Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Арбитражных судах апелляционной и кассационной инстанциях.




Статья 128. Оставление искового заявления без движения

          1. Арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения.

2. В определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.

Копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее следующего дня после дня его вынесения.

3. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда.

4. В случае, если указанные в части 2 настоящей статьи обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьей 129 настоящего Кодекса.

Статья 143. Обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу

Позиции высших судов по ст. 143 АПК РФ >>>

 

1. Арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае:

1) невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом;

2) пребывания гражданина-ответчика в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации или ходатайства гражданина-истца, находящегося в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации;

3) смерти гражданина, являющегося стороной в деле или третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, если спорное правоотношение допускает правопреемство;

Статья 146. Возобновление производства по делу

Арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.

 

Статья 163. Перерыв в судебном заседании

1. Арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании.

2. Перерыв в судебном заседании может быть объявлен на срок, не превышающий пяти дней.

3. На перерыв в пределах дня судебного заседания и время, когда заседание будет продолжено, указывается в протоколе судебного заседания.

О перерыве на более длительный срок арбитражный суд выносит определение, которое заносится в протокол судебного заседания. В определении указываются время и место продолжения судебного заседания.

4. После окончания перерыва судебное заседание продолжается, о чем объявляет председательствующий в судебном заседании. Повторное рассмотрение исследованных до перерыва доказательств не производится, в том числе при замене представителей лиц, участвующих в деле.

5. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

15. Принятие судебных актов (определений, решений, постановлений) по делу:

Порядок, виды, сроки, содержание.

Согласно ст. 15 АПК РФ арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения.

Решение - это судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу.

Постановления - это судебные акты, принимаемые арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, а также судебные акты, принимаемые Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора.

Определения - это все иные судебные акты арбитражных судов, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства.

Судебные акты арбитражного суда должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Судебные акты арбитражного суда обладают следующими чертами:

- государственно-властный характер принимаемых актов;

- носят характер правоприменительных актов;

- имеют характер индивидуально-конкретного акта;

- носят обязательный характер.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются также обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.

16. Задачи, полномочия и особенности производства дел по налоговым спорам в

арбитражных судах апелляционной и кассационной инстанциях.

 

Апелляция является одним из способов проверки судебного акта в полном объеме, т. е. касающейся как установления фактических обстоятельств, так и правильности применения закона. Такая проверка проводится по имеющимся в деле материалам, а также по дополнительно представленным (и принятым, при соблюдении соответствующих условий) доказательствам.

Правом апелляционного обжалования обладают лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ (ч. 1 ст. 257).

В апелляционном порядке могут быть обжалованы лишь те решения арбитражного суда первой инстанции, которые не вступили в законную силу (ч. 1 ст. 257 АПК РФ).

Решения по делам, рассмотренным Высшим Арбитражным Судом РФ в качестве суда первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), вступают в законную силу немедленно после их принятия.

Немедленно после их принятия вступают в законную силу решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 180 АПК РФ), решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 4 ст. 222.9 АПК РФ).

Апелляционная жалоба может быть подана как на все решение суда первой инстанции, так и на его часть (см. ч. 5 ст. 268 АПК РФ). Исходя из анализа п. 2 ст. 269 и п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ можно сделать вывод, что предметом апелляционного обжалования может быть и та часть решения, в которой излагаются установленные судом обстоятельства.

В АПК РФ регламентирован порядок подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд, принявший решение в первой инстанции, который объединяет жалобу с делом и препровождает в апелляционный суд. При этом в АПК РФ установлено, что жалоба направляется в суд второй инстанции в 3-дневный срок.

В ст. 267 АПК РФ установлено, что 2-месячный срок на рассмотрение дела исчисляется со дня поступления апелляционной жалобы в апелляционный суд, и если апелляционная жалоба поступила в апелляционную инстанцию до истечения срока ее подачи, то срок рассмотрения дела будет исчисляться со дня истечения срока на подачу апелляционной жалобы.

АПК РФ установил процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы. Этот срок для обжалования решения арбитражного суда первой инстанции по делам, рассматриваемым в порядке искового производства, в том числе в порядке упрощенного производства, равен 1 месяцу (ч. 1 ст. 259, ч. 4 ст. 229 АПК РФ).

По делам об административных правонарушениях о привлечении к административной ответственности (ч. 4 ст. 206) и об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ч. 5 ст. 211) - АПК РФ установлен сокращенный 10-дневный срок, по истечении которого решение арбитражного суда вступает в законную силу. С учетом этого апелляционная жалоба на решения по этим делам может быть подана в пределах 10 дней.

АПК РФ предъявляет определенные требования к содержанию апелляционной жалобы, к ее надлежащему оформлению, включая документы, к ней прилагаемые, а также к тем действиям, которые должно совершить лицо при подаче жалобы.

Апелляционное производство включает следующие стадии:

· принятие апелляционной жалобы к производству;

· оставление ее без движения;

· возвращение жалобы;

· прекращение производства по жалобе;

· рассмотрение дела в апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба, надлежащим образом оформленная с точки

зрения ее содержания и формы, рассматривается единолично судьей апелляционной инстанции и в 5-дневный срок со дня поступления принимается к производству (ст. 261 АПК РФ). Об этом выносится определение, которым возбуждается производство по апелляционной жалобе. В определении суд назначает дело к слушанию с указанием времени и места судебного заседания. Копия определения в тот же 5-дневный срок направляется лицам, участвующим в деле.

В случае несоблюдения требований, предъявляемых к содержанию и форме апелляционной жалобы, она не возвращается сразу же лицу, ее подавшему, как это было предусмотрено АПК РФ 1995 г., а оставляется определением без движения (ст. 263 АПК РФ). Это правило введено для предупреждения случаев необоснованного возвращения жалоб и повышения оперативности правосудия.

Суд в определении указывает конкретные недостатки, содержащиеся в жалобе, устанавливает срок для их устранения и копию определения не позднее следующего дня направляет лицу, подавшему жалобу. Дело рассматривается коллегиальным составом профессиональных судей. Участие арбитражных заседателей не допускается.

Рассмотрение дела происходит по правилам, которые установлены для суда первой инстанции, с некоторым особенностями, содержащимися в гл. 34 АПК РФ.

Для апелляционной инстанции, в отличие от первой инстанции, в частности, установлено следующее:

· не допускаются соединение и разъединение нескольких требований (ст. 130 АПК РФ);

· не могут изменяться предмет или основание иска или размер исковых требований (ч. 1 ст. 49 АПК РФ);

· не может быть предъявлен встречный иск (ст. 132 АПК РФ);

· не производится замена ненадлежащего ответчика (ст. 47 АПК РФ);

· исключается привлечение к участию в деле третьих лиц (ст. 50, 51 АПК РФ).

Решение является необоснованным, если:

· неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ);

· не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд признал установленными (п. 2 ч. 1 ст. 270 АПК РФ);

· выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).

Решение незаконно, если суд нарушил или неправильно применил нормы материального или нормы процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).

Безусловными основаниями для отмены решения являются нарушения норм процессуального права, указанные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ:

· рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе;

· рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

· нарушение правил о языке судопроизводства при рассмотрении

· дела;

· принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

· неподписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе судей, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении;

· отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его ненадлежащими лицами;

· нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции является судебным актом, который принимается по результатам рассмотрения дела.

Как любой судебный акт арбитражного суда, он должен быть законным, обоснованным и мотивированным (см. ч. 3 ст. 15 АПК РФ).

Постановление подписывается судьями, рассматривавшими дело.

Производство в кассационной инстанции

Арбитражный процесс предусматривает 4 самостоятельных способа пересмотра судебных актов. Кассационный пересмотр согласно действующему АПК РФ, наряду с апелляционным и надзорным производствами, пересмотром по вновь открывшимся обстоятельствам, является одним из способов устранения судебных ошибок в арбитражном процессе.

Процессуальная цель кассации в арбитражном процессе, в отличие от других способов пересмотра, - это прежде всего проверка законности судебных актов без установления новых обстоятельств дела (что возможно в суде апелляционной инстанции).

К субъектам кассационного пересмотра, помимо лиц, участвующих в деле, отнесены лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых приняты обжалуемые судебные акты (ст. 42 АПК РФ). Объектами кассационного пересмотра являются исключительно судебные акты, вступившие в законную силу. Поскольку судкассационной инстанции в арбитражном процессе не вправе устанавливать новые обстоятельства дела, ему предоставлено полномочие направлять дело на новое рассмотрение при обнаружении несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой или апелляционной инстанции, и имеющимся в деле доказательствам.

Федеральные арбитражные суды округов созданы и предназначены исключительно для осуществления функции кассационного пересмотра обжалованных судебных актов (ст. 274 АПК РФ). В системе арбитражных судов РФ в соответствии со ст. 24 федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" образовано 8 судов округов, каждый из которых осуществляет свою юрисдикцию на территории соответствующего округа

Кассационное производство - самостоятельная стадия (правоприменительный цикл) арбитражного процесса, сущность которой заключается в проверке федеральными арбитражными судами округов законности вступивших в законную силу решений, постановлений, определений арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.

Более полно сущность кассационного производства в арбитражном процессе характеризуют следующие признаки:

· кассационное производство - один из способов пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;

· кассационное производство осуществляется специальным звеном судебной системы - федеральными арбитражными судами округов;

· процессуальная задача кассационного производства - проверка законности судебных актов;

· предметом кассационного производства являются судебные акты, вступившие в законную силу;

· необходимое основание возбуждения кассационного производства - кассационная жалоба лица, наделенного правом кассационного обжалования (либо заявление такого лица, переданное в кассацию из надзорной инстанции в порядке ч. 6 ст. 299 АПК РФ).

Стадия кассационного производства в арбитражном процессе включает следующие этапы:

· возбуждение кассационного производства;

· подготовка к рассмотрению кассационной жалобы;

· судебное разбирательство по кассационной жалобе.

Некоторые признаки кассационного производства в арбитражном

процессе существенно отличают данный институт от одноименного в гражданском процессе. Так, предметом кассации в гражданском процессе являются судебные акты, не вступившие в законную силу (ст. 337 ГПК РФ). Суд кассационной инстанции может принимать новые доказательства и устанавливать существенные обстоятельства дела (ст. 347 ГПК РФ), осуществляет проверку как законности, так и обоснованности обжалованных актов. Гражданскому процессуальному законодательству не свойственны понятия судебного округа и суда кассационной инстанции как специального звена судебной системы, кассационный пересмотр осуществляется вышестоящим судом.

Возбуждение кассационного производства - начальный этап процедуры кассационного пересмотра, в ходе которого суд рассматривает возможность реализации права на пересмотр судебного акта в суде кассационной инстанции, исходя из предписаний соответствующих процессуальных норм.

Судебные акты - объекты кассационного пересмотра - должны соответствовать 2 основным критериям:

1) в кассационном порядке могут быть обжалованы решения арбитражных судов первой инстанции и постановления арбитражных судов апелляционной инстанции.

2) необходимое свойство судебных актов, подлежащих кассационному обжалованию, - вступление их в законную силу на момент принятия определения о возбуждении кассационного пересмотра.

Недостатки кассационной жалобы, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, должны быть устранены заявителем обязательно до окончания процессуального срока, назначенного в соответствующем определении суда. В случае своевременного устранения заявителем недостатков, послуживших основанием для оставления жалобы без движения, кассационная жалоба подлежит принятию к производству. При этом жалоба считается поданной и должна быть рассмотрена по существу в предусмотренный ст. 285 АПК РФ срок, исчисляемый со дня ее первоначального поступления в суд. Если в установленный срок заявитель не устранит недостатки, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, кассационная жалоба возвращается отдельным определением судьи по правилу ч. 2 ст. 281 АПК РФ.

Основания для возвращения кассационной жалобы могут быть устранены или носят неустранимый характер. Поэтому кассационная жалоба при обнаружении устранимых недостатков, препятствующих кассационному пересмотру, не подлежит возвращению, а должна быть оставлена без движения (ст. 280 АПК РФ). На этапе подготовки кассационной жалобы к рассмотрению арбитражным судом кассационной инстанции совершаются необходимые действия для создания условий, позволяющих решить специальную процессуальную задачу кассационного пересмотра обжалованных судебных актов и достичь общей цели правосудия. Для этого судья кассационной инстанции:

· извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы посредством направления определения;

· разрешает ходатайства об обеспечении иска и приостановлении исполнения обжалованных актов;

· изучает кассационную жалобу и материалы дела;

· прекращает производство по кассационной жалобе в случаях, предусмотренных АПК РФ.

Срок рассмотрения кассационной жалобы согласно ст. 285 АПК РФ не должен превышать 2 месяца со дня поступления кассационной жалобы вместе с делом в арбитражный суд кассационной инстанции, включая срок на подготовку дела к рассмотрению и судебное разбирательство в кассационной инстанции. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Неявка в суд кассационной инстанции представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению жалобы в отсутствие указанных лиц.

Судебное заседание в суде кассационной инстанции условно можно разделить на 3 части:

· подготовительную;

· рассмотрение доводов жалобы по существу;

· принятие постановления суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции согласно ст. 287 АПК РФ может оставить обжалуемый акт без изменения, отменить его или изменить, принять новый судебный акт по существу спора, прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Если кассационный пересмотр, осуществленный в пределах, установленных ст. 286 АПК РФ, не выявит несоответствия обжалуемого акта нормам материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции оставляет без изменения подвергнутый пересмотру судебный акт, ограничиваясь констатацией его правильности и не вмешиваясь в результат регулирования спорного правоотношения, достигнутый в суде первой или апелляционной инстанции (п. 1 ст. 287 АПК РФ).

Основанием для отмены обжалованного судебного акта в кассационной инстанции являются прежде всего незаконность проверяемого акта, несоответствие его требованиям норм материального и процессуального права.

К числу безусловных оснований отмены обжалованного судебного акта отнесены следующие нарушения норм процессуального права:

· рассмотрение арбитражного дела судом в незаконном составе;

· рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

· нарушение правил о языке судопроизводства при рассмотрении дела;

· принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

· неподписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении и постановлении;

· отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в ст. 155 АПК РФ;

· нарушение правила о тайне совещания судей.

Постановление суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит и может быть пересмотрено лишь в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

17.Задачи, полномочия и особенности арбитражного производства при разрешении налоговых споров в надзорной инстанции.

 Надзорная инстанция — суд, рассматривающий по надзорной жалобе или представлению дела о пересмотре вступивших в законную силу приговора, решения, определения, постановления суда.

Полномочия: 1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения; 2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение; 3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; 5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права; 6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.

 При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

18.Система судебных актов арбитражных судов по разрешению налоговых споров, связанных с применением части 1 Налогового кодекса РФ.

В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применением положений части первой Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс), Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ" постановляет дать арбитражным судам (далее - суды) следующие разъяснения. Участники правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1. В силу статьи 24 НК РФ налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. В том случае, когда денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса обязан лишь исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.

2. По смыслу главы 4 НК РФ, в том числе пункта 1 статьи 26, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. За ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения законный или уполномоченный представитель отвечает перед доверителем по правилам соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

3. В силу абзаца первого пункта 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено Кодексом. В частности, исключение из приведенного общего правила предусмотрено пунктом 4 статьи 29 НК РФ, согласно которому ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. В то же время договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены с учетом требований пункта 3 статьи 29 НК РФ. Однако судам необходимо иметь в виду, что доверительному управляющему не требуется доверенность на выполнение обязанностей, прямо возложенных на него положениями части второй Кодекса (например, статьи 174.1, 214.1, 214.4, 275 и др.). Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (абзац второй пункта 3 статьи 29 НК РФ). Данные положения распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

 4. Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В силу пункта 2 этой статьи налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом. При применении статьи 56 НК РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

6. При рассмотрении дел, связанных с оспариванием банками действий налоговых органов по истребованию документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, судам необходимо учитывать, что возложение Кодексом на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены НК РФ для всех организаций, в том числе обязанностей, вытекающих из положений статьи 93.1 НК РФ.

19.Предпосылки возникновения понятия в судебной практике необоснованности налоговой выгоды. Добросовестность налогоплательщика.

 Необоснованная налоговая выгода-это уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности:

· уменьшения налоговой базы;

· получения налогового вычета;

· получения налоговой льготы;

· применения более низкой налоговой ставки;

· получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

При этом сам факт получения налоговой выгоды сам по себе еще не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. Ведь именно исходя из презумпции добросовестности налогоплательщика его действия, направленные на получение налоговой выгоды, априори являются экономически оправданными.

Необоснованной налоговой выгодой считается налоговая выгода, которая получена налогоплательщиком необоснованно, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера) (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Также налоговая выгода может признана необоснованной, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

 

                 

20.Критерии определения обоснованности и необоснованности налоговой выгоды, правовые последствия в действиях налогоплательщика в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53

 

В целях обеспечения единообразия судебной практики при оценке арбитражными судами доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщика Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет дать следующие разъяснения.

1. Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Под налоговой выгодой для целей настоящего Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

2. В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.

В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.

3. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

4. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

5. О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).

6. Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:

- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;

- взаимозависимость участников сделок;

- неритмичный характер хозяйственных операций;

- нарушение налогового законодательства в прошлом;

- разовый характер операции;

- осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

- осуществление расчетов с использованием одного банка;

- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в пункте 5 настоящего Постановления, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

7. Если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

8. При изменении юридической квалификации гражданско-правовых сделок (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) судам следует учитывать, что сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), мнимые и притворные сделки (статья 170 ГК РФ) являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений статьи 166 ГК РФ.

9. Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.

Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала.

10. Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

11. Признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением.

При этом судам следует иметь в виду, что признание налоговой выгоды необоснованной не должно затрагивать иные права налогоплательщика, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 147.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...