Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подбор материала по теме исследования




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт права и управления

Кафедра «Финансы и менеджмент»

 

Утверждаю: Зав. кафедрой ФиМ _________________Е.А.Федорова «___»____________ 2015 г.  
Регистрационный номер: ________________________

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовой работы

 

по дисциплине

 

«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ»

 

 

Уровень профессионального образования: высшее образование – магистратура

Направление (специальность) подготовки: 38.04.01 Экономика

Профиль (специализация) подготовки:  Финансы и кредит

Квалификация выпускника: 69 – магистр

Форма обучения: очная, заочная

 

Тула 2015

 

    Методические указания по выполнению курсовой работы по учебной дисциплине (модулю) «История и методология экономической науки» разработаны профессором кафедры «Финансы и менеджмент» И.В.Сычевой и обсуждены на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» Института права и управления (протокол заседания кафедры № 1 от 31 августа 2015 г.)

 

           

Разработчик(и) рабочей программы дисциплины (модуля) ____________________________.

                                                                                                                              личная подпись(и)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение учебного курса «История и методология экономической науки» углубляет знания в области одного из ключевых направлений научной  деятельности в экономических системах, предусмотренного Государственным стандартом высшего профессионального образования магистратуры по направлению подготовки «Экономика».

Цель курсовой работы – закрепить и углубить теоретические знания по дисциплине «История и методология экономической науки», приобрести опыт использования справочных, нормативных и литературных данных, развить навыки самостоятельной  исследовательской работы будущих магистров в области экономики, познать  методологические принципы изучения экономико-организационных проблем управления экономическими объектами на макро и микроуровне, а также  произвести  анализ истории развития методологии выбранного направления исследования.

 Это позволит магистранту:

– глубоко усвоить объективную обусловленность  эволюционного развития экономики;

– освоить способы и методы проведения научных исследований в области финансов и  проанализировать весь арсенал средств, инструментов и возможных ресурсов для проведения исследований.

Основные задачи изучения дисциплины состоят в том, чтобы будущий магистр выяснил исторические корни и причины появления своего направления исследования, а также проанализировал пути научного развития и вклад зарубежных и отечественных ученых в теорию и практику проблемы исследования.

Будущий магистр должен уметь, пользуясь аналитической и исторической литературой, а также современной нормативно-законодательной базой, вести поиск истоков и корней возникновения современных проблем социально-экономического развития и функционирования различных экономических субъектов хозяйствования: предприятий, организаций, муниципальных образований, регионов и государства в целом.

 

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Учебным планом предусмотрено выполнение курсовой работы во 2-м семестре по одной из тем приведенной ниже тематики.

Данная работа выполняется каждым магистрантом самостоятельно по индивидуальному заданию. Номер задания слушатель выбирает сам, исходя из собственных предпочтений и пожеланий.

Подбор материала по теме исследования

Выбрав тему работы, студент должен, прежде всего, ознакомиться с общим характером вопросов, подлежащих отражению в контрольно-курсовой работе, а также с тем, накакие вопросы следует обратить внимание при изучении источников информации. Изучив исходные материалы и сделав из нихнеобходимые выборки (выписки, ксерокопии, распечатки и т. п.), студент должен составить план (структуру) работы с учетом требований рабочей программы дисциплины «История и методология экономической науки», данных методических рекомендаций и специфики конкретной темы. На основе согласованного с преподавателем плана (структуры) работы студент приступает к выполнению курсовой работы.

Основные информационные, в т.ч. литературные источники, приведены в разделе  «Библиографический список рекомендуемой литературы» данных методических рекомендаций. При поиске источников следует использовать предметный каталог библиотеки, поиск по ключевым словам, словосочетаниям, варианты компьютерныхбез данных, включая INTERNET, материалы СМИ.

Приводя те или иные данные, студент должен указывать, к какому году они относятся и из какого источника заимствованы

Экономика, как свидетельствует история, одна из самых древних наук. Как только человек начал использовать природные ресурсы, он неизбежно задумался об их наиболее рациональном применении. Первые предпочтения об экономике как науке возникли в рамках единой научной мысли у мыслителей древности – Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Каттона и многих других.

В качестве самостоятельной научной дисциплины об экономической теории можно говорить, начиная лишь с  XVI– XVII веков. Развитие и усложнение хозяйственных связей внутри предприятий и между ними, формирование местных, национальных и международных рынков обусловили необходимость научного обобщения протекающих в них экономических процессов.

На первых порах на поверхности оказались процессы в области торговли, обращения товаров и денег. Меркантилизм как этап развития экономической науки источник богатства видел во внешней торговле. Не случайно меркантелисты научно обосновали политику протекционизма, жизненность которого подтверждена современной системой пошлин.

Подлинно научной экономическая наука стала в XVII веке благодаря работе меркантелиста А. Монкретьена (1575–1621) «Трактат политической экономии». В ней научный экономический интерес был перенесен на внутренние закономерности производства материальных благ. И это закономерно, так как наступала эпоха промышленного переворота, на твердой базе которого буржуазия упрочивала свое экономическое и политическое господство, мощный источник получало дальнейшее развитие рынка.

Прошло триста с лишним лет, и история доказала, что развитие производства невозможно без использования достижений науки, в том числе и экономической. На начальных ступенях его развития использовались опыт и интуиция; затем появились собственно научные, преимущественно эмпирические знания. Лишь, начиная с XIX века, на первый план выходит теоретическая наука.

 Современных форм и способов научного познания много. Большинство из них используют ученые-экономисты. Это наблюдения (статистические) объекта; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формах.

Наиболее существенными методами экономических исследований являются: научная абстракция, движение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция, единство исторического и логического, экономико-математическое моделирование. В конце XX века экономико-математическое моделирование становится одним из наиболее прогрессивных методов экономического научного познания.

 Говоря о методологии экономической науки, необходимо выделить следующие, наиболее существенные функции экономической науки.

Первая функция – познавательная, едва ли нуждается в особых комментариях, ибо она общая для всех наук. Применительно к экономической науке есть одна особенность: проведение экспериментов здесь или невозможно, или дорогостояще. Что касается использования методов математического моделирования, то оно пока еще далеко от совершенства. Вторая функция – методологическая. Экономическая наука исследует как общее, то есть объект в целом, так и частные аспекты его функционирования. Третья функция – практическая, обеспечивает проведение экономической политики.

В рамках курсовой работы необходимо остановиться на изучении одного из рассмотренных элементов инструментария научного исследования экономических систем применительно к теме магистерского исследования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...