Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Цель как целостное и цельное образование
Итак, современное научное знание утверждает, что сложные, открытые, нелинейные, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы — это целеустремленные системы. Психика человека представляет собой именно такую систему. Следовательно, процесс психического развития обусловлен некоей целью. Для человека цель выступает в виде результата, представляющегося идеальным. По П. К. Анохину, цель (результат) исполняет роль системообразующего фактора, обусловливающего весь ход развития системы. Таким образом, важно определить этот системообразующий фактор, т. е. цель психического развития человека. Ранее были выделены области (сферы) психического развития — психофизическая, психосоциальная, когнитивная, а также их носители в структуре человека — индивид, личность, субъект деятельности. Как показал Б. Г. Ананьев, результатом развития человека как индивида в ходе онтогенеза является достижение им биологической зрелости. Результатом развития психосоциальных качеств человека как личности в рамках его жизненного пути становится достижение им социальной зрелости. Развитие человека как субъекта практической (трудовой) и умственной деятельности результируется в достижении им трудоспособности и умственной зрелости. Однако человек — это не только целостное, но и цельное образова- Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, определяющий целостность и направленность поведения. Человек как целостное образование — носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности), обладающей внутренней активностью. Человек как целостное образование характеризуется интегрированностью, самодостаточностью и автономностью. Человек как цельное образование — это проявление функционального в отношении структурного целого; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого. Смысл жизни — движущая сила человеческого поведения, стремление человека к самоосуществлению. По В. Франклу, смысл жизни существует во внешнем мире и человек в течение жизни определяет, какие из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, являются для него истинными. ние. Целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность — на функциональном. Поэтому встает вопрос о цели психического развития человека как целостного и цельного образования. Наиболее ярко идея о человеке как о «целевой системе» и о том, что «система целей создает систему средств», была представлена в книге В. Штерна ( Stern W ., 1923, с. 85-86). Гораздо позднее В. Франкл заключает, что выход из экзистенциального вакуума, в котором оказался современный человек, состоит в поиске и нахождении смысла жизни. Само стремление к смыслу он определяет «как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель» (Франкл В., 1990, с. 57). Таким образом, вопрос о цели психического развития человека остается актуален. Что может выступать в качестве общей цели психического развития человека как целостного и цельного образования? Цели психического развития. Итоги Краткий анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет сформулировать представление об общей цели психического развития человека. Среди зарубежных исследователей идеи целесообразного развития человека высказывались давно. Например, вся этика Аристотеля строилась как наука о человеке, цель жизни которого состоит в становлении свободного, разумного и активного субъекта. Спиноза полагал, что цель человека в том, чтобы стать тем, чем ты являешься потенциально. Цель или, как выражался Спиноза, добродетель — это «развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен» (Спиноза Б., 1932). В последующем аналогичные идеи высказывал Дж. Дьюи. Согласно ему, цель человеческой жизни заключается «в росте и развитии человека в границах его природы и жизнеустройства» (Цит. по Фромму Э., 1992, с. 35). Среди современных зарубежных психологов идею целевой обусловленности развития психики активно разрабатывал Э. Фромм. Нельзя понять человеческую личность, говорил Фромм, «если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая... вопрос о смысле его существования» (Фромм Э., 1992, с. 14). В библейской истории Адама и Евы последние стали собственно людьми, вкусив от древа познания добра и зла. Но, вкусив плод, они освободились от жестких связей с матерью-природой. Выйдя из нее, люди оказались перед ее лицом и противопоставленными ей, осознав при этом и свою отдельность, и, кроме того, свое различие. Единственно адекватным ответом на проблему человеческого существования, по Э. Фромму, является любовь как особая форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное «Я». Эту точку зрения он отразил в книге «Искусство любви» (1964), где также высказал идею о том, что путь к оздоровлению современного общества лежит через моральное обновление и духовное очищение человека. «Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное Индивидуальность — «глубина личности» — предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека. Фромм Эрих П. (1900-1980) Немецко-американский психолог и философ, один из представителей неофрейдизма. О новную проблему человечества усматривал в существующем противоречии человеческо! бытия, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природе и на этой основе с другими людьми и самим собой. Разработал психотерапевтическую мет! дику гуманистического психоанализа, которая призвана гармонизировать взаимоотноше^ между человеком, природой и обществом. от окружающего мира и от других людей. Процесс растущего обособлег индивида от первоначальных связей мы можем назвать... "индивидуали цией"...» (Фромм Э., 1995, с. 30). Уточняя содержание индивидуализаг человека, Э. Фромм пишет, что «это процесс усиления и развития его л ности, его собственного "Я"» (Фромм Э., 1995, с. 35). Подытоживая обзор взглядов зарубежных исследователей на содержа] целей развития человека, можно сказать, что, во-первых, они признг наличие цели, определяющей процесс психического развития человека во-вторых, считают этой целью максимально полное осознание челове! своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я». Отечественные психологи высказывали подобные идеи, но не столь яв «В ходе психического развития,— писал С. Л. Рубинштейн,— индивид более выделяет себя из действительности и все более связывается с не: Переходя ко все более высоким формам отражения от сенсорной диффер цировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприя! предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайш окружения и все глубже связывается со все более широкой сферой дейст тельности» (Рубинштейн С. А., 1940, с. 77). Сходные идеи высказывал и Б. Г. Ананьев: «Общим эффектом... инг рации всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятель сти является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойса их саморегуляцией. Самосознани "Я" — ядро личности с определен; взаимосвязью определенных тенд ций, генетически связанных с ли г стью, и потенций, генетически с занных с субъектом деятельное] характер и талант человека с их повторимостью — все это самые здние продукты развития челове (Ананьев Б. Г., 1977, с. 274). Факторы развития Жизнь человека — от рождения к своему налу — это процесс последовательного с нания человеком своей отдельности и п живание этой отдельности. В этом и закл1 ется главная цель жизни человека. Действительно, рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть не что иное, как выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей — это первый акт выделения себя. Следующий связан с началом ходьбы, делающей ребенка более независимым существом. Наконец, моменты первого открытия «Я», приходящиеся на период раннего детства и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фундамент для произвольного поведения, демонстрируют нам следующие акты выделения ребенка из окружающей среды и установления с ней связей, уже более или менее осознанных. Детство и отрочество завершаются вторым открытием «Я» в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества — формирование идентичности, создание целостного «Я». Таким образом, жизнь человека от рождения к своему финалу — процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только максимально осознав себя, свое собственное «Я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он при этом действительно свободен и счастлив оттого, что «нашел ответ на проблему человеческого существования» (Фромм Э., 1992, с. 182). Этот процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее. Что же влияет на ход психического развития человека? Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность.Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих. Наследственность Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца — в 9-10 лет. В то же время предельный возраст шимпанзе и человека примерно равен. М. С. Егорова и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития» (Егорова М. С, Марютина Т. Н., 1992). Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки. Вместе с тем генотип индивидуализируетразвитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 10 47 , а количество живших на Земле людей всего 7 х 10 10 . Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится. Среда Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: "Происходит ли оно извне или изнутри?", а нужно спрашивать: "Что в нем происходит извне? Что изнутри?"» {Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком. Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма. Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Это положение отчасти подтверждают данные Л. Эрмана и П. Парсонса (Эр-ман Л., Парсонс П., 1984), которые приводят результаты различных исследований по оценке обусловленности индивидуальных признаков наследственностью и средой (см. табл.). Оценка влияния факторов наследственности и среды
Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней. Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения. Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем... она является самой главной и определяющей...» На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию... пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Для понимания природы активности полезно использовать понятие устойчивого динамического неравновесия, которое более подробно будет описано ниже. «Жизнедеятельность каждого организма,— писал Н. А. Бернштейн,— есть не уравновешивание его со средой... а активное преодоление среды, определяемое... моделью потребного ему будущего» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 456). Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности. Каковы же законы, которым подчиняется процесс психического развития? |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 253. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |