Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международное уголовное право




 

УДК (075.8) 341.4 ББК 67.91я7 М 43

 

Авторский коллектив:

 

Блищснко И.П. — доктор юридических наук, профессор — раздел первый, глава I, § 2 — 5; раздел третий, главы I, II; Каламкарян Р.А. — доктор юридических наук — раздел первый, глава I § 1, 4; раздел второй, глава I, § 2, 8, 9; раздел третий, главы I, II, III; Карпец И.И. — доктор юридических наук, профессор — раздел второй, раздел третий, глава IV; Кудрявцев В.Н. — академик — введение; раздел первый, глава II, § 3, 4;раздел второй, главы I, II; раздел третий, глава IV; Мюллерсон Р.А. -доктор юридических наук, профессор — раздел первый, глава I, § 1, глава III, §1,3; Решетов Ю.А. — доктор юридических наук, профессор — раздел первый, глава II, § 1, 2, глава III, § 2.

 

Международное уголовное право. Учебн. пособие /Под общей ред. В.Н. Кудрявцева. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Наука, 1999. - 264с.

 

ISBN 5-02-008292-9

 

В учебном пособии освещаются проблемы международного уголовного права: понятия, принципы и источники, соотношение международного и национального права, понятия международного преступления и преступления международного характера, ответственность за их совершение, сотрудничество государств в области международного уголовного права.

 

В приложении дано извлечение из нового Уголовного кодекса РФ, включающее статьи о международных преступлениях.

 

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, а также для всех, кто интересуется вопросами международного уголовного права.

 

По сети АК

 

ISBN 5-02-008292-9

 

©В.Н. Кудрявцев, составление, 1999

 

© Коллектив авторов, 1999

 

© Издательский Дом "ФОРУМ", оригинал— макет, 1999

 

© Художественное оформление П.П. Ефремов, Б.М. Рябышев, 1999

 

© Издательство "Наука", Российская академия наук, 1999

 

OCR by zavalny@mail.ru // www.refua.narod.ru

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

§ 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

§ 2. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

§ 3. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

§ 4. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

§ 5. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

 

ГЛАВА II ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

§ 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ЕГО ПРИЗНАКИ

 

§ 2. СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

§ 3. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

§ 4. СОУЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ

 

ГЛАВА III ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

§ 1. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

§ 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

§ 3. ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОЙ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

ГЛАВА I МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

§ 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

§ 2. ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

§ 3. ГЕНОЦИД

 

§ 4. ЭКОЦИД

 

§ 5. БИОЦИД

 

§ 6. АПАРТЕИД

 

§ 7. РАБСТВО И РАБОТОРГОВЛЯ

 

§ 8. ТЕРРОРИЗМ

 

§ 9. НАЕМНИЧЕСТВО

 

ГЛАВА II ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

 

§ 1. УГОН САМОЛЕТОВ

 

§ 2. ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

§ 3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЦ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ

 

§ 4. ПИРАТСТВО

 

§ 5. КОНТРАБАНДА

 

§ 6. РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОМАНИИ И НЕЗАКОННАЯ ТОРГОВЛЯ НАРКОТИКАМИ

 

§ 7. ПОДДЕЛКА ДЕНЕГ И ЦЕННЫХ БУМАГ

 

§ 8. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

§ 9. ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ НАРОДОВ

 

§ 10. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОРНОГРАФИИ

 

§ 11. СТОЛКНОВЕНИЕ МОРСКИХ СУДОВ И НЕОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НА МОРЕ

 

§ 12. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ

 

§ 13. РАЗРЫВ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ПОДВОДНОГО КАБЕЛЯ

 

§ 14. НЕЗАКОННОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ

 

ГЛАВА I ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

 

ГЛАВА II ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ УГОЛОВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

 

ГЛАВА III ОБЩЕУГОЛОВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ

 

ГЛАВА IV ВЫДАЧА ПРЕСТУПНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интерес к международному уголовному праву всегда был велик. Специалисты в области международного права на Западе и в России допускали возможность того, что уголовно-правовые проблемы, возникающие в связи с совершением деяний преступного характера, могут себя проявлять и в области межгосударственных отношений. Можно сказать, что вопрос о преступности действий как государственных органов, так и физических лиц возник в рамках международного права прежде всего в связи с войнами, наносящими непоправимый ущерб государствам и всему мировому сообществу. Преступность войны, противоправные методы ведения вооруженных конфликтов – вот та база, на которой начали возникать международные нормы уголовной ответственности физических лиц и международные нормы ответственности государства.

 

Дальнейшее развитие межгосударственных отношений, связанное со стремлением поставить барьеры на пути сил, развязывающих войны, другие международные конфликты, несущие за собой человеческие жертвы, уничтожение материальной культуры, расширяли круг деяний, которые международное сообщество признавало преступными. В то же время оценка тех или иных действий как преступных в международном праве имела своими истоками положения внутригосударственного уголовного права. Следовательно, понятия международного преступления и международной преступности появились позже соответствующих понятий внутреннего права. Понятие международного преступления родилось "как реакция на деяния, ставшие возможными в связи с агрессивными, захватническими войнами, сопровождавшимися уничтожением материальной культуры народов, издевательствами, мучительством и физическим уничтожением мирного населения"[1].

 

Когда социально-экономически и политически мир был более или менее един (имеется в виду период до 1917 г.), несмотря на острые конфликты между государствами, войны и борьбу за мировое господство, ученые в ходе научных обсуждений находили общий язык. Это понятно — система права, в принципе, была единой (на этой основе появилось так называемое унификационное движение в уголовном праве, которое рассматривало и проблемы, связанные с международными преступлениями).

 

Возникновение Советского Союза с его собственной системой права привело к тому, что по целому ряду правовых вопросов появились весьма существенные расхождения, преимущественно вследствие политических и идеологических разногласий. Представители каждой системы считали свои позиции более прогрессивными. Сближению по многим вопросам международного уголовного права способствовали разгром нацизма, разработка Устава Нюрнбергского трибунала (как и Токийского), сам Нюрнбергский процесс и его приговор. Контакты между учеными на базе таких организаций как Международная ассоциация уголовного права, Международное криминологическое общество, Фонд по созданию международного уголовного суда, Международное общество социальной защиты, как и понимание важности согласования решений по ключевым проблемам, становились все более очевидно необходимыми. Немало усилий потребовало установление взаимопонимания между юристами стран с разными правовыми системами и от организации "Мир через право". Иными словами, наука международного уголовного права развивалась при активном участии ученых практически всех стран, несмотря на трудности, связанные с "приливами и отливами" в международном политическом климате и межгосударственных отношениях.

 

Международная практика борьбы с преступностью и активно работавшая мысль ученых привели к тому, что число деяний, признаваемых международным сообществом преступными, увеличивалось. Этот процесс был главным образом отражением объективных факторов действительности. Ученые лишь анализировали преступные деяния, оценивали их опасность для мирового сообщества и предлагали те или иные юридические решения в виде проектов соглашений, конвенций, уставов, конкретных правовых норм, создавая (или предлагая создать) международные органы расследования и правосудия. Подписывались согласованные документы, которые ратифицировались и затем многие из них инкорпорировались во внутреннее законодательство государств.

 

Рост числа преступлений, признаваемых международными, не может не беспокоить человечество прежде всего потому, что они имеют тягчайшие, подчас необратимые, последствия для жизни на Земле. Международные преступления, преступления международного характера и общеуголовные преступления, перешагнувшие границы государств, делают жизнь на планете все более тревожной. И если две мировые войны XX столетия, по подсчетам некоторых ученых, привели к гибели более 60 млн людей, уничтожению многих памятников культуры, мест обитания человека, то современные процессы криминализации мирового порядка чреваты более серьезными последствиями. Войну можно предотвратить, наказать виновных, отказаться от разрешения конфликтов с помощью силы, но кто остановит, например, экологическую катастрофу — обратную сторону научно-технического прогресса? И как? Нельзя не вспомнить мрачное предсказание Шарона Бегли, который в статье "Настал ли уже Апокалипсис?", опубликованной в 1992 г. в журнале "Ньюсуик", писал: "Ежедневно в мире уничтожается 42 млн акров лесов, и через 47 лет лесов на планете не останется. Голодные люди будут обрабатывать землю более интенсивно, и плодородие почвы, которое снизится всего на 5% с 1970 по 2000 г., к 2040 г. будет снижаться на 12% в год. К 2020 г. запасы полезных ископаемых и других ресурсов сократятся до такого уровня, что их хватит только на 30 лет... К 2100 г. мир должен погибнуть".

 

Речь идет лишь об одной из жизненно важных проблем, грозящих самому существованию человечества. В ее решении уголовный закон играет далеко не главную роль. На первом месте экономические, социальные, внутригосударственные практические шаги по защите окружающей среды, соответствующее законодательство. Затем — межгосударственные и международные соглашения. Государства и международное сообщество значительно чаще, чем раньше, прибегают к подписанию конвенций и соглашений, в которых содержатся и нормы международного уголовного права, и призывы к государствам – использовать внутригосударственное законодательство.

 

Учитывая особую опасность для мирового сообщества международных преступлений и преступлений международного характера в общей системе норм, регулирующих отношения между государствами, Устав ООН и Декларация о принципах международного права закрепили такие принципы как отказ от угрозы силой и использования силы в международных отношениях, разрешение споров мирными средствами, невмешательство во внутренние дела других государств, обязанность сотрудничать в соответствии с Уставом, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение международных обязательств[2].

 

Здесь нет упоминания о преступлениях, но нарушение этих принципов может превратиться в преступное поведение. Тогда должна наступить международно-правовая ответственность государств или ответственность по нормам международного (и национального) уголовного права.

 

Сегодня мы - свидетели процесса проникновения многих видов общеуголовных преступлений за границы государств. Теоретическое положение, согласно которому преступность, особенно преступность организованная, мафиозная, границ не признает, подтверждено жизнью. Преступления, становящиеся опасными для международного сообщества, разнообразны, например весьма сложны для расследования экономические преступления. С вхождением восточноевропейских государств, стран СНГ, и особенно России, в рыночные отношения международное мошенничество, хищения и контрабанда цветных, редких металлов, незаконные банковские операции, в том числе с использованием фальшивых документов, приняли чрезвычайно широкие масштабы. В тупик полицию многих стран поставило вторжение "русской мафии", которая отличается изощренными формами мошенничества, особой жестокостью и непредсказуемостью действий. Подобные деяния можно рассматривать как своеобразный вид преступлений международного характера. В то же время на территорию развалившейся страны двинулась масса преступников со всего мира, что создало в России острую криминогенную ситуацию.

 

Чтобы обеспечить свою безопасность, государства должны определить круг деяний, которые в равной степени нарушают интересы каждого из них. Это в значительной степени сможет поставить преграду перед преступниками. Полный успех на этом пути вряд ли возможен, но контроль над общеуголовной преступностью во всем мировом сообществе должен быть усилен. Более действенным должно быть и сотрудничество государств с использованием рекомендаций ООН, регулярно собирающей представителей правоохранительных органов для обсуждения проблем борьбы именно с общеуголовной преступностью, в том числе и через Интерпол.

 

Вопросы международного уголовного права, рассматривавшиеся ранее как сугубо научные, в последние годы стали и предметом учебных дисциплин. Со вступлением в силу Уголовного кодекса РФ 1996 г., в котором имеется новый раздел "Преступления против мира и безопасности человечества", вузовский курс уголовного права стал более полным и содержательным. Настоящая книга может служить учебным пособием к соответствующей части курса. Она поможет студентам-юристам глубже понять эти интересные и важные проблемы, с которыми в дальнейшей работе придется, вероятно, столкнуться многим из них.

 

 

[1] КарпецИ.И. Преступления международного характера. М., 1979. С. 41

 

[2] Международное право в документах М., 1988. С. 3, 4

 

 

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

§ 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

Исследование такого недостаточно разработанного в науке предмета как международное уголовное право должно начинаться с определения явлений, которые оно призвано регулировать и охранять, а также тех, с которыми призвано вести борьбу.

 

Понятие "преступление", как и понятие "уголовное право", имеет внутригосударственное происхождение. Им обозначаются наиболее тяжкие и опасные для общества противоправные деяния. Однако и в международном праве уже на ранних стадиях его развития встречается понятие "преступление". Договоры Древней Руси с Византией предусматривали ответственность за преступления, совершенные русскими в Византии и греками на Руси. Например, договор 911 г. предусматривал ответственность за такие злодеяния как убийство, грабеж, кража, умышленные побои и др.[1]

 

В данном случае понятие "преступление", встречающееся в источнике международного права, не отличается по существу от преступления по внутреннему уголовному праву. Государства договариваются об условиях уголовной ответственности подданных одного государства, совершивших преступления в другом государстве против его подданных или самого этого другого государства.

 

Позже появились уголовно наказуемые деяния, с которыми государствам трудно было вести борьбу в одиночку, — пиратство, работорговля, фальшивомонетничество, торговля наркотиками и др. Для преследования этих преступлений государства стали заключать договоры о сотрудничестве. И в этом случае деяния, в борьбе с которыми сотрудничали государства, по своему характеру мало чем отличались от соответствующих деяний, не выходящих за пределы одного государства. Однако то, что, например, преступники часто оказывались за рубежом, или преступная торговая операция совершалась за государственными границами, или подделывалась валюта не своего, а иностранного государства, т. е. что преступление задевало интересы не одного, а нескольких государств, имело трансграничный эффект, предопределяло необходимость международного сотрудничества.

 

В середине XX в. с развитием международного права, и особенно института ответственности, понятие "преступление" получило новый смысл. Отсутствие дифференцированного подхода к различным международным правонарушениям означало, что господствующей в международном праве была цивилистическая концепция ответственности, а единственным субъектом такой ответственности признавалось только государство. Все охранительные правоотношения, независимо от характера и социальной значимости объекта правонарушения, сводились к двусторонним правоотношениям , в ходе которых потерпевшее государство могло требовать возмещения, а государство-делинквент было обязано предоставить такое возмещение.

 

Развитие международного права в XX в., появление в нем новых принципов и норм, нарушение которых особенно опасно для сохранения международного правопорядка, поддержания мирных и дружественных отношений между государствами, вызвало необходимость выделения особой категории правонарушений международных преступлений.

 

Постепенно некоторые деяния самого государства стали определяться как преступные, нарушающие интересы не только какого-либо одного государства — непосредственной жертвы (например, агрессия), а ставящие под угрозу международный правопорядок в целом.

 

С позиции уголовного права ответственность наступала только для физических лиц, виновных в совершении конкретных преступлений, а государство (или его органы) объявлялось преступным.

 

Когда в международно-правовых документах встречается термин "преступление", то это может означать:

 

а) совершение физическими лицами уголовно наказуемых деяний, затрагивающих интересы нескольких государств, с которыми последние договариваются вести борьбу;

 

б) наиболее тяжкие правонарушения, совершение которых влечет определение государства как преступного (например, агрессия);

 

в) нарушение определенных международных стандартов в области защиты прав человека, которые государства должны соблюдать при разработке и применении норм своего внутреннего уголовного права (например, рекомендации об отмене или ограничении применения смертной казни).

 

К сфере международного уголовного права относятся также вопросы оказания государствами друг другу помощи по вопросам уголовного права и регулирования сферы действия уголовных законов различных государств, главным из которых является вопрос о выдаче преступников.

 

Следует различать преступления государств, с одной стороны, и преступления физических лиц - с другой. Это качественно разные, разноуровневые (хотя и в случае совершения международных преступлений взаимосвязанные) явления. Здесь различны не только субъекты преступления и объекты посягательства, но и способы, и формы ответственности.

 

Международное преступление государства складывается из преступных действий или бездействия физических лиц, чья ответственность — как по формам, так и по содержанию — соизмерима с уголовной ответственностью за другие преступления, совершаемые физическими лицами. Поэтому мы можем включить в понятие "международное уголовное право" и нормы, регулирующие борьбу с международными преступлениями физических лиц.

 

Однако эти преступления имеют довольно значительные отличительные черты по сравнению с преступлениями, совершаемыми индивидами не в качестве должностных лиц государства, а в качестве частных лиц, с которыми государства ведут совместную борьбу. Поэтому в нашей правовой литературе обычно проводится различие между международными преступлениями и преступлениями международного характера[2]. Первые совершаются как государством, так и физическими лицами одновременно и нарушают международные обязательства, столь основополагающие для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что их нарушение рассматривается международным сообществом в целом как преступление (см. ст. 19 проекта Статей об ответственности государств, разрабатываемого в рамках Комиссии международного права ООН). Вторые совершаются только физическими лицами, и государства сотрудничают с целью борьбы с ними. Если государство нарушает свое договорное обязательство перед другими государствами в этой области, то оно совершает не международное преступление, а обычное международное правонарушение — деликт.

 

Деяния квалифицируются в зависимости от обстоятельств, главное из которых — характер связи данного деяния с государством. Голландский юрист Б. Ролинг, например, отмечает, что следует различать два вида военных преступлений. Это случайные преступления, совершаемые индивидами из личных своекорыстных побуждений (убийство, изнасилование, грабеж и т. д.), и такие преступления как отдача приказа, - "Пощады не будет!", террор по отношению к мирному населению, использование запрещенных видов оружия и т. п., которые отражают тенденции существующей политической системы.

 

В первом случае конкретные физические лица совершают преступления международного характера, нарушая не только международные стандарты, но и, как правило, нормы своего национального права, и несут уголовную ответственность в соответствии с нормами внутреннего права своего государства или государства противника. Во втором случае государство само совершает международное преступление, несет за это международно-правовую ответственность, а виновные физические лица должны нести международную ответственность.

 

Уголовная ответственность индивидов за международные преступления может реализовываться международными судебными органами (например, Международный военный трибунал в Нюрнберге) и национальными судами. К преступникам могут применяться непосредственно как нормы международного права (в первом случае), так и соответствующие им, принятые для их имплементации нормы внутригосударственного права. В случае совершения преступления международного характера физическое лицо отвечает перед внутригосударственным судебным органом и к нему применяются нормы международного и национального права, соответствующие международным обязательствам государства.

 

Нормативный материал, который можно определить как международное уголовное право, должен соответствовать, по крайней мере, следующим критериям.

 

Во-первых, нормы международного уголовного права должны создаваться субъектами международного права не в одностороннем порядке, а путем согласования их воль. Во-вторых, цель этих норм — борьба с преступностью. В-третьих, преступления должны затрагивать интересы или международного сообщества в целом, или нескольких государств. В-четвертых, ответственность за нарушение норм должна быть уголовно-правовой, независимо от того, какой правоприменительный орган (международный или национальный) выносит приговор, применяются ли для определения наказания непосредственно нормы международного или внутригосударственного права.

 

Что же в таком случае представляет собой международное уголовное право?

 

В мире существуют две правовые системы: международное право и национальное право различных государств[3]. Любая норма права либо выражает волю какого-либо одного государства и, следовательно, входит в состав его внутреннего права, либо представляет собой результат согласования воль нескольких государств, т.е. является нормой международного права. Международное уголовное право есть совокупность норм, создаваемых в процессе согласования воль государств. Имеется также точка зрения, согласно которой международное уголовное право представляет собой самостоятельную отрасль права, не входящую ни в международное публичное, ни во внутригосударственное право[4].

 

Следует подчеркнуть, что мировая тенденция взаимодействия и взаимопроникновения международных и внутригосударственных явлений и процессов выражается и в углублении взаимодействия международного права с национально-правовыми системами в целом и международного уголовного права с внутригосударственным уголовным правом в частности. Нормы международного уголовного права, как правило, реализуются через нормы внутригосударственного уголовного права и процесса. Профессор Ш. Бассиони отмечал, что превалирующим при имплементации норм международного уголовного права является не прямой способ, т.е. применение его норм международным уголовным судом, а опосредованный, т. е. применение его норм национальными правоприменительными органами. Иногда для решения конкретного уголовного дела правоприменительный орган руководствуется нормами как международного, так и внутригосударственного уголовного права[5].

 

Международное уголовное право характеризуется тем, что сохраняет международный правопорядок в целом с помощью специфических уголовно-правовых методов и средств. Подобно тому как внутригосударственное уголовное право охраняет от преступных посягательств внутригосударственный правопорядок, международное уголовное право призвано бороться с преступностью с помощью специфических уголовно-правовых средств в области международного морского права (пиратством), международного воздушного права (угоном самолетов, другими преступлениями против безопасности гражданской авиации), дипломатического права (преступлениями против лиц, пользующихся дипломатической защитой), международного экономического и финансового права (подделкой денежных знаков) и других отраслей международного права.

 

Следует иметь в виду, что нормы указанных отраслей международного права, хотя и относятся к международному уголовному праву, санкций не имеют. Меры наказания определены в уголовных законах государств после инкорпорирования их во внутреннее законодательство.

 

Далее, международное уголовное право призвано осуществлять защиту международного правопорядка с помощью свойственных ему средств в таких областях как международная безопасность (борьба с агрессией), вооруженные конфликты (нарушение законов и обычаев вооруженных конфликтов), международная защита прав человека (борьба с апартеидом и геноцидом).

 

Однако и в этом случае наказания либо оговариваются в специальном акте (например, в Уставе Нюрнбергского трибунала), либо устанавливаются в уголовных кодексах государств на основе международных соглашений и принципов уголовного права, принятых в этих государствах.

 

Может возникнуть вопрос: могут ли составлять единую отрасль международного уголовного права, с одной стороны, принципы и нормы, предусматривающие ответственность за тяжкие международные преступления, такие как, к примеру, планирование, развязывание и ведение агрессивной войны, а с другой - нормы, регулирующие, например, борьбу с торговлей наркотиками?

 

Опасность для международного сообщества указанных действий не одинакова. Однако и во внутригосударственном уголовном праве общественная опасность разных категорий преступлений различна. Так что это не может служить препятствием для образования определенной, достаточно целостной, взаимосвязанной совокупности норм. Принципы и нормы международного права, созданные с целью борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера, объединяет то, что они предусматривают уголовную ответственность виновных в нарушениях этих норм физических лиц, т. е. нормы международного уголовного права охраняют международный правопорядок в целом от преступных посягательств со стороны как отдельных индивидов, так и групп лиц, состоящих из участников преступления, с помощью уголовно-правовых методов и средств. В одних случаях эти физические лица совершают преступления в качестве официальных представителей государств, а в других — как частные лица.

 

Кроме того, эту совокупность норм международного права характеризует тесная связь с внутригосударственным уголовным правом. Нормы международного права, регулирующие борьбу с преступлениями международного характера, реализуются исключительно через применение соответствующих норм внутригосударственного уголовного права национальными правоохранительными органами. Реализация ответственности за международные преступления, хотя и может иметь место перед международными трибуналами, и к виновным физическим лицам могут применяться непосредственно нормы международного права (о чем свидетельствует опыт Международного военного трибунала в Нюрнберге), предполагает использование норм внутригосударственного уголовного права национальными правоохранительными органами.

 

Многие нормы внутригосударственного уголовного права также имеют целью охрану именно международного правопорядка. Часто такие нормы принимаются для выполнения государством его международных обязательств. Нередко желаемый результат достигается только совместным действием норм международного и внутригосударственного права. Эти нормы, созданные различным образом, действующие присущими им специфическими способами, решают одну и ту же задачу — задачу борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера[6]. Иногда совместное применение норм международного и внутригосударственного уголовного права приводит к образованию особых правоприменительных комплексов. Ст. 223-1 УК РСФСР 1961 г. предусматривала уголовную ответственность за загрязнение морских вод в нарушение международных договоров, подписанных СССР.

 

Однако такое тесное взаимодействие норм международного и внутригосударственного права не приводит к их слиянию в единую правовую систему. Нормы внутригосударственного уголовного права даже в тех случаях, когда они созданы специально для охраны международного правопорядка, остаются нормами внутригосударственного права.

 

Итак, международное уголовное право можно определить как отрасль, включающую принципы и нормы, созданные с целью охраны международного правопорядка от преступных посягательств со стороны субъектов международного права путем установления уголовной ответственности виновных физических лиц и ответственности государства за совершение международных преступлений и преступлений международного характера.

 

Есть и иные определения. Ю.А. Решетов приходит к выводу, что "международное уголовное право является комплексной отраслью, включающей материальные и процессуальные нормы. Эти нормы относятся либо к международному публичному праву, либо к международному частному праву (уголовному) и, наконец, к национальному уголовному праву"[7].

 

И.И. Карпец дает следующее определение международного уголовного права: "Международное уголовное право есть система норм, складывающихся в результате сотрудничества между суверенными государствами или между государственными органами или организациями, имеющая своей целью защиту мира, безопасности народов, международного правопорядка как от наиболее тяжких международных преступлений, направленных против мира и человечества, так и от других преступлений международного характера, предусмотренных в международных соглашениях, конвенциях и иных правовых актах межгосударственного характера, наказуемых согласно специальным актам (уставы, конвенции) либо соглашениям, заключенным между государствами в соответствии с нормами национального уголовного права".[8]

 

Высказывалась идея о том, что международное уголовное право – комплексная отрасль (Л.Н. Галенская, А.И. Полторак). На этой же позиции стоят многие известные зарубежные авторитеты науки международного права, например М.Ш. Бассиони, Г. Шварценбергер, Д. Дерби, Дж. Мюллер и Д. Бешаров, Я. Динштейн[9].

 

[1] См.: Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980 С. 167

[2] См., например: Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979б с. 31-54

[3] В данном случае мы не затрагиваем весьма сложного и спорного вопроса о природе внутреннего права международной организации и так называемого права Европейского сообщества. Что же касается международного частного права, то, несмотря на споры о его природе, большинство ученых убеждены в том, что оно не образует особой системы права наряду с международным публичным или внутригосударственным правом, являясь частью международного права

[4] См.: Карпец И.И. Указ. соч. С. 27; Ромашкин П. С. К вопросу о понятии и источниках международного уголовного права //Сов. государство и право. 1946

[5] Подробнее об этом см.: Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свердловск, 1980

[6] Теперь и общеуголовные преступления (в прежнем их понимании) приобретают характер преступлений либо международных, либо международного характера

[7] Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М, 1983. С. 63

[8] См.: Карпец И.И. Указ. соч. С. 30

[9] Bassiouni M. Ch. Characteristics of International Criminal Law Conventions //International Criminal Law. N.Y., 1986. Vol. IP 1; Schwarzenberger G. The Problem of an International Criminal Law//Current Legal Problems L , 1950 Vol. 3. P. 262; Derby D.H.A. Framework of International Criminal Law// International Criminal Law. N.Y., 1986. Vol. 1. P. 34-35, 56-58; MuellerG.O.W., Besharov D.J. Evolution and Enforcement of International Criminal Law// International Criminal Law. NY., 1986. Vol. 1. P. 59-64; Dinstein У International Criminal Law //Israel Law Review. Jerusalem, 1985. Vol. 20. № 2-3. P. 206-242

 

 

§ 2. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

Международное уголовное право налагает на государства определенные обязанности. Можно считать, что оно содержит как общепризнанные принципы, так и принципы и нормы, содержащиеся в конкретных международных соглашениях.

 

К общепризнанным следует отнести принципы Устава и приговора Нюрнбергского трибунала, которые носят императивный характер. Г.И. Тункин, касаясь ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала, пишет: "Из трех категорий перечисленных там преступлений военные преступления и раньше предусматривались международным правом"[1]. Преступления же против мира и человечности в течение длительного периода времени рассматривались лишь как нарушения нравственных норм. Однако уже после первой мировой войны они постепенно стали подпадать под действие международного права и были окончательно сформулированы как принципы в Уставе Нюрнбергского военного трибунала.

 

Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. подтвердила принципы международного права, признанные статусом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в приговоре трибунала как общепризнанные.

 

Проблема кодификации принципов и норм международного уголовного права активно обсуждается в органах ООН начиная с 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН своей Резолюцией 177 (II) от 21 ноября 1947 г. поручила Комиссии международного права сформулировать принципы, взяв за основу положения, признанные Уставом МВТ в Нюрнберге и нашедшие выражение в его приговоре. Одновременно Комиссии было поручено подготовить проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Эта работа еще не завершена.

 

В 1950 г. Комиссия международного права приняла и представила Генеральной Ассамблее ООН в качестве части доклада о работе своей сессии "Принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала"[2].

 

Прежде всего следует отметить такой принцип международного уголовного права как запрет агрессивной войны. Его можно вывести из принципа запрета применения силы и угрозы силой в соответствии с положением Устава ООН (ст. 2 п. 4), а также из Определения агрессии, принятого Генеральной Ассамблеей £)ОН в 1974 г.

 

Ст. 2 Определения агрессии прямо говорит, что "применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии" и никакие соображения, будь они политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.

 

Ст. 3 Определения агрессии перечисляет действия, которые можно считать развивающими принципы запрета агрессивной войны и запрета захвата территории в ходе агрессии. Это вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия территории другого государства или части ее; бомбардировка вооруженными силами одного государства территории другого или применение государством любого оружия против территории другого; блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого; нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские, воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и регулярных сил или политиков, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам.

 

Очень важен принцип неотвратимости наказания за совершение любого действия, которое по международному праву считается преступным.

 

Принципом международного уголовного права следует считать положение: если государство не устанавливает наказания за действие, которое международным правом отнесено к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности.

 

Международное уголовное право предусматривает, что должностное положение лица, совершившего международное преступление, не освобождает от личной ответственности. Должностное положение лица в качестве главы государства или ответственного чиновника влечет повышенную уголовную ответственность в случае совершения действия, запрещенного международным уголовным правом.

 

В этом контексте в качестве примера следует привести Декларацию Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981 г. "О предотвращении ядерной катастрофы", где, в частности, провозглашается, что "...государственным деятелям... которые совершают преступления против человечества... никогда не будет ни оправдания, ни прощения".

 

Принципом международного уголовного права следует считать и положение, согласно которому исполнение лицом преступного приказа своего правительства или начальника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен.

 

Поскольку в международном уголовном праве "переплетаются" материальные и процессуальные нормы, принципом международного уголовного права следует считать и положение: каждое лицо, обвиненное в международном преступлении или преступлении международного характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде. Комиссия международного права в качестве принципа международного уголовного права сформулировала положение, гласящее, что преступления следует квалифицировать как международно-правовые.

 

Важнейший принцип международного уголовного права неприменение срока давности к военным преступникам.

 

К расширительному толкованию этого принципа следует подходить очень осторожно, ограничительно (однако в Германии он действует даже в отношении обычных убийц).

 

Выше отмечалось как бы сближение уголовно-правовых и процессуальных норм. В последнее время можно видеть раздельное формулирование процессуальных норм и их принципов. Наиболее общая основа этой группы норм — Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Статьи 7 — 11 Декларации формулируют принципы уголовного судопроизводства по ряду преступлений. К их числу следует отнести принципы осуществления правосудия только судом; гласность судебного разбирательства; равенство лиц перед уголовным законом и судом; право на защиту.

 

Дальнейшее развитие эти принципы получили в Дополнительном протоколе (I) 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны. В ст. 75 п. 4 Протокола нашли закрепление принципы индивидуальности вины, назначения наказания на основе исследованных доказательств, учета смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

 

Устав Нюрнбергского Международного военного трибунала (МВТ) в ст. 1 — 5, 9 — 26, 29 устанавливает порядок выдачи военных преступников, предоставления их в распоряжение правосудия, сбора и исследования доказательств, принятия и исполнения приговора.

 

Несмотря на несовершенство отдельных положений международного уголовного права, следует сделать вывод о том, что международное уголовное право представляет собой определенную систему принципов и норм, которые осуществляются как на международном, так и на национальном уровнях.

 

 

[1] См.: Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М , 1983. С. 79

 

[2] См.: Работа Комиссии медсдународного^права. Нью-Йорк, 1982. С. 111 — 112

 

§ 3. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

Задача международного уголовного права – установление ответственности субъектов международного права и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений и преступлений международного характера, а также общеуголовных преступлений, нарушающих установленный международным сообществом и отдельными государствами правопорядок, как на основе международных соглашений, так и с помощью национальных правовых систем. Это, по сути, предмет данной отрасли права.

 

От предмета международного уголовного права следует отличать предмет науки международного уголовного права. Предмет науки это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в их общей деятельности по предотвращению и пресечению международных преступлений и преступлений международного характера.

 

Карпец полагает, что науку международного уголовного права следует признать самостоятельной отраслью, которая должна развиваться и совершенствоваться в целях защиты интересов всех народов от международных преступлений и преступлений международного характера[1].

 

С этой точки зрения в предмет науки международного уголовного права следует включить учение о международных преступлениях и преступлениях международного характера, определенных преступлениях общеуголовного характера, учение о субъектах этих преступлений; проблемы ответственности; вопросы международной уголовной юстиции; проблемы имплементации международного уголовного права, имплементации международных договоров и соглашений на территориях государств. Международное уголовное право – отрасль международного права, и его осуществление проходит как на международном, так и на национальном уровнях в силу выполнения государствами своих международных обязательств.

 

Система международного уголовного права как отдельной отрасли международного права охватывает материальные и процессуальные принципы и нормы сотрудничества государств по предотвращению, расследованию и наказанию международных преступлений и преступлений международного характера. Эта система охватывает как принципы и нормы, зафиксированные в международных соглашениях, применяемых в условиях мира, так и принципы и нормы, зафиксированные в международных соглашениях, применяемых в условиях вооруженного конфликта.

 

В настоящем учебном пособии авторы придерживаются следующей системы:

1. Понятие международного уголовного права.

2. Принципы международного уголовного права.

3. Источники международного уголовного права.

4. Понятие международного преступления и его признаки.

5. Соучастие в международном преступлении.

6. Ответственность за международные преступления.

7. Преступления, составляющие особенную часть международного уголовного права (международные преступления и правонарушения международного характера).

8. Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью.

 

 

[1] См.: Карпец И.И. Указ. соч. С. 27

 

§ 4. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

К настоящему времени в основном сложилась система источников международного уголовного права, прежде всего в виде специальных договоров, направленных на пресечение преступлений, а также конкретных статей в том или ином договоре, где прямо предусматривается ответственность за международные преступления и преступления международного характера. Другой особенностью источников международного уголовного права является то, что здесь нет единого кодекса.

 

Международный договор в настоящее время — основной источник международного уголовного права. Все особенности международного договора, характерные для международно-правового регулирования в целом, характерны и для международного договора в области международного уголовного права[1].

 

Условно эти международные договоры можно разбить на две части: международные договоры, действие которых предусматривается как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов; международные договоры, действующие только в период вооруженных конфликтов.

 

Примеры первой группы договоров – Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Устав Нюрнбергского трибунала 1945 г., пример второй — Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны.

 

В ряде международных соглашений есть статьи, относящиеся к международному уголовному праву, действие которых имеет место как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. В качестве примера можно привести Всемирную почтовую конвенцию, Конвенцию о физической защите ядерного материала, Международную конвенцию по морскому праву 1982 г., где есть статья о сотрудничестве государств по борьбе с пиратством.

 

К источникам международного уголовного права следует отнести и договоры, устанавливающие пределы осуществления уголовной юрисдикции в конкретных пространственных сферах, которые предусматривают ограничение этой юрисдикции по отношению к соответствующим категориям лиц.

 

Договорные источники международного уголовного права служат важным инструментом борьбы народов и государств по предотвращению международных преступлений, таких как подготовка к агрессивной войне, нарушение международного мира, т. е. действий государств и физических лиц, наносящих серьезный ущерб всему международному сообществу, и требуют привлечения к ответственности виновных лиц, несущих международную ответственность государств.

 

Например, в ст. 1 Международной конвенции о пресечении апартеида и наказании за него 1973 г. апартеид и сходные с ним политика и практика расовой сегрегации и дискриминации квалифицируются как серьезная угроза для международного мира и безопасности. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических представителей, квалифицирует действия против этих лиц как серьезную угрозу для нормальных отношений, необходимых при сотрудничестве между государствами. В современном международном праве сложилась система договорных норм, прямо обязывающих государства преследовать и наказывать преступников, совершающих международные преступления и преступления международного характера (в последнее время заключаются соглашения и о наказании преступников, совершающих общеуголовные преступления на территориях других государств).

 

Договорная система источников международного уголовного права начала складываться после второй мировой войны, хотя конец XIX и начало XX в. уже характеризовались появлением международных договоров в области регулирования вооруженных конфликтов (Гаагские конвенции о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг.), где ставились вопросы о международной ответственности государств и физических лиц за противоправные действия международного характера. К началу 40-х годов XX в. целый ряд положений, которые сегодня нашли отражение в международных договорах, стали международно-правовыми обычаями. Однако, в отличие от других отраслей международного права, роль обычая как источника международного уголовного права сравнительно невелика.

 

В литературе была высказана точка зрения, что в настоящее время в силу трудностей, возникающих на пути договоренностей о той или иной конкретной норме поведения государств, обычные нормы международного права играют большую роль, чем договоры. С этой точкой зрения трудно согласиться, так как сложившаяся обычная норма международного уголовного права при всем том значении, которое она имеет, не может адекватно отразить изменения, происходящие в характере международных отношений, и тенденции, которым надо воспрепятствовать в интересах всего человечества. Соглашаясь с тем, что создание договорной нормы требует больших усилий, главное внимание следует, однако, направить именно на достижение договоренностей, их реализацию и контроль за их выполнением.

 

Говоря о соотношении обычных и договорных норм международного уголовного права, необходимо подчеркнуть, что, как правило, договорные нормы, в частности в области законов и обычаев войны, основываются на международных обычаях, являясь их кодификацией[2]. Международный военный трибунал в Нюрнберге заявил, что большинство правил, отраженных в IV Гаагской конвенции 1907 г., были признаны цивилизованными нациями и рассматривались как действующие законы и обычаи войны. Дополнительный протокол (I) 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны в своих основных положениях отразил действующее обычное международное право (например, ст. 35, говорящая о праве выбора методов ведения войны; ст. 37, запрещающая вероломство; ст. 38 и 39 об эмблемах и др.).

 

В международном уголовном праве (в той части, которая касается законов и обычаев войны) многие международные договоры рассматриваются как отражение содержания норм обычного международного права, т.е. правила договоров обязательны и для государств, не являющихся их участниками, в качестве обычных норм (например, Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг., Конвенция 1948 г. о предупреждении и наказании за геноцид). На это обращается внимание в литературе, из этого исходила, в частности, практика Международного военного трибунала в Нюрнберге и практика национальных судов.

 

Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии[3], созданного на основе резолюции Совета Безопасности от 25 мая 1993 г., принятые в 1994 г. на 46 сессии КМП ООН проект Устава Международного уголовного суда[4] и проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества[5] подтвердили (ст. 2, 20 и 22) обычно-правовой характер законов и обычаев войны, как они нашли свое закрепление в ряде международных договоров. Эти документы можно рассматривать в качестве важных источников международного уголовного права.

 

В том, что касается оценки самой значимости кодификационной деятельности Комиссии международного права по выработке Устава Международного суда и Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, то здесь следует особо отметить работы профессора B.C. Верещетина[6]. Российская наука международного права уже откликнулась на выработку Комиссией международного права ООН юридических документов, имеющих важное значение для всего человечества в деле установления миропорядка на основе господства права.

 

К источникам международного уголовного права, которые условно можно назвать косвенными, или вспомогательными, следует отнести внутригосударственные законы, в той или иной степени направленные на преследование и наказание за совершение международных преступлений или преступлений международного характера.

 

Внутригосударственные законы, принятые в ряде государств по одному и тому же вопросу, способны оказать влияние на возникновение обычной нормы международного уголовного права. Например, принятые государствами законы по борьбе с террористическими актами международного характера могут привести к появлению нормы международного права, запрещающей подобные действия, квалифицирующей их как преступные и ставящей вопрос о международной уголовной ответственности физических лиц.

 

В ряде государств изданы законы, запрещающие наемничество. В Великобритании имеется Закон о поступлении на военную службу за границей, принятый в 1870 г.; бельгийскому законодательству известны нормы, прямо запрещающие вербовку гражданских лиц в иностранные армии без разрешения Короны (Закон 1951 г.); во Франции ст. 85 Уголовного кодекса запрещает вербовку в мирное время от имени иностранной державы. Статьи 958 — 960 разд. 18 Свода законов США запрещают деятельность, которая может нанести ущерб отношениям США с другими странами.

 

При всей непоследовательности их применения и даже неприменении, когда дело касается наемников, само наличие национального законодательства, карающего наемничество, оказывает влияние на разработку международно-правовых норм, квалифицирующих наемничество как международное преступление и наемников как уголовных преступников (Конвенция ОАЕ 1977г., проект Конвенции ООН).

 

Запрещение рабства и работорговли, их отмена – результат преобразований внутри государств, в частности американских государств в XIX в., которые нашли выражение в соответствующих законах и в принятом в 1885 г. на Берлинской конференции Генеральном акте о Конго, ст. 9 которого подтверждала, что работорговля запрещена международным правом, и запрещала использовать территорию в бассейне реки Конго в качестве рынков невольников и транзитных путей при перевозке рабов. В 1926 г. была принята специальная Конвенция о рабстве.

 

Внутригосударственный закон мы называем вспомогательным источником международного уголовного права еще и потому, что он как бы подтверждает уже существующие обычные нормы международного уголовного права или обеспечивает осуществление принципов и норм международного уголовного права на территориях государств. В качестве примера можно привести институт выдачи уголовных преступников, которые подлежат обязательной выдаче в случае наличия специального договора, а в случае отсутствия такового действует обычная международная норма "или выдай, или суди".

 

В качестве источника международного уголовного права определенное значение имеют судебные решения.

 

Принято считать, что судебные решения в международных отношениях не составляют собственного источника права. Однако судебные решения оказывают влияние на развитие международного права, подтверждая или констатируя отсутствие или наличие той или иной международно-правовой нормы[7].

 

Судебные решения оказывают большое влияние на формирование как общих принципов, так и конкретных норм международного права, в частности, в области законов и обычаев войны. Например, Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. "подтвердила принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в приговоре Трибунала". Резолюция предложила комитету по кодификации международного права внести их "в общую кодификацию преступлений против мира и безопасности, против человечества или в международный уголовный кодекс" (95/1). ООН рассматривала Нюрнбергские принципы как общепризнанные, которые, будучи основанными на ранее сложившихся нормах международного права, дают ему дальнейшее развитие.

 

Нюрнбергские принципы, нашедшие выражение в решении суда, стали основой для формирования перечня составов преступлений, влекущих международную уголовную ответственность, новых норм международного уголовного права. К ним следует отнести Конвенцию 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

 

Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны прямо предусматривают уголовную ответственность за военные преступления, которые не упоминались в Гаагских конвенциях 1907 г., но были прямо осуждены Уставом и приговором Нюрнбергского трибунала. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН прямо осуждает политику апартеида, депортацию местного населения как международные преступления, что несомненно отражает влияние принципов, закрепленных в приговоре Нюрнбергского трибунала.

 

Принципы Устава и приговора Нюрнбергского трибунала оказали большое влияние на развитие международно-правовых норм выдачи военных преступников и норм, касающихся проблемы нераспространения сроков давности на эти преступления. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 февраля 1946 г. "Выдача и наказание военных преступников" и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 1947 г. "Выдача военных преступников и изменников" говорили об обязанности выдавать лиц, совершивших преступления, предусмотренные в Уставе Нюрнбергского трибунала (ст. 6 – преступления против мира, военные преступления и преступления против человечества). Декларация о территориальном убежище, принятая Генеральной Ассамблеей на XXII сессии в 1967 г., в ст. 1 прямо говорит: "На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества..." (2312/ХХП).

 

Согласно ст. I, IV Конвенций о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., никакие сроки давности не применяются к военным преступлениям и преступлениям против человечества (ст. I), и государства-участники обязаны принять законодательные и иные меры для обеспечения этого положения (ст. IV) (2391/ХХШ).

 

Судебные решения прямо обязывают выполнять решение суда только стороны процесса. Ст. 59 Статута Международного суда подчеркивает, что решение суда обязательно только "для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу". Но суд в другом, конкретном, но аналогичном, деле может учесть решение суда по первому делу и использовать его аргументы и даже само решение.

 

Роль косвенного источника международного уголовного права играют и решения, и приговоры внутригосударственных судов. Так, например, в процессе над наемниками в Луанде (1976 г.) был констатирован преступный характер наемничества, а действия наемников квалифицированы как международные уголовные преступления[8].

 

По инициативе правительства Народной Республики Анголы была создана Международная комиссия по расследованию деятельности наемников. Она проанализировала международную практику борьбы с наемниками, резолюции ООН и ОАЕ по этому вопросу, расследовала преступления наемников в Анголе и выработала проект Конвенции о предотвращении и запрещении наемничества[9].

 

Указом от 15 июня 1979 г. Народно-революционный совет Камбоджи создал Народно-революционный трибунал в г. Пномпене для рассмотрения преступлений геноцида, совершенных кликой Пол Пота и Иенг Сари. Статья 1 Указа говорит об ответственности за геноцид.

 

В ст. 2 Указа предусмотрена мера наказания для подстрекателей и исполнителей – тюремное заключение на срок от 15 до 20 лет, или пожизненное заключение, либо смертная казнь. Непосредственные исполнители подлежат тюремному заключению на срок от 5 до 15 лет, а при наличии смягчающих обстоятельств наказание может быть менее 5 лет тюремного заключения. Предусмотрена возможность частичной или полной конфискации имущества.

 

В приговоре, в частности, говорится, что обвиняемые Пол Пот и Иенг Сари совершали следующие преступления: уничтожение многих социальных слоев; практически полное истребление офицеров и солдат-сторонников прежнего правительства, интеллигенции, а также лиц и организаций, рассматриваемых как враждебные режиму; уничтожение священнослужителей, верующих, систематическое истребление национальных меньшинств, насильственная ассимиляция, уничтожение выходцев из других стран; разрушение семейных и социальных основ; массовые убийства; организация "народных коммун" - замаскированных концентрационных лагерей, принуждение работать и жить в условиях, ведущих к физическому и психическому разрушению личности; массовые убийства малолетних детей; применение пыток и других специфических методов террора населения. Суд констатировал прямой умысел в совершении преступления геноцида. На основании Указа суд признал Пол Пота и Иенг Сари виновными в преступлении геноцида, заочно приговорил их к смертной казни, все их имущество объявил подлежащим конфискации[10].

 

В США состоялись два судебных процесса, в которых обвиняемые были оправданы на том основании, что они действовали в соответствии с международным правом, борясь против его нарушений правительством США, определенных международными соглашениями как международные преступления.

 

В одном деле обвиняемые протестовали перед военно-морским тренировочным центром в районе Великих озер 14 ноября 1984 г. против военной интервенции США в Центральной Америке и создания администрацией Рейгана наступательного ядерного оружия. Им было предъявлено обвинение в том, что они совершили серьезное преступление, выразившееся в действиях толпы, и сопротивлялись аресту. В течение трех с половиной дней процесса были заслушаны восемь экспертов по проблемам ядерного оружия и международного права. 15 апреля 1985 г. по всем пунктам обвинения подсудимые были оправданы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...