Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сертификация производства и систем качества продукции и услуг⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
Российская система сертификации системы качества несколько отличается от мировой практики, поскольку включает сертификацию производства. Это объясняется условиями, в которых сейчас оказалось подавляющее большинство отечественных производителей: у них отсутствует система качества, но они знакомы с процедурой оценки производства, так как в свое время в стране проводилась аттестация производственных процессов. Поскольку сертификация систем качества сложнее чес производств, то предприятия предпочитают сначала заняться сертификацией производств и рассматривают ее как первую ступень на пути к сертификации систем управления качеством. Сертификацию производства можно считать либо самостоятельной процедурой, либо составной частью сертификации системы обеспечения системы качества. Процедура сертификации продукции осуществляется по правилам, установленным Госстандартом, которые, в частности, предусматривают составные методики сертификации производства для каждого предприятия. При сертификации оцениваются четыре блока объектов: - готовая продукция (оценка ее качества в сфере реализации и потребления и анализ причин обнаружения дефектов); - технологическая схема (технологические процессы, состояние погрузочно-разгрузочных работ, хранение установка) - техническое обслуживание и ремонт (техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатация и ремонт оснастки, поверка контрольно-измерительных приборов); - система технического контроля и испытаний (входной контроль, приемочный контроль, типовые, квалификационные и периодические испытаноия). Основные этапы сертификации производства: - представление заявки на сертификацию (подготовка исходных материалов и оформление заявки). Готовит предприниматель; - предварительная оценка (экспертизы исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемо продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов. Проводит сертификационный орган; - составление методики сертификации производства (регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решении (или оценка существующей методики)). Проводит сертификационный орган; - проверка производства (формирование группы экспертов, проверка производства в соответствии с методикой сертификации, составление акта и отчета о результатах проверки). Проводит сертификационный орган; - оформление сертификата соответствие производство (оформление сертификата соответствие производство, внесение его в Государственный реестр, выдача сертификата на продукцию). Проводит сертификационный орган; - инспекционный контроль за сертифицированным производством (выполнение процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с методикой испытаний). Проводит сертификационный орган; Сертификаты на систему качества и производства могут быть использованы предприятием, если при обязательной сертификации продукции по системе ГОСТ Р выбирается схема 5. В этом случае для получения сертификата соответствия продукции достаточно провести испытание типа этой продукции в аккредитованном испытательном центре (лаборатории). Сертификация систем обеспечения качества на соответствии стандартам ИСО серии 9000 широко принята в зарубежных странах. Сертификат соответствия на системы обеспечения качества дает фирме следующие преимущества: - доказывает надежность партнера (по отношению к банкам, страховым компаниям и т.д. Сертификат на систему качества – весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара. На европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться при наличии у фирмы-поставщика сертификата); - при возникновении судебных разбирательств, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества рассматривается судом как доказательство невиновности фирмы; - возможность участия в различные тендерах (наличие сертификата на систему качества стало обязательны условием участия в тендерах); Сертифицированная система качества предприятия характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне рассматривается как один из весомых факторов конкурентоспособности предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Основными принципами сертификации систем качества являются: - добровольность; - исключение дискриминации в доступе к системе; - объективность и воспроизводимость результатов; - конфиденциальность; - воспроизводимость; - четкая определенность области аккредитации органа по сертификации; - проверка выполнения обязательных требований к продукции (услуге) в сфере законодательного регулирования; - достоверность документированных доказательств заявителя о соответствии действующей системы качества установленным требования. В 1995 г. Госстандартом принята программа работ по развитию систем качества в РФ. В соответствии с этой программой была разработана и принята «Система сертификации систем качества», которая называется «Регистр систем качества» (Регистр). Функции Госстандарта сводятся к следующему: утверждение структуры Регистра; принятие принципиальных решений о его развитии; Рассмотрение основных правил и принципов функционирования Регистра; контроль за деятельностью Регистра; участие в комиссии по апелляциям (при необходимости). Технический центр Регистра непосредственно организует, проводит и контролирует сертификацию систем качества и производств, участвует в инспекционном контроле ; ведет Реестр сертифицированных систем качества и производств; участвует в аккредитации экспертов; приостанавливает или аннулирует действие сертификатов; занимается информационным обеспечением; устанавливает контакты с зарубежными национальными и международными организациями аналогичного профиля деятельности, выполняет другие оперативные и методологические задачи. Совет по сертификации систем качества и производств имеет статус совещательного органа, который разрабатывает предложения для принятия решений, касающихся работы Регистра. Он состоит из специалистов заинтересованных организаций, представляющий изготовителей, потребителей, Технический центр Регистра и т.д. Комиссия по апелляциям создается Техническим центром из независимых экспертов и функционирует по мере возникновения необходимости. В ее состав могут быть включены представители структурных подразделений Регистра. Научно-методический комитет Регистра разрабатывает нормативные и методические документы; участвует в работе Совета по сертификации систем качества и производств, а также в Комиссии по апелляциям; формирует банк данных и банк нормативных документов; разрабатывает учебные программы для обучения экспертов и т.д. Органы по сертификации систем качества и производств проводят сертификацию, оформление ее результатов и осуществляют инспекционный контроль; ведут методическую работу, взаимодействуют со всеми структурными подразделениями Регистра. Организации с сертифицированными системами качества обеспечивают стабильность функционирования качества (производства) и представляют необходимую информацию по требованию органа по сертификации или Технического центра Регистра; принимают корректирующие меры по результатам инспекционного контроля; информируют орган по сертификации о введенных изменениях в производственный процесс и т.д. Процедуры сертификации систем качества и производств, установлены ГОСТ Р 40.003 – 96, ГОСТ Р 40.004 – 96, ГОСТ Р 40.005 – 96. Они относятся к взаимодействию органов по сертификации и заявителей в период, предшествующий сертификации; проведению проверок, принятию решений о сертификации систем качества, оформлению сертификатов соответствия, инспекционному контролю за сертифицированными системами качества, взаимодействию органов по сертификации с Техническим центром Регистра. Процесс сертификации систем качества проводится в три этапа: - заочная оценка системы – это предварительная оценка, которая нужна для того, чтобы эксперт мог выявить потенциальную возможность сертификации и целесообразность проведения дальнейших мероприятий. На этом этапе заявитель представляет в орган по сертификации систем качества: заявку; документ о политике по качеству; руководство по качеству; анкету вопросник с ответами. Если анализ этих материалов имеет положительный результат, орган по сертификации заключает с заявителем договор о проведении окончательной проверки: состояния и видов деятельности предприятия по управлению качеством; состояния производственной системы; качества выпускаемой продукции. Деятельность по управления качеством проверяется на соответствие реально существующих на предприятии элементов обеспечения качества требованиям заявленного международного стандарта ИСО серии 9000 либо адекватного ему государственного российского стандарта. В результате проверки могут быть сделаны следующие выводы: - система полностью соответствует установленным требованиям. Орган по сертификации выдает предприятию сертификат на систему качества после его регистрации в Государственном реестре; - система в целом соответствует требованиям, но обнаружены отдельные отклонения от стандарта. Предприятию назначается срок для срок устранения обнаруженных несоответствий, после чего по его заявке сертификации продолжается, но по упрощенной схеме. - система не соответствует установленным требованиям. Предприятие имеет право, будучи подготовленным, на повторную сертификацию по полной программе. Инспекционные контроль проводится в двух формах: плановый (не реже одного раза в год) и внеплановый. Основание для внепланового контроля: поступление в орган по сертификации сведений о претензиях к качеству продукции предприятия; введение существенных изменений в технологический процесс ил конструкцию состав продукции; изменение организационной структуры или кадрового состава предприятия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |