Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Программирование циклических процессов
С использованием одномерных массивов и строк
Цель работы: Изучить правила работы с одномерными массивами, а также особенности работы со строковыми объектами как одномерными символьными массивами.
Краткие теоретические сведения Массив – конечномерная последовательность данных одного типа. Массив – объект сложного типа. Каждый элемент массива определяется именем массива и индексом (целое число), по которому к элементу массива производится доступ. Рассмотрим одномерные массивы. Индексы массивов в языке С начинаются с 0. В программе одномерный массив объявляется следующим образом: <Тип> <имя массива>[размер]; где размер – количество элементов одномерного массива. Размер массива может задаваться константой или константным выражением. Нельзя задавать массив переменного размера, для этого существует отдельный механизм – динамическое выделение памяти. Пример объявления массива целого типа: int a[5]; в массиве а первый элемент а[0], второй – а[1], …, пятый - а[4]. В языке С не проверяется выход индекса за пределы массива. Корректность использования индексов элементов массива должен контролировать программист. Пример работы с одномерным массивом В массиве целых чисел найти индекс и значение максимального элемента и переставить его с первым элементом. Программа также должна подсчитать количество положительных и отрицательных элементов данного массива. Текст программы может быть следующим:
#include <stdio.h> #include <conio.h> void main(void) { // Объявление с инициализацией, int a[4]={-1,-20,4,100}; // индексы принимают значения от 0 до 3 int i,index,max,kp=0,ko=0,zam,n=4; clrscr(); puts("\n Исходный массив "); for (i=0; i<n; i++) printf("%d ",a[i]); // Вывод элементов исходного массива max=a[0]; for (i=1; i<n; i++) { if (a[i]>max) { max=a[i]; index=i; } } zam=a[0];a[0]=a[index];a[index]=zam; for (i=0;i<n;i++) { if (a[i]<0) ko++; else kp++; } puts("\n Результаты работы программы "); for (i=0; i<n; i++) printf("%d ",a[i]); // Вывод элементов массива printf("\n положительных элементов: %d \n",kp); printf("\n отрицательных элементов: %d \n\n Press any key...",ko); getch(); } Строки как одномерные массивы символов Работа со строками в языке С реализована путем использования одномерных массивов типа char, т.е. строка символов – это одномерный массив типа char, заканчивающийся нулевым байтом. Нулевой байт – это байт, каждый бит которого равен нулю, при этом для нулевого байта определена символьная константа ´\0´ (признак окончания строки или нуль-терминатор). Поэтому, если строка должна состоять из k символов, то в описании массива необходимо указать размер k+1. Например, описание char a[7], означает, что строка содержит шесть символов, а последний байт отведен под нуль-терминатор. Строковая константа в языке С – это набор символов, заключенных в двойные кавычки. Например: “Лабораторная работа по строкам”. В конце строковой константы явно указывать символ ´\0´ не нужно, так как это сделает компилятор языка С. Строки можно инициализировать при декларировании, например: char S1[10]=”123456789”, S2[ ]=”12345”; в последнем случае размер строки будет установлен по фактическому количеству символов. Для ввода строки с клавиатуры дисплея используются две стандартные библиотечные функции, прототипы которых приведены в файле stdio.h. Функция scanf( ) вводит значения для строковых переменных спецификатором ввода %s. Но надо помнить, что функция scanf( ) вводит символы до появления первого символа “пробел”. Библиотечная функция gets( ) обеспечивает ввод строки с пробелами внутри этой строки. При этом ввод строки символов завершается нажатием клавиши ENTER. Обе функции автоматически ставят в конец строки нулевой байт. И, кроме того, так как строка – это символьный массив, а имя массива – это указатель на его начало в памяти, то символ «&» перед именами строк при использовании этих функций указывать не надо. Вывод строк выполняют функции printf( ) или puts( ). Обе функции выводят символьный массив до первого нулевого байта. Функция printf( ) не переводит курсор после вывода на начало новой строки, программист должен предусмотреть такой перевод в строке формата. Функция puts( ) автоматически переводит курсор после вывода строковой информации в начало новой строки. Операции над строками как объектами сложного типа, рекомендуется выполнять, используя стандартные функции. Декларации функций для работы со строками размещены в файле string.h. Рассмотрим наиболее часто используемые: 1. Функция strcpy(S1, S2) - копирует содержимое строки S2 в строку S1. 2. Функция strcat(S1, S2) - присоединяет строку S2 к строке S1 и помещает ее в массив, где находилась строка S1, при этом строка S2 не изменяется. Нулевой байт, который завершал строку S1, заменяется первым символом строки S2. 3. Функция strcmp(S1, S2) сравнивает строки S1 и S2 и возвращает значение =0, если строки равны, т.е. содержат одно и то же число одинаковых символов; значение <0, если S1<S2; значение >0, если S1>S2. 4. Функция strlen(S) возвращает длину строки, т.е. количество символов, начиная с первого (S[0]) и до нуль-терминатора, который не учитывается. 5. Функции преобразования строки S в число: - целое: int atoi(S); - длинное целое: long atol(S); - действительное: double atof(S); при ошибке данные функции возвращают значение 0. 6. Функции преобразования числа V в строку S: - целое: itoa(int V,char S,int kod); - длинное целое: ltoa(long V,char S,int kod); 2<=kod<=36, для отрицательных чисел kod=10. Операция sizeof Для определения размера памяти, необходимого для размещения объектов в языке С, используется унарная операция sizeof(параметр), параметр – тип объекта или его идентификатор (только не имя функции). Операция sizeof вычисляет размер памяти в байтах, отводимый под объект. Если указан идентификатор сложного объекта (массив, структура, объединение), то результатом является размер всего сложного объекта. Например: sizeof(int) результат 2 байта; int b[5]; sizeof(b) результат 10 байт; int c[3][4]; sizeof(c) результат 24 байта. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |