Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зачет по ПСР в малой группе.




Методика обучения ПСР в малой группе.

Требования к снаряжению описывают минимальный набор снаряжения для обучения ПСР в малой группе и сдаче зачета.

 

Комплект личного снаряжения.

Каска –1

Страховочная система –1

Карабин муфтованный HMS – 2

Карабин муфтованный – 3

Карабин без муфты – 5

Спусковое устройство типа АТС (Лукошко ,ATC-xp Guide, Reverso или аналогичные) -1

Прусик короткий – 1 (рекомендованная длина 1,2-1,5 метра, диаметр 7 мм)

Корделет – 2 (отрезок репшнура диаметром 7 мм длиной от 5 до 6 метров)

Петли для организации станций 120-180 см – 2

       Самостраховка из динамической веревки с муфтованными карабинами.

На снежном и ледовом рельефе дополнительно потребуются.

Кошки – 1

Ледоруб – 1

Ледобур -2

Выбор этого набора личного снаряжения обусловлен несколькими факторами: это простое, дешевое и многофункциональное снаряжение, которое можно использовать на восхождении, а в случае необходимости, надежно и эффективно использовать при спасательных работах.

 

Внимание! Запрещается использовать для самостраховки самодельные сшитые самостраховки из стропы, петли из материала Dyneema, самостраховки для ИТО типа Daisy Chain и регулируемые самостраховки типа «Клифа».

 

 

 

Групповое снаряжение для группы из 2х человек.

Веревка динамическая (single, основная) 50-70м -1

Петли для организации станций120-180 см – 2-4

Оттяжки – 1 комплект

 

Набор группового снаряжения зависит от рельефа, на котором проводятся занятия, и/или принимается зачет.

 

Закладные элементы, френды, скальные крючья для организации станций и страховки  на скальном рельефе - по 1 комплекту

Для снежного и ледового рельефа дополнительно потребуются.

Лавинная лопата - 1

Ледобуры – 1 комплект

 

 

 Дополнительное снаряжение.

 

В рекомендованном минимальном наборе снаряжения отсутствуют ролики, зажимы, блок ролики и множество другого специального снаряжения.

Данное снаряжение редко применяется на восхождениях, но уметь его использовать при ПСР, понимать особенности и опасности применения этого снаряжения в различных ситуациях альпинисты должны.

Занятия с этим снаряжением проводятся после окончания курса занятий с минимальным набором снаряжения.

 

Блок ролик.

Механический зажим типа жумар.

Gri-gri.

Блок ролик с фиксацией обратного хода — типа Mini Traction. 

 

Если в случае реальных спасательных работ у спасателей окажется дополнительное снаряжение – то это значительно облегчит им работу. 

 

Все снаряжение должно удовлетворять требованиям CE, UIAA или иным международным стандартам и быть в хорошем состоянии.

Минимальные требования к рельефу для проведения курса ПСР в малой группе на сложном рельефе.

Для проведения данного курса требуется наличие естественного или искусственного рельефа, высотой от 5 до 25 метров. С возможностью организовать страховочные станции в его верхней части.

Возможность простого подхода к страховочным станциям желательна.

Возможно проведение занятий на скалах, искуственном рельефе- скалодроме, вышках или деревьях. Занятия на скалах обеспечивают большую реалистичность.

Наличие ровной площадки с возможностью организовать страховочные станции желательна. (Спортивная площадка, редкий лес и т.д.)

 

Требования к входным знаниям и навыкам курсантов.

Базовые навыки альпинизма: знание узлов, умение организовать страховку, умение спуститься по веревке, умение подняться по веревке, знания и навыки работы со стандартным альпинистским снаряжением.

Организация курса.

Один инструктор может работать не более чем с 10 студентами, занимающимися по программе первоначального обучения и не более чем с 8 студентами, отрабатывающими сложные сценарии.

Если занятия проводятся на реальных скалах с большой высотой — то с группой должны работать два инструктора — один сверху, другой снизу скалы.

Основная часть занятий проходит при работе в группе из двух человек.

Сложные технические приемы сначала отрабатывают на ровной площадке, и только после уверенного их выполнения переходят к отработке на сложном рельефе.

Во время отработки, когда один из студентов играет роль пострадавшего, используйте укороченную веревку, чтобы «пострадавший» видел действия спасателя. Обучение в группе и взаимное обучение очень эффективны.

Для начинающих следует сократить количество изучаемых технических приемов и отвести больше времени на их отработку для закрепления навыка.

Программа курса.

В зависимости от входного уровня участников, рельефа и времени, отведенного на занятия строится программа обучения.

Следуя обычным дидактическим принципам занятия начинаются с самого простого.

  1. Узлы, применяемые в альпинизме и спасательных работах.
  2. Блокировка страховочного спускового устройства.
  3. Работа с узлом UIAA и его блокировка узлом Мула.
  4. Спуск по веревке с самостраховкой.
  5. Организация связки и аварийной системы при движении по леднику.

И т. д.

Далее следуют более сложные технические приемы.

  1. Спуск пострадавшего без сопровождения. (2-3 способа).
  2. Спуск с наращиванием веревки.
  3. Спуск пострадавшего с сопровождением.
  4. Организация полиспастных систем. (3-4 варианта)
  5. Организация спуска при страховке АТС в режиме автоблокировки.
  6. Передача страховки на станцию при нижней страховке и срыве лидера.
  7. Организация системы «тандем – противовес».
  8. Организация подъема из трещины в группе два, три человека.

И т. д.

После отработки отдельных технических приемов переходят к отработке комплексных сценариев спасательных работ.

  1. Срыв и зависание лидера, перенос нагрузки на станцию, подход к пострадавшему, подъем с помощью полиспастной системы пострадавшего на станцию, спуск с пострадавшим.
  2. Пострадавший завис на веревке при спуске с самостраховкой схватывающим узлом (при подъеме по веревке на схватывающих узлах), подход к пострадавшему, организация его спуска.
  3. Различные варианты смены направления движения: переход от подъема с помощью полиспастной системы к спуску и т. д.
  4. Отработка полного сценария при спасательных работах в трещине — срыв, задержание сорвавшегося, организация станции, перенос нагрузки, коммуникация с пострадавшим, организация снежного «гробика», обработка края трещины, организация полиспастной системы, работа спасателя на перегибе....

И т. д.

Продолжительность курса.

Полный курс по теме «Спасательные работы в малой группе на сложном рельефе» занимает 6-8 дней (48-64 учебных часа). Из которых два дня (16 учебных часов) занимают спасательные работы в ледниковой трещине.

 

Зачет по ПСР в малой группе.

Это один из вариантов проведения зачета, возможны и другие варианты в зависимости от наличия рельефа, целей, задач и т. д.

 

Сценарий зачета не выдается студентам — инструктор сообщает последовательность действий по мере их выполнения.

 

 

В предложенной схеме зачета курсанту придется применить большинство изученных технических приемов, а главное продемонстрировать умение переходить, без потери контроля и страховки, от приема к приему.

Умение перейти от одного технического приему к другому это наиболее важное умение в реальных спасательных работах, спасатели должны уметь быстро и безопасно перейти например от подъема пострадавшего к его спуску, такие ситуации случаются очень часто.

 

Внимание! Данная схема не является реальным сценарием это искусственная ситуация, специально придуманная для проверки знаний и навыков курсантов.

 

Зачет считается сданным, если курсант отрабатывает весь сценарий не более чем 40 минут и не совершит недопустимых ошибок. Список недопустимых ошибок в приложении.

 

Требования к снаряжению описаны выше в разделе Снаряжение.

 

Зачет сдается индивидуально, второй участник выполняет роль пострадавшего.

Принимающий зачет инструктор находится рядом со спасателем.

 

Сценарий.

  1. Курсант организует страховку второго со станции через устройство типа реверсо в режиме автоблокировки.
  2. Второй вылезает на 3-5метров от земли и просит выдать 1 метр веревки. Курсант не разбирая страховочную систему выдает 1 метр веревки.
  3. Второй продолжает движение, вылазает на 5-7 метров от земли и повисает.
  4. Организовать спуск второго с помощью узла UIAA. Спустить второго на 3-4 метра.
  5. Перейти к подъему второго с помощью полиспастной системы. Блокировка обратного хода с помощью угла гарда. Организация полиспаста 3:1, организация перехода к полиспасту 5:1. Поднять второго на 3-4 метра.
  6. Переход с пуску с помощью системы тандем-противовес. Узел гарда освобождается с помощью мини полиспаста.

 

Финальная позиция.

Спасатель и пострадавший на земле. Веревка на земле.

 

 

Система оценивания зачета.

 

Инструктор наблюдает за работой спасателя и старается в нее не вмешиваться.

Используются две команды (подсказки)- «думай» - в ситуации, которая не является опасной, но но действия являются ошибочными и «СТОП» - в опасной ситуации.

Максимальная оценка за зачет 100 баллов, минимальное колличество баллов, при котором зачет «сдан» - 70. За каждую подсказку, остановку, ошибку в технике и превышение контрольного времени из 100 вычитаются штрафные баллы. Согласно приложенной таблице штрафов.

 

 

 Критерии оценки действий студента во время обучения и сдачи зачета.

Основные ошибки описаны в списке «Запрещенные ошибки» и таблице штрафных балов для зачета по ПСР в малой группе.

 

Кроме правильного выполнения технических приемов следует постоянно контролировать правильность завязывания студентами узлов, муфтование карабинов и коммуникацию с пострадавшим.

 

Студенты должны совершать ошибки — это часть учебного процесса и умение «выкручиваться» и решать сложные и нестандартные задачи, даже если студент сам себя «загнал» в эту ситуацию, является очень полезным навыком.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...