Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как работать с материалом,                       




Как работать с материалом.

Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. (Если лейка переполнена, то переливание воды затрудняется.) Лейка и сосуд стоят рядом друг с другом. Важен порядок на рабочем месте. Учитель берет лейку за ручку, поднимает ее высоко, наклоняет над сосудом и медленно

— наливает воду, пока сосуд не наполнится. Слабым рывком он переводит лейку в прежнее положение, берет другой рукой тряпку, вытирает оставшиеся капли и снова ставит лейку на стол. Он берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейки и выливает воду назад в лейку. Затем вытирает тряпкой оставшиеся капли и снова ставит сосуд на стол. Особенно интересный пункт! Учитель показывает упражнение, медленно и четко выполняя движения, и обязательно с явным интересом к своему занятию. Введение нельзя прерывать, пока ребенок не поймет весь ход действия. Он предлагает ребенку повторить упражнение и наблюдает за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу действия. Это упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например, с маленьким отверстием.

                               Переливание воды (2)

Материал:

поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан с маркированным краем, тряпка.

Цель:

обратить внимание на различные объемы сосудов.

Возраст:

около четырех лет.

Как работать с материалом.

Лейка наполнена подкрашенной водой до маркировки (маркировка— 1 единица измерения). Уровень воды будет лучше виден. Учитель берет лейку и медленно льет воду в мерный стакан. При этом он обращает внимание на маркированный край. Когда уровень воды достигнет маркированного края, учитель оставляет лейку и переливает воду из мерного стакана в первый сосуд, затем снова обратно в лейку. Так один за другим он поступает со всеми сосудами. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.

Дальнейшие упражнения:

лейка содержит, например, 4 единицы измерения объема воды. Водой заполняют друг за другом 4 банки. Ребенок лучше понимает суть дела, когда все сосуды одновременно заполнены. Если это упражнение проводится одновременно с небольшой группой, можно зафиксировать уровень воды в банках детей с помощью маркировки. Вопросы, которые можно поставить: «Где равные количества воды?», «Где воды больше?»

Контроль над ошибками:

пролитая вода. Контроль с помощью мерного стакана.

Применение:

— налить питье;

— лить пену.

 

                              2.3. Рамки с застежками

Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючок, крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-«липучки».

Материал.

В качестве примера приводим работу с застежкой «бант». Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой.

Цель:

развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта — очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест-накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнения полностью и только часть.

Контроль над ошибками:

половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой.

Применение:

завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.

                                   

 

 

                                  2.4. Чистка металла

Материал:

подстилка на подносе, жидкое средство для чистки металла в бутылке, ящичек с шариками ваты или кусочками наждачной бумаги, по чашке для грязной ваты и небольшого количества чистящего средства, тряпка для полировки, не слишком маленький латунный предмет без украшений.

Цель:

развитие координации движений. Чистка предметов из металла.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель подготавливает с ребенком рабочее место. Совместное начало может дать ребенку дополнительный стимул к выполнению упражнения. Все предметы, которые нужны ребенку, должны находиться в поле его зрения. Прежде всего учитель пододвигает маленькую бутылку с чистящим средством. При этом он держится за крышку. Большая бутылка была бы дополнительной трудностью для ребенка. Он ставит бутылку на подстилку, откручивает крышку и кладет ее дном вниз. Наливает небольшое количество чистящего средства в чашечку, закрывает бутылку и ставит ее назад на поднос. Интересный пункт! Открывание и закрывание, наливание, завинчивание. Кроме того, так предотвращают опрокидывание бутылки. Ватным шариком учитель берет немного чистящего средства из чашечки, показывает ребенку небольшое количество чистящего средства на ватке и размазывает его медленными и тщательными круговыми движениями по поверхности предмета. Грязная вата кладется в заранее подготовленную чашечку. Особенно трудно взять не слишком много и не слишком мало чистящего средства. В то время, пока чистящее средство должно подействовать, учитель выливает остатки средства назад в бутылку и снова ее закрывает. Затем он берет ватный тампон и стирает чистящее средство с поверхности латунного предмета, показывает ребенку грязь на вате. Этот процесс повторяется до тех пор, пока вата не станет чистой. Интересный пункт! Учитель берет тряпку для полировки и натирает поверхность предмета до блеска, показывает предмет ребенку, проводит упражнения без перерыва, медленными точными движениями и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Учитель предлагает ребенку повторить упражнение с другой вещью и наблюдает за ним. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда упражнение закончено, учитель показывает, как очистить и убрать нужный материал. Только после уборки упражнение считается законченным.

Дальнейшие упражнения:

усложнение упражнения при помощи маленьких, деформированных или украшенных предметов. Новые предметы или средства для работы могут способствовать тому, что ребенок дольше сохраняет интерес к делу.

Контроль над ошибками:

грязная тряпка для полировки, блестящая вещь.

Применение:

чистка дверной ручки, столового прибора.

            2.5. Уход за срезанными живыми цветами

Материал:

срезанные живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, вазы различной формы и величины, на подносе клеенчатая скатерть в качестве подстилки, посуда для отбросов, ножницы, лейка, тряпка.

 

Цель:

создать представление о способах составления букета, обратить внимание ребенка на условия жизни растений, развитие эстетического чувства, развитие координации движений.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Совместно с ребенком учитель подготавливает рабочее место. Время подготовки следует сократить, тогда у ребенка остается интерес к самому упражнению. Он кладет срезанные цветы на подстилку и располагает все остальные материалы так, чтобы они были ясно видны. Порядок облегчает ребенку работу. Учитель просит ребенка наполнить лейку водой до половины. Ребенок и учитель выбирают для цветов подходящую вазу. Одной рукой учитель берет лейку, другой рукой — сложенную тряпку, легко прижимает ее к передней стороне лейки, чтобы поймать капли воды, и льет воду в вазу. Это действие длится до тех пор, пока в вазе для срезанных цветов не будет достаточно воды. Он показывает ребенку воду в вазе. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край вазы на клеенку, он вытирает. Берет цветок, удаляет нижние листья и обрезает кусочек стебля, ставит цветок в вазу и продолжает так до тех пор, пока все цветы не будут расставлены в вазе. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение, он вместе с учителем убирает рабочее место.

Контроль над ошибками:

пролитая вода, выпадающие из вазы или слишком глубоко поставленные в нее цветы.

Дальнейшие упражнения:

уход за цветами, которые уже долго стоят в вазе. Составление букета на подставке, в которую втыкают цветы.

Применение:

украшения из цветов к празднику, например, украшение стола ко дню рождения.

 

 

                           2.6. Ходьба по линии

Материал:

линия (полоса) шириной 3—4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Подходящие предметы для ношения: наполненная подкрашенной водой бутылка или стакан, колокольчик, свеча, лучина, цветы. Проигрыватель, пластинка с музыкой без выраженного ритма.

Цель:

координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию.

Возраст:

около 3—6 лет.

Как работать с материалом.

Дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Упражнение предлагается детям, которые в этом заинтересованы и своим поведением выражают готовность к покою. На ногах у них легкая обувь или гимнастические тапочки. Сапоги или тяжелые ботинки мешают ребенку при целенаправленной ходьбе. Предметы для ношения видны детям и находятся поблизости от эллипса. Учитель один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения. Затем учитель одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, учитель замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например: «Мы стараемся наступать точно на линию». Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. При этом отдельного ребенка не поправляют и не указывают на его ошибки. Во время упражнения может звучать тихая музыка. С музыкой ребенок может ощутить больший покой. Когда упражнение заканчивается, учитель предлагает каждому ребенку, проходящему мимо него, вернуться на свое место за линию. Таким образом постепенно заканчивается упражнение.

 

Дальнейшие упражнения:

дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, цветы в корзине на голове. При ношении предмета внимание направлено не только на положение ступни, которую нужно поставить точно на линию, но и на руки, которые держат предмет. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Здесь основная трудность — поддерживать равновесие. При ходьбе по линии ребенок обращает внимание на то, чтобы делать равные шаги. При выполнении упражнения ребенок присматривается к тому, как это делают другие дети.

Контроль над ошибками:

уход с линии. Вода пролита, колокольчик звенит, свеча гаснет. Столкновение с другим ребенком.

 

 

                                2.7. Упражнения в тишине

Материал:

для этого упражнения не нужно никакого особенного материала. В упражнении могут быть использованы мебель и предметы, находящиеся в комнате.

Цель:

ощутить полную тишину. Тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой. Восприятие слабого шума.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель предлагает ребенку удобно сесть и не двигаться. Он говорит примерно следующее:

«Все мы абсолютно безмолвны; рот закрыт; мы не двигаемся; руки остаются в покое». Упражнение непригодно для мгновенного преодоления сиюминутной тревоги или беспокойства. Учитель ждет, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребенок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой. Через несколько минут учитель зовет к себе детей по одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребенок встает и как можно тише идет к учителю. Для детей очень важно, чтобы их называли по именам. Им приходится слушать внимательно, чтобы расслышать свое имя.

Контроль над ошибками:

кто-то из детей шумит.

Дальнейшие упражнения:

в тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Учитель тихим голосом дает поручение одному из детей, которого он назвал. Для детей лучше, когда комната немного затемнена. При этом внимание 1 концентрация смещаются со зрительного восприятия на слуховое. Посредством упражнений в тишине можно создать совершенно особую атмосферу. Учитель должен использовать возрастающую способность к восприятию у детей: предложить им рассказ, рассматривание картинок, песню, молитву.

 

 

2.8. Упражнения, имеющие отношение к социальной жизни

Эти упражнения могут способствовать освоению ребенком многообразия форм поведения в обществе. Они должны проводиться как групповые упражнения, потому что виды социального поведения могут быть усвоены и осознаны только в совместных с другими играх. В качестве подходящих форм упражнений предлагаются беседа и ролевая игра. События следует выбирать из жизни ребенка в группе, например:

Приходит гость.

Я иду в гости.

Я дарю что-нибудь.

Я хотел бы принять участие в игре.

Формы приветствия.

 

 

Цель:

обратить внимание ребенка на формы приветствия для осмысленного их применения.

Возраст:

около трех лет.

Беседа и ролевая игра.

Ребенок и учитель ведут беседу о приветствиях. При этом предлагается затронуть следующие вопросы: какие формы приветствия мы знаем?

— в зависимости от времени суток;

— в зависимости от родства и взаимоотношений между людьми (родители, братья и сестры, родственники, приятели, соседи);

— в зависимости от места (дом, улица).

— Что выражается посредством приветствия:

— человека узнают;

— с человеком хотели бы вступить в контакт;

— люди слушают друг друга.

Наши общеупотребительные формы приветствия в языковом отношении сильно укорочены, например: «Добрый день!», «Привет» и т. п. Ребенок ищет свои формы приветствия. Идеи и предложения ребенка реализуются в ролевой игре. Для ребенка важно наполнить эти формы первоначальным содержанием и собственными представлениями. Через многообразие возможностей языка, мимики и жестов нужно показать образцы поведения в различных ситуациях.

 

 

              3. Материалы для развития чувств

 

                3.1. Введение

Материалы построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких, как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознанно воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо одном из них. Таким образом он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многообразии.

Точно так же обстоит дело с принципом «от простого к сложному». Для каждой сферы чувств имеются материалы различной степени сложности. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. Ребенок занимается с одним материалом до тех пор, пока вдоволь не насладится им и не перейдет на следующую ступень трудности.

Ребенок любит повторения и прекращает занятия тогда, когда его потребность удовлетворена. При этом он в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику.

Наряду с вертикальным членением Монтессори-материалов (различные степени сложности) имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же учебную задачу взглянуть под другим углом зрения. Таким образом проблема осознается глубже, и открываются ее новые грани.

Самодеятельность, выбор материала, совершенствование методов работы способствуют развитию организационных возможностей ребенка. Он учится планировать, подготавливать, распределять, согласовывать, выполнять договоренность, работать сообща с другими, короче: он учится вести себя дифференцированно, эффективно и целенаправленно.

Относительно уроков нужно иметь в виду, что они даются только тогда, когда ребенок уже занимался с материалом. Урок должен быть обязательно четким и наглядным. Наблюдая за детьми, учитель понимает, когда можно перейти к уроку. Важно, чтобы ребенок сам приносил данный материал, знал место этого материала и по привычке убирал его туда после окончания работы. Необходимо принять во внимание следующее:

— как только ребенок будет готов к выполнению задачи, нужно правильно выбрать момент для урока;

— во время урока решающими являются атмосфера и личный контакт с ребенком;

на столе или на ковре должен лежать только материал для урока и никакой другой;

— урок по использованию того или иного материала должен быть ясным и недвусмысленным. Медленные и понятные действия играют решающую роль. При этом следует как можно меньше говорить. Важно не мешать контакту ребенка с материалом;

учитель показывает всю последовательность действий при работе с материалом, так чтобы ребенок смог узнать и воспроизвести эти действия. Как только ребенок понял урок, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает за ним. Затем учитель покидает ребенка, но смотрит на него с некоторого расстояния;

— если ребенок после преподанного урока работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. Нужно повторить урок позже, в более благоприятный момент времени;

— после урока ребенок далее работает самостоятельно. Робкого ребенка учителю следует побуждать и воодушевлять, но никогда не заставлять выполнить показанное упражнение с материалом;

как только ребенок научится обращаться с материалом самостоятельно, можно разумно комбинировать и варьировать соответствующие материалы;

— в дальнейшем уроки могут преподаваться как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Но наиболее важен первый урок. Определение индивидуального уровня развития ребенка, личный контакт, пристальное внимание к нему имеют основное значение.

После длительной и интенсивной работы с материалом нужно закрепить приобретенные навыки и ввести новые понятия. Это происходит на устных уроках. Подобные уроки должны быть трехступенчатыми.

1-я ступень:

Учитель устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указывает на предмет и ясно, четко произносит его название. Так вещь и название прочно ассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретной вещью.

2-я ступень:

Учитель произносит название предмета, ребенок должен указать соответствующий предмет и дать его учителю, положить его на стол или отнести обратно на место. Из-за частой смены поручений ребенок постепенно учится быстро наводить порядок, не теряя интереса к этому занятию. Повторения должны быть многочисленными, интересными для ребенка и учитывающими его сильное стремление к движению.

3-я ступень:

Учитель указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Пассивный словарь становится активным. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет собой контроль второй ступени. Таким образом ребенок расширяет свой активный словарь. Кратко это можно выразить так:

1. Это-...

2. Дай мне...

3. Что это?

Хороший урок, преподанный в нужное время, дает ребенку новые знания и навыки, расширяет представления об окружающем мире. Урок дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает для себя новые грани и измерения мира. Знания, приобретенные с помощью материала, будут применены и испытаны ребенком на его окружении. Ребенок нормализует себя: его духовный потенциал растет, возможности концентрируются и расширяются. Связи между его внутренним и окружающим миром будут углубляться и укрепляться, его «я» проснется. Он станет независимым.

 

 

           3.2. Материалы для различения размеров

           3.2.1. Розовая башня                                                                                                

Материал:

розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжелое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика— 10 см.

Прямая цель:

формирование понятий «большой» — «маленький».

Косвенная цель:

развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Место для работы — ковер, на котором лежат в беспорядке кубики. Ковер должен отличаться по цвету от материала. Учитель берет одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый. Младшие дети берут большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни. Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин. Башню разбирают кубик за кубиком. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается

весь ход упражнения. Оно закончено, когда материал возвращен на свое место.

Контроль за ошибками:

если заданный порядок построения башни не соблюден, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.

Дальнейшие упражнения:

— вариации основного упражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях;

— кубики нужно так поставить друг на друга или положить друг за другом, чтобы угол и две стороны каждого кубика совпали. Самый маленький кубик ставится на образовавшееся свободное место. Самый маленький кубик можно считать воплощенной мерой изменения величин;

— кубики так раскладывают один за другим, чтобы последующий меньший куб приставлялся к середине грани предыдущего поочередно то слева, то справа от ее средней линии. При этом будет понятна статическая закономерность;

— кубики ставятся друг за другом по диагонали;

— изменение заданного порядка 10—1 с учетом гармонии, в вертикальном и горизонтальном направлениях:

10-5-9-4-8-3-7-2-6-1

или

10-1-9-2-8-3-7-4-6-5.

Через подобную закономерность ребенок может найти много вариаций работы с материал

— Ряд кубиков прерывают, вынимая из него один кубик, и ребенку становится очевидной дисгармония.

— Башня строится с закрытыми глазами.

— Комбинационные игры с Коричневой лестницей, Красными штангами, Коричневой лестницей и Красными штангами одновременно.

Словесный урок:

большой — маленький,

большой — больше — самый большой,

маленький — меньше — самый маленький,

самый большой — самый маленький,

больше, чем — меньше, чем.

Этот раздел типичен для всех материалов, где составляются какие-либо ряды.

1-я ступень:

Учитель выбирает из 10 кубиков самый большой и самый маленький. Понятие будет выработано при помощи трехступенчатого урока. Самый поразительный контраст наиболее эффективен. Остальные кубики остаются на своем месте, чтобы внимание ребенка было направлено только на эти два кубика. Учитель берет самый большой куб, обхватывает его говорит: «Из этих двух вот этот большой». Затем он берет самый маленький в руку, показывает его ребенку и говорит: «Из этих двух кубиков вот этот маленький». Так как понятие «большой — маленький» необходимо для дальнейшей работы, продемонстрировав его на других кубиках.

 

2-я ступень:                          

После того, как на 1-й ступени учитель назвал ребенку сопоставление размеров, он может теперь углубить понятие «большой — маленький». В большинстве случаев переход от 1-й ко 2-й ступени происходит немедленно. Он просит ребенка: «Дай мне из этих двух большой куб! Дай мне маленький кубик!» При этом он пробует использовать возможно большее количество вариаций с другими парами кубиков.

3-я ступень:

Когда ребенок совершенно уверен в выборе куба, можно перейти к 3-й ступени. Теперь ребенок должен быть в состоянии назвать, большим или маленьким является один куб по сравнению с другим. Перед ребенком ставят пару кубиков и спрашивают: «Какой этот куб| Ребенок отвечает: «Большой».—«А этот кубик?»—«Маленький!»

«Большой — больше — самый большой». «Маленький—меньше — самый маленький».

Из 10 кубиков учитель выбирает 3 самых больших (1-я ступень.) Наименьший из них сравнивает с очевидно меньшим четвертым кубом. Показывает на большой куб и говорит:

«Этот большой!» Затем указывает на следующий по величине и говорит: «Этот больше!» Наконец он берег самый большой и говорит: «Из трех этот—самый большой!» Так же прорабатываются понятия «маленький — меньше — самый маленький». 2-я и 3-я ступени урока могут относиться только к предметам, выбранным в порядке увеличения их размеров. Они исходят из основного предмета, в данном случае куба, называемого «большим». Назвать отдельный куб можно, лишь сравнивая друг с другом 3 куба. Учитель просит ребенка расположить кубики по возрастанию или убыванию размеров.

«Самый большой — самый маленький».

При составлении ряда из нескольких кубиков нужно словесно выделить два внешних кубика. «Из кубиков вот этот—самый большой, а этот—самый маленький!» Ребенок выбирает в другом гармонично построенном ряду наибольший и наименьший кубики.

«Больше, чем — меньше, чем».

 

                                                                    

                          

 

В дальнейшем основываются на точном названии величины куба внутри некоторого ряда, например, 10. Учитель берет куб 5 и сопоставляет его с другими кубиками ряда: «Этот меньше, чем те!» При этом он указывает на кубы 6, 7, 8, 9, 10. «Он больше, чем эти!» При этом он показывает на кубы 4, 3, 2, 1.

Применение:

— предложить найти кубы равного размера;

— перенос понятия «большой—маленький» на предметы;

— предложить найти градации величин других предметов.

 

 

                         3.2.2. Коричневая лестница

Материал:

коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их— квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см;

Прямая цель:

формирование понятия «толстый — тонкий».

Косвенная цель:

развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом,                       

Рабочее место — ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Материал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Учитель охватывает рукой самую толстую призму, клад ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание рукой или руками ребенок «понимает» различие величин. Возникает ступенчатая структура — лестница. Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или наоборот. Таким образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно полностью закончено, когда материал снова возвращен на свое место.

 

Контроль над ошибками:

если заданный порядок построения лестницы не соблюдается, то ошибку можно увидеть и ощутить руками.

Дальнейшие упражнения:

— лестница строится по тому же закону, как и прежде, но начиная с самой тонкой призмы;

— призмы нужно так положить друг за другом, чтобы они соприкасались квадратными сторонами;

— упорядочить призмы, ставя их вертикально и соблюдая тот же закон построения ряда;

— призмы кладут друг за другом так, чтобы следующая более тонкая призма доходила до середины грани предыдущей, располагая их попеременно то слева, то справа от средней линии грани предшествующей призмы.

— Изменение заданного порядка призм 10—1 с учетом гармонии в вертикальном и горизонтальном направлениях:

10-5-9-4-8-3-7-2-6-1

или

10-1-9-2-8-3-7-4-6-5.

Через такие закономерности ребенок может найти много вариаций работы с материалом.

— Построение лестницы, если мера изменена. Например, пусть порядковой мерой является призма 2:

Ю-8-6-4-2

и

1-3-5-7-9.

— Порядковая мера—призма 3, тогда возможны лестницы:

1-4-7-10

или

3-6-9 (другими словами, меняется «шаг» лестницы);

— ряд призм 10—1 прерывают, вынимая из него какую-либо призму, и ребенок должен указать, в каком месте гармония нарушена. Если устный урок уже прошел, то ребенок может объяснить взаимосвязь с другими призмами;

— лестницу можно построить с закрытыми глазами;

— комбинационная игра с Розовой башней, с Красными штангами, с Розовой башней и Красными штангами одновременно.

Устный урок.

Он состоит в назывании различий: толстый —тонкий, толстый — толще — самый толстый, тонкий — тоньше — самый тонкий, самый толстый — самый тонкий, толще, чем — тоньше, чем.

Применение:

— перенос понятия «толстый — тонкий» на другие предметы;

— измерить и сравнить толщину предметов одинаковой формы, например, карандашей, газетных пачек.

 

                             3.2.3. Красные штанги

Материал:

10 красных деревянных штанг. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги 2,5 см шириной и высотой.

Прямая цель:

формирование понятий «длинный — короткий».

Косвенная цель:

развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур, подготовка к работе с числовыми штангами.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно отличаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и клал верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Таким образом, у ребенка возникает впечатление о длине штанги. Затем он берет более короткую штангу | кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. 1 тем, как ребенок повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре.

Контроль за ошибками:

равномерность ряда нарушена (визуальный контроль). Правильность промежутков между длинами ступеней «лестницы» проверяется самой короткой штангой (механический контроль).

          

 

 

Дальнейшие упражнения:

— упорядочивание штанг в виде ступенчатой фигуры;

— данное приращение длин штанг нужно измерить самой короткой штангой;

— упорядочивание штанг в обратной последовательности;

— штанги кладут друг за другом так, чтобы конец следующей более короткой штанги находился на середине предыдущей, попеременно то слева, то справа от нее;

— штанги кладут друг на друга, чтобы получилась стена;

— штанги упорядочивают, складывая друг на друга «крестом». Стараясь сбалансировать штанги, ребенок обращает внимание на их центр;

— штанги упорядочивают с закрытыми глазами;

— заданный порядок 10—1 меняют, учитывая гармонию:

10-5-9-4-8-3-7-2-6-1

или

10-1-9-2-8-3-7-4-6-5.

Через такую закономерность можно найти множество различных вариантов работы

с материалом:

— из ряда, упорядоченного 10—1, вынимают одну штангу, а остальные сдвигают, закрывая промежуток. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Это упражнение проводится как игра партнеров;

— если устный урок уже проведен, ребенок может объяснить соотношения между штангами (смотрите устный урок);

— упорядочить штанги, приставляя каждую следующую к правому углу предыдущей;

— упорядочивание штанг при измененной мере, то есть с измененным «шагом» лестницы при порядковой мере 2. Например:

2-4-6-8-10;

— ребенку показывают штангу. Он оценивает ее длину, касаясь штанги рукой через промежутки,—тренируется глазомер;

— складывая друг с другом соответствующие штанги, получить соответствующие штанги одинаковой длины;

— построить равносторонний пятиугольник, используя все штанги;

— измерить штангами длину. Этим подготавливается дальнейшая работа со стандартными единицами измерения.

Комбинационные игры:

с Розовой башней, с Коричневой лестницей, с Розовой башней и Коричневой лестницей одновременно.

Устный урок.

Он посвящен названиям различий: длинный—короткий, длинный — длиннее — самый длинный, короткий — короче — самый короткий, самый длинный — самый короткий, длиннее, чем — короче, чем.

Применение:

— перенос понятия «длинный — короткий» на другие предметы;

— нахождение предметов равной длины;

— измерение и сравнение длин предметов одинаковой формы, например, ниток, картонных катушек.

 

 

          3.2.4. Блоки с цилиндрами-вкладышами

Материал:

4 деревянных блока натурального цвета с углублениями для 10 деревянных цилиндров. У каждого цилиндра есть кнопка, за которую можно его держать. Четыре блока различаются друг от друга следующим образом:

Блок А: цилиндры изменяются в одном направлении — по размеру. Диаметр у всех них ос одним и тем же, высота равномерно уменьшается.

Блок В: цилиндры изменяются в двух направлениях. Высота остается постоянной, диаметр (ширина и глубина) равномерно уменьшается.

 

 

 

Блок С: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота и диаметр равномерно убывает;

Блок Д: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота равномерно убывает, а диаметр равномерно увеличивается (ряд с «обратным ходом»).

Прямая цель:

узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как полость и тело соответствуют друг другу.

Косвенная цель:

развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию карандаша при письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области размеров предметов.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Блоки включаются в работу по одному. Учитель начинает с блока В. В первый раз рекомендуется взять блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении цилиндра в не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку. Блок устанавливается на рабочее место, учитель находится справа от ребенка. Порядок взаиморасположения учителя и ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя при вынимании и вставлении цилиндров. Учитель берет цилиндр из блока и ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно показывает, как нужно охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут). Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если учитель хочет обратить внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый цилиндр лучше всего ставить позади блока. Теперь он берет произвольный цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления блока, сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление. Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок повторяет действия учителя. Точно так же поступают поочередно с другими блоками.

Контроль за ошибками:

нарушение гармонии очевидно и осязаемо.

Дальнейшие упражнения:

— цилиндры стоят перед блоком, ребенок выбирает произвольный цилиндр, чтобы затем вставить его в подходящее углубление;

— выполнение основного упражнения с закрытыми глазами;

— выполнение упражнения одновременно с двумя, а позже с тремя и четырьмя блоками. Важно, чтобы ребенок мог заглянуть во все углубления. Надо даже предоставить возможность найти нужное углубление, переставляя цилиндр из одного углубления в другое;

— ребенок расставляет вытащенные цилиндры, беспорядочно стоящие на столе, в равномерно убывающий или возрастающий ряд;

— повторение упражнения с закрытыми глазами;

— ребенок начинает со среднего цилиндра и продолжает ряд вправо и влево;

— из упорядоченного ряда цилиндров один вынимают, остальные сдвигают, чтобы не оставалось пустого места. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Затем ребенок снова ставит цилиндр на подходящее место в ряду. Ошибку можно распознать при помощи ощупывания пальцами;

— нужно найти одинаковые цилиндры;

— ребенок составляет множество, элементы которого согласуются в каком-то свойстве, например, имеют равную высоту или равный диаметр;

— строятся множества, элементы которых согласуются в двух свойствах, например, имеют равную высоту и равный диаметр. Нужно назвать, в чем именно согласуются эти элементы. Смотрите устный урок!

— ребенок ставит цилиндры некоторого ряда на бумагу, обводит их основание карандашом и сравнивает кружочки друг с другом;

— вставные цилиндры комбинируются с цветными цилиндрами (игра 3.2.5.).

Устный урок:

Цилиндры:

Блок А высокий—низкий                                                                       Пустоты:

          высокий — выше — самый высокий                                       глубокий — мелкий                                                                       .         низкий - ниже - самый низкий                                                  глубокий - глубже - самый глубокий                         

самый высокий - самый низкий                                                 мелкий - мельче - самый мелкий                                    .         выше, чем — ниже, чем                                                             самый глубокий — самый мелкий                             Блок В толстый — тонкий                                                                       глубже, чем — мельче, чем.                                                             .        толстый — толще — самый толстый                                                                                                                             .        тонкий — тоньше — самый тонкий                                         широкий — узкий                                                       .        самый толстый — самый тонкий                                              широкий — шире — самый широкий                        .        толще, чем — тоньше, чем.                                                       узкий — уже — самый узкий

Блок С большой - маленький                                                               самый широкий - самый узкий                       большой — больше — самый большой                                   шире, чем — уже, чем.                                      маленький — меньше — самый маленький

         самый большой - самый маленький                                          глубокий - широкий, мелкий - узкий.                             .        больше, чем — меньше, чем.

Блок Д высокий — низкий                                                                                                                                              толстый — тонкий.

Перед проведением этого устного урока ребенок должен поработать с Розовой башней и Коричневой лестницей. На этих материалах ребенок сначала может лучше понять различия размеров.

Применение:

ребенок ищет другие предметы цилиндрической формы.

 

 

                          3.2.5. Цветные цилиндры

Материал:

4 деревянных ящика, каждый из которых содержит по 10 отдельных цилиндров. Они соответствуют по размерам вставным цилиндрам. Голубые цилиндры соответствуют вот цилиндрам блока А, красные цилиндры соответствуют вставным цилиндрам блока В, же цилиндры соответствуют вставным цилиндрам блокаС, зеленые цилиндры соответствую вставным цилиндрам блока Д.

Прямая цель:

осознать, что при одной и той же форме предметы могут иметь различные размеры. Сое ряды по заданным или самостоятельно выбранным правилам. Закрепить понятия (наглядный устный урок).

Косвенная цель:

обучение целенаправленным действиям и совершенствование моторики. Составление упорядоченных структур относительно размеров предметов.

Возраст:

около четырех лет.

Как работать с материалом.

Учитель приносит ящик с желтыми цилиндрами. При этом он показывает ребенку, как можно нести ящик, ставит его на место для работы, освобождает ящик и ставит его в сторону. Желтые цилиндры самые простые для работы. Начиная с самого большого цилиндра, учитель выстраивает ряд из равномерно изменяющихся по размерам цилиндров. При этом он сравнивает цилиндры, сопоставляя их друг с другом, выбирает следующий по величине цилиндр и ставит его в ряд. Одним пальцем он прикасается поочередно к цилиндрам в построенном ряду, подчеркивая тем самым их ступенчатое расположение. Внимание обращено на целенаправленность действий. Ребенок должен обратить внимание на равномерное убывание цилиндров в ряду. Ребенок повторяет упражнение. Подобным же образом осуществляется работа со всеми рядами цилиндров.

 

Контроль над ошибками:

при неправильном порядке нарушается гармония ряда. Визуальный контроль над ошибками!

Дальнейшие упражнения:

— построить башню;

— выполнить упражнение с закрытыми глазами;

— построить ряд, основанный на другой закономерности (смотри розовую башню!);

— вытащить цилиндр из ряда, ряд сдвинуть, затем снова поставить извлеченный цилиндр на свое место в ряду;

— найти цилиндры, у которых какое-либо свойство, например, высота или диаметр, одно и то же. Ребенок осознает закономерность и может сам найти комбинации и вариации;

— найти цилиндры, имеющие какие-либо два одинаковых свойства, например, одинаковые цвет и диаметр или одинаковые диаметр и высоту;

— построить из цилиндров змею. Внутри змеи высота цилиндров должна убывать;

— составить комбинации со вставными цилиндрами.

Устный урок:

применение понятий, усвоенных при работе со следующими материалами: розовая башня, коричневая лестница, вставные цилиндры, цветные таблички.

Применение:

ребенок ищет другие вещи цилиндрической формы.

                                           

 

             3.3. Материалы для различения цвета

              3.3.1. Цветные таблички

Материал:

ящик 1 содержит по 2 таблички желтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками.

Прямая цель:

различение основных цветов.

Косвенная цель:

развитие тонкой моторики.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Он выбирает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того, чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку таблички. Затем учитель берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар.

Контроль над ошибками:

контроль ребенок может провести при помощи зрительного сравнения.

Дальнейшие упражнения:

— раскладывают по табличке желтого, красного и голубого цвета, а остальные таблички ребенок кладет в разные места комнаты. Теперь учитель указывает ребенку на одну из табличек на его рабочем месте и просит принести из комнаты табличку такого же цвета. Упражнение на запоминание. Так поступают со всеми табличками, лежащими на рабочем месте ребенка.

Устный урок.

Он посвящен названиям цветов желтый, красный, голубой (трехступенчатый урок).

 

Применение:

ребенок выбирает один какой-нибудь цвет и ищет в комнате предметы того же цвета.

Материал:

ящик 2 содержит по 2 таблички следующих цветов: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, черный, белый и серый.

Прямая цель:

познакомиться со смешанными цветами, а также с черным и белым цветом.

Косвенная цель:

развитие тонкой моторики.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Вводное упражнение проводится точно так же, как и с ящиком 1, то есть через подбор пар табличек одинакового цвета.

Контроль над ошибками.

Ребенок может провести контроль над ошибками визуально.

Дальнейшие упражнения:

— ребенок выбирает какую-либо цветную табличку и кладет ее на ковер. Он ищет в комнате предмет того же или похожего цвета и кладет его рядом с табличкой;

— если ребенок знает названия цветов, он берет по одной табличке и кладет их друг рядом с другом. Другой ребенок закрывает глаза. Первый убирает одну из табличек и сдвигает остальные, чтобы закрыть пустое место. Второй открывает глаза и называет цвет отсутствующей таблички;

                                       

 

— если ребенок, экспериментируя с акварельными красками, сам получал смешанные цвета, то он может выбрать две таблички основных цветов, образующих данный смешанный цвет.

Применение.

Рассматривание цветных картинок.

Материал.

Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое отделение содержи'! по 7 табличек одного цвета, тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный. винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.

Прямая цель:

правильный подбор и знание цветовых оттенков.

Косвенная цель:

развитие тонкой моторики.

Возраст:около трех лет.

Как работать с материалом.

Таблички одного цвета перемешиваются. Учитель выбирает две таблички, наиболее контрастные по тону, и сравнивает их друг с другом. Затем он раскладывает остальные в соответствии с их тоном, так, чтобы получился цветовой ряд табличек, тон которых равномерно меняется. Первая и последняя таблички служат исходными пунктами в этом упражнении. Через контрастирование ребенок приходит к градуированию. Соответственно возрасту и развитию ребенка упражнение упрощают и берут меньше, чем 7 табличек. В каждом цветовом ряду ребенок сравнивает друг с другом оттенки табличек.

Контроль над ошибками.

Контроль над ошибками ребенок может провести визуально.

Дальнейшие упражнения:

— из какого-либо упорядоченного цветового ряда убирают табличку и ряд сдвигают, закрывая пустое место. Ребенок должен найти место, где оттенок меняется слишком резко. Эти упражнения предъявляют высокие требования в особенности к способности запоминать и различать. Они проводятся как игры между двумя партнерами и групповые игры;

— работа с табличками нескольких цветов;

— работа с табличками всех цветов;

— упорядочить между собой цветовые ряды;

— расположить таблички в цветовой ряд по вертикали или по диагонали;

— сложить спираль, начиная со всех самых светлых табличек и продолжая табличками следующего по интенсивности оттенка.

Устный урок.

Он посвящен названиям: светлый — темный, светлый — светлее — самый светлый, темный — темнее — самый темный, самый светлый — самый темный, темнее, чем — светлее, чем. !

Применение:                                                                

 рассматривая цветную картинку, ребенок должен назвать знакомые ему цвета, имеющиеся на этой картинке, и показать таблички этих же цветов.

 

 

             3.4. Материалы для различения формы

            3.4.1. Геометрический комод

                   

Материал:

деревянный ящик с 6 выдвижными ящиками внутри его.

Выдвижной ящик 1 содержит 6 различных треугольников:

                             неравносторонний тупоугольный треугольник,

                             равнобедренный остроугольный треугольник,

                             равнобедренный тупоугольный треугольник,

                             равнобедренный прямоугольный треугольник,

                             равносторонний треугольник.

Выдвижной ящик 2 содержит 6 различных прямоугольников:

                             от 10 см х 5 см до 10 см х 10 см.

Выдвижной ящик 3 содержит 6 правильных многоугольников:

                             от 5-угольника до 10-угольника.

Выдвижной ящик 4 содержит 5 фигур:

                             равнобедренную трапецию, прямоугольную трапецию, ромб,

                             параллелограмм, неравносторонний остроугольный треугольник.

Выдвижной ящик 5 содержит 4 фигуры:

                             квадрат с четырьмя полукругами снаружи, яйцо, эллипс,

                             треугольник с дугообразными сторонами.

Выдвижной ящик 6 содержит 6 кругов:

                             их диаметры равномерно меняются от 10 см до 5 см.

Рамка для первого упражнения. Она разделена на 6 полей. Внутри как вкладывающиеся фигуры лежат круг, треугольник, квадрат и три деревянные дощечки. Все вкладывающиеся фигуры синие и лежат в рамках цвета дерева. Дно выдвижных ящиков также синее. Три комплекта карт для всех фигур. Карты также содержатся в комоде.

1-я серия: поверхность фигур полностью синяя.

2-я серия: фигуры объедены кантом шириной 1 см.

3-я серия: фигуры обведены линией 1 мм шириной.

Прямая цель:

узнать геометрические фигуры.

Косвенная цель:

развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Возраст:

около трех лет.

                                           

 

Как работать с материалом.

Учитель берет демонстрационную раму с тремя фигурами: кругом, квадратом и равносторонним треугольником. Он берет фигуры за маленькие кнопки и кладет их по очереди на свободные деревянные дощечки. Вынутые фигуры обводит средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением. Затем точно так же обводит края соответствующих свободных углублений рам и вкладывает, наконец, вынутые фигуры назад в их рамы. При дальнейших упражнениях начинают с наибольших контрастов. Упорядочивание похожих фигур представляет поначалу большие трудности (многоугольники).

Дальнейшие упражнения:

— так же, как в первом упражнении, проводится работа с другими выдвижными ящиками (новый интересный пункт!);

— можно использовать несколько выдвижных ящиков одновременно. Возможна также игра между партнерами;

— через некоторое время можно проделать те же упражнения с закрытыми глазами. Углубление понимания через исключение зрительного восприятия:

— составление рядов из многоугольников, прямоугольников и кругов: начать с самой большой фигуры; начать с самой маленькой фигуры; начать со средней по размеру фигуры; построит ряды с закрытыми глазами. Это упражнение побуждает ребенка самостоятельно найти прав упорядочивания фигур;

— все фигуры относят на другой стол. Ребенок замечает какую-нибудь рамку и приносит соответствующую ей вкладывающуюся фигуру;

— все фигуры из одного или нескольких выдвижных ящиков раздают детям. Один ребенок становится ведущим игры. Он указывает на одну из рамок. Тот ребенок, у которого есть подходящая фигура, приносит ее и вкладывает в рамку. Сначала учитель вводит тот комплект карт, на котором фигуры полностью закрашены. Он берет карты, соответствующие фигурам какого-либо выдвижного ящика, перемешивает их и раскладывает. Ребенок кладет соответствующие вкладывающиеся фигуры на синие фигуры на картах. В предыдущих упражнениях интерес ребенка направлен прежде всего на то, как вставить фигуру в рамку. И работе с картами внимание ребенка обращено, собственно, на форму фигуры. Помощь, зрея постепенно уменьшается. Происходит процесс абстрагирования.

 

Контроль над ошибками.

Фигура должна точно вставляться в рамку. Фигура и изображение на карте должны точно, соответствовать друг другу.                                                       

Устный урок.

Через некоторое время работы с материалом фигуры нужно назвать. Учитель организует игру в которой называются имена фигур.                                               

Применение.

Два ковра, на каждом лежит по одной фигуре. Рядом нужно положить предметы той же формы.

 

 

                        3.4.2. Биологический комод

Материал:

деревянный ящик с тремя выдвижными ящиками в нем. В выдвижных ящиках содержатся 14 деревянных дощечек с выпиленными в виде листьев фигурами и 4 деревянные дощечки без таких вкладышей. Все фигуры-вкладыши зеленого цвета и лежат в рамках цвета дерева. Дно ящиков зеленое. Три комплекта карт для каждой фигуры-вкладыша, содержащейся в комоде. 1-я серия: вся площадь фигур, изображенных на картах, зеленого цвета. 2-я серия:

изображенные фигуры обведены кантом шириной 1 см. 3-я серия: изображенные фигуры обведены линией шириной 1 мм.

Прямая цель:

узнать различные формы листьев.

Косвенная цель:

развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Возраст:

около трех лет.

                                        

Как работать с материалом.

Учитель ставит выдвижной ящик на стол. Он берется большим, средним и указательным пальцами за маленькие кнопки на фигурах и по очереди кладет фигуры около выдвижного ящика. Средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением он обводит выпиленные фигуры. Затем теми же пальцами он обводит соответствующие формы в рамках и вкладывает выпиленные фигуры назад на свои места. Подготовка к письму посредством тренировки умения правильно охватывать кнопку. Представление о форме в пространстве. Ребенок может повторить упражнение. Упражнение закончено, когда ребенок убрал весь материал. У ребенка создается впечатление законченности упражнения.

Контроль над ошибками.

Каждая фигура-вкладыш должна точно входить в соответствующую рамку.

Дальнейшие упражнения:

— аналогично проводят работу с другими выдвижными ящиками;

— можно использовать сразу несколько выдвижных ящиков одновременно. Новый стимул — игра с партнером;

— через некоторое время работы с материалом подобные упражнения можно проделать с закрытыми глазами. При отсутствии зрительного восприятия усиливается восприятие формы через осязание;

— можно положить рядом друг с другом похожие формы;

— все фигуры-вкладыши кладут на соседний стол. Ребенок замечает какую-нибудь рамку и приносит соответствующую ей фигуру-вкладыш;

— все фигуры-вкладыши из одного или нескольких выдвижных ящиков раздают детям. Один ребенок становится ведущим. Он указывает на одну из рамок. Тот ребенок, у которого есть соответствующая фигура, приносит ее и вкладывает в рамку. Прежде всего учитель вводит тот комплект карт, где изображенные фигуры закрашены полностью. Он берет карты, соответствующие одному выдвижному ящику, перемешивает их и раскладывает. Ребенок кладет выпиленные фигуры на соответствующие им изображения на картах. В предыдущих упражнениях интерес ребенка был направлен на процесс вкладывания фигур. При работе с картами внимание ребенка обращается собственно на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происходит процесс абстрагирования. Затем вводятся два оставшихся комплекта карт.

Работа над ошибками:

деревянные фигуры должны соответствовать фигурам, изображенным на карте.

Устный урок.

Он относится к биологическим названиям форм листьев.Ихсообщают на трехступенчатом уроке. Названия форм листьев даются при помощи других предметов. Ребенок в этом возрасте чаще всего не может отличить листья похожей формы с разных пород деревьев. Поэтому названия форм листьев нужно вводить при помощи обычных понятий.

Применение:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...