Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Результаты исследования.




Содержание.

                                                                            

 

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1 Методы и организация исследования…………………5

1.1 Характеристика выборки………………………………….....5

1.2 Характеристика методик исследования………………..…..5

1.3 Методы математико-статистической обработки………….7

Глава 2 Результаты исследования……………………………...8

Заключение………………………………………………………..19

Выводы…………………………………………………………….20

 

 

Введение.

Проблема профессиональной ориентации школьников является одной из основных в психологии. Ее исследование имеет важное значение, как для теории психологии, так и для ее практики.

Важность разработки проблемы мотивов профессиональной ориентации для теории психологии связана с тем, что она относится к важнейшему разделу психологической науки – психологии личности, являясь в ней стержневой проблемой. Недостаточная ее разработанность сдерживает и развитие исследований теории личности в целом, путей формирования гармонично развивающейся личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Актуальность проблемы профессионального выбора обуславливается, прежде всего, важностью успешного решения задачи ускорения социально-экономического развития семьи как решающего фактора всех перемен, активизации человеческого фактора.

Объектом исследования являются учащиеся 11 классов.

Предметом исследования являются особенности профессиональных предпочтений учащихся 11 классов,

 индивидуально-личностные особенности учащихся 11 классов.

Целью данной работы является изучение особенностей профессиональных интересов учащихся 11 классов и их взаимосвязи с индивидуально-личностными особенностями учащихся 11 классов.

Задачами данной работы является:

1.выявить профессиональные интересы и склонности учащихся 11 классов

2.определить степень осознанности выбора профессии учащимися 11 классов

3.изучить факторы, оказывающие влияние на выбор профессии учащимися 11 классов

4. изучить личностные особенности учащихся 11 классов

5. выявить взаимосвязь между личностными особенностями учащихся 11 классов и их профессиональными интересами.

 



Глава 1.Методы и организация исследования.

Характеристика выборки.

В соответствии с целью и задачами исследования были обследованы 42 ученика 11 классов. Из них 21 девушка и 21 юноша. Возраст испытуемых колеблется от 16 до 17 лет.

Характеристика методик исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

         ДДО. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией Е.А.Климова.

Типы профессий: 1. «человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

                         2. «человек – техника» - все технические профессии.

                         3. «человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.                          

                         4. «человек- знак» - все профессии, связанные с обсчетами, в том числе и музыкальные специальности.

                         5. «человек – художественный образ" – все творческие специальности.

Карта интересов. Методика предназначена для выявления предпочитаемых учебных предметов, а также профессиональных склонностей и интересов.

Перечень 24 учебных предметов, которые в свою очередь, соответствуют 24 видам деятельности: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, лесное хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная работа, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.

    Профориентационная анкета. Анкета предназначена для определения профессиональных интересов и склонностей, учащихся 9-11 классов, а также для оценки степени осознанности выбора будущей профессии и изучения факторов, оказывающих воздействие на выбор старшеклассниками профессии.

    Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла предназначен для оценки особенностей личности. Опросник содержит 105 вопросов. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дают в результате значение фактора.

Факторы опросника:

1) фактор «MD» (адекватность самооценки)

2) фактор «А» (замкнутость – общительность)

3) фактор «В» (вербальный интеллект)

4) фактор «С» (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) 

5) фактор «Е» (подчиненность доминантность)

6) фактор «F» (интроверсия – экстраверсия)

7) фактор «G» (социальная доминантность)

8) фактор «Н» (робость – смелость)

9) фактор «I» (жесткость – чувствительность)

10) фактор «I» (жесткость – чувствительность)

11) фактор «L» (доверчивость – подозрительность)

11) фактор «М» (практичность – творческое воображение)

12) фактор «N» (прямолинейность - дипломатичность)

13) фактор «О» (уверенная адекватность – интропунитивность)

14) фактор «Q1» (консерватизм - радикализм)

15) фактор «Q2» (конформизм- нонконформизм)

16) фактор «Q3» (высокий самоконтроль - низкий самоконтроль)

17) фактор «Q4» (расслабленность – напряженность)

Методы математической статистической обработки.

     Для решения поставленных задач применялись методы математико-статистической обработки данных с применением критериев: t – Стьюдента, f - углового преобразования Фишера.

     При помощи «t» критерия Стьюдента выяснялось, насколько достоверно отличаются показатели одной группы испытуемых (девушек) от другой (юношей) по результатам методик: ДДО, многофакторного личностного опросника Кеттелла и Карты интересов.

При помощи f - углового преобразования Фишера сравнивались процентные результаты, полученные в ходе проведения Анкеты выпускника.



Глава 2. Результаты исследования.

По результатам, полученным в ходе проведения исследования, можно утверждать, что между юношами и девушками существуют различия в предпочитаемых и отвергаемых учебных предметах: девушки предпочитают химия (t=4,1; р<0,001), биология (t=3,75; р<0,001), юношами эти предметы отвергаются (рис. 1).

 

Рисунок 1 - Различия между юношами и девушками в выборе предпочитаемых учебных предметов

 

Существенные различия между юношами и девушками были выявлены и при выборе ими сфер деятельности. Юноши предпочитают такие сферы деятельности, как право(t=3,75; р<0,001), транспорт(t=14,19; р<0,001), строительство(t=8,9; р<0,001), рабочие специальности(t=9,37; р<0,001), техника(t=7,42; р<0,001) и электротехника(t=6,62; р<0,001), (девушками они отвергаются) (рис.2).

       Примечание:

      1- право

        2 - транспорт

        3 – рабочие специальности

        4 – строительство

        5 – техника

        6 – электротехника

 

Рисунок 2 - Различия между юношами и девушками в выборе предпочитаемых сфер деятельности

 

Девушки предпочитают сферу обслуживания (t=2,51; р<0,02), филологии(t=3,52; р<0,001), педагогики(t=2,43; р<0,02) и легкой промышленности(t=4,96; р<0,001); интерес юношей к перечисленным сферам деятельности значительно ниже (рис. 3).

            Примечание:  

          1- сфера обслуживания

              2 – филология

           3– педагогика

           4- легкая промышленность

Рисунок 3 - Различия между юношами и девушками в выборе предпочитаемых сфер деятельности

 

В целом можно сделать вывод о том, что среди юношей преобладает техническая направленность, а среди девушек - социальная и артистическая.

    По результатам, полученным в ходе проведения методики ДДО, также можно говорить о том, что девушки выбирают те сферы деятельности, которые связанные с обслуживанием людей, с общением и творческие специальности, то есть профессии типа «человек-природа (t=3,368; р<0,001), «человек-человек» (t=3,52; р<0,001), «человек-художественный образ» (t=2,36; р<0,01), юноши - технические профессии, то есть профессии типа «человек-техника» (t=5,98; р<0,001) и профессии, связанные с обсчетами, то есть профессии типа «человек-знак» (t=1,63; р<0,1) (рис.4).

 

 

        Примечание:

                1- «человек-природа»

                2- «человек-техника»

                3- «человек-человек»

                4-«человек-знак»

                5-«человек-художественный образ»

Рисунок 4 - Различия между юношами и девушками в выборе предпочитаемых сфер деятельности

 

Различия в выборе предпочитаемых сфер деятельности между учащимися 11 классов можно объяснить принадлежностью к определенному полу и личностными характеристиками. В ходе проведения многофакторного личностного опросника Кеттелла было установлено, что девушки более тревожны, зависимы (t= -2,09; р<0,05), ранимы, чувствительны(t=3,73; р<0,01), открыты, добродушны, готовы к сотрудничеству(t=2,63; р<0,01), и поэтому предпочитают такие сферы деятельности, в которых требуется умение взаимодействовать, понимать других, оказывать помощь и т.д.; юноши более практичны, реалистичны, настойчивы, самоуверенны, властны (t=3,175; р<0,01), поэтому выбирают сферы деятельности, в которых требуется проявление этих качеств (рис.5).

 

 

Рисунок 5 - Личностные характеристики юношей и девушек

 

По остальных характеристикам между юношами и девушками существенных различий выявлено не было.

На вопрос анкеты, чем бы вы хотели заниматься после окончания школы, большинство учащихся ответили, что будут продолжать учебу в университете (80,9% юношей и 66,6% девушек). Остальные собираются поступать в техникумы (4,7% юношей и 4,7% девушек) и колледжи (9,5% девушек). Некоторые из учащихся ответили, что после окончания 11 класса собираются и работать и учиться, причем юношей 14,2%, а девушек – 19,04% (рис. 6).

 

Примечание:

                 1- учеба в университете

                  2- учеба в техникуме

                  3 – учеба в колледжах

                  4 – работать и учиться

Рисунок 6 - Различия в планах на будущее после окончания 11 класса между юношами и девушками

 

Такое желание подростков можно объяснить тем, что на выбор их дальнейшего жизненного пути влияет материальное положение в семье. Именно эта причина является основной для 28,6% девушек и 19% юношей. Также среди факторов, влияющих на выбор будущей сферы деятельности, были отмечены такие как: состояние здоровья (4,7% девушек и 4,7% юношей), родители и другие родственники (23,8% девушек и 52,3% юношей), учителя (9,5% юношей), случайные обстоятельства (33,3% девушек и 23,8% юношей). 19,04% девушек ответили, что на выбор их будущей профессии никто не оказывает влияния (рис. 7).

 

      Примечание:

       1 – материальное положение в семье

       2- состояние здоровья

       3– родители и другие родственники

       4 – учителя

       5 – случайные обстоятельства

       6 – никто не оказывает влияния

Рисунок 7 – Факторы, влияющие на выбор профессии учащимися 11 классов

 

Необходимо отметить тот факт, что большинство обследуемых подходят к выбору своей будущей сферы деятельности несерьезно. Лишь 19,04% девушек и 23,8% смогли ответить на вопрос анкеты, какую профессию они выбрали. Многие из них не задумывались над этим (33,3% юношей и 28,5% девушек) и надеются на случай(42,8% юношей и 38% девушек) (рис. 8).

 

Примечание:

1 – выбрали профессию

2- не задумывались над выбором профессии

3 – надеются на случай

Рисунок 8 - Степень осознанности выбора профессии учащимися

 

Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. 9,5% девушек и 9,5% юношей отметили, что не определились со своей будущей профессией в силу того, что мало знают свои возможности, 14,2% юношей и 4,7% девушек - в силу того, что мало знают о профессиях в целом (рис. 9).

Примечание:

1- мало знают свои возможности

2-мало знают о профессиях

Рисунок 9 –Уровни информированности учащихся о профессиях и о своих возможностях

 

 Хотя то, каким требованиям должна будет отвечать их будущая профессия, подростки указали: даст возможность стать самостоятельными, принести пользу людям, даст хорошее материальное обеспечение и хорошие перспективы профессионального роста; профессия должна отвечать личным интересам, способностям каждого и иметь подходящие условия труда; многие девушки отметили, что их будущая профессия должна быть творческой (рис. 10).

Примечание:

1- будет романтичной способностям

2- возможность стать самостоятельным

3- будет творческой

4- возможность принести пользу людям

5- будет отвечать интересам

6- будет иметь подходящие условия труда

7- хорошее материальное обеспечение

8- перспективы профессионального роста

9-соответствие навыкам и умениям

Рисунок 10 - Требования, которым должна отвечать будущая профессия учащихся

Большинство учащихся считают, что для успешного овладения своей будущей профессией им необходимы такие учебные предметы, как русский язык и математика. Это, скорее всего, связано с тем, что многие из них еще смутно видят себя в какой–либо из сфер деятельности, и как следствие этого, выбирают те предметы, которые необходимы при поступлении практически в каждое учебное заведение. Те, кто представляет область, в которой они хотели бы себя проявить, выбирают предметы, соответствующие этим видам деятельности (рис. 11).

 

               

Примечание:

          1 – английский язык

          2- биология

          3 – география

          4 – ИЗО

          5- история

          6 – математика

          7 – МХК

          8 – русский язык

          9 – физич. культура

         10 – физика

Рисунок 11 - Учебные предметы, необходимые учащимся для успешного овладения будущей профессией

В ходе проведения исследования выяснилось: 47,6% девушек и 42,8% юношей считают, что в настоящее время легко трудоустроится в выбранной ими сфере деятельности, 57,1% юношей и 38,09% девушек считают, что это нелегко, но при желании можно, 9,5% девушек считают, что это невозможно, так как в настоящее время это не требуется на рынке труда (рис. 12).

 

Примечание:

1 - легко устроится

       2 - нелегко, но возможно устроиться

3 – невозможно устроиться

Рисунок 12 –Степень уверенности учащихся в будущем трудоустройстве

 

Возвращаясь к вышеупомянутым различиям между юношами и девушками, а именно к тому, что девушки более тревожны и нерешительны, а юноши – самоуверенны и целеустремленны, можно объяснить тот факт, что 66,6% девушек и лишь 23,8% юношей при ответе на вопросы анкеты указали на то, что хотели бы вы получить помощь специалиста по профессиональному консультированию, при выборе профессии (рис. 13).

 

Рисунок 13 – Потребность учащихся в помощи специалиста по профессиональному консультированию

 

Таким образом, было установлено, что принадлежность к определенному полу и личностные характеристики оказывают влияние на выбор учащимися 11 классов предпочитаемых сфер деятельности.

Заключение.

Характерная черта подросткового возраста – формирование жизненного плана. Это явление одновременно социального и этического порядка. Вопрос кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) очень часто на подростковом этапе развития не различаются. Подростки называют жизненным планом весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не сочетаются с их практической деятельностью. Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток в деталях может представить свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что нужно для этого сделать.

На профессиональное самоопределение существенное влияние оказывают половые различия: среди девушек преобладают социальная и артистическая направленности, а среди юношей – техническая. Необходимо отметить, что в формировании профессиональной направленности большую роль играют индивидуально-психологические особенности личности.

Важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и самих себе. Часто юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которых им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной степени случайным.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.

Выводы.

1. девушки отдают предпочтение профессиям типа «человек- человек», человек - художественный образ», «человек- природа», то есть выбирают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, журналистика и т.п.; юноши отдают предпочтение профессиям типа «человек-техника», то есть выбирают такие сферы деятельности, как техника, электротехника, транспорт и т.п.;

2. к выбору своей будущей к выбору своей будущей профессии учащиеся 11 классов подходят несерьезно, большинство из них не задумывались над этим вопросом и надеются на случай;

3. на выбор профессии учащимися 11 классов наибольшее влияние оказывают родители, материальное положение в семье и, как они считают, случайные обстоятельства;

4. девушки, в отличие от юношей, более общительны, открыты, готовы к сотрудничеству, чувствительны, ранимы, способны к эмпатии, тревожны;

юноши, в отличие от девушек, более самоуверенны, властны, склонны к лидерству, независимы;

5. то, что девушки отдают предпочтение таким сферам деятельности, в которых требуется умение взаимодействовать, понимать других, оказывать помощь и т.д., можно объяснить их личностными особенностями – они общительны, открыты, готовы к сотрудничеству, чувствительны;

 юноши, в отличие от девушек, более реалистичны, самоуверенны, настойчивы, властны, поэтому выбирают сферы деятельности, в которых необходимы эти качества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...