Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Действие норм международного уголовного права в пространстве




Действие уголовного закона по общему правилу ограничивается пределами территории государства. Границы между государствами устанавливаются в соответствии с нормами международного права. В территорию государства входят суша, воды, воздушное пространство.

Законом «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. закрепляется, что территорией РФ является пространство в пределах ее Государственной границы. Государственная граница определяется как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, устанавливающая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации.

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о воздушном сообщении 2001 г. под территорией в отношении государства понимаются земные поверхности, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, находящиеся под суверенитетом этого государства.[47]

Национальные уголовные законы распространяются и на гражданские воздушные и морские суда, несущие флаг государства, независимо от места их нахождения. Распространяется уголовное право государства и на деяния, совершенные на его континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в соответствии с международным правом. Уголовный закон государства может применяться и к лицам, совершившим преступления на территории другого государства, согласно действию закона по кругу лиц. Эти лица могут быть гражданами государства, тогда ответственность для виновных наступает в соответствии с персональным принципом (принципом гражданства), а также принципом специальной миссии. По кругу лиц может наступать уголовная ответственность по закону государства для иностранцев и лиц без гражданства (апатридов), совершивших преступления вне пределов территории этого государства согласно принципам реальному или универсальному.

В международной практике государств при определении действия закона в пространстве используется понятие «юрисдикция». Под юрисдикцией понимается правоприменительная деятельность государственных органов, область действия государственной власти.

В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. отмечается: каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, находится на его территории и оно не выдает такое лицо лишь на том основании, что оно является одним из его граждан (ч. 4 ст. 15).[48]

В ст. 67 Конституции Российской Федерации говорится: «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».

В Уставе Международного трибунала по Руанде 1994 г. закреплено:

«Территориальная юрисдикция Международного трибунала по Руанде распространяется на территорию Руанды, включая ее сухопутную территорию и воздушное пространство, а также на территорию соседних государств в отношении серьезных нарушений международного гуманитарного права, совершенных гражданами Руанды. Временная юрисдикция Международного трибунала по Руанде распространяется на период, начинающийся 1 января 1994 года и заканчивающийся 31 декабря 1994 года (ст. 7).

В соответствии с Римским Статутом 1998 г. Международный уголовный суд может осуществлять свою юрисдикцию, если одно или несколько из нижеуказанных государств являются участниками настоящего Статута или признают юрисдикцию Суда...:

а) государство, на территории которого имело место данное деяние или, если преступление было совершено на борту морского или воздушного судна, государство регистрации этого морского или воздушного судна;

б) государство, гражданином которого является лицо, обвиняемое в совершении преступления (ст. 12)».[49]

США не являются участниками этого Статута, поэтому юрисдикция Международного уголовного суда не распространяется на любое международное преступление, совершенное на территории США или гражданином США на территории иностранного государства51.

По действию в пространстве выделяют территориальную и эстратерриториальную юрисдикцию.

Территориальная юрисдикция означает распространение государственной власти на всех лиц, находящихся на его территории. Территориальная юрисдикция распространяется на лиц независимо от их гражданства. Все лица обязаны соблюдать законы этого государства и подчиняться предписаниям его государственных органов и уполномоченных должностных лиц.

Эстратерриториалъная юрисдикция состоит в распространении правовых норм государства на деяния, совершенные вне пределов этого государства: на территории иностранного государства, в открытом водном или воздушном пространстве, в космосе, Антарктиде.

По объему применения называют полную и ограниченную юрисдикцию. При полной юрисдикции государство устанавливает обязательные для соблюдения правила и вправе использовать любые законные средства для их обеспечения. В случае ограниченной юрисдикции государство также устанавливает обязательные правила поведения, но не может применять все дозволенные средства для их соблюдения. В соответствии с международным правом и межгосударственной практикой государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и в открытом международном пространстве и ограниченную — на континентальном шельфе, в экономической морской зоне, а также относительно собственных граждан за рубежом.

1. Территориальная юрисдикцияосновывается на территориальном принципедействия норм в пространстве. Данный принцип является базисным в международном праве и практике госу­дарств. В международных конвенциях постоянно отмечается наступление ответственности за международные преступления и преступления международного характера согласно территориальному принципу действия закона в пространстве. Шанхайская Конвенция «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» 2001 г. обязывает государства-участников принимать «меры по предупреждению, выявлению и пресечению на территории своего государства терроризма, сепаратизма и экстремизма, направленных против других Сторон» (ст. 6).[50]

Территориальный принцип действия правовой нормы отмечается в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Каждое государство-участник применяет свою юрисдикцию, если:

а) преступление совершено на территории этого государства-участника; или

б) преступление совершено на борту судна, которое несло флаг этого государства-участника в момент совершения преступления, или воздушного судна, которое зарегистрировано в соответствии с законодательством этого государства-участника в такой момент (п. 1 ст. 15).[51]

В Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 г. отмечается территориальная юрисдикция государства. В соответствии с Конвенцией государство принимает такие меры, которые могут потребоваться, с тем, чтобы установить свою юрисдикцию в отношении правонарушений, которые она признала таковыми... в тех случаях, когда данное правонарушение совершено на ее территории (ст. 4).

Действие территориального принципа нормы подчеркивается в Конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» 1948 г. Статья VI этой Конвенции гласит: «Лица, обвиняемые в совершении геноцида или других перечисленных в статье III деяний, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении Сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда».[52]

Международно-правовые нормы о международном преступлении применяются международными и национальными судами, а нормы о преступлении международного характера только национальными судами государства. К данному времени действует три международных уголовных суда: Международный трибунал по Югославии, Международный трибунал по Руанде и Международный уголовный суд.

Международным уголовным правом предусматривается параллельная юрисдикция.

В ст. 9 Устава Международного трибунала по Югославии 1993 г. параллельная юрисдикция закрепляется так:

1.Международный трибунал и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1 января 1991 г.

2.Юрисдикция Международного трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов. На любом этапе судебного разбирательства Международный трибунал может официально просить национальные суды передать производство по делу

Международному трибуналу в соответствии с настоящим Уставом и правилами процедуры и доказывания Международного трибунала.[53] Аналогичные положения предусмотрены ст. 8 Устава Международного трибунала по Руанде 1994 г.[54]

1. Международный трибунал по Руанде и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и судебного преследования граждан Руанды за подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г.

2. Юрисдикция Международного трибунала по Руанде имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов всех государств. На любом этапе судебного разбирательства Международный трибунал по Руанде может официально просить национальные суды передать ему производство по делу в соответствии с настоящим Уставом и правилами процедуры и доказывания Международного трибунала по Руанде.[55]

Параллельная юрисдикция предусматривается и Статутом Международного уголовного суда 1998 г. Однако приоритет в рассмотрении дел и уголовном преследовании виновных по Статуту принадлежит национальному суду государства.

Международный уголовный суд не может принять дело к своему производству в тех случаях, когда:

а) данное дело расследуется или в отношении его возбуждено уголовное преследование государством, которое обладает в отношении его юрисдикцией, за исключением случаев, когда это государство не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом;

б) дело расследовано государством, которое обладает юрисдикцией в отношении него, и это государство решило не возбуждать в отношении лица, которого это касается, уголовного преследования, за исключением случаев, когда это решение стало результатом нежелания или неспособности государства возбудить уголовное преследование должным образом (ст. 17).[56]

В Преамбуле и ст. 1 Статута Международного уголовного суда подчеркивается, что Суд дополняет национальные органы уголовной юстиции.

К территории государства относится территориальное море и воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства. Тем не менее для обеспечения международного морского судоходства и международных полетов международным правом устанавливается право мирного прохода через территориальные воды и пролета по коридорам воздушного пространства государства иностранных судов.

Международно-правовыми нормами (Конвенция по морскому праву 1982 г.[57] и Женевская Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.[58]) установлено, что юрисдикция прибрежного государства распространяется на его территориальные и внутренние морские воды. Общепризнанным является то, что юрисдикция прибрежного государства распространяется на иностранные гражданские морские суда, находящиеся в этих водах. Однако уголовно-правовая юрисдикция в отношении таких судов имеет весьма ограниченное действие. В соответствии с п. 1 ст. 27 Конвенции по морскому праву и п. 1 ст. 19 Конвенции «О территориальном море и прилегающей зоне» уголовная юрисдикция прибрежного государства не действует на борту иностранного судна, плавающего в территориальных водах, для ареста какого-либо лица или расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохождения, за исключением следующих случаев:

а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

в) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или

г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Таким образом, уголовно-правовая юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранное гражданское водное судно, находящееся в его территориальных или внутренних морских водах, кроме предусмотренных международными нормами случаев.

Уголовно-правовая юрисдикция государства распространяется на военные морские, речные и воздушные суда, зарегистрированные в портах этого государства, независимо от места их нахождения (ст. 95 Конвенции по морскому праву 1982 г.; ст. 8 Женевской Конвенции об открытом море 1958 г.).

Токийская Конвенция «О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» 1963 г. приравняла к правовому статусу военного воздушного судна воздушные суда, используемые на военной, таможенной, полицейской службе.[59]

Уголовно-правовая юрисдикция государства в соответствии с международной Женевской Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г.[60] распространяется на лиц, совершивших преступления на континентальном шельфе такого государства. Согласно ст. 111 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.,[61] действие национального уголовного законодательства распространяется также и на лиц, совершивших преступления в исключительной экономической зоне этого государства.

Как указывалось, к территории государства относится воздушное пространство над сушей и водами в пределах государственной границы. Высота воздушного столба, относящегося к территории национальных государств, на настоящий момент не определена нормами международного права. Основной источник международного космического права — «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» 1967 г.[62] не определяет границу между национальным воздушным и космическим пространствами. Согласно международному обычаю и практике государств в области использования космического пространства данная граница находится в пределах 100-110 миль над уровнем океана, поскольку является самой низкой высотой над Землей, позволяющей свободное орбитальное вращение космического аппарата. Уголовная юрисдикция национального государства распространяется на воздушное пространство ниже этой границы.

На космическое пространство распространяется международно-правовой режим, в соответствии с которым исследование и использование космического пространства «осуществляются на благо и в интересах всех стран... и являются достоянием всего человечества» (ст. I Договора). Согласно ст. II данного Договора, космическое пространство «не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения... суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».[63]

В соответствии с международным правом на космический объект распространяется юрисдикция государства регистрации этого объекта. Государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле (ст. VIII).[64]

Очевидно, эта юрисдикция включает в себя и уголовно-правовую. В самом общем виде можно допустить, что преступность и наказуемость деяния, совершенного в космосе, должна будет определяться так же, как и деяния, совершенного на борту воздушного судна, находящегося в открытом воздушном пространстве: по уголовному закону государства регистрации космического аппарата.

На гражданское воздушное судно, находящееся в полете, распространяется уголовная юрисдикция государства регистрации такого судна. В соответствии с Токийской Конвенцией «О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных

судов» 1963 г. преступность и наказуемость деяния, совершенного в полете, определяется уголовным законом государства регистрации воздушного судна.[65] Данное положение действует на все время полета, следовательно, и в период нахождения иностранного судна в воздушном пространстве другого государства. В соответствии с п. 3 ст. 1 Токийской Конвенции судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя с целью взлета и до момента окончания пробега при посадке.

Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные ст. 4 Токийской Конвенции, когда на виновного распространяется уголовно-правовая юрисдикция государства, в воздушном пространстве которого совершено преступление:

· преступление создает последствия на территории такого государства;

· преступление совершено гражданами или в отношении гражданина такого государства, или лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица;

· преступление направлено против безопасности такого государства;

· преступление заключается в нарушении действующих в государстве правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования самолетов;

· привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии с многосторонними государственными соглашениями.

В Российской Федерации территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на территорию РФ, независимо от государственной принадлежности лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на его территории.

Согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ, все лица, совершившие преступления на территории России, подлежат ответственности по УК РФ. К ним относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Лица без гражданства (апатриды) не являются гражданами России и не имеют доказательств наличия у них гражданства другого государства.

Законом «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. закрепляется, что территорией РФ является пространство в пределах ее государственной границы. Государственная граница определяется как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, устанавливающая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации.

К территории Российской Федерации относятся суша и воды, в том числе территориальные, недра под названными сушей и водами, воздушное пространство над ними.

Сушей является сухопутное пространство в пределах государственной границы.

Водная территория состоит из внутренних и территориальных вод. Внутренние воды Российской Федерации страны, включают:

· морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации;

· воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

· воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;

· воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации;

· воды рек, озер и других водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.

К территориальным водам (территориальному морю) Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации. По внешней линии территориальных вод проходит государственная граница. За ее пределами начинаются нейтральные воды (нейтральное или открытое море), не принадлежащие ни одному государству.

Под воздушным пространством Российской Федерации понимается пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами Российской Федерации.

Недра страны — пространство под поверхностью сухопутной и водной территорий.

Уголовное законодательство нашего государства распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, расположенные за пределами территориальных вод на всем протяжении естественного продолжения подводной окраины материков, которая прилегает к берегам суши и имеет общее с ней геологическое строение.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации означает примыкающее к территориальному морю морское пространство, внешняя граница которого находится на удалении двухсот морских миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря.

Уголовно-правовая юрисдикция РФ в соответствии с международными конвенциями, Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., ч. 2 ст. 11 УК распространяется на лиц, совершивших преступления на континентальном шельфе, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона не относятся к территории России.

На территорию посольств Российской Федерации, транспорт дипломатических представительств распространяется уголовная юрисдикция Российской Федерации. Но территорией Российской Федерации указанные помещения, строения, земельные участки, транспорт и т. п. не являются.

Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в ч. 3 ст. 11 УК РФ установлено правило, в соответствии с которым лицо, совершившее преступление на гражданском судне, плавающем под Российским флагом в открытом море, или на пребывающем в нейтральном воздушном пространстве гражданском самолете и другом летательном аппарате с опознавательным знаком Российской Федерации, подлежит ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии с УК РФ уголовную ответственность несут лица, совершившие преступления на военно-морских судах и военно-воздушных кораблях, находящихся под флагом или с опознавательными знаками Российской Федерации в открытом море, открытом воздушном пространстве, водах или порту иностранного государства (ч. 3 ст. 11 УК).

Можно отметить неудачную формулировку ч. 2 ст. 11 УК РФ, из которой следует, что все преступления, совершенные в территориальных и прибрежных водах Российской Федерации, а также в ее воздушном пространстве влекут уголовную ответственность по УК РФ. Выше рассматривалось, что уголовно-правовая юрисдикция прибрежного государства в этом случае носит ограниченный характер и не распространяется на преступления, совершенные на борту иностранного морского или воздушного судна, находящегося, соответственно, в территориальном море или воздушном пространстве этого государства. Для приведения в соответствие критикуемого положения УК РФ международно-правовым нормам достаточно дополнить его выражением «если иное не предусмотрено международным договором РФ».

Национальные законы других государств, как правило, соответствуют международно-правовым нормам о действии уголовного закона в пространстве. Согласно §6 УК Дании преступления «на борту Датского корабля или воздушного судна, находящегося в пределах территории, признанной международным правом в качестве принадлежащей иностранному государству, если они совершены лицами, находящимися на службе на данном корабле или воздушном судне, или пассажирами, путешествующими на борту данного корабля или воздушного судна, подпадают под уголовную юрисдикцию Дании».

Статья 1 УК Японии содержит аналогичное положение. Правило об ответственности по УК Эстонии за преступления, совершенные на борту воздушного или водного судна, зарегистрированного в Эстонии и находящегося в воздушном пространстве или территориальном море иностранного государства, закреплено ст. 6 УК Эстонии.[66]

Территориальный принцип действия уголовного закона связан с вопросом о месте совершения преступления. Местом совершения преступления следует считать территорию того государства, где было совершено не только действие, но и наступили общественно опасные последствия, а также в случае, когда действие (бездействие) выполнено на его территории, а последствия наступили в другом государстве.

При совершении преступления соучастниками — организатором, подстрекателем, пособником, исполнителем, находящимися на территории разных государств, местом совершения преступления каждым соучастником является территория того государства, где соучастник осуществил свою преступную роль в совместном совершении соответствующего преступления. Основанием ответственности каждого соучастника является конкретное выполненное им деяние (например, подстрекательство к мошенничеству, организация убийства и др.).

2. Из территориального принципа действия уголовно-правовой нормы в пространстве имеется исключение в виде привилегий и иммунитетов отдельных лиц. Лица, обладающие привилегиями и иммунитетами, обязаны соблюдать законы государства места пребывания, однако не подлежат привлечению к уголовной ответственности за их нарушение либо подлежат ответственности в ограниченном объеме.

В соответствии с нормами международного права можно выделить следующие виды иммунитетов от уголовной юрисдикции: дипломатический; консульский; персонала международных организаций; специальных миссий. Объем иммунитетов может различаться в пределах одной и той же видовой категории (например, объем иммунитета дипломатического агента и обслуживающего персонала посольств и миссий), а может практически совпадать у различных категорий (к примеру, дипломатических агентов и некоторых должностных лиц международных организаций).

а) Дипломатический иммунитетили дипломатическая неприкосновенностьвозникли еще в глубокой древности.

Правовой базой дипломатического иммунитета в современном мире является Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Дипломатические представительства осуществляют:

· представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

· защиту в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

· ведение переговоров с правительством государства пребывания;

· выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

· поощрение дружественных отношений между аккредитуемым государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки (ст. 3 Конвенции о дипломатических сношениях).

Дипломатический иммунитет и личная неприкосновенность предоставляются в целях создания условий для нормального выполнения возложенных на дипломатические представительства функций.

Как уже отмечалось, территория дипломатических и консульских представительств не является территорией представляемого государства. Эта территория остается в пределах территориального пространства государства пребывания. Такое положение остается неизменным независимо от того, в собственности аккредитующего государства либо на правах аренды находятся помещения, занимаемые дипломатической миссией. Аналогично решается вопрос относительно транспорта дипломатических работников.

Вместе с тем на здания, транспорт, самих дипломатических работников не распространяется уголовно-правовая юрисдикция государства пребывания.

Помещения дипломатического представительства как служебные, так и жилые неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ст. 22 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

Дипломатический курьер обладает личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (ст. 27).

Личность дипломатического агента неприкосновенна. Его нельзя арестовать или задержать в какой бы то ни было форме (ст. 29). Вместе с тем в международной практике государств существует правило, согласно которому свободу действий дипломатического агента временно можно ограничить в случаях, когда при нем нет соответствующих документов, подтверждающих дипломатический статус, до выяснения его личности, либо должностное лицо государства пребывания действовало невиновно, останавливая дипломатического работника. В практике государств допускается необходимая оборона против действий дипломата.

Как уже отмечалось, на транспорт дипломатических работников также распространяется неприкосновенность. Законы должны соблюдаться всеми лицами, находящимися на территории соответствующего государства, в том числе и дипломатическими агентами. Однако в случае нарушения этих законов, например дорожно-транспортных правил, дипломат пользуется личной неприкосновенностью. Вместе с тем сотрудники правоохранительных служб вправе остановить машину с дипломатическими номерами и сообщить дипломату о факте нарушения. Здесь нельзя говорить о нарушении личной неприкосновенности дипломата.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания (ст. 31 Венской Конвенции). В случае совершения преступления дипломатическим работником его нельзя ни задержать, ни привлечь к уголовной ответственности по закону государства пребывания. Обычно такое лицо объявляют «нежелательным лицом» (persona non grata) и высылают из государства. Однако государство пребывания может обратиться с просьбой к аккредитующему государству отказаться от иммунитета своего дипломатического работника. Такое положение не противоречит международно-правовым нормам. Статья 32 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. устанавливает, что «от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом согласно статье 37, может отказаться аккредитующее государство».[67]

Следует отметить, что иммунитет дипломатического работника от уголовной ответственности за преступление по закону государства пребывания не означает автоматического его иммунитета от уголовной юрисдикции аккредитующей стороны (ч. 1 ст. 31 Венской Конвенции). Направляющее государство вправе привлечь своего дипломатического сотрудника к уголовной ответственности по своим законам за совершенное на территории государства аккредитации преступление согласно персональному принципу действия закона в пространстве. Правда, случаи отказа государства от иммунитета своих дипломатов, а также привлечения их к уголовной ответственности по своим законам в международной практике госу­дарств встречаются редко.

Дипломатические работники не могут допрашиваться в качестве свидетеля (ч. 2 ст. 31 Конвенции). Вместе с тем это не исключает право дипломата по собственной воле выступить в качестве свидетеля.

Дипломатический иммунитет распространяется на членов дипломатического персонала, т.е. на сотрудников дипломатического представительства, имеющих ранг «дипломатического агента». Под действие иммунитета подпадают также члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания (п. 1 ст. 37 Конвенции).

Дипломатический иммунитет распространяется на сотрудников административно-технического персонала представительства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей (п. 2 ст. 37 Конвенции).

Члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий,

совершенных ими при исполнении своих обязанностей (п. 3 ст. 37 Конвенции).

Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства (п. 4 ст. 37 Конвенции).

Лицо, имеющее право на дипломатический иммунитет, пользуется им с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, в случае нахождения на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается Министерству иностранных дел. Прекращается иммунитет лица в тот момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать (ст. 39).

Принцип дипломатического иммунитета (дипломатической неприкосновенности) закреплен в ч. 4 ст. 11 УК РФ. Она устанавливает, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются дипломатическим иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается согласно нормам международного права.

б) Основным актом о консульском иммунитетеявляется Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г.[68]

Консулом является должностное лицо направляющего государства для представления и защиты интересов граждан и организаций этого государства в государстве пребывания (аккредитации). Консул не представляет политические интересы аккредитующего государства, а выражает только частные интересы лиц и организаций. В связи с этим консульский иммунитет от уголовной юрисдикции более ограничен в сравнении с дипломатическим иммунитетом.

Неприкосновенность консульских помещений распространяется только на ту их часть, которая используется исключительно для работы консульского учреждения. Власти государства пребывания могут вступать в эту часть консульских помещений не иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства (ст. 31 Конвенции).

Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения (ст. 33 Конвенции).

Консульский курьер при выполнении своих функций пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме (ст. 35 Конвенции).

Личная неприкосновенность консульских должностных лиц состоит в том, что они не подлежат уголовной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных во время исполнения консульских функций (ч. 1 ст. 43). Этих лиц нельзя подвергнуть аресту или предварительному заключению иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения только тяжких преступлений. Они могут быть заключены в тюрьму или подвергнуться другим формам ограничений личной свободы не иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Консульское должностное лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, должно явиться в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций (ст. 41 Конвенции).

В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы (ст. 42 Конвенции).

Консульские сотрудники обязаны давать свидетельские показания. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания. Работники консульского учреждения вправе отказаться от дачи показаний по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций или разъясняющим законодательство представляемого государства (ст. 44 Конвенции).

Как и в случае с дипломатическими работниками, представляемое государство может отказаться от любых привилегий и иммунитетов работника консульского учреждения (ст. 45 Конвенции). Такой отказ должен быть определенно выраженным и о нем необходимо сообщить государству пребывания в письменной форме.

Консульский иммунитет возникает с момента вступления консула на территорию государства пребывания, а прекращается, когда данное лицо оставляет это государство (ст. 53 Конвенции).

в) Иммунитет международных организаций и их персонала.

Иммунитеты и привилегии международных организаций и лиц, пользующихся международной защитой, предусмотрены уставами, многочисленными международными конвенциями, соглашениями международных организаций с государством пребывания. В их числе можно назвать: Конвенцию ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.[69]; Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.;[70] Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.;[71] Венскую Конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;[72] Конвенцию о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г.,[73] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Космическим Агентством об учреждении в Российской Федерации постоянного представительства Европейского Космического Агентства и его статусе 1995 г.[74] и др.

Общим правилом в международном праве является полная неприкосновенность высших должностных лиц, помещений, транспорта, корреспонденции, архивов международных организаций. Иммунитет от уголовной юрисдикции в этом случае аналогичен дипломатическому иммунитету. Таким иммунитетом в ООН наделены Генеральный секретарь ООН, его заместители, судьи Международного суда ООН и др.

Судьи Международного уголовного суда также обладают полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Судьи, прокурор, заместители прокурора и секретарь пользуются, когда они участвуют в деятельности Суда или в отношении такой деятельности, теми же привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются главам дипломатических представительств (ст. 48 Римского Статута Международного уголовного суда).

На постоянных представителей государств при международных организациях универсального характера распространяется иммунитет аналогичный дипломатическому. Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания (ст. 30 Венской Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.). При этом иммунитет главы представительства или члена дипломатического персонала представительства от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции посылающего государства.

На других должностных лиц и обслуживающий персонал международных организаций, иных представителей государств распространяется ограниченный иммунитет. Уголовная ответственность по законам государства пребывания не наступает для этих лиц за действия, совершенные ими при выполнении официальных функций.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Европейским Космическим Агентством об учреждении в Российской Федерации постоянного представительства Европейского Космического Агентства и его статусе 1995 г. предусмотрено: «Представитель и сотрудники пользуются в Российской Федерации, в той мере, в какой это необходимо для выполнения таких функций, следующими привилегиями и иммунитетами:

...иммунитетом от судебного преследования в отношении действий, включая высказывания в устной и письменной форме, совершаемых ими в официальном качестве, за исключением случаев, когда ЕКА через Генерального Директора отказывается от иммунитета, случаев дорожно-транспортных происшествий, а также случаев, когда указанные лица были задержаны на месте совершения преступления, относящегося к категории тяжких согласно уголовному законодательству Российской Федерации (ст. 9).

г) Иммунитет специальных миссий.

В современном мире отношения между государствами развиваются интенсивно по разным направлениям. Государства обмениваются многочисленными делегациями по вопросам социально-экономического, научного, культурного, военного и иного характера. Правовой статус представителей таких делегаций регламентирован международным правом. Базовым документом в этом вопросе является Международная Конвенция о специальных миссиях 1969 г.[75]

Помимо этого документа, между государствами заключаются соглашения, договоры разного уровня о статусе представительств, делегаций, а также о взаимодействии правоохранительных органов по вопросам предупреждения, пресечения и привлечения лиц к ответственности при нарушении членами таких представительств законов страны пребывания, о сфере юрисдикции государства пребывания и т. п.

В числе таких соглашений и договоров можно указать: Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан 1994 г.[76]; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» 1997 г.[77]; Договор между Правительством Российской Федерации и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан 1999 г.[78]; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан 1997 г.[79] и др.

В Конвенции о специальных миссиях дается определение: «специальная миссия» есть временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи (ст. 1).

Конвенцией подчеркивается условие направления специальной миссии в другую страну. Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы (ст. 2). Только с согласия принимающей стороны делегация государства получает статус специальной миссии и может осуществлять функции, определяемые по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.

Примером неполучения согласия государства на направление миссии может быть отказ Чехии на выдачу визы в ноябре 2002 г. Президенту Беларуси. Власти Чехии приняли решение не выдавать въездную визу Президенту Беларуси А. Лукашенко для участия в саммите НАТО в Праге в ноябре 2002 г.

На специальную миссию, ее персонал, помещения, транспорт, корреспонденцию распространяется такой же иммунитет, что и на дипломатических агентов. Личность представителей посылающего государства в специальной миссии, а также личность членов дипломатического персонала миссии неприкосновенна. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Принимающее государство обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство (ст. 29 Конвенции). Личные помещения представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения специальной миссии (ст. 30). Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции принимающего государства (ст. 31).

Семьи, сопровождающие членов миссии, административно-технический персонал, а также обслуживающий персонал обладают таким же иммунитетом, как и в случаях с дипломатическими представительствами.

Статья 21 Конвенции подчеркивает особый статус главы государства и лиц высокого ранга: глава посылающего государства, возглавляющий специальную миссию, пользуется в принимающем государстве или в третьем государстве преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются международным правом за главами государств, посещающими другое государство с официальным визитом. На них распространяется дипломатическая неприкосновенность не только во время нахождения в принимающем государстве в официальном качестве, но и с частным визитом (ст. 1 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.).

Как и в случае с дипломатическими агентами иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала, включая главу и иных высших должностных лиц такого государства, не освобождает их от юрисдикции направляющего государства (п. 5 ст. 31 Конвенции о специальных миссиях). Таким образом, членов специальной миссии направляющее государство вправе привлечь к уголовной ответственности по своим законам за преступление, совершенное в другом государстве во время пребывания в специальной миссии в соответствии с принципом гражданства (персональным).

Особо стоит вопрос об иммунитете главы государства. Общее правило по национальному праву состоит в том, что глава государства обладает иммунитетом от уголовной юрисдикции во время нахождения в должности. Привлечь к уголовной ответственности главу государства можно только в результате осуществления особой процедуры отстранения от должности (импичмента). Например, такой порядок предусматривает ст. 93 Конституции Российской федерации.

После ухода с поста главы государства вопрос об его иммунитете решается в национальном праве по-разному. Общим правилом демократических режимов является отсутствие иммунитета бывшего главы государства от уголовной юрисдикции за совершение особо тяжких преступлений. Этот важнейший принцип международного уголовного права был воспринят многими государствами мира, привлекшими к уголовной ответственности за коррупцию и другие преступления собственных глав государств.

Так был осужден за получение во время президентства взяток бывший президент Республики Корея Чон Ду Хван.

Однако, такое положение характерно не для всех государств. В России, например, действует государственный акт, которым гарантирована личная неприкосновенность, в том числе и от уголовного преследования, одного из бывших президентов страны.

В международном праве иммунитет от уголовной юрисдикции главы государства во время пребывания в должности не признается в отношении международных преступлений.

В международной практике государств имеются примеры, хотя и немногочисленные, выдачи бывших глав государств для привлечения к уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, совершенные в период пребывания лица в должности главы государства.

В феврале 2003 г. Верховный Суд Бельгии признал, что А. Шарона можно привлечь к уголовной ответственности за военные преступления после окончания его полномочий премьер-министра Израиля. Дело рассматривалось по заявлению нескольких палестинцев. В апреле 2003 г. Сенат Конгресса США проголосовал за проведение расследования по обвинению в военных преступлениях, преступлениях против человечества или геноциде в отношении главы Ирака Саддама Хусейна и его окружения, а также за создание Международного трибунала для суда над иракским руководством. Сенат решил выделить на проведение расследования в отношении Саддама Хусейна и создание Международного трибунала 10 млн. долларов. Сенаторы поручили Госсекретарю США в течение 90 дней сообщить Сенату о конкретных планах и сроках проведения суда над иракскими лидерами, а также о возможном местонахождении такого суда.

Своеобразной разновидностью иммунитета специальной миссии является нераспространение уголовной юрисдикции государства пребывания на определенные подразделения (формирования) направляющей стороны, которые находятся по согласованию с принимающей стороной на ее территории. К этим специализированным формированиям можно отнести воинские подразделения одного государства, дислоцирующиеся на территории государства пребывания. При этом целями нахождения таких специализированных формирований могут быть: поддержание порядка и общественной безопасности в государстве пребывания, выполнение миротворческих функций, охрана Государственной границы, осуществление научно-исследовательских программ, проведение космических исследований и т. п.

Так же, как и в других случаях иммунитетов от уголовной юрисдикции, территория, занимаемая воинскими подразделениями одного государства, остается в территориальном пространстве принимающего государства. Однако в пределах такой территории действует по договоренности между государствами юрисдикция направляющего государства.

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан 1997 г. устанавливает: Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан.

На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы (ст. 3).

По общему правилу уголовная юрисдикция принимающего государства в таких случаях носит ограниченный характер. Она не распространяется на преступления, совершенные на ее территории военнослужащими военных баз направляющего государства, когда преступления связаны с исполнением обязанностей воинской службы либо направлены против интересов своего государства или своих граждан, а также в случае их совершения в пределах дислокации Вооруженных сил.

При совершении военнослужащим иных преступлений, например, кражи вещей в таджикском селении, ответственность для него будет наступать в соответствии с УК Республики Таджикистан.

Иммунитет специальной миссии может варьироваться в зависимости от его регламентации в двусторонних соглашениях и догово­рах.

Жумуров и Коннов обвинялись в убийстве, сопряженном с насильственными действиями сексуального характера, а также в действиях сексуального характера с применением насилия к потерпевшей, совершенных на территории комплекса «Байконур».

Окружной военный суд возвратил уголовное дело в прокуратуру комплекса «Байконур» для выделения дела в отношении гражданина Республики Казахстан Жумурова и решения вопроса о передаче его в правоохранительные органы Республики Казахстан.

В своем решении суд сослался на п. 6.12 Договора аренды комплекса «Байконур» между РФ и Республикой Казахстан от 10 декабря 1994 г., согласно которому юрисдикция РФ распространяется только на ее граждан — военнослужащих, лиц гражданского персонала РФ и членов их семей. За гражданами Республики Казахстан, в соответствии с п. 10.1 этого международного Договора, без каких-либо ограничений сохраняются их конституционные права, которые должны обеспечиваться компетентными органами Республики Ка­захстан.

Прокурор комплекса «Байконур» в протесте поставил вопрос об отмене постановления судьи Окружного военного суда. По мнению прокурора, суду следовало руководствоваться не названным договором, а заключенным на его основе Соглашением между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан от 4 октября 1997 г. «О взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур"». Согласно ст. 5 этого Соглашения к юрисдикции РФ относятся все дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса «Байконур», за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан против Республики Казахстан, ее физических и юридических лиц.

В соответствии с положениями Венской Конвенции «О праве международных договоров» 1969 г., предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора. При несовместимости положений, исключающей одновременное применение договоров, предыдущий договор в этой части считается прекращенным. Исходя из сказанного, в этой ситуации подлежит применению Соглашение от 4 октября 1997 г., поскольку вопросы юрисдикции оно трактует иначе, чем Договор от 10 декабря 1994 г. По вопросам юрисдикции этот Договор прекращает свое действие.

Военная коллегия Верховного Суда РФ протест удовлетворила и постановление судьи окружного военного суда отменила, а дело направила в тот же суд на новое рассмотрение.[80]

Таким образом, к юрисдикции Российской Федерации относятся все дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса «Байконур», в том числе и в отношении граждан Республики Казахстан, за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан против Республики Казахстан.

Во время военных американских маневров 13 июня 2002 г. две корейские девочки попали под колеса армейской большегрузной машины на узкой дороге в Янгджу, к северу от Сеула: школьницы переходили дорогу перед колонной военных машин. Сержанта Фернандо Ниньо, который командовал колонной, и сержанта Марка Уолкера, сидевшего за рулем 50-тонного грузовика, американский трибунал в ноябре 2002 г. признал невиновными и снял выдвинутые против них обвинения в халатности, повлекшей за собой смерть двух людей.

Однако многих жителей Южной Кореи подобное решение американского суда не удовлетворило, и они требовали передачи американских военнослужащих в руки корейского правосудия. В соответствии с международным уголовным правом данный пример находится в сфере только американской уголовной юрисдикции. У военнослужащих Армии США имеется иммунитет от уголовного преследования по законам Республики Корея. Наезд произошел при исполнении солдатами обязанностей воинской службы.

Часть 2 ст. 12 УК РФ закрепляет принцип специальной миссии. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Обычно действие этого принципа осуществляется при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. В соответствии с договоренностями государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т.е. используется территориальный принцип, чем обеспечивается суверенитет государства.

Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие обладают иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания за совершенные в этой стране преступления, направленные только против интересов Российской Федерации либо ее граждан, а также за совершенные преступления против военной службы. В этих случаях они несут ответственность по УК РФ.

Эстратерриториальная юрисдикция.В сфере эстратерриториальной юрисдикции действуют три принципа: гражданства (персональный), реальный (безопасности) и универсальный.

2. Принцип гражданства (персональный)состоит в распространении уголовной юрисдикции государства на деяния своих граждан, совершенные на территории иностранного государства в соответствии с международным правом. Этот принцип большинство государств применяют и к лицам без гражданства (апатридам), постоянно проживающим на территории государства.

Принцип основан на верховенстве и суверенитете государственной власти, согласно которому государство в частности, как защищает интересы своих граждан, так и предписывает им соблюдение определенных правил, где бы они не находились, а в случае нарушениями ими этих правил, вправе требовать от них ответа за несоблюдение предписаний.

В соответствии с международным уголовным правом принцип гражданства может действовать при наличии двойной преступности (двойной криминальности) деяния: признании совершенного деяния преступлением как по закону государства места его совершения, так и по закону государства, гражданином которого является лицо, совершившее это деяние. Двойная преступность закреплена ст. 2 Европейской Конвенции о выдаче 1957 г., согласно которой выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны и запрашиваемой Стороны лишением свободы или в соответствии с постановлением об аресте на максимальный срок по крайней мере в один год, или более серьезным наказанием.[81] Согласно ст. 5 Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. государство оказывает содействие другому государству по уголовному преследованию лица за преступление, наказуемое как по закону запрашивающей Стороны, так и по закону запрашиваемой Стороны.[82]

В Типовом договоре о выдаче, утвержденном резолюцией Генеральной Ассамблеи ООНв 1990 г., отмечается, что правонарушениями, могущими повлечь за собой выдачу, являются правонарушения, которые наказываются в соответствии с законодательством обеих Сторон тюремным заключением или другой мерой лишения свободы на максимальный срок не менее одного года (двух лет) или более серьезным наказанием... (ст. 2).[83]

Принцип двойной криминальности является принципом международного права. В ряде стран, особенно странах общего права, приустановлении уголовной ответственности в соответствии с персональным принципом (принципом гражданства) правило о двойной преступности может и не учитываться.

Принцип двойной преступности не предусматривался уголовным законодательством России до принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 13 апреля 1996 г.[84] Этим законом положение ст. 5 УК РСФСР 1960 г. о действии уголовного закона в соответствии с принципом гражданства было изложено с учетом двойной преступности деяния.

Принцип двойной преступности отсутствует в законодательстве Республики Корея. В соответствии со ст. 3 УК Республики Корея, его положения применяются ко всем гражданам Кореи, совершившим преступления за пределами территории Республики Корея.

Уголовное право Японии также предусматривает персональный принцип без учета двойной криминальности деяния. В ст. 3-4 УК Японии дан перечень преступлений, совершение которых подданными Японии вне ее пределов, влечет наступление уголовной ответственности по УК Японии. I

Напротив, УК Дании устанавливает, что деяния, совершенные за пределами Датского государства гражданином Дании или лицом, постоянно проживающим в Датском государстве, должны также подпадать под уголовную юрисдикцию Дании, если деяние было совершено в пределах территории иностранного государства, и если такое деяние наказуемо по закону этого государства (§7).

Понятия и признаки преступлений могут и не совпадать по уголовному законодательству государств места совершения преступления и гражданства лица. Различия могут быть и в наименовании, и в принадлежности деяния к той или иной группе преступлений, и в признаках состава преступления и т. п. Такие различия не являются основанием для признания отсутствия двойной преступности деяния.

Соответствующая рекомендация по определению двойной преступности деяния дана Генеральной Ассамблеей ООН в Типовом договоре о выдаче 1990 г. «2. При установлении того, является ли какое-либо правонарушение таким правонарушением, которое подлежит наказанию в соответствии с законодательством обеих Сторон, не имеет значения:

а)   относятся ли действия или бездействие, составляющие данное правонарушение, в соответствии с законодательством Сторон к аналогичной категории правонарушений или обозначается ли данное правонарушение аналогичным термином;

б)   различаются ли в соответствии с законодательством Сторон составляющие элементы данного правонарушения, понимая при этом, что во внимание принимается вся совокупность действий или бездействие, приводимых запрашивающим государством.

3. Если выдача лица запрашивается за нарушение какого-либо закона, касающегося налогообложения, таможенных пошлин, валютного контроля или других вопросов, связанных с доходами, в выдаче не может быть отказано на том основании, что в законодательстве запрашиваемого государства не предусматривается аналогичный вид налога или пошлины или не содержится какого-либо положения о налогах, таможенных пошлинах или обмене валюты, аналогичного тому, которое имеется в законодательстве запрашивающего государства» (ст. 2 Типового договора о выдаче).

Персональный принцип действия правовой нормы закреплен в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Каждое государство-участник применяет свою юрисдикцию, если преступление совершено гражданином этого государства-участника или лицом без гражданства, которое обычно проживает на его территории (п. 2 «б» ст. 15).[85]

Принцип гражданства, предусмотрен ч. 1 ст. 12 УК РФ. Данный принцип состоит в том, что граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

Для привлечения к уголовной ответственности по УК РФ необходимо, чтобы совершенное лицом общественно опасное деяние признавалось преступлением как по УК России, так и по уголовному закону государства места совершения преступления, т.е. имелась двойная преступность. Однако предусмотренное в ч. 1 ст. 12 УК правило о двойной криминальности и невозможность двойного осуждения фактически создали вакуум при решении вопроса об уголовной ответственности некоторых лиц.

В частности, невозможно привлечение к уголовной ответственности по УК РФ за ряд преступлений должностных лиц, государственных служащих, граждан РФ и др.

К этим преступлениям можно отнести, например, получение взятки. Должностное лицо Российской Федерации за получение взятки, например, в Польше по УК РФ привлечь нельзя, поскольку УК Польши не предусматривает получения взятки должностным лицом иностранного государства преступлением по своему УК. В приведенном примере указанное лицо вообще нельзя привлечь к уголовной ответственности.

Не все положения международного уголовного права, очевидно, можно вводить в национальное законодательство без учета особенностей его правовых понятий,










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...