Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнительный анализ периодизаций различных авторов




Младенчестворассматривается как возраст: до 1 года (Мухина В. С, 1998; EriksonE ., 1963); до 18 месяцев ( Bromley D ., 1966); до 2 лет (Крайг Г., 2000); до 3 лет (Квинн В., 2000).

Раннее детстворассматривается как возраст: от 1 до 3 лет (Мухина В. С, 1998; EriksonE ., 1963); от 18 месяцев до 5 лет ( Bromley D ., 1966); от3 до 6 лет (Квинн В., 2000); от 2 до 6 лет (Крайг Г., 2000).

Среднее детстворассматривается как возраст от 6 до 12 лет (Квинн В., 2000; Крайг Г., 2000).

Подростковыйи юношеский возраств современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином — подростковый возраст ( Rice P ., 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии — ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста.

Итак, подростковый и юношеский возраст рассматриваются в границах: от 11 до 19 лет, с выделением раннего и старшего подросткового возраста (Райе Ф., 2000); от 10 до 17 лет, с выделением подросткового возраста и первого периода юности 1 (Фельдштейн Д. И., 1999); от 12 до 18 лет (Квинн В., 2000); от 12 до 19 лет ( EriksonE ., 1963; Крайг Г., 2000).

Ранняя взрослостьрассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет ( Bromley D .,1966); 17-25 лет ( Birren , 1964); от 20 до 25 лет ( Erikson E ., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг Г., 2000).

Средняя взрослостьрассматривается как возраст: от 25 до 50 лет ( Birren , 1964); от 25 до 60 лет ( Erikson E ., 1963); от 35 до 60 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 40 до 60 лет (Крайг Г., 2000); от 40 до 65 лет (Квинн В., 2000).

Поздняя взрослость (пожилой возраст)рассматривается как возраст: от 50 до 75 лет ( Birren , 1964); от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии — до 65 лет ( Bromley D ., 1966); от 65 лет ( Erikson E ., 1963); от 60 лет (Крайг Г., 2000); от 60 до 75 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 65 лет (Квинн В., 2000).

Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.

Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение (Крайг Г., 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.

  • 1 Второй период юности определяется в границах от 17 до 21 года.

Список литературы

  1. Аверин В. А. Психология в структуре высшего медицинского образования. Дисс. на соиск. уч. степ. д. психол. н. СПб., 1997.
  2. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.: ЛГУ, 1968.
  3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного че-ловекознания. М.: Наука, 1977.
  4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
  5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980.
  6. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
  7. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к психологии личности. Дисс. в виде науч. докл. на соиск. уч. степ. д. психол. н. М., 1998.
  8. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990.
  9. Бауэр Э. С. Теоретическая биология = The - oretikal biology : Перепеч. изд. 1935. Будапешт, 1982.
  10. Берг Л. С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука, 1977.
  11. Бернштейн Н. А. Предисловие // Тринчер К. С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики. М., 1965.
  12. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.
  13. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4.
  14. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2.
  15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
  16. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4, 6
  17. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974.
  18. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  20. Егорова М. С, Марютина Т. М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. 1992. № 5-6.
  21. История эволюционных учений в биологии. М.; Л.: Наука, 1966.
  22. Карандашев Ю. Н. Психология развития: Учебное пособие. Минск, 1997.
  23. КвиннВ. Прикладная психология. СПб., 2000.
  24. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.
  25. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12.
  26. Коменский Я. А. Сочинения. М., 1997.
  27. Коффка К. Основы психического развития. М., 1934.
  28. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  29. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  30. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991.
  • Митъкин А. А. На пути к системной психологии развития // Психологический журнал. Т. 18. 1997. № 3.
  • Мухина B . C . Возрастная психология. М., 1997.
  • Мухина B . C . Возрастная психология. М., 1998.
  • Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
  • Немое Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.
  • Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
  • Педология / Под ред. А. Залкинда. М.; Л., 1934.
  • Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  • Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии.1987. № 1.
  • Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1972.
  • Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.
  • Русина Н.А., Урываев В. А. Психологическая характеристика личности ребенка / Методические рекомендации. Ярославль: ЯГМА, 1998.
  • Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990.
  • Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
  • Спиноза Б. Этика. Предисловие. М.; Л., 1932.
  • Степанова Е. И. Психология взрослых людей — основа акмеологии. СПб., 1995.
  • Тринчер К. С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики. М., 1965.
  • Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
  • Фелъдштейн Д. И. Психология взросления. М., 1999.
  • Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  • Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Париж, 1992.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  • Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
  • Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.
  • Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М.: Томск, 1997.
  • ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
  • Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997.
  • Шадриков В. О. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.
  • Шмалъгаузен И. И. Избранные труды. Пути и закономерности эволюционного процесса. М., 1983.
  • Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Петроград, 1915.
  • Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989.
  • Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М.: Мир, 1984.
  • Hartman N. Teleologisches Denken. Berlin , 1951.
  • Stern W. Die menschliche Personlichkeit. 1923.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...