Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технология работы с формулами на примере подсчета стоимости обслуживания.




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Донской государственный технический университет

(ДГТУ)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАБОТЕ С ТАБЛИЦАМИ

В СРЕДЕ MS EXCEL

 

 

 

Ростов – на – Дону

 

2007



Кафедра «Информатика»

 

Составитель: к.т.н. Крыгина Л.Ф.

 

 

Методические указания к выполнению лабораторных работ в среде MS Excel. — ДГТУ,  Ростов-на-Дону, 2007, 20 с.

 

Методические указания содержат задания и рекомендации по их выполнению в среде MS Excel.

 

 

Печатается по решению методической комиссии факультета «Автоматизация и информатика»

 

 

Ответственный за выпуск: доц. Галин А.Б.

 

 

© ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

2007



ЗАДАНИЕ 1

1. Создайте рабочую книгу.

2. Выполните настройку книги.

3. Освойте технологию переименования листов книги.

4. Сохраните рабочую книгу.

5. Для приобретения навыков работы в среде Excel необходимо выполнить все техноло­гические операции, приведенные ниже.

 



ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

1. Создайте новую рабочую книгу, воспользовавшись одним из следующих вариантов:

1-й вариант.При загрузке среды Excel 97 на экране появляется новая книга со стан­дартным именем Книга (номер);

2-й вариант. На экране уже отображена созданная ранее книга с уникальным именем. В этом случае для создания новой книги воспользуйтесь командой Файл, Создать.

2. Сделайте настройку среды Excel для рабочей книги, в которой будет вестись учет обслуживания туристических экскурсий на маршрутах А, Б и т.д. Выполните команду Сервис, Параметры и в диалоговом окне установите следующие параметры:

- на вкладке Общие:

§ Стиль ссылок: А1, т.е. нет флажка;

§ Листов в новой книге — 2;

§ Стандартный шрифт — Arial Суг, размер 10;

§ Выберите рабочий каталог для сохранения новых книг;

§ Введите имя пользователя;

- на вкладке Вид, установите флажки следующих параметров:

§ Отображать: строку формул, строку состояния ;

§ Примечания: не отображать ;

§ Объекты: отображать;

§ Параметры окна: сетка, заголовки строк и столбцов, горизонтальная и вертикаль­ная полосы прокрутки, ярлычки листов, авторазбиение на страницы;

- на вкладке Вычисления, установите флажки следующих параметров:

§ Автоматически производить вычисления ;

§ Точность: как на экране;

- на вкладке Правка, установите все флажки, кроме параметра Фиксированный десятичный формат при вводе.

3. Переименуйте рабочий лист, выполнив следующие действия:

                   - установите указатель мыши на Лист 1 и вызовите контекстное меню, щелкнув правой клавишей мыши;

   - выберите в контекстном меню команду Переименовать;

   - введите в диалоговом меню новое имя листа (например, Туристы) .

4. Сохраните созданную рабочую книгу под именем Турагентство.xls в своей папке диска H:, выполнив команду Файл, Сохранить как.В диалоговом окне уста­новите следующие параметры:

Папка: имя своей папки

Имя файла: Турагентство

Тип файла: книга Microsoft Excel

5. Тренинг работы с листами и книгами. Проделайте типовые техно­логические операции.

Таблица 1.Типовые технологические операции с рабочими книгами и листами

Название технологической операции Технология выполнения операции
Создать новую книгу
  1. Выполнить команду Файл, Создать
  2. Указать тип шаблона – Книга
Открыть книгу
  1. Выполнить команду Файл, Открыть
  2. Указать тип, имя файла, папку
Закрыть книгу
  1. Щелкнуть левой кнопкой мыши на любом рабочем листе книги
  2. Выполнить команду Файл, Закрыть
Или щелкнуть на кнопке Закрыть в правом верхнем углу Окна документа
Сохранить рабочую книгу
  1. Выполнить команду Файл, Сохранить как
  2. Указать тип, имя файла, папку
Сохранить книгу, которая ранее ужу сохранялась Выполнить команду Файл, Сохранить или нажать на панели Стандартная кнопку <Сохранить>
Скрыть рабочую книгу
  1. Установить курсор на любом листе книги
  2. Выполнить команду Окно, Скрыть
Показать скрытую рабочую книгу
  1. Выполнить команду Окно, Отобразить
  2. Выбрать книгу из списка скрытых
Поиск файлов
  1. Выполнить команду Файл, Открыть, Найти
  2. Осуществить расширенный поиск файла с помощью нажатия кнопки <Отбор> в окне Открытие документа
Выделить рабочий лист
  1. Установить курсор мыши на ярлык рабочего листа
  2. Нажать левую кнопку мыши
Вызов контекстного меню команд листа
  1. Установить курсор мыши на ярлык рабочего листа
  2. Нажать правую кнопку мыши
Выделить несколько смежных рабочих листов
  1. Выделить первый рабочий лист
  2. Выделить последний рабочий лист диапазона листов при нажатой клавише <Shift>
Выделить несколько несмежных рабочих листов
  1. Выделить первый рабочий лист
  2. Последующие листы выделять при нажатой клавише <Ctrl>
Сныть выделение рабочих листов 1. Вызвать контекстное меню и выполнить команду Разгруппировать листы
Вставить рабочий лист (несколько рабочих листов)
  1. Выделить рабочий лист, перед которым надо вставить новый лист
  2. Вызвать контекстное меню и выполнить команду Добавить
(или выполнить команду Лист из меню Вставка)
Переименовать рабочий лист
  1. Выделить рабочий лист
  2. Выполнить команду Формат, Лист, Переименовать (или команда Переименовать из контекстного меню)
Удалить рабочий лист (несколько рабочих листов)
  1. Выделить рабочий лист или группу листов
  2. Выполнить команду Правка, Удалить лист (или команда Удалить из контекстного меню)
Скрыть рабочие листы
  1. Выделить рабочие листы
  2. Выполнить команду Формат, Лист, Скрыть
Показать скрытый рабочий лист
  1. Выполнить команду Формат, Лист, Отобразить
  2. Выбрать из списка скрытых листов нужный лист
  3. Нажать кнопку <OK>
Переместить или скопировать рабочий лист (несколько рабочих листов)
  1. Выделить рабочий лист, щелкнув по нему левой кнопкой мыши
  2. Выполнить команду Правка, Переместить/Скопировать лист или команду Переместить/скопировать из контекстного меню
  3. В диалоговом окне:
· из списка выбрать имя книги, куда идет перемещение или копирование; · выбрать лист, перед которым будет помещена копия; · установить (снять) флажок при копировании (перемещении); · нажать кнопку <OK>
Переместить или скопировать рабочий лист (несколько рабочих листов)
  1. Выделить рабочий лист
  2. Выполнить команду Правка, Переместить/скопировать лист или команду Переместить/скопировать из контекстного меню
  3. Указать книгу, куда идет перемещение или копирование (в том числе новая книга). Место вставки – перед определенным листом
  4. Выбрать переключатель Создавать Копию (при копировании листа)

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под рабочей книгой электронной таблицы?

2. Какие типовые операции с рабочими книгами вы знаете?

3. Какие типовые операции с рабочими листами вы знаете?

 

ЗАДАНИЕ 2

 Сформируйте структуру таблицы и заполните ее постоянными значениями — числа­ми, символами, текстом.

В качестве примера рассматривается таблицы обслуживания туристических экскурсий на маршрутах А, Б и т.д. (рис. 1).

В любой таблице всегда можно выделить минимум две структурные части – название и ее шапку.

  А Б С D

E

F G
1

Тарифы на маршруты

   
2 Маршрут А Б

В

Г    
3 Экскурсия 600р. 500р.

900р.

1 000р.    
4 Транспорт 400р. 350р.

600р.

900р.    
5 Мест в автобусе 40  

 

     
6

Обслуживание туристов

   
7

Номер маршрута

Число заявок

Автобусов

Стоимость обслуживания

Примечание

8 Миним.

выделено

9 А 124  

 

     
10 Б 150  

 

     
11 В 100  

 

     
12 Г 185  

 

     
13 Всего:    

 

     
14

Крупные заявки (более 100)

     
                 

Рис. 1. Таблицы обслуживания туристических маршрутов.

 

Название таблицы вводится в любую ячейку и оформляется шрифтами. Формирование шапки таблицы рекомендуется проводить в следующей последова­тельности:

- задайте способ выравнивания названия граф (при больших текстах необходимо обес­печить перенос по словам);

- в каждую ячейку одной строки введите названия граф таблицы;

- установите ширину каждого столбца таблицы.

После окончания оформления шапки таблицы введите в таблицу постоянные данные:

- Тарифы на маршруты: экскурсия и транспорт;

- Число заявок на маршруты.

       

После окончания работы по заполнению таблиц постоянными данными запомните ее как рабочую книгу.

Для лучшего понимания технологии работы в Excel выполните тренинг. Для этого проделайте все операции, указанные в табл. 3.

Примечание. Все расчеты будут производиться в следующем задании.

 



ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

 

  1. Загрузите с жесткого диска созданный в работе 1 шаблон таблиц с именем Турагентство:

- выполните команду Файл, Открыть;

- в диалоговом окне установите следующие параметры:

Папка: имя вашей папки

Имя файла: Турагентство

Тип файла: Шаблоны

2. Введите в указанные в табл. 2 ячейки, тексты заголовка и шапки таблицы в соответ­ствии с рис. 1 по следующей технологии:

- установите указатель мыши в ячейку, куда будете вводить текст, например в ячейку В1, и щелкните левой кнопкой, появится рамка;

- введите текст (см.табл. 2) и нажмите клавишу ввода <Enter>;

- переместите указатель мыши в следующую ячейку, например в ячейку A3, и щелкните левой кнопкой;

- введите текст, нажмите клавишу ввода <Enter> и т.д.

Таблица 2. Содержимое ячеек, в которых располагаются названия таблиц и их шапок

Адрес ячейки Вводимый текст
А1   Тарифы маршрутов  
A2   Маршрут  
В2   А  
С2   Б  
D2   В  
Е2   Г  
А3   Экскурсия  
А4   Транспорт  
А5 Мест в автобусе:
А6 Обслуживание туристов
А7 Номер маршрута
В7 Число заявок
С7 Автобусов
С8 Миним.
D8 выделено
Е7 Стоимость обслуживания
F7 Примечание
А9 А
А10 Б
А11 В
А12 Г
А13 Всего:
А14 Крупные заявки (более 100):
  1. Отформатируйте ячейки А1:Е1:

- выделите блок ячеек, нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню;

- введите команду контекстного меню Формат ячеек;

- на вкладке Выравнивание выберите опции:

По горизонтали: по центру

По вертикали: по центру

Установите флажок: объединение ячеек

- на вкладке Шрифт выберите размер шрифта, например 14 пт, начертание - полужирный;

  1. Отформатируйте ячейки А2:Е2:

- выделите блок ячеек и нажмите на панели инструментов кнопку выравнивания по центру.

  1. Отформатируйте ячейки А6:F6, повторив действия п.3.
  2. Отформатируйте шапку таблицы «Обслуживание туристов»:

- выделите блок ячеек А7:А8;

- введите команду контекстного меню Формат ячеек;

- на вкладке Выравнивание выберите опции:

По горизонтали: по центру

По вертикали: по центру

Установите флажок: объединение ячеек

- повторите все действия для блоков ячеек: В7:В8; С7:D7; Е7:Е8; F7:G8.

  1. Установите ширину столбцов таблицы в соответствии с рис. 1. Для этого:

- подведите указатель мыши к правой черте клетки с именем столбца, например А, так, чтобы указатель изменил свое изображение на + ;

- нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее, протащите мышь так, чтобы до­биться нужной ширины столбца или строки.

Примечание. Можно изменить ширину столбца или строки иначе,                                               если уже введен текст. Двойной щелчок левой кнопкой мыши на границе клетки с име­нем столбца (строки), в результате которого ширина столбца установится рав­ной количеству позиций в самом длинном слове этого столбца. Аналогичные действия проделайте со столбцами B, С, D, E, F,G.

  1. Заполните ячейки столбцов А и В данными о маршрутах. Отформатируйте данные.
  2. Сохраните рабочую книгу, для которой файл будет иметь тип xls:

           выполните команду Файл, Сохранить;

  1. Тренинг работы с ячейками таблицы. Выполните техноло­гические операции, указанные в таблице 3.

 

Таблица 3. Типовые технологические операции с блоками ячеек

 

№ п/п Название технологической операции Технология выполнения операции с помощью управляющего меню Альтернативный вариант технологии с помощью контекстного меню или мыши
1 2 3 4
1. Выделение блока смежных ячеек -
  1. Установить курсор в ячейку, начиная с которой выполняется выделение.
  2. Нажать левую кнопку мыши.
  3. Протащить курсор, закрашивая область выделения.
2. Выделение блока несмежных ячеек -
  1. Выделить блок смежных ячеек.
  2. Выделить следующий блок смежных ячеек при нажатой клавиши <Ctrl>.
3. Форматировать блок ячеек 1. Выделить блок ячеек. 2. Выполнить команду Формат, Ячейки
  1. Вызвать контекстное меню, предварительно выделив блок ячеек.
  2. Команда Формат ячеек.
4. Удалить блок ячеек (изменение структуры таблицы)
  1. Выделить блок ячеек.
  2. Команда Правка, Удалить.
  3. Указать объект удаления (строки, столбцы или блок ячеек со сдвигом влево или вверх)
  1. Вызвать контекстное меню.
  2. Выполнить команду Удалить.
5. Вставить блок ячеек (строк, столбцов)
  1. Выделить ячейку или блок ячеек.
  2.  Выполнить команду Вставка,
Ячейки(указать смещение – вправо или вниз, добавление строк или столбцов).
1. Вызвать контекстное меню.
  1. Выполнить команду Добавить ячейки.
6. Копировать блок ячеек
  1. Выделить блок ячеек.
  2. Команда Правка, Копировать.
  3. Установить курсор в ячейку, куда надо скопировать.
  4. Команда Правка, Вставить.
1. Вызвать контекстное меню.
  1. Команда Копировать.
  2. Установить курсор в ячейку, куда надо скопировать.
  3. Команда Правка, Вставить.
7. Вставить блок ячеек (предварительно выполнена команда копирования или вырезания)
  1. Установить курсор в место вставки.
  2. Команда Правка, Вставить.
1. Вызвать контекстное меню.
  1. Выполнить команду Вставить.
8. Вставить блок ячеек с размножением (предварительно выполнена команда копирования или вырезания)
  1. Установить курсов в место вставки.
  2. Выделить блок, кратный исходному блоку.
  3. Команда Правка, Вставить.
1. Выделить блок, кратный исходному блоку.
  1. Вызвать контекстное меню.
  2. Выполнить команду Вставить.
9. Очистить блок
  1. Выделить блок ячеек.
  2. Выполнить команду Правка, Очистить.
  3. Указать объект обработки: все, форматы, содержимое, примечание.
1. Вызвать контекстное меню.
  1. Выполнить команду Очистить содержимое.
10. Перенести выделенный блок с помощью мыши -
  1. Выделить блок ячеек.
  2. Установить указатель мыши на любую линию контура выделения (при этом указатель должен иметь вид белой стрелки).
  3. Нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить блок на другое место.
11. Скопировать выделенный блок с помощью мыши - Выполнить тоже, что и в п. 10, но перемещение блока выполнить при нажатой клавише <Ctrl>.
12. Заполнение блока значениями 1. Ввести значение в начало или в конец блока для тиражирования. 2. Выделить блок ячеек (вниз, вверх, вправо или влево от начальной ячейки) для заполнения. 3. Выполнить команду Правка, Заполнить. 4. Выбрать вариант заполнения: вниз, вверх, вправо, влево, прогрессия в зависимости от конфигурации блока. -
13. Заполнение блока ячеек при копировании с помощью мыши -
  1. Ввести значения или формулы в смежные ячейки.
  2. Выделить блок заполненных ячеек.
  3. Установить курсор в нижний правый угол блока, добившись появления черного крестика.
  4. Нажать правую кнопку мыши и протянуть курсор на требуемый размер.
  5. Выполнить команду контекстного меню Копировать ячейки.
14. Заполнение блока ячеек значениями с помощью мыши -
  1. Ввести значения или формулы в смежные ячейки.
  2. Выделить блок заполненных ячеек.
  3. Установить курсор в нижний правый угол блока, добившись появления черного крестика.
  4. Нажать правую кнопку мыши и протянуть курсор на требуемый размер.
  5. Выполнить команду контекстного меню Заполнить значения.
15. Заполнение блока ячеек списком значений (ряды) с помощью мыши -
  1. Ввести значения в смежные ячейки.
  2. Выделить блок заполненных ячеек.
  3. Установить курсор в нижний правый угол блока, добившись появления черного крестика.
  4. Нажать правую кнопку мыши и протянуть курсор на требуемый размер.
  5. Выполнить команду контекстного меню Заполнить.
16. Заполнение блока ячеек форматами с помощью мыши -
  1. Настроить формат смежных ячеек.
  2. Выделить блок ячеек с заполненными форматами.
  3. Установить курсор в нижний правый угол блока, нажать правую кнопку мыши и протянуть курсор на требуемый размер.
  4. Выполнить команду контекстного меню Заполнить форматы.
17. Заполнение блока ячеек значениями согласно прогрессии. 1. Ввести начальное значение прогрессии в ячейку. 2. Выделить блок ячеек для заполнения. 3.Выполнить команду Правка, Заполнить, Прогрессия. 4. Указать тип и параметры прогрессии. 1. Установить курсор в нижний правый угол начальной ячейки, нажать правую кнопку мыши и протянуть курсор на требуемый размер.
  1. Выполнить команду контекстного меню Прогрессия.
  2. Указать тип и параметры прогрессии.
18. Скрыть блок строк (столбцов) -
  1. Установить курсор на столбце с номерами строк или строке с именами столбцов.
  2. Выделить блок строк (столбцов).
  3. Выполнить команду контекстного меню Скрыть (или команду Формат, Строка (Столбец), Скрыть).
19. Показать блок скрытых строк (столбцов) 1. Если первая строка (столбец) является скрытой, выполните команду Правка, Перейти. 2. В диалоговом окне в поле Ссылка введите A1 (латинская буква) и нажмите кнопку <OK>. 3. Выполните команду Формат, Строка или Столбец, Отобразить. 1. Выделить блок из двух строк (столбцов), между которыми находятся скрытые Строки (столбцы). (Курсор устанавливается на столбце с именами строк или на строке с именами столбцов).
  1. Выполнить команду контекстного меню Отобразить.
20. Построение экстраполяционных (прогнозных) рядов (т.е. расчет будущих значений в свободных ячейках на основании уже введенных значений). -
  1. Ввести несколько значений в смежные ячейки и выделить этот блок.
  2. Установить курсор в нижний правый угол блока, добившись появления крестика, нажать правую кнопку мыши и протянуть курсор на требуемый размер.
  3. Выполнить команду контекстного меню Линейное или экстраполяционное приближение.
21. Присвоение имени блоку ячеек 1. Выделить блок ячеек.
  1. Команда Вставка, Имя, Присвоить.
  2. Указать имя блока ячеек, начинающееся с буквы.
-
22. Присвоение блоку ячеек имени, находящегося в столбце или строке 1. Выделить блок ячеек. 2.Выполнить команду Вставка, Имя, Создать. 3. Указать источник имени: верхняя или нижняя строка, левый или правый столбец. -

Контрольные вопросы

1. Опишите структуру типового интерфейса электронной таблицы.

2. Как указывается адрес ячейки?

3. Как указывается блок (диапазон) ячеек при выполнении какой-либо команды?

4. Какие операции форматирования электронной таблицы вы знаете, и как они выполняются?

5. Какие технологические операции над ячейка и блоками ячеек вы знаете, и как они выполняются?

ЗАДАНИЕ 3

Технология работы с формулами на примере подсчета стоимости обслуживания.

О каждом маршруте известна стоимость собственно экскурсии и стоимость транспортных расходов. Известна также емкость автобуса. В самой таблице фиксируется желаемый маршрут и число заявок (человек) на обслуживание. Минимальное число автобусов определяется как целая часть от <Число заявок>/<Вместимость автобуса>. Фирма обслуживает не всех туристов, а только такое их максимальное количество, чтобы не оказалось ни одного автобуса, заполненного менее чем на 30%. Фактическое число определяется в колонке <выделено> автобусов. Для этого, нужно выяснить, сколько туристов еще не размещено в автобусы. Если их оказалось больше чем 30% емкости автобуса, значит, <выделено> автобусов будет на единицу больше минимально необходимого их числа. В противном случае, будет <выделено> этот минимум. <Стоимость обслуживания > определяется произведением числа выделенных автобусов на сумму экскурсионного и транспортного обслуживания маршрута. В колонке <Примечание> в столбце F следует показать число пустых мест в автобусе или число отклоненных заявок (то, что есть). Рядом в столбце G должно быть выведено (отклонено заявок) или (пустых мест) по факту. В клетке Е14 показать число обращений для обслуживания более 100 заявок. Для выявления стоимости маршрута из таблицы тарифов следует воспользоваться функцией ГПР().

В созданной в предыдущем задании рабочей книге, хранящейся в файле с именем Турагентство, рассчитайте:

v Минимально-необходимое число автобусов и количество фактически выделенных автобусов;

v Стоимость обслуживания маршрутов;

v Количество отклоненных заявок и пустых мест в автобусе.

Все расчеты производятся с помощью формул, которые вводятся в соответствующие ячейки таблицы. В формулах используются функции, встроенные в MS Excel. Формулы будем вводить в строку 9 для маршрута А. Для расчета показателей остальных маршрутов, скопируем формулы в соответствующих столбцах.

  1. Минимально-необходимое количество автобусов подсчитывается с помощью функции ОКРВНИЗ().
  2. Количество фактически выделенных автобусов, число пустых мест в автобусе и число отклоненных заявок рассчитывается с помощью функции ЕСЛИ().
  3. Стоимость обслуживания маршрута подсчитывается с помощью функции ГПР.

 

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

 

  1. Загрузите с жесткого диска рабочую книгу с именем Турагентство:

- выполните команду Файл, Открыть;

- в диалоговом окне установите следующие параметры:

Папка: имя вашей папки

Имя файла: Турагентство

Тип файла: Книга Microsoft Excel

  1. Для ввода формул воспользуйтесь Мастером функций.

- установите курсор в ячейку С9 и выберите мышью на панели инструментов кнопку Мастера функций;

- в 1-м диалоговом окне выберите вид функции:

Категория: — Математические

Функция: — ОКРВНИЗ (функция округляет число до ближайшего меньшего по модулю целого).

- щелкните по кнопке <ОК>;

- во 2-м диалоговом окне, устанавливая курсор в каждой строке, введите соответ­ствующие операнды функции:

Число (округляемое числовое значение) – В9/$В$5 (<число заявок>/<Мест в автобусе>);

Значимость (кратное, до которого требуется округлить) – 1 (т.е. до целого).

- щелкните по кнопке <ОК>

Примечание. Для ввода адреса ячейки в строку наберите его сами или щелк­ните по соответствующей ячейке левой кнопкой мыши. Ссылка на ячейку В5 должна быть абсолютной, т.к. при копировании формулы для остальных маршрутов, ссылка не должна изменяться.

3. С помощью Мастера функции введите формулы в остальные ячейки данной строки.

- В ячейку D9 введите формулу:

=ЕСЛИ((B9-$B$5*C9)*100%/$B$5>=30%;C9+1;C9).

Логическое выражение - (B9-$B$5*C9)*100%/$B$5>=30% (условие проверки количества заявок, не поместившихся в минимально выделенное число автобусов);

Значение_если_истина -C9+1 (число автобусов увеличивается на 1, если число оставшихся заявок составляет 30 и более процентов от количества мест в автобусе);

Значение_если_ложь - C9 (число выделенных автобусов остается равным минимально выделенному количеству).

- В ячейку Е9 введите следующую формулу:

=D9*(ГПР(A9;$B$2:$E$4;2;ЛОЖЬ)+ГПР(A9;$B$2:$E$4;3;ЛОЖЬ)).

Число выделенных автобусов (ячейка D9) умножается на сумму стоимости экскурсии и стоимости транспорта. Стоимость экскурсии и транспорта выбираются из таблицы тарифов с помощью функции ГПР.

       В диалоговом окне мастера функции ГПР вводятся следующие операнды:

       Искомое значение – А9 – адрес ячейки, куда надо поместить полученное значение;

       Таблица - $B$2:$E$24 – диапазон ячеек, в котором размещена таблица тарифов (ссылки абсолютные, т.к. не должны изменяться при копировании формулы);

       Номер строки – номер строки в таблице, из которой должно быть возвращено сопоставляемое значение. Первая строка в таблице имеет номер 1. Строка тарифов на экскурсии имеет номер 2, а на транспорт – 3.

       Диапазон просмотра – ЛОЖЬ (если искомые данные в таблице отсортированы по возрастанию, вводится значение ИСТИНА, в противном случае – ЛОЖЬ);

- В ячейку F9 введите формулу:

=ЕСЛИ(D9>C9;D9*$B$5-B9;B9-D9*$B$5)

Логическое выражение - D9>C9 (сравнение фактически выделенного и минимального числа автобусов);

Значение_если_истина - D9*$B$5-B9 (число выделенных автобусов (ячейка D9) умноженное на число мест в автобусе (ячейка В5) минус число заявок (ячейка В9));

Значение_если_ложь - B9-D9*$B$5 (число заявок (ячейка В9) минус число пассажиров в выделенных автобусах (D9*$B$5).

В ячейку G9 введите формулу:

=ЕСЛИ(D9>C9;"(пустых мест)";"(отклонено заявок)").

Логическое выражение - D9>C9 (сравнение фактически выделенного и минимального числа автобусов);

Значение_если_истина - "(пустых мест)";

Значение_если_ложь -"(отклонено заявок)".

 

4. Скопируйте эти формулы во все остальные ячейки столбцов:

- выделите блок ячеек А9 : G9;

- установите курсор в правый нижний угол выделенного блока и, после появления черного крестика, нажав левую кнопку мыши, протащите ее до строки 12 включительно.

 

  1. Подсчитайте общее число заявок и общую стоимость обслуживания в строке Всего:

- выделите блок ячеек В9:В13;

- нажмите кнопку автосуммирования на панели инструментов;

- повторите те же действия для диапазона ячеек Е9:Е13.

  1. Подсчитайте число крупных заявок (более 100):

- В ячейку Е14 введите формулу

 =СЧЁТЕСЛИ(B9:B12;">100").

Функция СЧЕТЕСЛИ() подсчитывает количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию:

Диапазон - B9:B12 (содержит число заявок на маршрутах);

Условие – “>100” – (более 100 заявок).

В результате выполнения вышеуказанных действий должна положиться таблица, приведенная на рис. 2.

7. Переименуйте текущий лист:

- установите курсор на имени текущего листа и вызовите контекстное меню;

- выберите параметр Переименоватьи введите новое имя, например Маршруты.

8. Сохраните рабочую книгу.

9. Закройте рабочую книгу командой Файл, Закрыть.

Тарифы на маршруты

 

 

Маршрут

А

Б

В

Г

 

 

Экскурсия

600р.

500р.

900р.

1 000р.

 

 

Транспорт

400р.

350р.

600р.

900р.

 

 

В автобусе:

40

чел.

 

 

 

 

Обслуживание туристов

 

Номер маршрута

Число заявок

Автобусов

Стоимость обслуживания

Примечание

миним.

выделено

А

150

3

4

4000

10

(пустых мест)

Б

70

1

2

1700

10

(пустых мест)

В

110

2

3

4500

10

(пустых мест)

Г

125

3

3

5700

5

(отклонено заявок)

Всего:

455

 

12

15900

 

 

Крупные заявки (более 1000.):

3

 

 

 Рис. 2. Таблица расчета стоимости обслуживания туристических маршрутов

Контрольные вопросы

1. Перечислите и поясните основные типы входных данных, которые могут быть введены в ячейки электронной таблицы.

2. Что такое формула в электронной таблице и ее типы. Приведите примеры.

3. Что такое функция в электронной таблице и ее типы. Приведите примеры.

4. Поясните очередность выполнения операций в арифметических формулах.

5. Поясните, для чего используются абсолютные и относительные адреса ячеек.

6. В чем суть правил автоматической настойки формул при выполнении операций копирования и перемещения?

7. Покажите на примерах все возможные варианты автоматического изменения адресов в формулах при выполнении операции копирования.

8. Покажите на примерах все возможные варианты автоматического изменения адресов в формулах при выполнении операции перемещения.

 

ЗАДАНИЕ 4

Для таблицы на рис. 2 постройте два вида диаграмм — внедренную на лист с исходными данными и на отдельном листе.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

1. Построить внедренную диаграмму, оформив ее так, как показано на рис. 13.

2. Построить диаграмму другого типа и разместить ее на отдельном листе.

 



ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

 

1. Постройте внедренную диаграмму, выполнив следующие операции:

нажмите кнопку Мастер диаграмм или выполните команду Вставка, Диаграмма.

Этап 1 . Выбор типа и формата диаграммы:

§ на вкладке Стандартные выберите тип диаграммы Гистограмма и вид диа­граммы — номер 3;

§ щелкните по кнопке <Далее>.

Этап 2. Выбор и указание диапазона данных для построения диаграммы:

§ на вкладке Диапазон данных установите переключатель Ряды в столбцах;

§ выделите диапазон данных А7:А12;

§ нажмите клавишу Ctrl и удерживая ее выделите диапазон С7:D12.

§ в том же диалоговом окне щелкните по вкладке Ряд;

§ в окне Ряд выделена строка с названием Ряд1, установите курсор в строке Имя и щелкните в ячейке А7с названием Номера маршрутов;

§ для создания подписей по оси X щелкните в строке Подписи оси X и выделите данные первого столбца таблицы, т.е. диапазон А8:А12;

§ щелкните по кнопке <Далее>.

Этап 3 . Задание параметров диаграммы:

§ на вкладке Заголовки введите названия в соответствующих строках:

§ Название диаграммы: Сведения о транспорте

§ Ось X: Номера маршрутов

§ Ось Y: Кол-во автобусов

§ на вкладке Легенда поставьте флажок Добавить легенду и переключатель Справа;

§ щелкните по кнопке <Далее>.

Этап 4 . Размещение диаграммы:

§ установите переключатель Поместить диаграмму на имеющемся листе

§ щелкните по кнопке <Готово>;

§ в результате на рабочем листе будет создана внедренная диаграмма.  

§ выделите на диаграмме область заголовка оси значений, вызовите контекстное меню правой кнопкой мыши и выберите пункт Формат названия оси;

§ в диалоговом окне Формат названия оси на вкладке Выравнивание установите Ориентацию вдоль оси, т.е. повернуть надпись на 90о, выравнивание текста по горизонтали и по вертикали – по центру.

§ Сравните результат с рис. 3.

 

Рис. 3. Диаграмма сведений о выделенном транспорте по маршрутам.

 

Внимание! Для изменения размера диаграммы установите кур­сор мыши в поле диаграммы и один раз щелкните левой кноп­кой на контуре диаграммы. На контуре появятся выделенные черные метки (квадраты). Установите курсор мыши на эти мет­ки. Курсор мыши изменит свое начертание на черную тонкую двустороннюю стрелку <—>. Удерживая нажатой левую кнопку, протащите мышь для изменения размеров поля диаграммы.

2. Постройте диаграмму другого типа на отдельном листе. Для этого выполните дейст­вия, аналогичные описанным в п. З, но на четвертом шаге установите переключатель На отдельном листе.

Контрольные вопросы

1. Перечислите и поясните содержание основных технологических этапов работы с электронной таблицей.

2. Расскажите, для чего используются диаграммы.

3. Какие типы диаграмм вы знаете?

4. Как построить диаграмму?

5. Как отредактировать диаграмму?

Литература

1. Информатика. Б.В. Соболь и др. Учебник. –Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.

1. Информатика:Учебник. – 3-е перераб. Изд. /Под ред. Проф. Н.В.Макаровой. –М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере/ Под ред. Проф. Н.В.Макаровой. –3-е изд. Перераб. –М.: Финансы и статистика. 2000.

3. Информатика: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов / А.В. Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. –М., 1999.

4. Информатика. Базовый курс / Симонович С.В. и др. – СПб: Питер, 2007.

 

               










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...