Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация обучения вопросам дорожной безопасности в 10-11 классах




ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Комитет по образованию

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

 

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

 

 

Методические рекомендации для учителей ОБЖ

По обучению Правилам дорожного движения учащихся 10-11 классов

В рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

 

Санкт-Петербург

2013 г.

Организация-разработчик: ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Руководитель разработки: Алексеев С.В., заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО

Разработчики:

Данченко С.П., доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО

Шаров С.А., методист кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО

 

 

Рецензент:

Костецкая Г.А., к.п.н., доцент кафедры методики РГПУ им. А.И.Герцена

 

Рекомендовано на совместном заседании кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека и кафедры профессионального образования

Протокол № ________ «_____» марта 2013 г.

 

Методические рекомендации для учителей ОБЖ

По изучению Правил дорожного движения учащимися 10-11 классов

В рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Введение

    Современные достижения научно-технического прогресса вооружают организаторов дорожного движения новыми эффективными средствами управления транспортными потоками, предупреждения дорожного травматизма. И, тем не менее, быстрый рост количества и скоростных возможностей автомобилей делают дорогу источником повышенной опасности. По международной статистике, смертность в результате дорожно- транспортных происшествий стоит на третьем месте после смертности от болезней системы кровообращения и раковых заболеваний. Автомобильный травматизм уносит больше жизней, чем все эпидемии вместе взятые. Вот почему безопасность на дорогах стала одной из самых острых социальных проблем современности.

    Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувства горечи и досады. Но ещё больнее, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Основные причины несчастий - переход улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосторожная езда на велосипедах и мопедах.

    Совершенно очевидно, что все названные причины вытекают из слабого знания и вследствие этого невыполнения детьми правил дорожного движения.       

    Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек. На дорогах с 2004 по 2010 год включительно погибло 7900 детей в возрасте до 16 лет, были травмированы 166020 детей. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за эти годы составил 506246 человек, что в 2,3 раза больше, чем, например, численность российского населения, занятого в сельском хозяйстве.

    Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.

    Решение проблемы обеспечения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации назвал одной из актуальных задач развития страны.

    Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» [ФЗ РФ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"] устанавливает (статья 29), что:

1. Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.

2. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

3. Положения об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включаются в соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты.

4. Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь соответствующим органам исполнительной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

        Таким образом, обучение безопасному поведению школьников на дорогах в соответствии с Законом должно проводиться обязательно.Прерогатива обучению безопасного поведения школьников на дорогах должна принадлежать курсу ОБЖ.

        Деятельность системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по обучению учащихся безопасному поведению на дорогах проводится в соответствии с федеральными целевыми программами (ФЦП) по повышению безопасности дорожного движения. Результаты реализации стратегии обеспечения безопасности дорожного движения в России, основу которой с 2006 года составляла ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" [Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100 была утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорож­ного движения в 2006 - 2012 годах»], свидетельствуют, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в стране. За 5 лет ее реализации число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, удалось сократить на 23 процента.

    В рамках реализации этой ФЦП в 2010 году по сравнению с расчетным 2004 годом, в частности, сократились:

- тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших) - на 6,8 процента, составив 9,6 погибшего на 100 пострадавших;

- количество детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий - на 36 процентов.

 

    Вместе с тем, несмотря на эффективность реализации ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", движение на дорогах России остается небезопасным по сравнению с наиболее развитыми странами, в частности на 100 тыс. жителей в дорожно-транспортных происшествиях в России гибнет почти в 5 раз больше человек, чем в Нидерландах, и в 2 раза больше, чем в Чехии, уровень автомобилизации в которой почти в 2 раза выше российского.

 

    Так, ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом (ДДТТ) характеризуется следующими параметрами:

- в 2010 году зарегистрировано 20262 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых погибли 898 детей (уменьшение на 1,8 процента по отношению к уровню 2009 года) и получили ранения 21149 детей, 47 процентов всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей являлись пешеходами (10016 человек), 40,9 процента - пассажирами транспортных средств (9019 человек), 6,6 процента - велосипедистами, 5,2 процента - водителями транспортных средств;

- каждый второй погибший в дорожно-транспортном происшествии ребенок участвовал в дорожном движении в качестве пассажира. В 7849 дорожно-транспортных происшествиях с участием детей-пассажиров погибли 489 и получили ранения 8530 детей. Нарушение правил перевозки детей фиксируется при оформлении каждого десятого дорожно-транспортного происшествия;

- в 2010 году зарегистрировано 10016 наездов на несовершеннолетних пешеходов, в которых погибли 332 ребенка и были ранены 10028 детей. Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев, сооружений - самые распространенные причины наездов на детей (46,6 процента и 30,8 процента соответственно всех дорожно-транспортных происшествий по причинам нарушения детьми Правил дорожного движения);

        

    Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей до уровня развитых стран мира, актуальным является продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспеченность финансовыми ресурсами. Поэтому в 2012 году была разработана Концепция ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах».[Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1995-р О Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"]. В Концепции дан прогноз, что отсутствие новой ФЦП до 2020 года после окончания действия ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" может привести к следующим негативным факторам:

- увеличение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (до 32,5 тыс. погибших в год);

- рост социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий (на 2828,69 млрд. рублей);

- ухудшение имиджа страны на мировой арене в результате роста показателей аварийности.

    В Концепции определена необходимость продолжить деятельность по повышению безопасности дорожного движения централизованно, в рамках федеральной программы.

    С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости продолжения работы в области обеспечения безопасности дорожного движения в рамках Программы и активизации роли государства в решении задач с использованием программно-целевого метода.

 

Организация обучения вопросам дорожной безопасности в 10-11 классах

    Чтобы обучение стало эффективным, оно должно быть обязательным, систематическим и непрерывным. Большинство европейских стран рассматривают образование в сфере дорожной безопасности как неотъемлемую часть целостного подхода к обеспечению детской безопасности на дорогах, во многих странах оно обязательно и преподается как в начальной, так и в средней школах.

Обучение дорожной безопасности в некоторых европейских странах

№ п/п Страна Характеристика обучения дорожной безопасности
1. Австрия С 1960 г. обучение безопасному поведению детей на дороге интегрировано во все общеобразовательные предметы начальных и средних школ
2. Великобритания  С 1970 г. занятия по обучению детей проводятся на улице, обочине или тротуаре небольшими группами
3. Германия С 1970-х годов обучение ведется по разработанной программе «Ребенок и Движение». С 1994 г. вопросы безопасного поведения на дороге изучаются в контексте с окружающей средой, здоровьем и социальным образованием.
4. Дания С 1947 г. в школах введен обязательный предмет «Безопасное поведение на дороге»
5. Испания В 1989 г. на первый план для всех общеобразовательных предметов вышел принцип главенствования проблем безопасного поведения на дороге
6. Нидерланды Установлен принцип обучения дорожной безопасности на протяжении всей жизни гражданина. Программа предусматривает различные курсы для шести возрастных групп
7. Польша В 1995 г. законодательно одобрена программа обучения безопасному поведению на дорогах в начальной и средней школах
8. Финляндия С 1954 г. в учебный план включено обязательное обучение безопасному поведению на дороге. В настоящее время вопросы дорожной безопасности интегрированы в общеобразовательные предметы, особенно в предметы, связанные с изучением здоровья.
9. Франция В 2002 г. обучение безопасному поведению на дороге введено в школьную программу нескольких предметов: математика, физика, биология и безопасность жизнедеятельности

 

    Федеральная программа по ОБЖ для 10-11 классов не предусматривает изучение вопросов дорожной безопасности. В связи с этим, а, также учитывая, что к десятому классу учащиеся уже должны овладеть вопросами дорожной безопасности для пешеходов, пассажиров и водителей велосипедов (мопедов), по распоряжению Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга была разработана программа учебного модуля «Дорожная безопасность» для учащихся 1-9 классов, рекомендуемая для использования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга региональным экспертным Советом (протокол №5 от 01.03.2006г.). Основанием к внедрению учебного модуля «Дорожная безопасность» в программу обучения по курсу ОБЖ для учащихся с 5 по 9 класс стало информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 28.05.2008 г. № 04-224/08.  При этом предполагалось, что учащиеся 10-11 классов, желающие в дальнейшем обучаться вождению автомобиля, могут самостоятельно (на водителя транспортных средств категории А и В) или в автошколах изучить ПДД в полном объеме и получить удостоверение на право вождения транспортного средства. Однако в возрасте 14-17 лет подростки попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП) не столько из-за незнания ПДД или по неосторожности (как младшие школьники), а из-за переоценки своих возможностей, невнимательности, спешки. Поэтому для учащихся 10-11 классов также необходимо изучение дорожной безопасности на базе знаний, полученных в основной школе.

    Анализ обучения дорожной безопасности показал, что в регионах России используется различные формы обучения.

 

Изучение правил дорожного движения в 10-11 классах может осуществляться:

- интегративно в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в других предметах. При этом отмечается, что, к сожалению, «точечное» изучение правил дорожного движения на разных предметах не дает большого эффекта.

- включением в содержание курса ОБЖ. На федеральном уровне разработан учебно-методический комплект «Безопасность дорожного движения. 10-11 классы» под общей редакцией А.Т. Смирнова. Он включает учебное пособие для учащихся 10-11 классов и методическое пособие «Обучение правилам дорожного движения». Предполагается, что данный учебно-методический комплект может использоваться как дополнительный материал к линии учебно-методических комплектов «Основы безопасности жизнедеятельности под общей редакцией А.Т. Смирнова». Цель учебного пособия «Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях» - помочь учащимся 10-11 классов изучить основы безопасности дорожного движения в рамках курса ОБЖ, на конкретных примерах раскрыть основные требования ПДД применительно к водителям мотоциклов и легковых автомобилей. Пособие включает 6 занятий для учащихся 10 класса и 5 – для учащихся 11 классов.

    В методическом пособии «Обучение правилам дорожного движения» приведены методические рекомендации для преподавателей-организаторов ОБЖ по вопросам дорожного движения, включая правила поведения пешеходов и пассажиров, а также мотоциклистов и водителей автомобилей.     Так, например, на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10–11 классах общеобразовательных учреждений (автор А.Т. Смирнов, изд-во «Просвещение», 2011) изучаются следующие вопросы: Обеспечение личной безопасности на дорогах. Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасно­го поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязан­ности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на до­рогах.

    В 10 классе вопросы дорожной безопасности можно включить в раздел ОБЖ «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» при изучении темы «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникаю­щие в повседневной жизни, и правила безопас­ного поведения».

    В 11 классе вопросы правовой ответственности водителей, оказание первой помощи можно включить в раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

    Из анализа существующих в регионах России программ ОБЖ для 10-11 классов с включенными в них вопросами дорожной безопасности следует, что на их изучение предусматривается по 3-4 часа в 10-м и в 11-м классах за счет сокращения времени на изучение других тем курса.

- на классных часах. Это самая распространенная форма изучения вопросов дорожной безопасности. Тематика классных часов по правилам дорожного движения, используемая в гимназии 441 Фрунзенского р-на СПб и в школах различных регионов России.

 

класс № п\п Тема занятия Содержание
10 класс 1. Правила дорожного движения - ведущий нормативный акт Основные термины и определения: участники дорожного движения, транспортные средства и их виды, дорога и её элементы
  2. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров Необходимые документы, исправность транспортного средства, обязанности и права пассажиров и пешеходов
  3. Регулирование дорожного движения Светофорное регулирование, сигналы регулировщика
  4. Дорожные знаки Группы дорожных знаков, их отличительные особенности и правила установки
  5. Дорожная разметка и её характеристики Горизонтальная и вертикальная разметка, её применение
  6. Предупредительные сигналы при движении на велосипеде и мотоцикле Начало движения, изменение направления движения, порядок выполнения поворота, расположение транспортных средств на проезжей части
  7. Проезд перекрёстков Общие требования проезда перекрёстков, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрёстков
  8. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств Их обозначение. Требования к водителям
  9. Итоговое занятие Контрольное тестирование
11 класс 1. Правовая ответственность водителей за нарушение ПДД Административная, уголовная, гражданская, автострахование
  2 Оказание доврачебной помощи пострадавшим в ДТП Первая помощь при шоковых состояниях; остановка кровотечения
  3 Дорожная аварийность и травматизм Дисциплина водителей и пешеходов; необходимая экипировка водителя мотоцикла. Статистика ДТ аварий в нашем городе
  4 Железнодорожные переезды Причины ДТП на переездах; что запрещается делать на переездах; основные правила движения
  5 Особые условия движения Движение по автомагистралям; приоритет маршрутных транспортных средств; движение в жилых зонах; «Лежачие полицейские»
  6 Перевозка грузов и пассажиров Правила перевозки на велосипеде и мотоцикле
  7 Движение в тёмное время суток и в сложных погодных условиях Движение в условиях недостаточной видимости; движение по скользкой дороге
  8 Оборудование мотоциклов и автомобилей спец. сигналами Виды спец. сигналов; кто имеет право ими пользоваться; права и обязанности водителей
  9 Итоговое занятие Тестирование по ПДД

 

- на элективных курсах. В соответствии с информационно-методическим письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» от 03.12.2008 № 04-5389/08 в целях дальнейшего развития системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, на основании анализа состояния профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в административных районах Санкт-Петербурга, и в соответствии с основными направлениями реализации «Программы совершенствования системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах на 2007-2012гг», утвержденной 29.06.2007 рекомендовано, в частности, руководителям органов управления образованием администраций районов поручить районным научно-методическом центрам (в настоящее время ИМЦ) разработать и внедрить программы элективных курсов для предпрофильной (9 класс) и профильной подготовки старших школьников (10-11 класс) по проблемам дорожной безопасности.

           В образовательных учреждениях могут использоваться различные формы обучения старших школьников дорожной безопасности. При выборе формы обучения нужно понимать, что в основе должно быть умение подростков критично относиться к собственным действиям в различных дорожных ситуациях, воспитывать у них чувство взаимоуважения к другим участникам дорожного движения. Все эти черты личности, наряду со знанием и соблюдением ПДД являются составляющими транспортной культуры.

 

    Проблема обучения учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений безопасному участию в дорожном движении определяется не только требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения, но и в первую очередь важностью и необходимостью сохранения жизни и здоровья детей и подростков. Поэтому учитель, преподающий вопросы дорожной безопасности должен в совершенстве:

- знать правила дорожного движения РФ и строго выполнять их, так как учитель является примером, образцом подражания для учеников.

- владеть методикой преподавания ПДД:

1. Использовать эффективные методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Определять факторы, влияющие на результативность уроков по ПДД.

4. Применять учебные и наглядные пособия.

5. Использовать ситуационные методы обучения.

- знать и учитывать возрастные особенности учащихся 10-11 классов:

1. Выделять физиологические и психические качества, которые имеют первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге.

2. Акцентировать внимание на факторы, влияющие на психофизиологическое состояние человека на дороге.

3. Знать наиболее распространенные ошибки участников дорожного движения, связанные с незнанием собственных возможностей.

4. Знать наиболее распространенные ошибки пешеходов, связанные с незнанием психологии водителей.

5. Иметь понятие риска попадания и риска травмирования в ДТП.

6. Знать психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге.

7. Знать особенности поведения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста во дворах, на дорогах, за городом.

    Требования к знаниям и умениям, которые учащиеся должны получить в 10-11 классах. Выпускник средней школы по окончании обучения должен:

Знать:

- правила дорожного движения, касающиеся пешеходов, пассажиров, водителей велосипедов (мопедов);

- разделы Правил, ознакомление с которыми дает ответы на вопросы,  касающиеся водителей механических транспортных средств.

Уметь:

- находить разделы Правил для решения задач, касающихся движения механических транспортных средств;

- оценивать обстановку на дороге в качестве пешехода, водителя мотоцикла и автомобиля;

- предвидеть условия возникновения аварийных дорожных ситуаций;

- оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП;

- с пониманием относиться к возможным недостаточно грамотным действиям других участников дорожного движения.

 

    Для выполнения этих требований основное внимание необходимо уделить изучению тех разделов ПДД, которые не изучались в основной школе. Речь идет о ПДД, касающихся движения водителей механических транспортных средств, в частности, водителей мотоциклов. 

    Так же как при обучении учащихся 5-9 классов по программе учебного модуля «Дорожная безопасность», при обучении старшеклассников необходимо учитывать то обстоятельство, что недостаточно только знать и выполнять Правила дорожного движения. Статистика ДТП с участием детей показывает, что это явление носит массовый характер. А это означает, что причинами травматизма детей и подростков на дорогах являются не особенности того или иного ребенка, а причины находятся в автотранспортной системе. А ребенок, подросток взаимодействуют с этой системой. Поэтому, обучая ребят лишь соблюдению ПДД, мы закладываем в их сознании, что если они действуют по правилам, то с ними ничего не произойдет. Однако, ребята, будучи пешеходами или водителями не просто действуют, а взаимодействуют с дорожными знаками, светофорами, дорожной разметкой, и, самое главное, с водителями транспортных средств. Поэтому основой безопасности на дорогах должны быть следующие составляющие:

- знать и строго соблюдать правила дорожного движения,

- перед началом движения убедиться в собственной безопасности,

- уважать других участников дорожного движения.

Все эти составляющие представляют в совокупности культуру безопасности дорожного движения (транспортную культуру).

    Исходя из этого, необходимо обращать внимание ребят на то обстоятельство, что другие участники дорожного движения (водители, пешеходы) могут совершать ошибочные действия: сознательно – из-за того, что плохо обучены, игнорируют все ограничения, употребили алкогольные напитки и т.д.; или неосознанно – отвлекаясь на мгновение взглядом на светофор, в зеркало заднего вида, на приборную панель и т.п. Во всех случаях появляется риск возникновения сложной дорожной или аварийной ситуации.

    Ребята должны осознать, что полностью обеспечить безопасность на дорогах, как и в любом другом виде деятельности, невозможно. Какие бы меры безопасности не предпринимались, риск возникновения ДТП всегда будет. Поэтому задачей всей транспортной системы является минимизация этого риска до приемлемого значения. В России, как и во многих государствах, предельно допустимое значение приемлемого риска возникновения какой-либо опасности равно 10-6 , то есть одна опасная ситуация может возникнуть на один миллион ситуаций без проявления опасности. Для примера приведем расчет риска погибнуть на дорогах одного россиянина в течение года. Известно, что на дорогах России гибнет за один год примерно 30 000 человек. Все население России составляет примерно 140 000 000 человек, и все они являются участниками дорожного движения – пешеходами, пассажирами, водителями. Тогда риск любого человека погибнуть на дорогах за год (Rг) будет равен:

Rг = 30 000 / 140 000 000 = 2,1∙10-4

Если сравнить полученный результат со значением предельно допустимого приемлемого риска, то получится, что риск гибели каждого россиянина на дорогах на два порядка выше допустимого.

Чтобы уменьшить риск гибели людей на дорогах, необходимо повышать культуру безопасности дорожного движения. Для этого в образовательных учреждениях должен проводиться целый комплекс мероприятий: обучение учащихся, внеурочная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, наличие наглядного агитационного материала по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, наличие кабинета или Уголка безопасности, дорожной разметки или площадки для проведения занятий по Правилам дорожного движения. На отдельные занятия возможно привлечение психологов, медицинских работников, работников ГИБДД. В комплексе мероприятий по формированию культуры безопасности дорожного движения у учащихся 10-11 классов основное место отводится обучению учащихся.

Чему учить? Выше мы определили, что основное внимание необходимо уделить изучению тех разделов ПДД, которые не изучались в основной школе: правила, касающихся движения водителей механических транспортных средств. Однако обязательно нужно повторять материал уже изученный в основной школе. По сути, выпускники средней школы должны ознакомиться с ПДД практически в полном объеме. При этом, если в начальной и основной школе при изучении дорожной безопасности содержание ПДД адаптировалось в соответствии с возрастными особенностями учащихся, для учащихся 10-11 классов допустимо изучение текста собственно Правил дорожного движения. Всего Правила дорожного движения содержат 24 раздела. Из них следующие разделы учащиеся подробно изучали в основной школе.

Разделы ПДД, изученные учащимися основной школы

№ раздела ПДД Наименование раздела
1 Общие положения
4 Обязанности пешеходов
5 Обязанности пассажиров
6 Сигналы светофора и регулировщика
14 Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
17 Движение в жилых зонах
19 Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
22 Перевозка людей
24 Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных

 

Как учить? В основе обучения старшеклассников значительное время должно отводиться на самостоятельное обучение. Такой подход оправдан тем обстоятельством, что, во-первых, в программе ОБЖ учебное время на изучение вопросов дорожной безопасности не предусмотрено, во-вторых, старшеклассники вполне могут разобраться в тексте Правил дорожного движения. В случае возникновения вопросов, помогут консультации учителя ОБЖ.

    При самостоятельной работе учащихся с текстом Правил необходимы постоянный контроль и консультирование со стороны учителя ОБЖ.

    Контроль знаний по разделам, изученным в курсе ОБЖ основной школы можно провести в виде ответов на зачетные задания, выделяя время на их выполнение на уроках ОБЖ при изучении темы «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» (10 класс), на которую отводится 10 часов раздела «Основы комплексной безопасности». В качестве основы для контрольных заданий можно использовать зачетные задания из методических пособий по правилам дорожного движения для 5-9 классов [Н.В. Григорян, С.П. Данченко, М.Л. Форштат. Методические рекомендации для учителя по Правилам и безопасности дорожного движения. 5, 6, 7, 8, 9 кл.- СПб.: «Лики России», 2008]. Адаптированный вариант зачетных заданий приведен в Приложении 1. Все задания разбиты на 8 блоков примерно по годам обучения. Учитель может проводить контроль материала, изученного в 5-9 классах по блокам.

    Изучению в 10-11 классах подлежат следующие разделы ПДД:

№ раздела ПДД Наименование раздела
2 Общие обязанности водителей
3* Применение специальных сигналов
7 Применение аварийной сигнализации и знаки аварийной остановки
8 Начало движения, маневрирование
9* Расположение транспортных средств на проезжей части
10 Скорость движения
11 Обгон, опережение, встречный разъезд
12 Остановка и стоянка
13* Проезд перекрестков
15 Движение через железнодорожные пути
16 Движение по автомагистралям
18 Приоритет маршрутных транспортных средств
19 Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
20 Буксировка механических транспортных средств
21 Учебная езда
22, 23* Перевозка людей. Перевозка грузов

(*) - номера разделов, содержание которых частично изучалось в основной школе.

    Рекомендуется изучать разделы Правил по годам обучения:

№ раздела ПДД

Наименование раздела

Класс

10 11
2 Общие обязанности водителей   v
3 Применение специальных сигналов   v
7 Применение аварийной сигнализации и знаки аварийной остановки   v
8 Начало движения, маневрирование v  
9 Расположение транспортных средств на проезжей части v  
10 Скорость движения v  
11 Обгон, опережение, встречный разъезд v  
12 Остановка и стоянка v  
13 Проезд перекрестков v  
15 Движение через железнодорожные пути   v
16 Движение по автомагистралям   v
18 Приоритет маршрутных транспортных средств   v
19 Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами v  
20 Буксировка механических транспортных средств v  
21 Учебная езда   v
22, 23 Перевозка людей. Перевозка грузов   v

 

    Таким образом, наибольшая нагрузка при изучении ПДД приходится на 10-й класс. Обращая внимание, что основной вид деятельности – это самостоятельная работа учащихся, достижение результата обучения правилам дорожного движения реально возможно лишь при постоянном контроле изучения тех или иных разделов ПДД, а также при высоком профессионализме преподавателя ОБЖ. Преподаватель ОБЖ должен досконально знать Правила дорожного движения. Формализм и ошибки в преподавании ПДД ставят под угрозу жизнь и здоровье молодых людей. Профессионализм педагога, его опыт участия в дорожном движении и интерес к данной теме обеспечат учащимся знания, умения и навыки, благодаря которым учащиеся смогут защитить себя в любой дорожной ситуации.

    Для проверки знаний учащихся желательно использовать компьютерные программы, например «Экзамен ПДД онлайн» http://sanekua.ru/pdd/pdd.html , позволяющие проверять качество усвоения ПДД по каждому разделу Правил дорожного движения, а также проводить итоговый контроль.

    Оценку качества знаний Правил дорожного движения у выпускников средней школы предпочтительно учитывать при выставлении итоговой отметки по ОБЖ за курс средней школы. Основанием для этого является то, что дорожная безопасность является составной частью «личной безопасности в повседневной жизни», раздела, который включен в содержание курса ОБЖ 10-11 классов.

 

Заключение

    На прошедшем 4 июня 2013 года в Москве Всероссийском семинаре-совещании по детской безопасности Уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов озвучил данные, что больше всего детей гибнет на дорогах Дагестана и Московской области. Рекордсмены по пострадавшим на дорогах - Москва и Санкт-Петербург.

    По словам Астахова, есть среди регионов лидеры по количеству погибших детей, есть и те, которым удается бороться с этим бедствием. Например, в прошлом году детская смертность на дорогах резко выросла - на треть - в Ульяновской области, Республике Алтай и Адыгее.

    В то же время Павел Астахов назвал и те регионы, на опыте которых стоит поучиться. На Чукотке смертность детей на дорогах за год сократилась на 80 процентов. В Костромской и Магаданской областях снизилась гибель их на дорогах почти на 50 процентов. Более чем на 30 процентов меньше детей погибло в Псковской губернии.

    За 4 месяца этого года произошло 4263 аварии с участием детей. В них погибло 138 детей и 4511 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких ДТП сократилось на 5,1 процента, количество погибших на 26,2 процента, раненых - на 3,7 процента. Почти 52 процента всех дорожных происшествий с детьми - это наезды. В среднем по стране происходит 18 наездов ежедневно.

    В 46 процентов случаев - а это 1017 ДТП - в авариях виноваты дети.

Трудно согласиться с данными о виновности детей. На международной научно-практической конференции «Транспортная культура подрастающего поколения: состояние, проблемы, перспективы», состоявшейся в сентябре 2011 года, представитель Финляндии, занимающийся реализацией российско-финских проектов по повышению безопасности дорожного движения возле школ, рассказал об опыте работы по уменьшению детского дорожно- транспортного травматизма. Если в России после дорожно-транспортного происшествия с участием ребенка разбирают аварийную ситуацию с тем, чтобы определить виновного, то в развитых европейских странах, прежде всего, определяют какие меры необходимо предпринять, чтобы ребенок на этом месте дороги не мог пострадать в дальнейшем.

    Таким образом, проблема дорожно-транспортного травматизма в России, а значит и детского дорожно-транспортного травматизма - сложная проблема, решить которую могут только совместные усилия всех заинтересованных организаций: ГИБДД, образование, строители и эксплуатационники дорог. При этом одна из самых сложных задач поставлена перед образованием – воздействовать на сознание учащихся, чтобы сформировать законопослушного участника дорожного движения, обладающего высоким уровнем транспортной культуры.

 

 

Приложение 1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...