли в отставку? – Так точно! – ответил больной. – Стояли на Барбадосе? – Так точно! – изумился отставной сержант. Удивленным студентам Белл объяснил: этот человек, будучи учтивым, при входе в кабинет все же не снял шляпу – сказалась армейская привычка, что же касается Барбадоса – об этом свидетельствует его заболевание, распространенное только среди жителей этой местности (рис. 74). Индуктивное умозаключение– это вероятностное умозаключение: по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных оснований – часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. (Так, современное понятие "строение атомного ядра" дало возможность практического использования атомной энергии.) Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.
Виды мышления
Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное – таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука – геометрия. Генетически самый ранний вид мышления –практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных). На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникаетнаглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме. Высшая ступень мышления – отвлеченное,абстрактное мышление. Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой. (Нет ничего практичнее, чем правильная теория.) Мышление отдельных людей также подразделяется на преимущественно образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. (Так, бытовые дела требуют наглядно-действенного и образного мышления, а доклад на научную тему – теоретического мышления.) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |