Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список исследований для прочтения




Вопросы к зачету/экзамену

По дисциплине «История античной литературы»

РХГА, 2017–2018 уч. год

I. По литературе древней Греции

1. Мифология и литература. Циклы мифов у греков. Мифические образы в поэзии и прозе эллинов.

2. Аэды-сказители. Героический эпос. Эпический стиль. Гекзаметр.

3. Гомер как греческое чудо. История «Гомеровского вопроса». Проблема датировки гомеровских поэм. Разновременность сведений в поэмах Гомера.

4. Сюжет «Илиады». Гнев Ахилла — главная тема поэмы Гомера. «Илиада» — поэма о силе.

5. «Одиссея» — поэма-ностальгия. Герой-странник Одиссей и его возвращение на родину. Сюжет и структура поэмы.

6. Гомеровы гимны. Время создания и сюжеты.

7. Поэмы Гесиода — новый этап в развитии древнегреческого эпоса. Содержание и структура «Теогонии». Музы в «Теогонии». Становление греческого космоса, Хронос, Зевс, Прометей и другие мифические истории у Гесиода.

8. Зарождение дидактического эпоса. Сюжет «Трудов и дней» Гесиода. Биографические элементы поэмы. История поколений людей у Гесиода.

9. Лирика, виды лирической поэзии у греков. Общая характеристика и основные мотивы творчества Архилоха и Анакреонта.

10. Древнегреческий мелос (мелическая поэзия). Общая характеристика и основные мотивы творчества Алкея и Сапфо.

11. Биография и творчество Солона. Тематика Солоновой лирики. «Седмицы».

12. Творчество Пиндара. Пиндаровы четыре цикла од.

13. Феогнид и его сочинение.

14. Древнегреческий театр: история, структура театра.

15. Основные источники и пути формирования древнегреческой трагедии. Структура трагедии.

16. Древнегреческая трагедия. Творчество Эсхила и его значение для развития древнегреческой трагедии. История создания и сюжет трагедий «Прометей Прикованный» и «Орестея» Эсхила.

17. Тематика и проблематика драм Эсхила. История создания и сюжет трагедии «Персы». Миф и история в трагедии

18. Содержание и проблематика драм Эсхила «Просительницы» и «Семеро против Фив».

19. Творчество Софокла и его значение для развития древнегреческой трагедии. Тематика и проблематика драм Софокла. Содержание и трагический конфликт драмы «Антигоны».

20. Трагедии фиванского цикла у Софокла: проблематика драм «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне».

21. Проблематика драм Софокла «Аякс» и «Филоктет».

22. Творчество Еврипида и его значение для развития древнегреческой трагедии. Сравнение творчества Эсхила, Софокла и Еврипида. Трагедия Еврипида «Алкеста».

23. Тематика и проблематика драм Еврипида. Содержание и трагический конфликт драм «Медея» и «Ипполит».

24. Содержание и трагический конфликт драм Еврипида «Троянки», «Андромаха» и «Гекуба».

25. «Вакханки» Еврипида. Дионисийский восторг и ужас.

26. Аристотель о катарсисе и перипетии трагического искусства греков. Содержание «Поэтики» Аристотеля.

27. Происхождение и основные источники древнегреческой комедии. Структура комедии.

28. Общая характеристика творчества Аристофана. История создания и сюжет комедий «Лисистрата»» и «Мир».

29. Философия и социальная утопия в Аристофановских комедиях «Птицы», «Облака», «Женщины в народном собрании».

30. Аттическая комедия о назначении искусства: «Лягушки» Аристофана.

31. Логографы – первые историки-сказители греков. Гекатей и Гелланик.

32. «Отец истории» Геродот и его сочинение. Принципы историописания Геродота.

33. Афинский историк Фукидид и его «История Пелопоннесской войны». Принципы историописания Фукидида.

34. Ксенофонт – воин, политик, историк, мыслитель. Основные исторические и философские сочинения Ксенофонта («История Греции», «Киропедия», «Воспоминания о Сократе», «Пир» и др.).

35. Аттическая риторика. Взлет классической культуры и деятельность ораторов: Андокид, Исократ и Демосфен.

36. Платон и жанр философского диалога в древнегреческой литературе. Логос – ирония – миф. Содержание сочинений Платона «Апология Сократа», «Федр», «Федон», «Пир», «Алкивиад 1», «Ион», «Государство» (1-2, 6-7 и 10 книги).

37.Общая характеристика творчества Менандра. История создания и сюжет комедии «Третейский суд» и «Брюзга».

II. По литературе древнего Рима

1.  Зарождение римской литературы и ее общая характеристика. Периодизация литературы древнего Рима. Влияние греческой литературы на римскую и своеобразие римской литературы.

2.  Театральное дело в Риме. Комедия греческого плаща. Литературные предшественники Плавта. Биография и общая характеристика творчества Плавта. Основные сюжеты и темы комедий Плавта. Художественные особенности комедий. Роль творчества Плавта в развитии римской комедии.

3.  Биография и общая характеристика творчества Теренция. Художественные особенности комедий Теренция в сравнении с комедиями Плавта. Роль творчества Теренция в развитии римской комедии. Содержаний комедий.

4.  Литературные предшественники Катулла и его роль в развитии римской лирики. Основные темы и мотивы в произведениях Катулла. Язык и стиль Катулла. Наизусть два стиха Катулла.

5.  Биография Гая Юлия Цезаря и его литературное творчество: жанр и содержание его произведений, манера изложения, художественные приемы, язык и стиль. Роль творчества Цезаря для развития римской историографии.

6.  Биография Марка Туллия Цицерона и его роль в социально-политической жизни Рима и ее связь с литературной деятельностью автора (политическая, ораторская и литературная деятельность, политические и философские взгляды, основные жанры и темы произведений).

7.  Биография и творчество Вергилия. Основные жанры и темы его произведений. Содержание и художественные особенности «Энеиды» Вергилия (композиция поэмы, развитие действия, характеристика персонажей, язык и стиль). «Георгики» и «Буколики» Вергилия.

8.  Биография и творчество Горация. Основные жанры и темы его произведений. Философские и литературные взгляды Горация на примере конкретных прочитанных произведений. Влияние Горация на литературу последующих эпох.

9.  Биография и творчество Овидия. Основные жанры и темы его произведений. Литературные предшественники Овидия и его вклад в развитие римской литературы. Религиозно-философские, этические и литературные взгляды Овидия на примере конкретных прочитанных произведений. «Наука любви», «Метаморфозы».

10. Овидий в ссылке. Влияние Овидия на литературу последующих эпох. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».

11.  Марциал: биография и творчество поэта. Эпиграммы. Наизусть два стиха.

12.  Тит Ливий и его труд «История Рима от основания города». Миф и исторические события у Ливия.

13.  Сенека. Факты биографии. Философская проза и драматические произведения Сенеки. Поэт и власть. «Новый стиль».

14. Публий Корнелий Тацит. «История» Тацита. Принципы исторического повествования. «Анналы» Тацита.

15.  Биография и творчество Марка Аврелия. «Письма к себе».

16. Греческая историческая проза римской эпохи: Диодор Сицилийский, Дионисий Галикарнасский, Кассий Дион, Гай Светоний Транквилл.

17. Творчество Плутарха: биографические и философские сочинения. Пересказ двух «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха на выбор.

 

Список исследований для прочтения

Основная литература — учебники, монографии, пособия:

1. Аверинцев С.С. Образ античности. СПб., 2004.

2. Альбрехт М. фон. История римской литературы. В 3-х тт. / Перевод с немецкого А. И. Любжина. М.: Греко-Латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2002–2005.

3. Анненский И. История античной драмы. М., 2003.

4. Анпеткова-Шарова Г. Г., Чекалова Е. М. Античная литература. Л., 1989.

5. Борухович В. Г. История древнегреческой литературы. М., 1962 (Саратов, 1982).

6. Борухович В. Г. Квинт Гораций Флакк. Поэзия и время. Саратов, 1993.

7. Дилите Д. Античная литература. М., 2003.

8. Лосев А. Ф. Античная литература. М., 1997.

9. Покровский М. М. История римской литературы. М.; Л., 2001.

10. Радциг С. И. История древнегреческой литературы (любое издание).

11.Тронский И. М. История античной литературы. М., 2005 (или др. издание).

б) дополнительная литература:

1. Античная литература: Рим: антология / сост. Н. А. Фёдоров, В. И. Мирошенкова. М., 2001.

2. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

3. Вулих Н. В. Овидий. М., 1996.

4. Гаспаров М. Л. Овидий в изгнании // Овидий. Скорбные элегии. Письма с Понта. М., 1982.

5. Дуров В. С. Марциал и его поэзия // Марциал. Эпиграммы. СПб., 1994.

6. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Под ред. А. А. Нейхардт. М., 1990.

7. Лосев А. Ф. Гомер. М., 1960 (или другое издание).

8. Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963.

9. Полонская К. П., Поняева Л. П. Хрестоматия по ранней римской литературе. М., 2001.

10. Словарь античности. М., 1993.

11. Суриков И. Е. Гомер. М., 2017.

12. Штейн А. Л. Весёлое искусство комедии. М., 1990.

13. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

14. Ярхо В. Н. Менандр: у истоков европейской комедии. М., 2004.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...