Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 4. Процедура оценки контрольной работыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
Кафедра уголовного права и национальной безопасности
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧАСТЬ 2 Юридическая психология Для студентов, обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»
Новосибирск 2016
Методическое руководство разработано Петровым Олегом Ивановичем, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры уголовного права и национальной безопасности.
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ.
Утверждено на заседании кафедры криминологии и уголовного права (протокол от «___» __________ 201__г. № __).
И.о. заведующего кафедрой уголовного права и национальной безопасности, канд. юрид. наук, доцент Н.И. Верченко
Раздел 1. Общие положения Сложный и многоплановый курс юридической психологии призван обеспечить понимание юристами социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенной поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом. Правовое регулирование объективно обусловлено социальными и социально - психологическими закономерностями. Лишь синтезировав правовые знания со знаниями психологии человеческого поведения, юрист может стать компетентным специалистом. Изучая юридическую психологию, юрист познает закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально - адаптированного и девиантного поведения личности, психологические факторы криминализации личности. Юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности. В соответствии с учебным планом студенты выполняют контрольную работу по курсу «Юридическая психология». Выполнение контрольной работы является одной из важных форм самостоятельной работы студентов и преследует цель закрепления теоретических знаний, выработки навыков самостоятельного анализа изученной литературы и умения применять знания в практических ситуациях.
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы Методика выполнения контрольной работы Контрольная работа выполняется по вариантам, каждый из которых включает изложение двух теоретических вопросов и решение двух задач. В целях оказания помощи студентам к каждому теоретическому вопросу предлагается примерный план, которого студент может придерживаться при изложении вопроса. Первый теоретический вопрос каждого варианта относится к разделам общей психологии, второй – юридической психологии. Задания контрольной работы должны выполняться в той последовательности, в какой они даются в соответствующем варианте, т.е. сначала излагается содержание ответов по теоретическим вопросам, а затем приводится решение двух задач. Ответ по теоретическим вопросам должен быть развернутым, основываться на положениях общей и юридической психологии. Студент должен демонстрировать понимание сложных психологических понятий и ситуаций. Содержание практических заданий и ситуаций также относится к разным отраслям психологических знаний. Содержание первой задачи каждого варианта потребует от студента проявления необходимых знаний по общей психологии, касающихся особенностей проявления познавательных психический процессов, свойств и состояний личности. При выполнении второго практического задания необходимо внимательно изучить его содержание, приведенные условия и только после этого отвечать на вопрос, относящийся к одному из разделов юридической психологии.
Правила оформления текста контрольной работы Контрольная работа может быть выполнена в любом варианте: рукописном, машинописном. При любом варианте текст исполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). При электронном варианте размер шрифта –12, межстрочный интервал – одинарный. Подстрочные ссылки в контрольной работе печатаются размером шрифта – 10. Готовый текст контрольной работы предоставляется в прошитом виде. Страницы работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в правом верхнем углу. Отсчет нумерации страниц контрольной работы начинается с титульного листа. Нумерация страниц работы заканчивается на последнем листе списка литературы. Здесь же автором работы ставится дата написания работы и подпись. Каждая страница работы должна иметь поля: верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое -30 мм. Допускаются исправления ошибок, опечаток в тексте, выполненные аккуратно и разборчиво. Небрежно оформленная работа возвращается без проверки и не оценивается. Список используемых источников и литературы должен начинаться с новой страницы.
Правила выбора варианта контрольной работы Всего определено 10 вариантов. Номер варианта студент определяет по последней цифре номера зачетной книжки. Если номер зачетной книжки оканчивается цифрой «0», то выполняется 10 вариант. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки и к защите не допускается.
Правила установления критериев оценки и правильности выполнения контрольной работы Объем контрольной работы со всеми выполненными заданиями не должен превышать 30 страниц. Для оценки результатов контрольной работы используется 100 бальная оценочная шкала, переводимая на заключительном этапе в шкалу «зачтено» или «не зачтено» следующим образом:
Бальная шкала оценки решений практических ситуаций
Шкала распределения баллов для ответа на каждый теоретический вопрос:
Вариант 1. Теоретические вопросы: 1. Ощущение как познавательный процесс. Примерный план изложения: - понятие ощущения; - нейрофизиологические механизмы ощущения; - классификация ощущений. 2. Психология осмотра места происшествия. Примерный план изложения: - роль воображения в поисково-реконструктивной деятельности следователя при проведении осмотра; - понятие преступной инсценировки, цели ее создания и основные признаки ее наличия; - содержание информации о личности преступника, получаемой в результате осмотра места происшествия. Задача 1. В театре пять актеров: Андреев, Борисов, Викторов, Иванов и Петров – приняли участие в постановке пьесы, где были мужские роли: Андрея, Бориса, Виктора, Ивана, Петра. Каждый актер выбрал себе роль, которая не совпадала с его фамилией, После первой же репетиции режиссер решил, что ни один из актеров не подходит для выбранной им роли, и перераспределил роли таким образом, что ни один из актеров не исполнял роль, которую он первоначально репетировал или которая совпадала с его фамилией. Так, роль Бориса исполнял актер, фамилия которого совпадает с именем того действующего лица, роль которого репетировал Андреев. Роль Виктора исполнял актер, фамилия которого совпадала с именем героя пьесы, чью роль репетировал Петров. Викторов, который репетировал роль Петра, играл Андрея. Кто исполнял роль, которую репетировал Борисов? Приведенный ответ обосновать и объяснить. Задача 2. В убийстве Кошкиной подозревался С., отрицавший свою причастность к преступлению. Потерпевшая была убита двумя выстрелами. На допросе следователь попросил С. рассказать о своей жизни. Постепенно допрашиваемый разговорился и, в частности, похвастался, что во время службы в армии научился стрелять правой и левой рукой. В этот момент следователь спросил: «Если Вы хороший стрелок, то зачем нужно было стрелять в Кошкину два раза?» Не ожидавший такого вопроса, С. ответил: «Я подумал, что промахнулся». После этого он стал давать правдивые показания. Правомерен ли прием психического воздействия, примененный следователем? Ответ обосновать и объяснить. Вариант 2. Теоретические вопросы: 1. Восприятие как познавательный процесс Примерный план изложения: - понятие восприятия; - нейрофизиологические механизмы восприятия. Закономерности его осуществления. - классификация восприятия. Закономерности его осуществления. 2.Психология обыска Примерный план изложения: - психологические факторы, учитываемые преступниками при изготовлении тайников; - сущность рефлексивного управления, используемого следователем при проведении обыска; - правила наблюдения за обыскиваемым. Задача 1. Однажды следователю пришлось одновременно допрашивать трех свидетелей: Клода, Жака и Дика. Их показания противоречили друг другу, и каждый из них обвинял кого-нибудь во лжи. Клод утверждал, что Жак лжет, Жак обвинял во лжи Дика, а Дик уговаривал следователя не верить ни Клоду, ни Жаку. Но следователь быстро вывел их на чистую воду, не задав им ни одного вопроса. Кто из свидетелей говорил правду? Ответ обоснуйте и объясните. Задача 2. Две женщины были очевидцами столкновения автомашины с трамваем, в результате которого погибли три человека, в том числе их коллега по работе. Свидетели были сразу же доставлены в прокуратуру, но, потрясенные случившимся, в течение трех часов не были способны говорить на эту тему. Тем не менее следователь не отпускал их до тех пор, пока не получил от них показаний. Как выяснилось, в рассказе свидетелей были упущены некоторые существенные обстоятельства. Только через два дня женщины смогли дать полные и правильные показания. Что такое реминисценция? Правильны ли действия следователя, не учитывавшего этого явления?
Вариант 3. Теоретические вопросы: 1. Мышление как познавательный процесс Примерный план изложения: - понятие мышления; - классификация мыслительных операций; - структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач (охарактеризовать сущность индуктивного и дедуктивного мышления). 3. Психология предъявления для опознания Примерный план изложения - психологическая сущность опознания (механизм); - основные признаки внешности человека, более всего запоминающиеся опознающими; - случаи, в которых не рекомендуется проводить опознание. Задача 1. Большинство людей, если спросить у них, надеты ли на них наручные часы, прежде чем ответить на этот вопрос, посмотрят на руку. Потерпевшие, у которых срезаны наручные часы, иногда не могут, основываясь только на своих ощущениях , точно указать место и время совершения преступления. Какой из общих психофизиологических закономерностей ощущений это объясняется? Решение обосновать. Задача 2. У. явилась в дежурную часть РОВД и заявила, что час назад она убила своего сожителя В. Проведенной проверкой было установлено, что В. действительно убит в доме У. ударом ножа в область сердца. Следователь после осмотра места происшествия допрос доставленной к нему в кабинете У. начал со слов: «Ну-ка расскажи, как ты его замочила?» В ответ У. нецензурно выругалась и категорически отказалась давать какие-либо показания. Правильно ли избрана линия поведения следователем по отношению к допрашиваемой У.? Какие пути установления контакта с допрашиваемым должен был избрать следователь?
Вариант 4. Теоретические вопросы: 1. Память как психический процесс Примерный план изложения: - понятие памяти. Физиологические особенности памяти; - классификация видов памяти; - закономерности проявления процессов памяти. Значение знаний о закономерностях памяти в следственной деятельности. 2. Психология следственного эксперимента Примерный план изложения: - понятие следственного эксперимента и цели его проведения; - моделирование объективных факторов при проведении следственного эксперимента: - моделирование субъективных факторов при проведении следственного эксперимента. Задача 1. Пятеро студентов поехали за город на велосипедах. Студентов звали Сергей, Борис, Леонид, Григорий и Виктор. Он были уроженцами разных городов: Риги, Пензы, Львова, Харькова и Москвы. Велосипеды, на которых они ехали, были сделаны на заводах в этих же пяти городах, но ни один из студентов не ехал на велосипеде, сделанном в его городе. Сергей ехал на велосипеде, сделанном в Риге, откуда родом Борис. У Бориса был велосипед пензенского завода, у Виктора – московского, а у Григория - харьковского. Пенза – родина владельца велосипеда, изготовленного в том городе, где родился Леонид. Виктор родом из Львова. Как зовут студента – москвича? Ответ должен быть обоснован и объяснен. Задача 2. Труп Н. обнаружен в ванне квартиры, которую она занимала. Ванна была наполнена чуть ли не до краев, так что лежащая подбородком почти касалась воды, на поверхности которой плавала темная рвотная масса. В кухне на столе стояла бутылка с лимонадом и стакан с небольшим количеством жидкости. Запах миндаля свидетельствовал о том, что в лимонаде была синильная кислота, являющаяся сильным мгновенно действующим ядом. На столе лежала записка следующего содержания: «Дорогая мама, прости за причиненное тебе горе. Другого выхода не было». Оцените приведенную ситуацию, указав, есть ли в ней признаки инсценировки.
Вариант 5 Теоретические вопросы: 1. Волевая регуляция поведения Примерный план изложения: - понятие воли как психического процесса; - структура сложных волевых действий; - волевые качества личности. 2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве Примерный план изложения: - предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы; - поводы обязательного назначения судебно-психологической экспертизы и формулирование вопросов перед ней; - случаи назначения комплексных психолого-психиатрической и медико-психологической экспертиз. Задача 1. Пятеро друзей соревновались как – то на беговой дорожке стадиона. Виктор с большим огорчением сообщил, что ему не удалось занять первое место. Гриша прибежал к финишу третьим после Дмитрия. Попутно Виктор заметил, что Дмитрий не занял второе место, а Андрей не был ни первым, ни последним. Борис сказал, что он прибежал к финишу вслед за Виктором. Кто какое место занял в соревнованиях? Приводимое решение должно быть объяснено. Задача 2. В совершении преступления подозревались два брата – Николай и Петр, достаточными доказательствами вины которых, следствие не располагало. Николай на допросах уверял следователя, что они с Петром невиновны. Следователь предложил ему сказать брату: «Петя, я сказал всю правду, говори и ты правду». Николай согласился. В результате Петр признался, что они с братом совершили преступление. Допустимо ли применение следователем указанного приемы психического воздействия на подозреваемого?
Вариант 6 Теоретические вопросы: 1. Эмоциональная регуляция поведения Примерный план изложения: - понятие эмоций и чувств. Их отличие друг от друга; - особенности проявления отдельных видов эмоций и чувств.: настроение, стресс, аффект, фрустация. - кризисные состояния личности: реактивные состояния, неврозы, психопатия, умственная отсталость. 2. Психология преступных групп Примерный план изложения: - основные функциональные признаки организованных преступных формирований; - структура организованных преступных формирований; - психологические механизмы сплочения преступных групп. Задача 1. В целях срочного обнаружения и задержания опасного преступника среди работников милиции Энской области была распространена ориентировка по портрету, составленному со слов потерпевшей. Какой из видов воображения будет использован оперативными работниками при выполнении розыскных действий? Объясните сущность указанного вида. Задача 2. Н., обвиняемый в убийстве жены, на допросе признал себя виновным в совершении этого преступления, полагая, что труп уже найден следователем. После этого следователь решил организовать выезд на место происшествия с участием обвиняемого, для того, чтобы он показал, где зарыт труп жены. Что произошло дальше, следователь описывал следующим образом: «Н. уверенно шел по лесу и, выведя нас к полузасыпанной траншее, вдруг остановился и удивленно посмотрел на меня: траншея была завалена льдом и снегом, и было видно, что никто здесь труп не отыскивал. Н. понял, что труп его жены не найден и признался он преждевременно. Мгновенно оценив ситуацию Н. двинулся дальше. Но его остановка и замешательство не ускользнули от нашего внимания». Труп был найден в том месте, где обвиняемый сделал невольную остановку. Оценить действия следователя и определить, какой метод выявления скрытого противодействия обвиняемого был применен? Раскрыть сущность этого метода. Вариант 7 Теоретические вопросы: 1. Индивидуальные особенности личности Примерный план изложения: - темперамент человека, его типы; - направленность и способности личности; - характер человека и его черты. 2. Психологические черты личности преступника Примерный план изложения: - психологические особенности корыстных преступников; - психологические особенности насильственных преступников; - психологические особенности женщин – преступниц. Задача 1. Какому свойству внимания (объем, концентрация, распределенность, переключаемость, устойчивость) соответствуют следующие положения: а) скорость произвольной смены объектов психических процессов; б) количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности; в) количество одновременно выполняемых действий; г) степень сосредоточенности внимания на одном объекте, интенсивность направленности внимания на этот объект; д) продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Задача 2. В суде рассматривалось дело о групповом изнасиловании несовершеннолетней. Судья задал вопрос потерпевшей: «Что из белья на Вас было в момент изнасилования?» Потерпевшая (16 лет) ответила: «Капроновые колготки, но я сама их сняла…» Судья: «А почему Вы их сами сняли?» Потерпевшая: «Колготки стоят дорого, а моя мать дает мне денег только на одну пару в год». Защитник одного из обвиняемых, заявил, что этот факт свидетельствует о том, что потерпевшая добровольно совершила половой акт с группой лиц. Представитель потерпевшей заметил, что потерпевшая сама сняла колготки, боясь мести матери. Эксперт – психолог в своем заключении указал, что потерпевшая не в полной мере осознавала характер и значение совершаемых с ней действий, не осознавала нравственных и физиологических последствий насильственного полового акта. Какие из приведенных фактов следует отнести к оправдательным или обвинительным доказательствам? Какое, на Ваш взгляд, суд должен принять решение и почему? Вариант 8 Теоретические вопросы: 1. Внимание как психическое состояние сознания человека Примерный план изложения: - виды внимания; - черты внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость: - значение внимания в деятельности практических работников правоохранительных и правоприменительных органов. Соотношение понятий «внимание» и «внимательность». 2. Психологические особенности адвокатской деятельности Примерный план изложения: - психология отношений между адвокатом и подзащитным; - психологическая характеристика отношений адвоката – защитника с прокурором и судом; - профессиональная этика адвоката-защитника. Задача 1. Какому типу темперамента соответствует следующая характеристика: «Характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях, резкая смена настроений. Повышенная возбудимость при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Наибольшего результата достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил». Дополнительные вопросы: 1. Могут ли быть социальной точки зрения – «плохие» или «хорошие» типы темперамента? 2. Может ли человек с любыми психофизиологическими данными успешно осуществлять любую профессиональную деятельность, в частности деятельность судьи, следователя? Задача 2. В своей квартире была обнаружена висящая в петле Аня К. Отчим Ани, проживавший отдельно, представил в прокуратуру полученное по почте ее предсмертное письмо, отправленное в день смерти. Расследование было проведено поверхностно, так как проверялась лишь версия о самоубийстве. Новому следователю, которому передали дело, удалось собрать ряд косвенных улик, подтверждающих версию о том, что Аня могла быть убита отчимом и затем с целью инсценировки самоубийства повешена. Письмо и конверт были подвергнуты тщательному исследованию. Почтамт сообщил, что судя по штампу на конверте, которым погашена марка, письмо опушено в ящик после 15 часов. По заключению же судебно-медицинской экспертизы смерть Ани наступила утром. Также было установлено, что отчим после каждого скандала, который он учинял на почве ревности, заставлял Аню писать письма, в которых она обещала вести себя надлежащим образом. Возникло предположение, не использовал ли отчим одно из таких писем, не принудил ли он Аню в день убийства написать на конверте его адрес. Отчим был вызван на допрос, который длился довольно долго и в процессе которого следователь не изобличал, а лишь выяснял отношения между отчимом и Аней. Когда он почувствовал, что настороженность у допрашиваемого прошла и тот решил, что его вызвали «просто так», что никаких доказательств против него нет, следователь неожиданно предъявил конверт, справку почтамта и заключение судебно-медицинской экспертизы, из которых с неизбежностью вытекало, что письмо опустить в почтовый ящик Аня не могла. Отчим признался в убийстве. Какие приемы психического воздействия были применены следователем:?
Вариант 9 Теоретические вопросы: 1. Личность и общество Примерный план изложения: - понятие личности; - взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности; - сущность деятельности и поведения личности. Структурная организация деятельности – мотивы, цели, способы и операции. 2. Психологические особенности судебной деятельности Примерный план изложения: - психологические основы исследования материалов предварительного следствия и планирования судебного разбирательства; - психология допроса и других следственных действий в судебном следствии; - психология судебных прений, последнего слова подсудимого, принятия и исполнения приговора. Задача 1. На сохранение следователем каких свойств внимания в процессе производства следственного действия направлены следующие рекомендации: Обыскивающему нужно чаще варьировать характер своих действий. Например, после просмотра книг не следует заниматься изучением переписки, а лучше, сохраняя избранное направление обыска, перейти к обследованию предметов мебели, отложив ознакомление с бумагами на другое время. Исследование мелких вещей полезно перемежать действиями с более крупными предметами. Если же прерывать начатое занятие нежелательно, можно обменяться работой с другими участниками обыска. Наконец, когда обыск носит длительный характер и сопряжен со значительной физической нагрузкой, необходимо устраивать перерывы для отдыха». Задача 2. Какие из перечисленных положений составляют для следователя содержание творческой задачи в противоположность простой – алгоритмической: а) установить убийцу, если он неизвестен; б) установить причину смерти при обнаружении на месте происшествия трупа; в) установить время смерти; г) безошибочно квалифицировать совершенное деяние. Вариант 10 Теоретический вопросы: 1. Речь как форма общения людей Примерный план изложения: - речь и язык результат исторического развития; - функции речи - общение и мышление, их взаимосвязь; - виды речи – письменная, устная. Значение речи в деятельности сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов. 2. Исправительная (пенитенциарная) психология. Примерный план изложения: – психологические черты личности осужденного – изменение личностной направленности, формирование социально- адаптированных стереотипов поведения; - признаки социальной общности коллектива осужденных. Официальные и неофициальные отношения в коллективе осужденных; - основные средства исправления и перевоспитания осужденных: режим, труд, воспитательная работа, обучение. Задача 1. Карл у Клары украл кораллы, когда ему было вдвое больше лет, чем было Кларе, кода она у Карла украла кларнет и когда Карл был в возрасте, в котором Клара лишилась кораллов. Если в момент пропажи кораллов Карл был старше на восемь лет, то по отношению к этому возрасту Кларе втрое больше лет, чем было ей тогда, когда Карл был в ее возрасте. Сколько было Карлу лет, когда у него пропал кларнет? Ответ обосновать и объяснить. Задача 2. Проводится следственный эксперимент по определению возможности слышать звук выстрела. Поясните, почему следует обеспечить такую обстановку производства опытных действий, чтобы лицо, слух которого проверяется, не ожидало выстрела, а по возможности занималось тем же, чем и в момент проверяемого события, т.е. первоначального восприятия.
Раздел 4. Процедура оценки контрольной работы Срок для проверки контрольных работ – 10 (десять) календарных дней. Начало течения срока - дата поступления контрольной работы на кафедру. Результат проверки контрольной работы фиксируется в таблице оценочного заключения на титульном листе, а текст замечаний, рекомендаций и предложений излагается на обратной стороне титульного листа работы. Сроки представления контрольной работы и доработки по выявленным замечаниям определяются в соответствии с графиком учебного процесса.
Раздел 5. Список рекомендуемой литературы |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 310. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |